Ребенок в 3 года интересуется своими половыми органами

Ребенок в 3 года интересуется своими половыми органами thumbnail

Ребенок показывает свои половые органы — что делать? Сексуальное развитие детей

Современные дети интересуются вопросами секса гораздо раньше, чем ожидали взрослые. Уже в возрасте 4-6 лет, родители детей, которые ходят в садик, замечают, что их сын или дочь часто стал произносить слова «писулька» и «попа» и при этом радостно смеется. И ладно бы, если дело закончится только на этом. Панический ужас охватывает родителей, когда их ребенок начинает демонстрировать им свои половые органы, спустив штаны и с довольной улыбкой произнося: «Смотри!».

Ругать, стыдить и наказывать ребенка за такое поведение, особенно прилюдно, нельзя, это может только травмировать его. Любопытство часто заводит маленьких детей достаточно далеко: они рассматривают или трогают свои половые органы, гениталии других детей или взрослых. Все это — естественное поведение, характерное для детей дошкольного возраста. Относиться к этому нужно спокойно, без паники, чтобы не навредить нормальному сексуальному развитию ребёнка. Напротив, стыд, запреты, ругань и наказание, излишнее внимание к вопросам секса будут провоцировать отклонения в сексуальном развитии и повышенный интерес.

Ребенок демонстрирует свои половые органы не потому, что страдает эксгибиционизмом — отклонением в сексуальном поведении, когда оргазм достигается после демонстрации половых органов незнакомцам противоположного пола. Желание показывать свои половые органы у детей дошкольного возраста связано с усвоением ребенком половой роли. В возрасте 3-5 лет дети начинают интересоваться анатомическими различиями между полами, задают бесчисленные вопросы и усиленно поглядывают за тем, что происходит в ванных комнатах, туалетах и спальнях.

Сначала родители замечают, что малыш поглядывает за обнаженными взрослыми, а затем удивленно обнаруживают, что их чадо 5-7 лет просматривало «взрослые» журналы и книги, видео и сайты в Интернете.

Сексуальное развитие детей

Относитесь спокойно к подобным исследованиям ребенка. Это значит, что он находится на стадии формирования сексуальности и полового осознания. В этот период ему важно понять, какого он пола и чем отличается от противоположного? Мальчики в возрасте 5-7 лет могут трогать себя за половые органы и предлагать девочкам в садике, снять трусы, чтобы рассмотреть ее «писульку». Это, безусловно, доставляет им определенное удовольствие. И если девочка, начавшая только-только посещать садик, стала демонстрировать свои половые органы родителям, то, скорее всего, причина этого в мальчике из садика, который просит ее это делать.

Не стоит приписывать этому мальчику развратное поведение и требовать от воспитателей, оградить дочку от негативного влияния этого малыша. Даже если этими действиями вы добьетесь, что вашу дочку переведут в другую группу, нет никакой гарантии в том, что там не найдется мальчик, также испытывающий здоровое любопытство к вопросам секса. Вполне достаточно, сказать ребенку, демонстрирующему свои половые органы, что нельзя показывать то, что находиться под трусиками, другим людям.

Чаще всего демонстрируя свои половые органы, ребенок хочет привлечь к себе внимание и пытается доказать, что он достоин любви. Поэтому ругать и стыдить его нельзя, это лишь усугубить ситуацию. У ребенка уже и так имеется какая-то психологическая проблема, из-за чего он делает это с целью компенсации. Лучше, увидев, как ребенок спустил штаны и радостно смеется, не улыбайтесь в ответ, а просто скажите: «Солнышко, так делать нельзя, давай договоримся, что ты больше никому не будешь показывать то, что у тебя под трусиками».

Объясните малышу, что «писулька» и «попа» — это секретики, которые произносить громко вслух в присутствии других и показывать никому нельзя. Снимать трусики можно только в туалете или ванной, а ходить голышом в садике или на улице неприлично. Говорить об этом ребенку надо регулярно, чтобы все у нее навсегда отложилось в памяти.

Сексуальное развитие детей

Чтобы отличить нормальное поведение ребенка, испытывающего здоровое любопытство к сексу, от ненормального, обратите внимание на характеристики, свидетельствующие, что с сексуальным развитием ребенка дошкольного возраста все в порядке:

— участниками таких игр являются дети из одной группы в садике и испытывающие взаимную симпатию друг к другу;

— дети находятся в равном положении — они примерно одного возраста и уровня физического развития;

— сексуальные игры носят легкомысленный характер, дети показывают половые органы друг другу и смеются, не воспринимая происходящее всерьез;

— если воспитатели устанавливают правила таких игр и определяют границы, то дети слушаются их и не нарушают правила.

