Ребенок в 3 года говорит как попугай

Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Бывает двух видов – немедленная и отсроченная.

Довольно часто эту особенность принимают за симптом развивающегося аутизма, и такой вариант не исключен. Однако, это может быть нормой становления детской речи. Существует две крайне важные стадии развития навыков речи у детей – от 6 мес. до года и от 3 до 4 лет. В этом возрасте практически каждый малыш начинает повторять услышанное “как попугай”. Это абсолютно нормально.

Такая имитация собственной речи – единственный способ “потренироваться” в произношении каких-либо звуков, а так же заложить основы взаимодействия с социумом через общение, к примеру, расширить словарный запас.

Немедленная эхолалия

Это незамедлительное повторение одного слова или нескольких вслед за другим человеком, телепередачей и прочими источниками звука. Является демонстрацией со стороны ребенка того, что он верно услышал обращение, способен воспроизводить и запоминать речь, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Формирование стадии осмысления произнесенного может занять короткий период (месяцы) у детей без расстройств аутического спектра и длинный (годы) у детей с РАС.

Существует ряд методов, позволяющих совершенствовать понимание на слух произнесенных кем-то фраз. Одним из наиболее совершенных из них является использование тактильного, визуального, обонятельного подкреплений – а в идеале всех разом, для ускорения эффекта.

Представим ситуацию. Взрослый спрашивает у ребенка: “Что ты хочешь, грушу или апельсин?” И ответом будет, что логично, последнее произнесенное слово: “Апельсин”. Взрослый решает, что ребенок хочет апельсин. Но получая фрукт, ребенок закатывается в истерике, потому что его не поняли: он на самом деле хотел грушу, но ответил до того, как понял, что именно ему предложили и определился со своим выбором. Потенциальный риск истерик существует, и визуально-тактильный метод поможет их избежать. Предлагайте выбор, показывая картинки объектов или сами объекты, называя каждый из них.

Отсроченная эхолалия

Это повторение отдельных слов или целых предложений через какой-то период времени – несколько минут или же несколько лет. Причем эти фразы могут быть произнесены в любом месте и в любое время. Наиболее характерна для детей с расстройствами аутического спектра.

[veo class=”veo-yt” string=”hpNL6Y-jie8″]

Самостимулирующее поведение

Дети повторяют фразы из печатных или видео изданий, с которыми у них ассоциируются какие-либо эмоции. Складывается впечатление, будто они просматривают или прочитывают эти фрагменты в голове, воспроизводя их через речь, но обычно не к месту и сугубо для себя.

Иными словами, эхолаличная особенность ребенка становится единоличным развлечением для него, и это может серьезно мешать общению с другими людьми. В этом случае рекомендуется делать следующее: взрослый должен аккуратно переключить ребенка на любое другое занятие (будь то рисование или какая-то игрушка) или диалог на иную тему.

Коммуникация настроения

Следующая причина является неким способом выражения своего настроения. Как и в первом случае, фраза у ребенка ассоциируется с какой-то эмоцией, положительной или отрицательной. Ребенок говорит: “Фруктового мороженого в магазине нет”, и это говорит о его расстройстве. То есть, таким образом он сообщает о своем чувстве разочарования. Тот же механизм и с положительными эмоциями. Правильным будет в данном случае признать его чувств, а именно: “да, ты тогда был очень расстроен, то чувство – такое же, какое ты испытываешь сейчас”.

Систематизация итогов дня

  • Читайте также: лечение аутизма у детей в Израиле

Отсроченная эхолалия может являться способом обработки информации, полученной за день, – всей или только той, что не дает покоя ребенку. Он может проговаривать услышанное в течение дня, упорядочивая это в своей голове и одновременно делиться этими переживаниями с родителями.

Подведем итоги. Со стороны может сложиться впечатление, будто у детей отсутствует понимание того, что они повторяют окончания фразы или всю ее целиком, но это не так. В большинстве случаев эхолаличность является средством изучения и применения основ речи, в том числе попыткой вступить в диалог.

