Ребенок в 3 года не идет на контакт с чужими

Ребенок в 3 года не идет на контакт с чужими thumbnail

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Читайте также:  Поздравление с днем рождения ребенка 3 года для подруги

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Читайте также:  В 3 года ребенок говорит мама папа и все

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Источник

«С рождения она была очень неспокойной , много плакала, не могла уснуть без долгих укачиваний , не любила прикосновений и боялась громких звуков.»

— А вы с неврологом консультировались?

«Очень чувствительный ребенок, все переживает в себе, из-за мелочей может расплакаться и не успокаивается минут 10.»

— Дети все разные. Кто-то менее чувствителен кто-то более.

«Не любила ходить на детские площадки и играть с детьми с самого детства.»

— В возрасте 2-3 лет это нормально :) Я знаю много детей, которые даже в детсаду начали контактировать с другими детьми лишь спустя два года посещения детского сада. У каждого своя потребность в контакте и свой темп. 

«Там наш педиатр отправил нас на обследование в 2 года проверить отклонения у ребенка . Поставили диагноз задержка речевого развития»

— В два года задержка речевого развития? Это перебор. В норме — если ребёнок не говорит до трёх лет.

Я, кстати, тоже из таких детей. Не говорила до 3,5 лет. Зато в 5 уже бегло читала и рассказывала километры стихов.

«Наш терапевт посоветовал обратится еще к другим специалистам ,так как дочка очень остро реагировала на шумы машин, особенно пожарных.»

— Если с органикой всё в порядке, ну чувствительный ребёнок у вас просто. Со временем, когда знаний об окружающем мире будет больше, она уже не будет так остро реагировать. 

«В америке она ходила в детский садик монтессори и со знакомыми детьми шла на контакт.»

— Вот видите, то есть на контакт в безопасной среде девочка всё-таки идёт.

«Одно время она ходила в английскую группу с более старшими детьми (4, 4.5 года) около 4 месяцев , потом однажды с ней случилась истерика ночью и она не захотела больше идти в садик и ничего не объясняла. В садике сказали что ее никто не обижал,но мы решили перевести ее в другую группу с ровесниками и уже в русскоязычную группу. Мы перевели ее в другую группу с ровесниками. Она ходит нормально. Говорит что любит ходить»

— Ну и славно :)

«Проблемма в том , что она боится ходить в места,где присутствет много детей.»

— А если не ходить туда пока и дождаться, пока она подрастёт и сама захочет?

«Посещение детских площадок для нее стало испытанием, она заранее начинает истерить, плакать и замыкаться. Я стараюсь найти ей подругу или друга, вовлекаю ее в игры с ребенком и ,только через какое то время, она расслабляется и идет на контакт.»

— Вы знаете, меня не покидает ощущение, что проблема скорее у вас, а не у ребёнка.. Что это вам трудно принять её необщительность, нежелание контактировать с другими, вовлекаться в игры с другими детьми и ходить на детские площадки.. Что вас беспокоит в том, что в три(!) года ребёнок ничего этого не хочет?..

«Когда к нам приходят гости с детьми, она может час молча сидеть на диване и с опаской смотреть даже на знакомых детей.»

— Ну не приглашайте какое-то время гостей. 

«Стали ходить с ней в развивающий центр для детей , на занятия где много детей идти отказывается , на занятия где очень шумно и играет музыка тоже не идет, только на лепку и курсы маленьких кулинаров согласилась идти.»

— Смотрите, что получается. Вы неоднократно подчеркнули, что ваш ребёнок не любит скопления людей, но тем не менее вы упорно предлагаете ей мероприятия, где много людей. Зачем вам это?..

Читайте также:  Ребенок 3 года зажимает попу

«Мы ходили с ней в психологический центр и нам поставили диагноз гиперактивность и синдром нарушения внимания.»

— Мда.. это уже даже не смешно. Бегите от  этого центра подальше…

«Подскажите пожалуйста как мне ей помочь моей дочери преодолеть этот страх и что нам делать дальше.»

— Я бы вам посоветовала начать с себя. Вот честно. Со своих беспокойств, страхов и тревожности. И поработать с этими чувствами с психологом/коучем/психотерапевтом. Как только вы сами успокоитесь и перестанете видеть проблему в том, что вашей девочке не нужно то, что нужно вам, все наладится. Поверьте. 