Отклонениями от нормального сексуального развития для детей дошкольного возраста являются:

— ребенок владеет соответствующей лексикой для обозначения сексуальных контактов и знает о том, как именно взрослые занимаются сексом;

— он пытается вступать с другими детьми в сексуальные контакты, имитируя сексуальные движения как у взрослых;

— ребенок мастурбирует и демонстрирует половые органы в общественных местах.

Ожидать меньшей заинтересованности ребенка половой сферой стоит после 7 лет. С этого возраста должны уменьшаться число игр, основанных на показе половых органов, взамен им приходит чувство стыда. Девочки с этого возраста уже начинают просить прикрыть их во время переодевания и моются самостоятельно. Мальчики в 7 лет уже испытывают неловкость, когда мама предлагает ему помыть его и просят: «Мама, не заходи сюда, я сам!».

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Психотерапии у детей и подростков»:

  1. Эффективность психотерапии зависимости от наркотиков, алкоголя у детей и подростков
  2. Пример психотерапии алкогольной зависимости у подростка
  3. Нервная анорексия — психиология, психический статус
  4. Причины (этиология) нарушения пищевого поведения
  5. Принципы и фазы лечения нервной анорексии
  6. Корректировка веса и питания при нервной анорексии
  7. Психотерапия нервной анорексии — методы, пример
  8. Эффективность психотерапии нервной анорексии
  9. Булимия — распространенность, механизмы развития
  10. Психотерапия нервной булимии — методы, пример

Источник

Мы живем в эпоху, когда сексуальное насилие и издевательства над детьми – не страшилка из газет, а вполне реальная угроза, о которой мы вынуждены задумываться все чаще. Поэтому родителям (а также воспитателям и другим взрослым) важно понять, что является «нормой» в сексуальном развитии и поведении детей и подростков, а что может быть признаком совершенного над ребенком сексуального насилия, или свидетельством того, что сам проявляет сексуальную агрессию по отношению к другим детям. По сути, сексуальное поведение и сексуальная игра естественны для детей любого возраста, как для малышей, которые только учатся ходить, так и для подростков. У младенцев и детей ясельного возраста сексуальное поведение проявляется во внимании к ощущениям тела, потребности в объятиях и прикосновениях, а также играх с игрушками.

Возрастные пороги сексуального развития

Уже в самом раннем возрасте дети трогают и растирают свои половые органы, а у мальчиков даже появляется эрекция. К первому классу (пять-семь лет) дети уже интересуются частями тела и их функциями. В этом возрасте начинаются сексуальные игры, у ребенка формируется представление о любви и привязанности, что постепенно трансформируется в сексуальное поведение. У детей также появляются вопросы на темы, связанные с сексом («откуда берутся дети?»). Интерес к этой теме обостряется в 8-9 лет. Дети допубертатного возраста (10-12 лет) в большей степени ориентированы на социальные отношения, они начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. Дети касаются своих половых органов, ласкают и стимулируют их на протяжении всего детства, но именно в этот период мастурбация приобретает осознанный характер. В это время закладываются основные модели и схемы сексуального поведения, которые проявятся в период полового созревания и позже (в возрасте от 12-13 лет и старше).В период полового созревания у ребенка наблюдается стремительное физическое развитие, появляются вторичные половые признаки. У девочек начинается менструация, а мальчики чаще занимаются мастурбацией. Чем старше и взрослее становится ребенок, тем острее его интересует романтика, интимная близость, секс. Этот интерес подстегивается физическими ощущениями, эмоциями и ожиданиями социума. В это время подростки завязывают первые романтические отношения, начинают «встречаться» с понравившимся мальчиком или девочкой. Постепенно эмоциональная близость становится более интенсивной и часто приводит к сексуальным отношениям (мечты о «предмете», держание за руку, невинные поцелуи, страстные поцелуи, ласки (петтинг), секс с проникновением).Но важно делать различие между нормальным сексуальным поведением, соответствующим возрасту ребенка, ненормальным сексуальным поведением. Многим детям сызмальства свойственно сексуальное поведение и повышенный интерес к сексу, хотя они еще не достигли половой зрелости. Тем не менее, нормальное (или ожидаемое) сексуальное поведение не должно быть откровенным или провоцирующим. В норме интерес ребенка к сексу носит игровой или исследовательский характер. Ребенок не зациклен на сексуальных действиях, не проявляет сексуальной агрессии по отношению к другим; его сексуальное поведение не причиняет вреда ему самому или другим детям.

