Ребенок в 3 года вместо я называет свое имя что это

Ребенок в 3 года вместо я называет свое имя что это thumbnail

Появление в речи ребёнка своего «Я» означает то, что малыш добрался до важного этапа — он идентифицировал себя как отдельную личность. Но в некоторых ситуациях родители замечают, что ребёнок упорно говорит о себе же в третьем лице: «Саша уже помыл руки«, «Маша смотрит мультики«. У некоторых это вызовет лишь пожатие плечами из серии: «Ну говорит и говорит — что здесь такого?» А вот те, кто полезут в интернет, рискуют нарваться на слова о том, что оказывается подобное поведение у ребёнка является симптомом аутизма или даже умственной отсталости.

Да, речь о себе в третьем лице нередко действительно нехороший знак. Однако наблюдать этот момент можно не только в случае с аутизмом, но и при других нарушениях развития, а иногда и при полной норме.

Ребёнок говорит о себе в третьем лице при нарушениях развития. Почему?

Здесь причиной считается общая задержка развития социализации.

Развитие самоидентификации, в следствии которой в речи ребёнка и появляется «Я», приводит к тому, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность внутри общества и своего микросоциума (семьи). Осознание своего «Я» ведет к тому, что малыш начинает методом проб ошибок прощупывать где и что можно делать, как себя следует вести, какая реакция к его «Я», как к источнику каких-то явлений, будет у взрослых.

При аутизме социализация и коммуникация развиваются с задержкой и нередко искажённо. Этап самоидентификации отсрочивается, что и приводит к тому, что ребёнок говорит о себе, как о постороннем человеке.

Самоидентификация может пострадать и в следствие других нарушений развития — например, тяжёлые нарушения речи по типу алалии часто влекут за собой торможение развитии коммуникации и социализации, так как ребёнок попросту лишен возможности общаться с другими людьми.

При ЗПР и особенно при УО нередко тормозится развитие всех психических процессов. Самоидентификация, будучи компонентом эмоционально-волевой сферы, тоже не исключение.

А почему бывает так, что с ребёнком всё в порядке, а он всё равно говорит о себе в третьем лице?

Прежде всего, хочу отметить, что для детей ДО 3 лет такое поведение считается нормальным. Ребенок в этом возрасте ещё может не осознавать себя как отдельную личность и часто воспринимает себя как единое целое с близким взрослым (обычно с мамой).

С наступлением трёх лет на многих родителей обрушивается возрастной кризис с истериками и неожиданным непослушанием, однако вместе с тем у ребенка приходит и своё «Я», которое начинает тестировать границы социальных устоев и самостоятельности.

Однако если ребенку перевалило за три года, а он о себе упорно говорит как о постороннем мальчике/девочке, то здесь уже есть повод задуматься.

фото из открытых источников

Не об аутизме или ещё чем-то таком, а о том, почему малыш не может преодолеть этот этап. Вообще для этого есть несколько причин, никак не связанных с болезнями:

  • Взрослые любят определенным образом разговаривать с ребенком

Многие из них, общаясь с ребенком, говорят и о себе, и о ребенке в третьем лице. Например, мама говорит: «Сейчас мама оденется, а Машенька покушает и пойдем гулять!» Такой стиль речи уместен для годовалых младенцев, но не для 3-4 лет.

Признаюсь честно, эта причина не всегда заметна для самого взрослого — кажется, что ничего такого криминального в подобном стиле общения нет. Я тоже попалась в эту ловушку. У меня сын долго не говорил из-за алалии и я сама не замечала, что постоянно говорю и о себе, и о Лёве в третьем лице. Собственно, совсем неудивительно, что когда он наконец-то начал говорить, я стала слушать перлы типа: «Лёва не хочет спать«, «А Лёве купят булочку?«.

РЕШЕНИЕ: менять в первую очередь себя, приучая своим примером к правильной речи. Это работает. Не сразу, — у меня ушло 3 или 4 месяца, — но ребенок переучился говорить правильно.

  • Гиперопека — она искусственно притормаживает развитие ребёнка на уровне более раннего возраста

Из-за этого развитие самоидентификации тоже задерживается и получается так, что даже без каких-либо отклонений по здоровью, развитию и с правильной речью в окружении, ребенок все равно долго не использует «Я», так как психологически все ещё не отделился от мамы или другого опекающего взрослого.

РЕШЕНИЕ: дать больше самостоятельности, свободы выбора и обязанностей. В безопасных ситуациях меньше переживать, что ребенок что-то не то наворотит — в конце концов, малыш ценнее любых разбитых стаканов, рассыпанного мусора и не так нарисованных цветочков.