Тревожные дети бывают только у тревожных родителей. Или становятся таковыми, потому что родители транслируют ребёнку: «с тобой что-то не так».

Кстати, да. Тут выше правильно спросили начёт билингвизма. Двуязычные дети — если они с рождения слышат сразу два языка — говорить начинают, как правило, позднее своих сверстников. То есть годам к трём. Это норма и об этом явлении есть масса статистических данных. 

Источник

Начиная лет с 3-х кроха, который прижимался к маме от каждого пристального взгляда чужого человека начинает познавать мир. Одни делают это робко, оглядываясь с каждым шагом на родителя, а другие смело используют все доступные источники, включая незнакомых людей.

Автор иллюстрации Шнурки в стакане

С одной стороны – это замечательно. Ребенок легко идет на контакт. Он заводит знакомства на площадке, умиляет бабушек на лавочке своей разговорчивостью. Но внутри мамы растет тревога: « А не слишком ли он открыт? Не воспользуются ли этим злоумышленники?». И тут могут случиться первые ошибки. Ребенку начинают открывать «правду жизни». Рассказывать, что взрослые опасны…Но в силу возраста, малыш еще не понимает суть, и может возникнуть тревожность, которую потом трудно побороть.

Пишу не голословно. У меня два ребенка и два разных примера.

Максим рос именно таким. Он довольно рано начал хорошо говорить. Легко общался и оставался с любыми взрослыми. Мы вели активную жизнь, поэтому возможностей таких было много. Хочу сказать, отклоняясь от темы, что с возрастом это прошло)). Сейчас в меру закрытый для окружающих подросток-интроверт.

Но тогда этот болтун мог легко посадить меня в лужу какой-то подслушанной фразочкой вроде: « Да нет, уже не болею, только спину стреляет…». А я потом объясняю врачу, что с ребенком бабушка сидела, а стрелять у него может только пистолет, и тот игрушечный…Или на площадке про все скидки из каталога расскажет и что я купила… и не купила))

Я не говорила сыну до определенного возраста, что взрослые опасны. Учила быть ненавязчивым, вежливым, не рассказывать лишнего и только. Опасность чужих доносила только сказками. Да и зачем? Я не оставлю 4-х летнего ребенка без присмотра ни на минуту. Постепенно, к школьному возрасту, Максим начал сам все понимать. Мы не живем под колпаком. Он подрастает и копит всю информацию, которая звучит из источников. Только тогда, когда возникла необходимость отпустить ребенка одного в школу – были обговорены все инструкции. Это уже не было чем-то пугающим и голословным для него. Просто правила, необходимость и смысл которых он уже сам понимал. Плюс рассказала про основные известные уловки злоумышленников.

Другое дело — младший Вася. Вначале все было также. Но по характеру, он более впечатлительный. И как раз ему не повезло. Из лучших намерений, старший брат слишком рано по-секрету вывалил на него всю информацию. Теперь боремся с тревожностью. При мне Вася – все тот же общительный ребенок. Но, когда один, чужие вызывают у него, пусть не открытый страх, но напряжение. Вроде неплохо, но это совсем не те люди, которых нужно опасаться. Например, рабочие в грязной одежде или обладатель слишком громкого голоса, крупного телосложения т.е. человек с яркими внешними признаками. А черти водятся, как известно, в тихом омуте. И «приличный» дядя на лавочке легко вотрется в доверие.

Мой опыт привел меня к такому выводу:

Не беда, если дети дошкольного возраста доверчивы к посторонним. Пусть общаются, но только под присмотром взрослых. Они приобретают опыт, узнают людей. Умышленно скрывать опасность не стоит, но и лишняя откровенность и навязчивость в этом вопросе тоже пока ни к чему. В этом возрасте сказки – наше все. Лет с 5-6 уже можно осторожно обращать внимание на какие-то случаи, глубже обсуждать фильмы, мультики на эту тему. А к 1 классу объяснить ребенку четкие правила поведения по дороге в школу, на прогулке. Можно даже разыграть эти ситуации.

Конечно, успокаиваться на этом рано т.к. пока он все усвоит и научится применять еще пройдет какое-то время. Поэтому гулять пока лучше не одному и недалеко от дома. Только к 3-4 классу, я почувствовала, что старший был готов к новой степени свободы. Это уже и поездки на транспорте по городу, и прогулки дальше двора. А вот младший в том же возрасте – пока не готов)).

Источник