Детская сексуальность: норма и отклонение

Как и остальные области развития, сексуальное поведение детей меняется с течением времени, и многие проявления сексуальности, нормальные для детей одного возраста, считаются отклонением для детей старше или младше. С другой стороны, некоторые сексуальные проявления должны вызвать у родителей беспокойство, независимо от возраста ребенка. Их не следует игнорировать или рассматривать как детскую игру или временное явление.

Другие проявления сексуального поведения более серьезны и заслуживают пристального внимания взрослых, так как могут быть опасными и для ребенка, и для окружающих. Но иногда трудно понять, когда сексуальное поведение естественно и нормально, а когда свидетельствует о проблеме или нарушении сексуального развития.

Нормальные проявления сексуальности у детей и подростков также могут служить поводом для беспокойства, когда они носят навязчивый характер, сигнализируют о зацикленности на некоторых сексуальных действиях, или затрагивают других, причем без их на то согласия. Таким образом, сексуальное развитие детей должно вызывать беспокойство в том случае, если подавляет другие сферы развития (например, вместо того, чтобы играть, ребенок мастурбирует), а также, если сексуальная игра навязана ребенку (или ребенком). Это граница, за которой сексуальная игра переходит в сексуальное насилие, и у ребенка формируется агрессивное сексуальное поведение.

Раннее сексуальное развитие детей

Дети допубертатного возраста, ставшие свидетелями сексуальных действий или имевшие сексуальные контакты, часто демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуальное поведение. Такие дети могут участвовать в различных сексуальных действиях, свойственных взрослым, или же использовать секс, чтобы показать свою независимость. К отклонениям сексуального поведения могут относиться чрезмерное увлечение сексуальными играми, неприличные комментарии или жесты с сексуальным подтекстом, сексуальные отношения с другими детьми, а также сексуальные домогательства и сексуальная эксплуатация других детей.

Неприемлемые сексуальные воздействия — отклонения от нормы

Для детей младше одиннадцати лет любые формы сексуального воздействия являются неприемлемыми, особенно для детей младше десяти лет. К таким воздействиям относятся: Ненормальное сексуальное поведение .Дети могут реагировать на сексуальное воздействие следующим образом: демонстрировать преждевременное сексуальное развитие, что выражается в сексуальных действиях, жестах, использовании специфических выражений и прочее; регулярно участвовать в сексуальных играх с ровесниками или детьми младшего возраста; заниматься навязчивой мастурбацией или проявлять озабоченность сексуальными действиями; выполнять действия сексуального характера в общественных местах, например, ребенок может трогать себя или мастурбировать при посторонних; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте со взрослыми, старшими детьми, подростками, или животными, и пытаться его установить; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте с лицами своего пола, детьми младшего возраста, и пытаться его установить (принуждение к мастурбации, оральному сексу, проникновение пальцами и имитация полового акта);приставать к другим детям, особенно младшим.

Признаки нарушения сексуального развития

Психологи, специализирующиеся на сексуальном развитии детей, выделяют ряд признаков, которые позволяют выявить нарушения сексуального развития у детей в возрасте младше двенадцати лет: дети не должны быть зациклены на сексуальной игре, их должны интересовать другие разнообразные занятия и игры; дети не должны заниматься сексуальной игрой с теми, кто гораздо моложе или старше их; дети не должны знать о сексе больше, чем положено в их возрасте; сексуальное поведение и интересы ребенка должны быть схожими с поведением и интересами его сверстников; дети не должны чувствовать «непреодолимую тягу» к действиям сексуального характера, они должны быть способны в любой момент остановиться по первому требованию взрослых; сексуальная игра с участием ребенка не должна вызывать недовольство, раздражение, смущение, страх или другие негативные эмоции у других детей, не должна доставлять им или самому ребенку физический или эмоциональный дискомфорт; дети не должны придавать сексуальный оттенок отношениям со сверстниками, а также видеть в других сексуальные объекты; дети в возрасте четырех лет и старше должны понимать права и границы других детей в сексуальной игре; дети не должны испытывать страх, стыд или чувство вины во время сексуальной игры; ребенок не должен заниматься с другими детьми «взрослыми» сексуальными играми; сексуальное поведение ребенка не должно быть ориентировано на старших детей или взрослых; дети не должны заниматься сексуальной игрой с животными; дети не должны использовать секс, чтобы обидеть или причинить боль другим; ребенок не должен использовать подкуп, угрозы или силу, чтобы заставить других детей участвовать в сексуальной игре.

