Ребенок в 3 года не произносит согласные звуки
Информация от моей хорошей знакомой, «комаровской мамочки». Думаю, будет полезна как ориентир к действиям родительницам, чьи дети не говорят. Часто встречаю на сайте переживания мам по этому поводу.
Необходимо обратиться к логопеду, если ваш малыш:
Возраст Тревожные симптомы
12–18
месяцев В 12 месяцев не пользуется жестами (например, не кивает головой в знак согласия и не мотает ею из стороны в сторону, если не согласен);
в 12 месяцев не произносит никакие согласные звуки («п», «б» или другие);
в 15 месяцев не умеет говорить даже двух-трех слов;
в 15 месяцев не говорит «мама» или «папа»;
в 18 месяцев не говорит хотя бы 15 слов.
19–24
месяца В 19–20 месяцев не пытается привлечь ваше внимание к заинтересовавшим его вещам (например, к птичке или самолету в небе);
в 24 месяца не повторяет за другими их слова, не копирует действия;
в 24 месяца не может по просьбе взрослого показать нужную картинку в книге;
в 24 месяца не умеет строить фразы из двух слов;
в 24 месяца не знает, для чего нужны простейшие бытовые предметы: зубная щетка, телефон, вилка…
25–36
месяцев В 26 месяцев не умеет составлять простые предложения из двух-трех слов;
в 36 месяцев не задает вопросов;
в 36 месяцев говорит так, что окружающие не могут понять его и в половине случаев;
в 36 месяцев не произносит согласные в начале слов (например, говорит «Аля» вместо «Галя», или «Ова» вместо «Вова»);
в 36 месяцев не может назвать самые обычные бытовые предметы.
3–4 года В 3 года не понимает коротких инструкций взрослого;
в 3 года не стремится общаться с другими детьми;
в 3 года с огромным трудом отпускает от себя родителей;
в 3,5 года не произносит согласные звуки в конце слов (например, говорит «ко» вместо «кот»);
в 4 года часто заикается (испытывает трудности в произнесении слов или звуков), лицо при этом может искажаться неестественными гримасами;
в 4 года говорит так, что его невозможно до конца понять.
Статья врача-дефектолога.
Идея этой статьи зрела давно. Здесь не будет цитат известных ученых и педагогов, не будет научных выкладок и схем развития. Только информация для размышления.
Комаровские мамы, посмотрите на себя со стороны. Что вы чувствуете, когда сталкиваетесь с очередным вопросом «В 6 месяцев не сидит», «в 8 месяцев еще не появился зуб», «в год не ходит», «в два с половиной года не разговаривает»? Правильно, из загашников достаются транспаранты «Ребенок никому ничего не должен» и «Каждый ребенок развивается индивидуальными темпами». Как никого другого комаровских мамочек раздражают слова «норма», «среднестатестический», «в среднем», «обычно» и т.д. И я вас во многом поддерживаю, но с одной оговоркой: нормы придумали не просто так, их для чего-то внедрили и используют. Вы не задумывались для чего? Правильно, чтобы не упустить патологию. Другой вопрос, что некоторые «специалисты» (я специально взяла в кавычки) не умеют думать и видеть, а некоторые намеренно используют вариативность норм для запугивания мам и извлечения своей меркантильной выгоды.
Да, если у ребенка нет проблем с опорно-двигательным аппаратом или мышечной системой, он рано или поздно научится переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Если у него сформировались зубы, то рано или поздно они вылезут.
Но совсем другое дело речевые нормы. Я часто читаю ваши комментарии, и грустно улыбаюсь. Вы, которые не любите сравнивать своих детей с другими (особенно, если в чем-то уступаете этим другим), мчитесь успокаивать очередную маму неговорящего ребенка, приводя в пример свой, своего ребенка, племянника, соседского сына опыт. Подумаешь, к трем годам не говорит, заговорит, никуда не денется. И вообще, ребенок никому ничего не должен, он развивается в своем индивидуальном темпе. И вот тут находит коса на камень. Многие мамочки, столкнувшиеся с таким индивидуальным графиком развития, храбрятся и хорохорятся все дошкольное детство своего чада. Они убеждают специалистов в том, что их ребенок уникальный, а не среднестатистический, и эти усредненные нормы не для него написаны. Зато когда на горизонте появляется школа, и не просто школа, а спец.школа, вот тут большинство мам задают один объединяющий их вопрос: «А когда мой ребенок станет как все?» или «А он сможет посещать обычную школу?». Время упущено, и приходится не совершенствоваться, а догонять сверстников.
Речевое развитие как часть умственного имеет свои вехи, закономерности и темпы. И, к сожалению, очень редко серьезные отклонения от нелюбимым многими среднестатистических норм остаются без последствий. Речевые патологии очень часто появляются не только из-за медицинских проблем (тяжелая беременность, тяжелые роды, инфекционные заболевания, высокая температура). Все чаще и чаще причиной отклонений оказывается социальная и педагогическая запущенность. Бич конца 20 — начала 21 века: общее недоразвитие речи. В группе, где я была воспитателем из 22 детей у 16 был этот диагноз. И родители их не были алкоголиками или наркоманами. Многие имели высшее образование.
Однажды я поймала себя на одной очень интересной мысли. Если в моем детстве, услышав знакомый сюжет, мы говорили: «А мне мама читала эту сказку», то уже мои воспитанники мне кричали наперебой «А я смотрел такой мультик». А ведь прошло каких-то 25-30 лет. Мамы и папы, бабушки и дедушки пытаются нейтрализовать неуёмную энергию детей любыми доступными им способами, благо способов научный прогресс предоставляет все больше и больше. Только времени на непосредственное общение с детьми уже не остается.
Противоположная сторона крайности – раннее развитие. И не просто раннее развитие, а активное, я бы даже сказала агрессивное. Ребенка так усиленно развивают, что времени на обычное беззаботное детство уже не остаётся.
Бесспорно, мы объединились на этом сайте по одному принципу: мы считаем себя здравомыслящими родителями. Поэтому давайте оставаться такими же здравомыслящими и в комментировании вопросов о речевых проблемах детей, мнимых или явных. И если чужой, невидимый нам ребенок, не говорит к 2,5-3 годам, то давайте не будем легкомысленно успокаивать, что все нормально и никаких проблем нет. Мы не знаем в каких условиях ребенок родился и развивается. Девиз «Лучше перебдеть, чем недобдеть» лучше всего подходит к речевому развитию. Тут совет может быть только один: отправиться к специалисту, пусть он посмотрит и решит. Конечно, если «специалист» утверждает, что может определить у полугодовалого ребенка наличие будущих речевых проблем по способу захвата соска или соски, или «врач» рекомендует те или иные таблеточки-укольчики для улучшения умственного развития, то грош цена таким «специалистам» и их заключениям. Критическое мышление еще никто не отменял.
Источник
Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения
Как развивается речь
Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.
В становлении речи можно выделить три периода:
Первоначальный этап
Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.
Формирование активной речи
В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.
Монологическая речь
От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.
Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппарата
Задержка в развитии речи
Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.
Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения
Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.
Причины отставания в развитии речи
Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние причины
Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.
Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.
Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.
Внешние причины
Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.
Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?
Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.
Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.
Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.
Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.
Что предпринимать, если ребенок не говорит
Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.
Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.
Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.
Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.
1) Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
2) Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».
Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.
Методики по развитию речи у детей
Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.
Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.
В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.
Источник
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник