Ребенок в 3 года говорит нет но не говорит да

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
- Главная
- Архив
Время: 19:16
Дата: 16 ноя 2007
это нормально? нам 2 года,
отрицательный ответ у него либо «не-а»,
либо просто мотание головой, а вот «да»
даже не кивает…
Ну конечно нормально ,у них в
два года становление характера, а отрицание
всего это такой этап.
(с транслита)
Сообщение 33046038. Ответ на сообщение
33044381
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 20:18
Дата: 16 ноя 2007
это понятно, дело не в
отрицании, а в том, что он в принципе не
умеет ни говорить «да», ни даже кивать,
сколько его ни учили…может это об
отклонении психологическом или
неврологическом каком говорит…
А как ведет себя, когда
согласен на что-то? Допустим, вы
предлагаете ему что-то вкусное,
спрашиваете, будешь? ЧТо он делает в
ответ?
Сообщение 33056932. Ответ на сообщение
33051530
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 10:04
Дата: 17 ноя 2007
он просто выражает радость по
этому поводу улыбкой, или руку тянет, когда
ему предлагают то, что он хочет, или,
например, на предложение во что-то поиграть
бежит и приносит требуемый реквизит
Сообщение 33090878. Ответ на сообщение
33044297
Автор: Gauree
Статус: CELEBRITY BRONZE
Время: 22:16 Дата: 18 ноя 2007
Для двухлетки — нормально
🙂
Сообщение 33094744. Ответ на сообщение
33044297
Автор: Umbra
Статус: Корифей
Время: 01:07
Дата: 19 ноя
2007
после того, как мелкая вместо
«дай» почти до двух лет говорила «на» я уже
ничему не удивляюсь 🙂
ой,у нас это ня ня ня,меня уже
до тряски доводит,причем учу что надо дай
сказать,прошу повторить так она мне няй
говорит,ужжжжас 🙂
2.2 теперь говорит да и
кивает
ни разу еще не сказала ДА.
2г 1мес.
Сообщение 33047243.
Автор: Creambird
Статус: Пользователь
Время: 21:02
Дата: 16 ноя
2007
Вот не знаю, говорит или не
говорит…Мне кажется ребенок говорит
то,что ему необходимее.Дочка Да и Нет
говорить научилась раньше всего, после
мамы-папы — а как ж ей было иначе
показать,хочет она есть допустим или
писать…
Сообщение 33047346.
Автор: ЭрЛи
Статус: Пользователь
Время: 21:05
Дата: 16 ноя
2007
Мне кажется естественно. Или
балуется, или характер проявляет. Мой начал
отвечать или твердо «нет» или «нет» но с
хитрющими глазами — значит «да» 😉
Сообщение 33056953. Ответ на сообщение
33047346
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 10:06
Дата: 17 ноя 2007
не, не балуется (хотя этого у
нас тоже выше крыши), просто не умеет даже
кивать, меня это смущает (говорим мы вообще
еще плохо, но звукосочетание «да»
присутствует в словах типа «дай», но вот
«да» как утвердительный ответ…никак
Сообщение 33065772. Ответ на сообщение
33056953
Автор: ЭрЛи
Статус: Пользователь
Время: 18:34
Дата: 17 ноя
2007
очень сомневаюсь, что ребенок
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не умеет. Попробуйте почаще
провоцировать ситуации, когда ему по-зарез
нужно ответить «да». Ну или оставьте
ребенка на время в покое. 🙂
Сообщение 33050875.
Автор: ЧУДО_ЮДО
Статус: Новичок
Время: 23:01
Дата: 16 ноя
2007
Поиграйте в игру,что бы
увидеть может ли реб.кивать головой или
нет.Моя тоже не говорит да.Но головой
кивает в игре.
Если кивать может-расслабтесь,все
нормально.Если физически не может-к
врачу,срочно.
Сообщение 33056986. Ответ на сообщение
33050875
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 10:08
Дата: 17 ноя 2007
физически может кивать, в
играх или под музыку, или когда стричься не
дает…т.е. вы считаете, не стоит грузиться
по этому поводу?
Не стоит грузиться,ТОЧНО.Это
нормально.У нас вообще такие диалоги:
С манюней,1,7года.
-Дать куклу? показываю
-но-но-но!!! и вертит головой,а руками
тянет куклу.
Со старшим,9 лет.
-хчешь…
-нет!
-…конфету?
-ДА,ДА!!!
-Ты же сказал»нет»
-ДА!!!ДА!!!ДА!!!ХОЧУ!!!!!ХОЧУУУУ!!!!!!!,подпрыгивает.
Беседовала с дет.психологом,говорит это
только показывает нормальное развитие.Таким
образом реб.демонстрирует свою
независимость и утверждает для себя право
выбора.
Сообщение 33057708.