Источник

Не проговариваемые, вытесненные, стыдливые темы не теряют актуальности, только оттого, что мы о них молчим или старательно не обращаем на них внимания. Они — причина повышенной тревожности, страха, а значит и не совсем правильных реакций и поступков. 

Чтобы быть грамотными родителями, нам нужна грамотная информация. И за ней мы обратились  к психологу Наталие Литвин.

Ребенок в 3 года интересуется своими половыми органами

Наталия Литвин

Эксперт

Психолог, соавтор и ведущая семинара для родителей «Секрет на букву «С»/ О сексуальном развитии ребенка»

Инцидент в одном садике 

Мне позвонила мама четырехлетнего мальчика. Она была встревожена, от волнения долго не могла сформулировать, в чем проблема.

В садике ей сообщили, что сегодня с ее сыном произошел неприятный инцидент. Инцидент, как выяснилось, заключался в том, что мальчик снял трусики и демонстративно ходил вокруг своей одногруппницы, давая ей потрогать ту самую, «интересную штучку». Девочка рассказала все своим родителям. Теперь ее мама требует у родителей мальчика извинений, наказаний, поговорить и вообще сделать что-то со своим сыном, чтоб он не развращал других детей.

Наверное, в этом «инциденте» можно увидеть больше забавного, чем страшного. Если бы не то, что трое взрослых здесь оказались в тревоге, панике и непонимании. Мама девочки, мама мальчика и воспитательница.

Никто из них не знал, что делать, когда дети впервые проявили свою сексуальность. И к слову, история совсем не единична.

Примерно, 3-6 лет – самый «сексуальный» возраст. И когда наши дети в него вступают, мы часто не знаем, как правильно реагировать. Не смотря на то, что большинство родителей догадывается о том, что шила в мешке не утаишь и разговоров о сексе, половом развитии и сексуальной стороне жизни не избежать, попадая в подобные ситуации, мы все равно часто начинаем волноваться. Стараемся либо избежать общения, либо говорим непонятными детям словами, либо ругаем детей за «непристойности».

Здесь понятна и тревога родителей, и тревога воспитателя, который отвечает за безопасность детей. Вопросов много. С чего же начинается сексуальная безопасность?  Что можно, а что нельзя? Каким должно быть сексуальное воспитание? Когда его начинать?

 На некоторые постараемся ответить. Давайте начнем сначала.  

Девочка изучает книгу

Норма развития

Развитие ребенка предполагает и сексуальное развитие тоже. Ребенок обязательно будет задаваться вопросами на эту тему, искать ответы на эти вопросы. Если мы, родители, будем избегать подобных разговоров и стараться оградить ребенка от какой-либо информации на тему полового развития, различия между мужчинами и женщинами и т.д, ребенок все равно эту информацию найдет. Насколько она будет корректной, насколько безопасной? Протестируйте, загуглите, к примеру, слова «секс. видео».

Сексуальность ребенка начинается не в подростковом возрасте, а еще до рождения.

А примерно в два года ребенок начинает отделять себя от других, осознавать, что у него есть свое тело, оно отличается от Маши, Пети и т.д. Учится его ценить. Начинает изучать себя, других, узнавать, как называются те или иные части тела, сравнивать их. Этот интерес очень большой. Подавить его невозможно. Да и последствий такого подавления много. Это и нарушения в половой сфере позже, и заниженная самооценка, и насилие, и многое другое.

Почему нужно говорить о сексе

Дети в 2-5 лет активно изучают свои гениталии, рассматривают их, трогают. Интерес ребенка к строению тела не имеет никакого подвоха. Для них это информация из серии «как работает подъемный кран» или «как это устроено». А вот когда мы отводим глаза, боимся или запрещаем им говорить, мы сами создаем напряжение. Лучше сразу удовлетворить естественный интерес ребенка, и он переключится на другие познавательные темы. Ведь с мире еще столько неизведанного!