Очень многие родители задаются вопросом: “Сможет ли ребенок когда-нибудь разговаривать нормально”? Безусловно. Дети без РАС проходят вторую стадию эхолаличности в возрасте 3 лет и затем, приобретя основные навыки, строят предложения самостоятельно согласно языковым нормам. Обычно делать для этого ничего не нужно.

Аутичные дети могут и не избавиться полностью от эхолалии, но вероятность того, что она будет мешать ребенку, мала, скорее даже наоборот – повторение чужих фраз свидетельствует о способности обрабатывать полученную речевую информацию, пусть даже отличным от обычного способа. В этом случае эхолалия перестает быть “отклонением от нормы” и служит средством взаимодействия между аутичным ребенком и обществом.

Лечение и коррекция эхолалии

Медикаментозное лечение не практикуется за неимением средств для этого, однако коррекция её возможна. Существует ряд способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их к общепринятым нормам. Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Эмоциональные встряски в виде семейных скандалов при ребенке недопустимы.

Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен – только “да” или “нет”. Если такая формулировка невозможна, используйте метод картинок, описанный выше.

И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей над речью ребенка.

Читайте также:  Ингаляции ребенку 3 года амброксол

Оцените статью: 76 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 76 , средняя оценка: 3,92 из 5

Загрузка…

Источник

Мой ребёнок начал говорить три месяца назад и с развитием речи, примерно месяц назад, он стал повторять за мной абсолютно всё. Например, я говорю ему:

«Сынок, иди кушать! «

Ребёнок повторяет за мной эту же фразу, но не полностью, а её часть:

«Иди кушать»

Когда я стала чаще слышать эти повторения, я, скажу Вам честно, напряглась очень сильно, потому что совсем недавно мы посетили психиатра и страшного ничего она не разглядела в моём ребёнке, а тут вроде как эхолалить начал.

Очень интересная игра из книжки, берите на заметку.

Рассудок мой мне говорил, что паниковать не стоит, потому что ребёнок повторяет, ну а как ему по другому развивать свою речь? Только методом повторения и тут я решила разобраться с вопросом как отличить эхолалию от обычного детского повторения и стоить ли вообще бить тревогу по этому поводу?

Что такое эхолалия?

Эхолалия — это повторение ребёнком слов, звуков или целых предложений за Вами, за другими людьми, а, возможно даже, за героями мультфильмов.Эхолалия бывает немедленная, то есть Вы сказали, а ребёнок тут же повторил, а бывает -отсроченная, то есть он повторил через какое-то время.

Когда НЕ стоит бить тревогу по поводу эхолалии?

Самое первое, что я прочитала во всех источниках, что Эхолалия — это норма до трёх лет, именно с помощью этого способа ребёнок учиться строить предложения, развивать и пополнять свою речь. Он повторяет за Вами, он копирует Вас, но при условии, что он понимает о чём говорит и применяет её по ситуации, например, не должно быть такого:

«Сынок, ты пойдёшь кушать? «

А сынок Вам точный пересказ из мультика, который даже не в тему Вашего вопроса.

Нормой считается эхолалия такого типа, на тот же вопрос, ребёнок может ответить:

«Кушать… (Молчание и обдумыванин слова) , ДА!

То есть ребёнок повторил Ваше слово, чтобы его понять и ответил Вам на вопрос.

Так же нормой считается эхолалия- соглашение, когда ребёнок может сказать слово » Нет «, а » Да» у него не получается. Например, Вы у ребёнка что-то спрашиваете, а он не знает как ответить, поэтому повторяет за Вами (обычно последнее слово), выражая таким образом согласие, очень часто такая эхолалия сопровождается кивком, например:

«Ты будешь кушать?

Ответ ребёнка:

» Кушать (при этом он может кивать головой). «

Ещё одна норма- это многократное повторение слова ребёнком в течение дня.

«Муравей- слово, которое понравилось ребёнку из этой книги. И он его повторял целый день.

