Ребенок в 3 года не понимает обращенную речь это аутизм
Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.
А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.
Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы
Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.
Признаки ЗРР
Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.
В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.
На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.
Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:
- появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
- затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
- непонимание детской речи;
- неразборчивость произношения и сочетания звуков;
- плохое выговаривание окончаний слов;
- нарушение речевых темпов.
Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.
К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:
- заметны нарушения в звуковой стороне речи;
- во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
- используются одни и те же слова и сочетания;
- заметны трудности в построении связного высказывания;
- наблюдается неумение образовывать грамматические формы.
Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.
Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.
Причины задержки речи
ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить. Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей. Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.
К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:
- нарушения слуха и зрения;
- неврологические заболевания;
- недоразвитость органов артикуляции;
- поражения головного мозга и травмы;
- гипоксия;
- преждевременные и трудные роды;
- травмы психологического характера;
- алкоголизм родителей;
- врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.
На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.
Когда стоит обращаться к логопеду
Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом. Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.
К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:
- если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
- после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
- при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
- при нарушениях слуха и зрения;
- генетических синдромах;
- повышенном внутричерепном давлении;
- после перенесенной родовой травмы.
На заметку! Что касается непосредственно речи, то ее развитие имеет весьма размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего малыша со сверстниками, так как речевое становление является сугубо индивидуальным процессом.
Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.
ЗРР или аутизм
Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.
Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.
Характеристики развития речи при раннем детском аутизме
При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:
- речь полностью отсутствует;
- ребенок не может выражать свои желания и потребности;
- отсутствует реакция на речь окружающих;
- возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
- отсутствует реакция на вербальные инструкции;
- не способен строить и правильно оформлять предложения;
- на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
- речь слишком громкая или тихая;
- наблюдается буквальное понимание речи.
Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.
Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года
Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.
При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.
Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения. О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете. Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.
На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.
Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю
Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.
Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха
У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:
- степени нарушения слуха;
- времени возникновения дефекта;
- педагогических усилий;
- индивидуальных особенностей ребенка.
Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь.
Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.
Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.
Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.
Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей
Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.
Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.
Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью
Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.
На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.
Особенности речи
Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.
Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи
Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.
Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей
У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.
Эндогенные и экзогенные причины отсталости
К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.
К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г
При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.
После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.
Источник
Полное или частичное непонимание речи у детей с алалией, ЗПР и аутизмом совсем не редкость. Это угнетает больше всего потому, что в то время, когда с ребенком с обычным развитием уже можно договориться и что-то до него донести, родитель особого ребёнка вместо диалога регулярно сталкивается с психами, истериками, негативизмом.
Для меня возраст сына с 1,5 и примерно до 2,8 лет был самым тяжёлым именно по причине непонимания речи. Я могла хоть сколько угодно говорить, что мы не будем гулять по проезжей части, могла уговаривать сидеть под навесом в дождь, могла что-то объяснять — мой сын меня совсем не понимал. И от непонимания орал. Много орал.
фото из открытых источников
Однако постепенно понимание начало постепенно улучшаться. Если в 2 года мой ребёнок только-только понял как его зовут, то к трём понимание уже достигало 50% речи и, к моей великой радости, с ним стало возможным хоть немного договариваться. Сейчас (нам на днях будет 5,8) я могу сказать, что понимание речи практически полное — трудно даются только иносказания и абстракции, и то при настойчивой работе и это доходит.
Рост понимания стал возможным благодаря конечно занятиям, общему развитию и кое-каким простым, но, как оказалось, важным приёмам, о которых я вам и хочу рассказать.
Общайтесь с ребёнком без посторонней речи
У детей с проблемами в понимании речи очень слабое слуховое внимание. Малейшая посторонняя речь, даже пение на фоне — всё, вы ребёнка потеряли.
Если ребёнок смотрит телевизор, играет в какую-нибудь игру с говорящим планшетом, не нужно пытаться с ним общаться и что-то объяснять в этот момент. Одновременная речь от мамы и телевизора/телефона/планшета только создаст у малыша в голове кашу. В результате он не поймёт ни что вы хотели сказать, ни что хотел сказать телевизор.
Негативно действует даже фоновый шум. То есть, у вас включен ТВ, радио фоном, ребёнок НЕ смотрит, а бегает и во что-то играет — бесполезно в этот момент пытаться с ним говорить и уж тем более что-то объяснять.
Чтобы ребёнок вас услышал, ему необходимо слышать только вас. Поэтому если нужно пообщаться с малышом, нужно выключить все посторонние источники речи.