  • Мало внимания от взрослого

Дети в таких ситуациях пытаются его получить, возвращаясь на более ранний этап развития — они могут «разучиться» ходить на горшок, начать чаще проситься на ручки, необычно прилипчиво вести себя.

Самоидентификация в таком случае отходит как бы на второй план. Чаще всего такой феномен наблюдается при появлении в семье «конкурента» за внимание — младшего брата или сестры.

РЕШЕНИЕ: простое и очевидное — стараться распределять свое время так, чтобы и ребенку его хватило.

Спасибо тем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Ролевая игра как способ развития коммуникации у детей с нарушениями развития (аутизм, алалия, ЗПР)

«Избирательный контакт» — про элективный мутизм и его отличия от алалии, аутизма и шизофрении.

Читайте также:  Детские танцы для ребенка 3 года

«Ребёнок-пылесос» — как отучить ребёнка с особенностями развития тянуть всё в рот

Источник

здравствуйте, дорогой психолог. посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. моей дочке 2 года 3 мес. Вот уже полгода мы ходим в детский сад, недавно закрыли адаптацию, наконец-то ребенок стал ходить в садик на полный день. дело было не столько в психологических проблемах, сколько в частых заболеваниях. но, слава Богу, ребенок теперь ходит и не болеет. проблема моя вот в чем. второй день Лиза приходит с садика и говорит мне, что она — не Лиза, а Соня. и я так должна называть ее. я в первый день включилась в ее «игру», мне стало любопытно, почему она выбрала такую позицию. ребенка было не узнать. удивительное послушание, нежность, согласие во всем, ни одного пререкания. я смотрю на нее и не верю — это как будто не мой ребенок. на второй день повторяется то же самое. я в тревоге. что это значит и чем нам грозит? я в детстве сама переживала по поводу того, что мама всегда мне говорила, что Люся,например, делает что-то лучше меня, а Лена лучше одевается, а Наташа помнит, чем кормили ее на ужин. это постоянное сравнивание воспитало во мне жуткую неуверенность в себе. поэтому я дала себе слово никогда не сравнивать свою дочку с кем бы то ни было, ни в каком возрасте. она ни разу не слышала от меня ничего подобного. поэтому и не могу понять, в чем дело?

Здравствуйте.

Я думаю, ничем страшным такая метаморфоза вам не грозит. Соней может оказаться…кукла в детском садике, в которую играют девочки и которая хорошо кушает, не капризничает и слушает старших. Соней может оказаться какая-то девочка из группы, которая просто понравилась Лизе — ведь и у маленьких детей есть свои симпатии и антипатии!

Но чтобы Вам не блуждать в потемках, подойдите к воспитательнице и поговорите с ней: есть ли такой ребенок по имени Соня? Просит ли Ваша дочка ее называть этим именем в саду? Чем воспитатели объясняют эту странность?

Думаю, вопрос этот быстро прояснится.

С психологической точки зрения опасности не вижу. Многие детки просят на определенном этапе называть себя чужими именами, возвращаясь потом к своему имени. Патологии в этом нет.

Но время от времени напоминайте «Соне», что вообще-то у Вас была дочка Лиза, которую Вы очень любили, и хотя «Соня» тоже хорошая девочка, Вы бы хотели, что бы к Вам вернулась Лиза.

Не знаю, можно ли в этой теме еще один вопрос?

Просто этим вопросом навеяло…

У меня ребенку почти 5 лет. Она какое-то время ассоциировала себя с персонажем мультфильма (пингвиненок Лоло). Называла себя Лоло, говорила, что она не девочка, а мальчик Лоло. Это в общем не проблема, я понимаю, что она играет, и легко переводили, на то, что вообщето у меня дочь. Проблема в другом, что она имея хорошую память знает этот мультфильм (примерно часовой) наизусть. И может в течение долгого времени сама с собой (без игрушек) рассказывать этот мультфильм. И длиться это уже несолько месяцев. Мультфильм мы этот смотрим не часто, а когда увлекается, начинает ругаться на нас с папой и выгоняет из своей комнаты. Надо ли на это обращать внимание?

ДОРОГИЕ МАМЫ!

УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ СТАЛКИВАЮСЬ С ВОПРОСОМ: МАЛЫШ НАЗЫВАЕТ СЕБЯ ЧУЖИМ ИМЕНЕМ! ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? И СТОИТ ЛИ БЕСПОКОИТЬСЯ?

ОТВЕЧАЮ: НЕ СТОИТ!

