Ребенок в 3 года говорит на своем непонятном языке причины
Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Родителям нравится наблюдать за этим процессом. Но не всегда они могут своевременно заметить отклонения, проблемы в развитии.
Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Консилиум специалистов поставит точный диагноз.
Общая информация
В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.
В три года речь ребенка характеризуется:
- предложениями из 3-4 слов;
- используется единственное и множественное число;
- соотношением слова и предмета;
- простыми предлогами;
- способностью последовательно изложить события;
- появляются прилагательные, наречия, местоимения.
Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.
Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.
Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.
В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).
Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.
Причины нарушения
У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.
К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.
Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы — это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.
Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.
Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.
Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.
Разделение диагнозов
Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.
Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.
Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.
Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:
- странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
- необоснованные страхи;
- ухудшение навыков бытового и социального спектра;
- бессвязная речь;
- немотивированная агрессия;
- контрастные рисунки.
Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.
Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.
При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:
- молчаливость;
- избегание зрительного контакта;
- негативная реакция на прикосновения.
С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.
При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.
При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.
При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.
Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.
Логопедическая диагностика
Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.
Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.
Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.
Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.
Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.
Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.
Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.
Психолог изучает состояние высших психических функций — памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.
Коррекция проблемы
При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.
Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».
Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.
Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.
Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.
Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.
Прогноз
Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.
Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.
В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).
Источник
Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь — это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.
А теперь о причинах ЗРР. Они носят биологический и социальный характер.
Биологические:
Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
Тугоухость.
Генетическая предрасположенность.
Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.
Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!
Социальные/педагогические:
Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
Эмоциональные стрессы.
Билингвизм.
Гиперопека.
Чрезмерно информированная среда
Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста — преступление! Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром, наблюдающим ребенка с рождения, детским неврологом, детским отоларингологом, логопедом, иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.
Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.
Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства. Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!
Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий расширение понятийного аппарата, азработку крупной и мелкой моторики, предметно-сенсорную терапию, музыкотерапию, массаж, в т.ч. пальчиковый, зарядка, в т.ч. пальчиковая, логоритмику, арттерапию, артикуляционную гимнастику.
Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения
Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.
1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.
2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал — «бу-бух», идет — «топ-топ», хлопает в ладоши — «хлоп-хлоп», ложиться спать — «баю-бай».
Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.
3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.
4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,
Малышочек вяки-вяки,
Поросенок хрюки-хрюки,
А теленок муки-муки,
Индюшок курлы-курлы.
5. Занимайтесь развитием фонематического слуха.
6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.
7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».
Игры: Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.
Источник
У меня достаточно много подруг/знакомых с детьми, которые знают о наших проблемах с речью, о том, через что нам пришлось пройти. Когда их дети достигали определённого возраста, я неизбежно слышала вопросы стоит ли бить тревогу, если ребёнок не говорит, что он должен говорить и сколько, что нормально, а что не очень.
Так что сейчас я попробую с позиции человека, который посмотрел воочию картину тотальной алалии и проблем с развитием, рассказать когда действительно стоит бить тревогу и идти по врачам/логопедам/психологам.
Основные звоночки колокола проблем с развитием и речью
Вас должно насторожить не то, что соседская Маша уже в год говорит кучу слов, а ваш ребёнок молчит, как рыба. Нет. Вас должно насторожить:
1. Понимает ли малыш речь по возрасту
Понимание речи формируется раньше произношения и в норме выглядит примерно так:
Из материалов С.В. Батяевой
Обратите внимание на сроки: они довольно растянуты, так как у всех детей развитие разное. Но поправка на индивидуальное развитие должна быть адекватной и не превышать 2-3 месяцев. То есть, если ребёнку уже 1,3-1,6, а он не может показать даже самые базовые бытовые предметы или игрушки и выполнить наипростейшие просьбы, то это повод не пускать на самотёк, а поскорее обратится за консультацией к специалистам.
Если ребёнок понимает речь, но не говорит, то сравнительно допустимо ждать до 3,2, но не дольше. И уж точно не следует ориентироваться на небылицы типа: «Соседский Вася молчал до 5-7-10 лет, а сейчас отличный, умный парень«. Обратите внимание: в таких историях люди практически всегда рассказывают не про свой опыт, а про чей-то. То есть, они не могут знать, что там на самом деле было и чем закончилось, но при этом успешно вводят родителей в заблуждение и подселяют чувство ложной безопасности, что препятствуют раннему началу лечения и занятий.
2. Реагирует ли ребёнок на обращённую речь
Маленькие дети любят внимание взрослых и в норме хорошо откликаются на имя, охотно общаются и слушают по своим возможностям, смотря в лицо.
фото из открытых источников
Дети с проблемами развития типа сенсорной и сенсомоторной алалии, аутизмом ничего из этого не делают. По крайней мере до 1,6-1,8 (и это ещё очень повезло) взрослых для них как будто не существует. Зовите, говорите сколько хотите — ребёнок будет дальше заниматься своими делами и даже не посмотрит на вас.
Кстати, нормально, если ребёнок не всегда реагирует на обращённую речь. Делайте поправку на то, что он может смотреть мультик или увлеченно играть. Но вариант, когда на вас регулярно, занят ребёнок или нет, обращают внимание только на 15-20 раз настойчивых домогательств, должен вызвать сильное беспокойство.
3. Наличие слюнотечения и проблемы с глотанием твёрдой пищи
Слюнотечение может сохраняться пока не прорежутся все зубы. Если зубы прорезались сравнительно рано, то слюнотечение может в норме быть до 2 лет +/- 2 месяца.
Проблемы с глотанием тоже норма до определённого возраста, но если вам около 2 лет, а ребёнок всё давится и не может научится жевать, это плохо. Да, это может быть следствием постоянного кормления через ниблер и блендер, но может говорить и о дизартрии. При дизартрии ребёнок будет вас понимать, но заговорит поздно и с дефектами из-за плохой подвижности и недостатка иннервации мышц речевого аппарата.
В случае дизартрии также светит долгая работа с неврологом и логопедом.
4. Отсутствие неречевой коммуникации
Она задерживается не только у аутистов, но и у всех детей с нарушениями развития. При алалии, ЗПР, РАС дети не используют указательный жест, чтобы обратить внимание взрослого на что-либо, не просят помощи, у них долго отсутствует интерес к общению с другими людьми.
Алалики и дети с ЗПР охотнее идут на контакт, они не против объятий, но даже в этом случае часто инициатива пообниматься исходит только от взрослого.
Это главные признаки, по которым не дожидаясь трёх лет, а иногда и 1,5-2, уже можно бежать к неврологу и логопеду, чтобы начинать занятия и лечение.
Впрочем, даже если вы заметили признаки позже, не надо паниковать — надо заниматься и работать над проблемой. При раннем выявлении (хотя бы до 3,5-4 лет) нарушения развития не неизлечимы и вполне успешно корректируются, пусть это и занимает много времени, сил и денег.
Ещё больше о симптомах проблем с развитием вы можете найти в этом материале.
Спасибо, что уделили внимание прочтению статьи! Буду рада, если вы поставите лайк и подпишитесь на мой канал 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР
Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией
Источник