Автор: Кумпа моя
Статус: Опытный пользователь
Время: 10:59 Дата: 17 ноя 2007
вопросы отвечает? Диалог, вообще,
поддерживает? Вообще, для 2 лет это вполне
естественно, но если до 3 лет не появится,
уже тревожно.
У нас была проблема такая: задержка
речевого развития, в речи преобладали
описания, диалога почти не было. Хотели
даже аутизм легкой степени поставить. Но
все это было уже к трем годам и было ясно,
что у ребенка проблема именно с
коммуникационной функцией речи.
Мне логопед посоветовала стишки-диалоги,
задавать вопросы либо в четкой ыорме
«Да-Нет», либо «ТЫ хочешь пить, ДА?»
«Да» появилось только в 3г — 3г2м
эпизодически. Четко только в 3г4м-3г5м.
Сейчас проблем с этим нет. 🙂
Сообщение 33090236. Ответ на сообщение
33057708
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 21:49
Дата: 18 ноя 2007
вы меня успокоили, вернее
вселили надежду, потому что по правде
говоря, мы вообще не говорим, наш активный
лексикон очень мал, но интерактивность
есть, диалог он поддерживает
словами-междометиями-жестами-мимикой…только
вот утвердительный ответ у нас отсутствует
как таковой…дело в том, что доктор наш не
видит проблемы и советует мне не париться
по поводу того, что ребенок не говорит, но
мне чего-то неспокойно, я уж сама тут
поначитавшись ставлю неутешительные
диагнозы
ППКС вашего врача,да и мой
дет.психолог по сути говорит то же
самое.
Сообщение 33099082. Ответ на сообщение
33091421
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 10:31
Дата: 19 ноя 2007
да , а тут на Еве почитаешь —
все уже давно активно корректируются в
спецучреждениях, если подобные
проблемы…
Не все. 🙂 Нам в путевке в
коррекционный сад отказали. 🙂 Садик, блин,
классный, я так надеялась… А они мне: «У
вашего ребенка недостаточно сильные
отклонения — справитесь без садика» Вот так
вот!
И мы тоже НЕ
корреkтируемся.Сказали все нормально,а в
спец садах-яслях заниженые требования и
если нет серьезных прблем-это только
затормозит развитие.Во как!
Сообщение 33164366. Ответ на сообщение
33137152
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 18:16
Дата: 21 ноя 2007
во франции с этим проще, а у
нас если Канта не цитирует к трем годам —
уже отклонение :-))
у нас тоже самое,еще про нет
может мыкнуть как то,а да не говорит,но
выражает свою радость мимикой и жестами,и
вообще очень мало что говорит,в то время
когда другие уже вовсю болтают,наша врач
тоже говорит ждите,рано еще,не знаю,я уже
волнуюсь,сейчас пытается что то повторять
за мной,я ее учу,показываю как губы надо
складывать,где язык 🙂 и смех и
слезы.
нужно. 🙂
Могу дать пару стишков (мы ими пользовались
для развития диалога):
«Мама приходит с работы»
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты.
Мама проходит в дом,
И мама глядит кругом.
«Был на квартиру налёт?» – «Нет.»
«К нам заходил бегемот?» – «Нет.»
«Значит, это не обвал?» – «Нет.»
«Значит слон не танцевал?» – «Нет.»
«Может быть, дом не наш?» – «Наш.»
«Может, не наш этаж?» – «Наш.»
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
Стишок А. Белый «Скрут»
— Кто живет под потолком?
— Гном.
— У него есть борода?
— Да.
— И манишка и жилет?
— Нет.
— Кто гуляет с ним вдоль крыш?
— Мышь.
— Кто с ним утром кофе пьет?
— Кот.
— И давно он там живет?
— Год.
— Ну, а как его зовут?
— Скрут.
— Он капризничает, да?
— НИ-КОГ-ДА!
Сообщение 33099023. Ответ на сообщение
33097708
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 10:28
Дата: 19 ноя 2007
:-)) кстати, о стишках — про
Сережку это у нас любимое, но только в виде
мультика, а вот в принципе рифмовки он не
очень жалует, рот затыкает, если начать
стишок какой-то…
Сообщение 33121842.
Автор: nastik_d
Статус: Корифей
Время: 23:55
Дата: 19 ноя
2007
а мои так и не научились
говорить нет 🙂
нам тоже два с хвостиком 🙂
Сообщение 33155574.
Автор: Мардина
Статус: Корифей
Время: 14:17
Дата: 21 ноя
2007
а Вам это так необходимо???
Потом научится…
Сообщение 33164314. Ответ на сообщение
33155574
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 18:15
Дата: 21 ноя 2007
да нет, просто думала может
это отклонение какое, теперь вижу мы не
одни
девочкой. Я все вопросы ставила так, чтобы
она могла ответить «нет». Ну не говорила
девочка «да»:) Да и вообще заговорила после
двух лет.
Отклонений не замечено.:) Сейчас 7,5 лет,
прекрасно учится в третьем классе, говорит,
читает и пишет на двух языках:)
Источник