Эта ситуация очень напоминает обучение иностранному языку, когда Вы много раз повторяете одно и тоже слово, чтобы запомнить как оно произносится и его значение. Тоже самое делает и Ваш ребёнок.

А вообще загадки по типу «закончи предложение» очень нравятся детям и отлично подходят для развития речи.

Такая ситуация не длится долго, а потом слово прочно входит в активный словарный запас и применяется по назначению.

В норме речь у ребёнка формируется в два этапа: 6-12 месяцев и с 2-3 лет. В этом возрасте, детям свойственно подражать речи взрослых, копировать её и цитировать, чтобы пополнять свой словарный запас и учиться общению с другими людьми. Эхолалия — это способ научиться говорить, поэтому не стоит бить тревогу сразу,если Вы заметили её в речи Вашего ребёнка. Но если к четырём годам эхолалия не проходит, речь не развивается и ребёнок не применяет её по назначению, то стоит показать ребёнка специалистам. Это могут быть: психолог, психоневролог, логопед или коррекционный педагог.

__ __ __

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Здравтвуйте! подскажите пожалуйста как называется когда ребенок говорит не своими словами а словами других.Моя дочка(3 года 3 мес.ЗРР) говорит моими фразами.Привожу примеры: приходит домой с прогулки с папой говорит:Ты с папой гуляла?!(повторяет мою интонацию),Не бойся собаку(когда боится собаку).Также может сама составлять предложения,но небольшие из 3 слов,но в основном говорит моими фразами(но говорит к месту),т.е.мало спонтанной речи.слова как попугай не повторяет.Еще может долго цитировать мультики,представляя себя в этой ситуации,как бы разыгрывая сценки.На вопросы отвечает нормально,но иногда заученно,например в каком ты городе живешь,как твоя фамилия.видно что не понимает.Скажите это ЗРР или что-то еще?

Здравствуйте, Яна. Такие проявления неблагоприятны, называются эхолалия. Ребенка стоит показать неврологу и психиатру, речь может идти об алалии и аутизме, и чтобы разобраться, нужен опытный и внимательный врач.
Возможно, ребенок не понимает смысла сказанных слов и использует их в той же ситуации, в которой слышал от другого человека. «Заученные» ответы называются речевыми штампами, в норме их быть не должно.
Говорит ли девочка о себе «Я», или только в третьем лице? Как обращается к окружающим?

о себе я не говорит,но точно знает что она это она.корчит рожицы перед зеркалом,примеряет платья.показывет на себя говорит Лиза.показывает все части тела на себе.но она речь понимает нормально вроде бы,у меня просто такое чувство что не может сама.также составляет сама предложения-а где мои кубики,пойдем кататься на машине,и.т.д.вообще ее смотрел психолог и невропатолог,но никто про аутизм не говорил,только ЗРРт.к.она у нас всегда была живая,не любит быть одна в комнате.кто-нибудь придет она за руку тащит.я думала эхолоалия когда отвечают вопросом на вопрос или бессмыслено повторяют фразы,а она говорит эти фразы только в нужных ситуациях.а вообще может быть аллалия когда ребенок чисто и много говорит?ой вы меня прям напугали,надо наверно еще к психологу сводить.

Яна, подождите пугаться, я не ставлю диагнозы, а веду к тому, что стоит быть внимательными и пристально изучать ребенка.
Разобраться, что с ребенком на самом деле, бывает очень сложно, и для этого нужен не единичный визит к специалисту, а длительные наблюдения в процессе занятий.
Ребенок может говорить фразы в нужных ситуациях, не понимая их смысла. Просто у него хорошая механическая память. Задайте дополнительный вопрос, и если ребенок понимает, о чем он говорит, он адекватно ответит.
Когда ребенок много говорит, то моторной алалии быть не может. Но существует сенсорная алалия — нарушение понимания речи окружающих.
Кроме психолога стоит обратиться к логопеду.