Когда вы разговариваете с ребенком на тему полового развития, между вами возникает ценнейшая эмоциональная связь и доверие.

Это доверие очень сложно создать позже. Как необходимо оно будет вам в подростковом возрасте! И в таких интимных беседах, в том, как это происходит (с теплом, ласковыми взглядами, прикосновениями и обнимашками), между вами и ребенком завязывается прочная нить, которая сохранится навсегда. Именно это доверие приведет ребенка к вам, если его что-то насторожит в отношениях с другими взрослыми или детьми.

То, как мы реагируем на первые проявления сексуальности ребенка, очень влияет на его отношение к себе, своему телу, на его самооценку. Если мы тревожимся и ругаем его – он может начать думать, что с ним что-то не так. Поэтому не стоит обвинять его в непристойном поведении. С ним все в порядке и ведет он себя абсолютно нормально.

Такой сигнал ему дает наше спокойное отношение. Он понимает, что здоров, красив, родители его любят. Что ему не нужно искать подтверждение своей ценности от других людей.

Дети целуются на пляже

Учим интимности

Но такие проявления —  это повод для того, чтоб постепенно приучать его к тому, что есть вещи, которые не принято делать при других. Например, ходить в туалет или быть раздетыми. То же касается  игр с другими детками. Вводим правило, что играем всегда одетыми. Важно, чтоб это было мягкое и постепенное приучение. Конечно, без критики и наказаний.

Именно сейчас появляется понятие интимности. Учим ребенка тому, что к его телу никто не может прикасаться. Только родители и врач (если это необходимо). Об этом — в следующей статье.

Игры детей на сексуальную тематику – отличный повод для начала полового воспитания.

Лучше всего начать с того, что обсудить с ними строение тела, поговорить о том, что у мальчиков и у девочек есть одинаковые части тела, а есть разные. Разные называются половыми. Их не принято выставлять напоказ.

Половые органы имеют свои названия. И это точно не «варенички», «краники», «ромашки» (народное творчество тут безгранично)). Это пенис и вагина. Если вам такие названия кажутся слишком официальными для ребенка, вполне приемлемы «пися» и «писюн». Важно, чтоб ребенок мог в ваше отсутствие объяснить, что его беспокоит (если такое случится), и чтоб над ним не смеялись другие дети.

Дети  3-6 лет играют в игры с элементами сексуальности – это свойственно возрасту. Куколки (или даже машинки)) могут обниматься, целоваться, жениться – так дети изучают социальные роли. Игры в доктора, «ты покажи мне, а я тебе» тоже носят познавательный характер. Они могут быть между детьми одинакового возраста. 

Важно следить, чтоб не было проникновений в отверстия тела, чтоб дети не были агрессивными или подавленными после игр.

А еще ведь сексуальность – это не только физические проявления. Это и чувства. И кроме того, что есть механизм, есть еще и что-то неуловимое и теплое в груди, есть любовь, нежность. Пока мы не назовем ребенку, что это, не расскажем, что любовь бывает разной – он не будет знать, что тоже умеет любить.

В 3-6 лет дети, как уже было сказано, впервые сталкиваются с проявлениями своей сексуальной стороны. Они еще совсем не умеют справляться с ней. Это что-то непонятное, необычное, но очень привлекательно и приятное. Им нужно постепенно найти баланс между «хочу» и «можно». Между телом и чувствами. Научиться оберегать себя. И только мы, взрослые можем им в этом помочь.

Поэтому, давайте сделаем вдох и выдох. Вспомним о том, что нас всех не нашли в капусте.

Обнимем деток.  И… скажем им правду)

P.S.  Если тревоги и вопросы родителей остаются, воспитателю хорошо бы обратиться за помощью психолога, инициировать групповую встречу на тему сексуального воспитания детей. Где специалист поможет родителям справиться с тревогой, разъяснит, как реагировать на проявления сексуальности, ответит на вопросы. Это и сигнал родителям, о здоровом отношении  воспитателя к детям и теме сексуальности.

Телефон нашего специалиста: 096 058 83 87

Фото: страница автора, depositphotos.com

Читайте также

Источник

Читайте также:  Очень сильно гноятся глаза у ребенка 3 года