Говорите на 1-2 слова больше, чем говорит ребёнок
В повседневной речи родители, прекрасно понимая, что с речью всё туго, тем не менее, часто допускают ошибки в общении.
Ребёнок не говорит и не понимает, а ему что-то многословно объясняют, используют сложные речевые обороты. Это неправильно потому, что такие объяснения не достигают своей цели.
Через 2-3 слова от начала объяснения мозг ребёнка отключается от разглагольствований родителя. В итоге ребёнок слышит не объяснения, а бесконечный поток бла-бла-бла.
Есть очень хорошее правило, чтобы добиться максимального понимания у таких детей: говорить на 1-2 слово больше, чем говорит сам ребёнок.
Например, «Дай кубик» — идеальная инструкция малыша, который лохо понимает речь. А вот развёрнутые объяснения типа: «Дай мне синий кубик с кошкой вон в том углу» — плохая идея потому, что к концу предложения внимание ребёнка уже отключится.
Поэтому, если малыш совсем молчит, значит и мы говорим только 1-2 слова. Если говорит хотя бы одно слово — можно уже использовать предложения на 2-3 слова, и так далее.
Не надо читать книги «чтобы развивалась речь», если саму речь малыш не понимает
Часто вижу такие жалобы от родителей аутистов, алаликов и других особых малышей:
«Я читаю книжку, сказку, пытаюсь развивать, а ребёнку не нравится — он психует, вырывает её из рук».
Так вот, по опыту могу сказать, что пока ребёнок не начинает более-менее понимать речь, читать ему книжки бесполезное занятие. Поток слов из книжек для непонимающего речь малыша выглядит не как интересная информация, которую надо бы сесть и послушать, а как бессмысленный шум.
Именно с этим и связаны психи детей — они НЕ ХОТЯТ слушать то, что они не понимают, и не видят в этом смысла. А мама ж ещё часто настойчиво пытается усадить со словами «Давай послушаем», «Ой, посиди», чем вызывает ещё больший негатив.
Проблема с книжками связана с тем, что во время чтения мама говорит слишком много слов сразу, а мозг пока не может всё это нормально обработать. В итоге чтение только раздражает ребёнка.
Стоит ли совсем отказываться от книг? Нет! Читать книги можно и нужно, но по-особенному.
фото из открытых источников
Для ребёнка, который не понимает речь, прослушивание книги требует коррекции со стороны взрослого:
- По ходу чтения надо упрощать текст, вычёркивая незначительные, лишние слова;
- Нужны частые паузы на 1-2 секунды между словами, чтобы ребёнок успел обрабатывать информацию;
- Нужно перемежать чтение с показыванием картинок;
- Эмоциональное и выразительное чтение, чтобы внимание не отключалось.
Попробую объяснить на примере. Нельзя таким детям сразу вываливать классическое предложение типа: «Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба«.
Должны быть остановки и упрощения: «Жили дед *пауза, показываем на деда, если есть картинки* и баба *пауза, показываем бабу* и была у них *пауза + фразу «у них» произносим с восторгом, будто ничего великолепнее никогда на свете ни у кого не было* курочка Ряба! *говорим выразительно, с ударением, показываем курочку*»
Вот тогда есть шанс, что ребёнок и послушает, и поймёт и даже со временем попытается пересказать сказку.
Говорите медленно, тоном чуть тише обычного
Для таких детей бесполезно повышать голос и тараторить.
Если родитель использует 1-2 слова, как положено, но при этом говорит слова быстро, у ребёнка даже эти 1-2 слова могут смешаться в неразборчивую кашу.
А громкая речь растормаживает и без того плохое внимание у ребёнка.
Хуже громкой речи только крик. Иногда родители начинают повышать голос и кричать на ребёнка, потому что он не понимает, а они уже устали и их это злит. Это понятная реакция — мы все не святые, а уж с особыми детьми часто ещё и нервы ни к чёрту. Но всё равно следует стараться себя держать в руках, так как это путь в никуда.
И не из-за прописной истины о том, что кричать на детей плохо. А потому, что от крика ребёнок начинает бояться и страх выключает те остатки понимания, которые у малыша ещё есть. Нам это нужно? Конечно нет.
Спасибо, что дочитали! 🙂
Ставьте лайки и подписывайтесь.
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)
Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки
Мелкая моторика как база развития речи у неговорящих детей
Источник