Дочке Саше 3 года и 8 мес. Несколько дней подряд отвечает вопросом на вопрос. Так не приятно, особенно перед людьми. Что это очередной кризис или что то более серьезное.
1 Пример: Встречаемся со знакомыми (дочка их не знает).
Дочке говорим: «Саша, скажи привет.»
Дочка: «Скажи привет.»
Мы (я и бабушка): «Саша, поздоровайся.»
Дочка повернувшись к бабушке: «Бабушка, поздоровайся.»
В общем, не смогли заставить дочку сказать «Привет», у знакомых дочка 4 года вообще ни слова ни проронила (мы уже привыкли, что чужие дети не когда не здороваются, но с дочкой — это впервые).
2 Пример: Встретились с незнакомыми женщинами с ребёнком (1 год и 2 мес.) на прогулке.
Мы с бабушкой: «Саша, скажи привет.»
Дочка: «Скажи.»
Ну, мы тогда настаивать не стали, не хочет не надо, сами демонстративно поздоровались с девочкой.
Женщины спросили дочку: «Сколько тебе лет?»
Дочка: «Сколько тебе лет?»
Мы: «Ну, Саша скажи сколько тебе лет.»
Дочка:»Бабушка, сколько тебе лет?»
Бабушка: «Ой, мне уже много. А тебе сколько?»
Женщины у девочки спрашивают: «Мила, тебе сколько лет?»
Девочка: «Один.»
Дочка: «Мама, сколько мне лет?»
Я: «3 года.»
Дочка: «3 года.»

И так в последнее время, постоянно, отвечает вопросом на вопрос (особенно если ответ не знает) или требует «мама скажи сама», учу что бы говорила «не знаю», но дочка ни в какую не хочет, ей проще ответить вопросом на вопрос, но это же «не спортивный метод спора», а если так говорить взрослым, то форма не повиновения, если это кризис, то как бороться

наталья! ну вот например она говорит:иди на стул»,садится на стул.я говорю:»Скажи я хочу сесть на стул» Потом спрашиваю Что это? она говорит: Стул. Может ей просто так легче? Просто у нее и своей речи тоже немало,особенно она стала больше разговаривать своей речью после курса кортексина.Или это все-таки эхоллалия?

Альгиз, дайте Саше право немного «пошалить». Можно даже специально поиграть в попугая, кто берет на себя роль попугая, повторяет все за другим — и движения, и слова. Надоест — все пропадет само собой, и не надо никаких военных действий по борьбе с личностью ребенка.

Яна, в 3г. при нормальном развитии ребенок четко разграничивает «ты», «Я», и не обращается к самому себе в 3-м лице. Выглядит так, будто ребенок говорит сам с собой, смотрит на себя не изнутри, а словно со стороны.
Про эхолалию не очень понятно. Лучше спросить так:
Дочка говорит «иди на стул». Вы: куда? … Где стул? … Это кровать?
Вам могут помочь записи наблюдений за ребенком. С ними будет удобнее отслеживать изменения.

Здравствуйте! Яна вы писали эти сообщения давно. У моего сына такая же ситуация. Не могли бы вы сказать, как обстоят дела у вашей дочки на данный момент.

У меня такая же проблема с сыном, ему уже 4 года, но до сих пор цетирует мультики, не общаясь нормально со мной либо с детьми. Просто в каком то своем мире живет

Написать сообщение без регистрации
Реклама
Читайте также:  Как рисовать ребенку 3 года

Источник

У меня достаточно много подруг/знакомых с детьми, которые знают о наших проблемах с речью, о том, через что нам пришлось пройти. Когда их дети достигали определённого возраста, я неизбежно слышала вопросы стоит ли бить тревогу, если ребёнок не говорит, что он должен говорить и сколько, что нормально, а что не очень.

Так что сейчас я попробую с позиции человека, который посмотрел воочию картину тотальной алалии и проблем с развитием, рассказать когда действительно стоит бить тревогу и идти по врачам/логопедам/психологам.