ЧТО ТАКОЕ ИМЯ ЧЕЛОВЕКА И ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ИМЕНИ? ЕСЛИ СКАЗАТЬ В ДВУХ СЛОВАХ, ТО ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ИМЕНИ ЭТО ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ. ЕСЛИ ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ НРАВИТСЯ СОБСТВЕННОЕ ИМЯ, ЗНАЧИТ, ПРОБЛЕМА В НЕДОВОЛЬСТВЕ СОБОЙ, ВОЗМОЖНО — В ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКЕ. И МЕНЯТЬ СЛЕДУЕТ НЕ ИМЯ В ЭТОМ СЛУЧАЕ, А ПОНЯТЬ, ЧТО ЖЕ НЕ НРАВИТСЯ В САМОМ СЕБЕ И ПОПРОБОВАТЬ ЭТО ИЗМЕНИТЬ.

НО К ДЕТИШКАМ ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ НЕ ОТНОСИТСЯ, ПОТОМУ ЧТО У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, ВО-ПЕРВЫХ, ЕЩЕ НЕ СФОРМИРОВАНА ЦЕЛОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, А ВО-ВТОРЫХ, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК НЕ СКЛОНЕН ОТНОСИТЬСЯ К НЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО.

ЕСЛИ МАЛЫШ ВДРУГ СТАЛ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ ЧУЖИМ ИМЕНЕМ, СКОРЕЕ ВСЕГО, РЕЧЬ ИДЕТ О ФАНТАЗИЯХ ИЛИ РОЛЕВЫХ ИГРАХ. НЕ ПУГАЙТЕСЬ, А ПОГОВОРИТЕ С НИМ О ТОМ МАЛЬЧИКЕ ИЛИ ДЕВОЧКЕ (ИЛИ ДАЖЕ ЖИВОТНОМ), КОТОРЫЙ ВДРУГ ПОЯВИЛСЯ У ВАС ДОМА ВМЕСТО СЫНА ИЛИ ДОЧКИ! НЕ НАСТАИВАЙТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ПЕТЯ, А НЕ «ВАСЯ». ПУСТЬ ПОБУДЕТ ВАСЕЙ. НО ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НАПОМИНАЙТЕ, ЧТО У ВАС БЫЛ СЫН ПО ИМЕНИ ПЕТЯ, КОТОРОГО ВЫ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛИ И ХОТЕЛИ БЫ, ЧТО БЫ ОН ТОЖЕ ВЕРНУЛСЯ!

Не думаю, Татьяна, что бы на это стоило обращать внимания.

У каждого из нас есть что-то сокровенное: фильм, книга… У детей — тем более 5-летнего ребеночка — тоже уже есть что-то значимое: любимая книга, сказка, мультфильм.

А вот почему пингвиненок столь дорог сердцу дочки, сказать трудно, но, думаю, вы можете проникнуть в эту тайну: попросите ее рассказать о нем — только не о мультфильме, а о том, как бы он жил, например, попав в Вашу семью? Хорошо бы ему жилось у вас или нет? О чем он мечтает? Грустный он или веселый? Хорошие он поступки совершает или он любит похулиганить? Его ругают или нет?

Читайте также:  Как развить ребенка в 1 год 3 месяца

Таким образом Вы узнаете, возможно, что беспокоит дочку, о чем она мечтает, из-за чего грустит.

Но если она не захочет рассказывать о Лоло, настаивать не стоит.

Спасибо за ответ.

Сам мультик очень трогательный, рассказывает о пингвиненке с самого рождения, и по возрасту очень ей подходит (в смысле возраст этого пингвиненка). Меня беспокоит, что она уж очень сильно в это уходит. Была даже такая фраза, что я сплю и смотрю сон (это в полном бодрствовании) и не мешайте мне.

Татьяна, ну что Вы! С психикой девочки все в порядке, если Вас тревожит аспект пограничных состояний.

У дочки, скорее всего, очень хорошо развита фантазия, она видит яркие сны, и фразу » Я сплю и вижу сон» можно истолковать как «Моя фантазия так ярка, что в голове у меня картинка такая же яркая, как во сне!»

Так что нет повода для тревоги.

огромное Вам спасибо за внимание к моей проблеме. ребенок с именем Соня в группе действительно есть. это очень ласковый и любвиобильный ребенок, который таким поведением привлекает, конечно, взрослых. ее невозможно не похвалить, невозможно не приласкать. Может быть, моей доченьке хочется такого же отношения к себе и она поняла, чем это можно добиться, но не понимает, что именно Лиза может стать такой, необязательно становиться для этого Соней. я права? конечно, я ей говорю о том, что мне не Сонечка нужна, а моя Лизонька, которую я люблю такой, какая она есть. надеюсь, она быстро это поймет.