Основные звоночки колокола проблем с развитием и речью

Вас должно насторожить не то, что соседская Маша уже в год говорит кучу слов, а ваш ребёнок молчит, как рыба. Нет. Вас должно насторожить:

1. Понимает ли малыш речь по возрасту

Понимание речи формируется раньше произношения и в норме выглядит примерно так:

Из материалов С.В. Батяевой

Обратите внимание на сроки: они довольно растянуты, так как у всех детей развитие разное. Но поправка на индивидуальное развитие должна быть адекватной и не превышать 2-3 месяцев. То есть, если ребёнку уже 1,3-1,6, а он не может показать даже самые базовые бытовые предметы или игрушки и выполнить наипростейшие просьбы, то это повод не пускать на самотёк, а поскорее обратится за консультацией к специалистам.

Если ребёнок понимает речь, но не говорит, то сравнительно допустимо ждать до 3,2, но не дольше. И уж точно не следует ориентироваться на небылицы типа: «Соседский Вася молчал до 5-7-10 лет, а сейчас отличный, умный парень«. Обратите внимание: в таких историях люди практически всегда рассказывают не про свой опыт, а про чей-то. То есть, они не могут знать, что там на самом деле было и чем закончилось, но при этом успешно вводят родителей в заблуждение и подселяют чувство ложной безопасности, что препятствуют раннему началу лечения и занятий.

Читайте также:  Почему ребенок косит глаза 3 года

2. Реагирует ли ребёнок на обращённую речь

Маленькие дети любят внимание взрослых и в норме хорошо откликаются на имя, охотно общаются и слушают по своим возможностям, смотря в лицо.

фото из открытых источников

Дети с проблемами развития типа сенсорной и сенсомоторной алалии, аутизмом ничего из этого не делают. По крайней мере до 1,6-1,8 (и это ещё очень повезло) взрослых для них как будто не существует. Зовите, говорите сколько хотите — ребёнок будет дальше заниматься своими делами и даже не посмотрит на вас.

Кстати, нормально, если ребёнок не всегда реагирует на обращённую речь. Делайте поправку на то, что он может смотреть мультик или увлеченно играть. Но вариант, когда на вас регулярно, занят ребёнок или нет, обращают внимание только на 15-20 раз настойчивых домогательств, должен вызвать сильное беспокойство.

3. Наличие слюнотечения и проблемы с глотанием твёрдой пищи

Слюнотечение может сохраняться пока не прорежутся все зубы. Если зубы прорезались сравнительно рано, то слюнотечение может в норме быть до 2 лет +/- 2 месяца.

Проблемы с глотанием тоже норма до определённого возраста, но если вам около 2 лет, а ребёнок всё давится и не может научится жевать, это плохо. Да, это может быть следствием постоянного кормления через ниблер и блендер, но может говорить и о дизартрии. При дизартрии ребёнок будет вас понимать, но заговорит поздно и с дефектами из-за плохой подвижности и недостатка иннервации мышц речевого аппарата.

В случае дизартрии также светит долгая работа с неврологом и логопедом.

4. Отсутствие неречевой коммуникации

Она задерживается не только у аутистов, но и у всех детей с нарушениями развития. При алалии, ЗПР, РАС дети не используют указательный жест, чтобы обратить внимание взрослого на что-либо, не просят помощи, у них долго отсутствует интерес к общению с другими людьми.

Алалики и дети с ЗПР охотнее идут на контакт, они не против объятий, но даже в этом случае часто инициатива пообниматься исходит только от взрослого.

Это главные признаки, по которым не дожидаясь трёх лет, а иногда и 1,5-2, уже можно бежать к неврологу и логопеду, чтобы начинать занятия и лечение.

Впрочем, даже если вы заметили признаки позже, не надо паниковать — надо заниматься и работать над проблемой. При раннем выявлении (хотя бы до 3,5-4 лет) нарушения развития не неизлечимы и вполне успешно корректируются, пусть это и занимает много времени, сил и денег.

Ещё больше о симптомах проблем с развитием вы можете найти в этом материале.

Спасибо, что уделили внимание прочтению статьи! Буду рада, если вы поставите лайк и подпишитесь на мой канал 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития

Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Источник