Пожалуйста!

Как я писала, есть несколько вариантов, почему Лиза решила стать Соней. Да, возможно Лиза хочет, что бы и ее так любили воспитатели, как Соню — недаром она стала такой же послушной и ласковой девочкой, то есть переняла паттерн поведения Сони. Но возможен и другой вариант: Лизе просто нравится Соня!

Попробуйте расспросить дочку об этой новой девочке Соне, которая живет у Вас теперь вместо Лизы — какая она, за что ее хвалят, кого Соня любит, с кем дружит. Может быть, Вы поймете «загадку» Сони — чем она так хороша.

Спасибо, Елена Викторовна. С наступающим Вас Новым годом

Спасибо, Татьяна!

И Вас — с Новым годом!

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

Источник

В России испокон веков дети называли родителей мама и папа. В разные периоды истории эти слова выражались в различных формах: папенька и маменька, папан и маман, папаня и маманя. Популярным было обращение батюшка и матушка. В последние десятилетия влияние западной культуры вызвало моду в России на то, чтобы родителей называть просто по именам. У большей части родителей такая тенденция вызывает тревогу и беспокойство.

Почему ребёнок называет родителей по имени, плохо ли это

Традиционно считается, что первым словом, которое произнесёт ребёнок, будет слово мама. Лингвисты объясняют это тем, что наиболее лёгкими для произношения звуками являются: гласная «а» и согласные «м», «п». Именно поэтому первый детский лепет ассоциируется у родителей со словами мама и папа. Кстати, в большинстве языков наблюдается поразительное языковое сходство между этими терминами.

В русской, еврейской культуре, культуре народов, исповедующих ислам, не принято называть родителей по имени. Мама и папа считаются единственными и исключительными людьми, которых нужно слушаться, чтить и уважать.

Почитание родителей есть практически в каждой культуре

Обращение же по имени показывает неуважение к ним. В США и западноевропейских странах распространение обращения по имени связывают с достижениями равенства и свободы в отношениях между родителями и детьми. В некоторых странах даже на законодательном уровне упраздняют понятия «отец» и «мать», заменяя их на «родитель-1» и «родитель-2».

Большинство психологов объясняют, что в два-три года у детей появляется способность к идентификации окружающих людей. Ребёнок начинает копировать наиболее популярные обращения к родителям, в большинстве случаев используемые остальными членами семьи, гостями. Например, если бабушка, дедушка, папа называют маму по имени, то и малыш будет стараться также обращаться к ней.

Ребенок в определенном возрасте копирует поведение старших и называет родителей так, как они называют друг друга

В данной ситуации психологи не видят ничего опасного. Анна Милованова в книге «Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы» пишет, что в огромном количестве семей дети называют маму с папой по имени, при этом между ними сохраняются тёплые и нежные отношения.

Ваш ребенок называет вас по имени? Прислушайтесь к себе, а беспокоит ли вас это. Если нет, то и проблемы тоже нет.

Видео: психолог Наталья Барложецкая о том, почему ребёнок называет родителей по имени

В каких случаях может понадобиться помощь психолога

Обратить внимание следует на ситуации:

  • если ребёнок называет по имени только одного из родителей;
  • если ребёнка в основном воспитывают бабушка с дедушкой;
  • если ребёнок старше семи лет внезапно перешёл на обращение по имени к одному или обоим родителям.

В первых двух случаях ребёнку скорей всего не хватает родительского внимания и заботы. Психолог Наталья Истранова отмечает, что если с сыном или дочкой больше времени проводит бабушка, то положение в семье мамы может свестись, например, всего лишь просто к Веронике. Ведь людей с таким именем миллионы. А ребёнку нужно ощущение исключительной поддержки в любую минуту. А её может оказать только родной и единственный во всём мире человек.

Дети школьного возраста начинают понемногу искать своё место в жизни, что может выражаться в постепенном отдалении от родителей. В этом случае переход на обращение к папе с мамой по имени может свидетельствовать о стремлении воспринимать родителей в качестве друзей без учёта возрастных ограничений и семейной иерархии. Положительным моментом ситуации является то, что родители, на равных общающиеся с младшим поколением, могут ощутить себя снова молодыми. Но эта же ситуация может сигнализировать об ухудшении отношений в семье, дистанцировании ребёнка от родителей, возникновении непонимания и обиды.

Если ребёнок начинает называть родителей по имени, то это может сигнализировать о проблемах в семейных взаимоотношениях

Как добиться, чтобы ребёнок называл родителей мамой и папой

Педагоги и специалисты по детской психологии подчёркивают, что причины изменений, происходящих в общении с детьми, нужно искать отдельно в каждом конкретном случае. При этом нужно учитывать:

  • состав семьи;
  • стиль взаимоотношений в семье;
  • семейные традиции;
  • возраст и характер ребёнка.

Если родителей смущает обращение детей дошкольного возраста к ним по имени, то часто бывает достаточно поправить ребёнка и объяснить ему, кто кому кем в семье приходится, как к кому обращаться. Если причина кроется в недостатке заботы, то следует постараться чаще обнимать ребёнка, проводить с ним больше времени, помогать ему в решении проблем, постоянно интересоваться его жизнью. При сложных взаимоотношениях не нужно стесняться обращаться за помощью к специалисту по психологии.

Если родители не интересуются жизнью ребенка, их значимость теряется для него

Примеры среди звёздных семей

Самые нестандартные ситуации обычно возникают в так называемых звёздных семьях, в которых родители бо́льшую часть своего времени посвящают работе, часто разводятся и находят новых спутников жизни.

Одним из примеров непростых семейных взаимоотношений являются отношения знаменитой советской актрисы и певицы Людмилы Гурченко с собственной дочкой Марией. Причём сложности начали возникать сразу после рождения ребёнка. Людмила Марковна очень хотела родить мальчика, а родилась девочка. До трёх лет Маша жила в доме бабушки. Бесконечные гастроли и киносъёмки звезды не позволяли восстановить теплоту и нежность между матерью и ребёнком. Конфликты продолжались до самой смерти Людмилы Марковны. Тем не менее Мария всегда называла свою мать мамой, хотя это и не улучшило их отношений.

Дочь Людмилы Гурченко, несмотря на сложные отношения, всегда называла ее мамой

Сложными, с точки зрения обычных людей, являются и взаимоотношения в семье примадонны российской эстрады Аллы Пугачёвой. Её нынешний муж Максим Галкин намного младше её, их биологических детей родила суррогатная мать. Настоящая жизнь семьи покрыта толстым слоем информации из «жёлтой прессы». Но летом 2018 года Максим Галкин разместил в соцсетях видео, на котором их четырёхлетняя дочь Елизавета непосредственно отчитывает Аллу Борисовну и называет её мамой. В этом плане звёздная семья не стала копировать модные западные тенденции.

Видео: ролик «Мама» с детьми Максима Галкина и Аллы Пугачёвой

А вот в более молодых звёздных семьях противоположную картину можно наблюдать чаще. Самая молодая участница «Евровидения-2019» — Зена (Зинаида Куприянович) из Минска называет папу Сашей, а маму — Нелли. Ей всего лишь 16 лет. В раннем детстве она не называла родителей по имени. Всё изменилось, когда родители с дочкой начали работать в одной музыкальной команде. Папа — директор продюсерского центра, мама — администратор, а Зена — звезда.

Самая молодая участница «Евровидения-2019» — Зена (Зинаида Куприянович) из Минска называет родителей по имени и считает, что это позволяет ей поддерживать с ними тёплые и уважительные отношения даже при совместной работе

Сама Зинаида утверждает, что обращение к родителям по имени позволяет поддерживать с ними деловые уважительные отношения. Её мама, которая по специальности является семейным психологом, рассказывает, что отношения между членами семьи по-прежнему не только тёплые, но и корректные с соблюдением личностных границ.

Видео: Зена на одной волне с «батей»

Отзывы родителей

В нашей семье сыновья меня называют папой, а жену — мамой. Нам нравится такое обращение. У детей в жизни были периоды, когда они пробовали обращаться к нам по имени. Но мы им спокойно объяснили, что по имени мы с женой обращаемся друг к другу, так нас называют другие родственники, друзья. А для детей мы в первую очередь являемся мамой и папой. У родителей в семье свои обязанности, а у детей свои. Такая позиция совершенно не мешает нам выстраивать дружеские отношения с сыновьями. Среди наших друзей и знакомых практически не встречаются семьи, в которых дети называют родителей по имени. Лишь в одной семье подросток начал называть маму по имени. Но в этом случае женщина воспитывала сына без мужа. В конце концов им понадобилась помощь психолога.

Чаще всего форма обращения детей к родителям формируется культурными традициями и методами воспитания в семье. Отклонение от традиций обычно не должно вызывать беспокойства. Лишь в некоторых случаях может потребоваться помощь психолога.

Источник