Ребенок в 2 года поет в ноты

Наша подписчица, Наталья, задала такой вопрос:
«Я сама имею музыкальное образование, с детства пою, играю, поэтому для меня удивительно, почему моя дочка не хочет этого делать ???? Только что исполнилось 4 года. Мне странно, но она не интонирует (если поёт, то мимо нот ????), и не пытается. Поёт, что и как Бог на душу положит )) Вы приводили пример с репетиторами: развивать сильное, а не тянуть за уши слабое. Я именно так и решила: ну нет склонности к пению — не буду заставлять. Сегодня слушала Ваш вебинар «Как развивать креативность» и подумала: а вдруг я не права и все же надо развивать это умение? Хотя, повторюсь, она не желает интонировать и редко хочет спеть готовую песню. Только то что сама придумает — что вижу, то пою»
Это важные вопросы, которые мне задают очень часто. Но нужно разделить их на 2:
1) Что делать, если ребенок не попадает в ноты?
2) Как заинтересовать ребенка пением? Что делать, если ребенок не хочет петь готовые песни, а просто сам что-то напевает?
В этой статье я отвечу на первый вопрос, а в одном из следующих на второй.
Это нормально, когда маленький ребенок не попадает в ноты!
Очень часто родители или педагоги, услышав пение ребенка, ставят диагноз: «у тебя нет слуха…», «ты поешь мимо нот»… И это так глубоко проникает в сознание и подсознание ребенка, что потом на всю жизнь остаются комплексы: «мне медведь наступил на ухо»… «лучше мне не петь» и т.д.
НО дело в том, что это нормально, когда маленький ребенок не попадает в ноты!
А вам когда-нибудь в жизни говорили, что у вас нет слуха и голоса? Если да, то напишите об этом в комментариях — кто и когда говорил вам эту ерунду!!!)))
Так в чем же причина, что дети не попадают в ноты?
Очень часто малыши голосом показывают только направление движения мелодии вверх или вниз, но поют как бы около нот. И причина этому — природа!!!
С точки зрения физиологии: в возрасте до 5 лет только формируется голосовой аппарат, связки тонкие и короткие. Гортань в 2,5 раза меньше гортани взрослого.
Извините за вокальную терминологию — связки (то, где у нас образуется звук в горле) смыкаются не плотно, не развит грудной резонатор. Именно поэтому голос ребенка несильный, дыхание в пении слабое и поверхностное, и отсюда и неточное попадание в ноты.
Требуется очень осторожное и бережное отношение к детскому голосу!
Для тех, кто знаком с музыкой — певческий диапазон детей в возрасте 3-4 лет от ми до си, должны быть короткие и удобные фразы для дыхания ребенка.
Поэтому для детей в этом возрасте не важно попадать в ноты!!! Важнее эмоциональный отклик на музыку, любовь к музицированию!
Конечно, есть малыши, которые начинают точно интонировать достаточно рано, но это не значит, что в будущем они станут великими музыкантами. И точно так же совершенно не значит, что если ребенок не попадает в ноты, то у него нет музыкального слуха.
В проекте Дом музыки я рассказываю о том, как научить малышей петь, как развивать их музыкальных слух и вокальные способности — учитывая при этом возрастные особенности ребенка и, самое главное, чтобы привить детям настоящую любовь к музыке!
Надеюсь, что на первый вопрос я ответила. Но самый интересный, конечно, вопрос второй! Как заинтересовать ребенка пением? Как не отбить у него любовь к музыке с детства, что часто происходит в музыкальных школах? Об этом в одной из следующих статей.
Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро
Источник
Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.
Как и когда начинать заниматься музыкой?
В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:
- развитие понимания высоты и тембра звуков;
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- игру на детских музыкальных инструментах;
- пение.
С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.
Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет
Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.
Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:
- Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
- Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.
Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.
Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.
Знакомство с музыкальными инструментами и пение
Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:
- дудочка;
- детская гитара;
- барабан.
Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.
После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.
Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:
- Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
- Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.
Как рассказать про ноты?
Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.
Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.
Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».
Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).
Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
Для начала подготовим все, что нам понадобится:
- нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
- вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.
Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.
Обучение должно проходить в несколько этапов:
- Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
- Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
- Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
- После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
- На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
- После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.
Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.
Полезные советы родителям
Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:
- использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
- играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
- устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
- в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
- хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.
Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.
Источник
Возраст от 2 лет
Играем на пианино
Играем по нотам
Если вы хотите познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки (для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки), совершенно не обязательно в совершенстве владеть инструментом и музыкальной грамотой.
Для начала купите себе (а не ребенку!) учебник по сольфеджио. Лучше покупать учебник не для взрослых, где все слишком заумно написано, а для учеников первого класса музыкальной школы. Полистайте его, познакомьтесь с азами музыкальной грамоты, чтобы ничего не напутать, когда начнете играть с нотами вместе с ребенком.
Кроме учебника вам понадобятся цветная бумага, набор цветных фломастеров, картонные карточки. Ну и, конечно, музыкальный инструмент – пианино или синтезатор.
Первым делом наклейте на клавиши пианино разноцветные кружочки (квадратики, кляксы или другие символы). Конечно, не на всю клавиатуру, а только на ту октаву, которая находится в самом центре. Она называется «первая».
Цвета можно выбрать любые, но самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. «До» – красный, «Ре» – оранжевый, «Ми» – желтый, «Фа» – зеленый, «Соль» – голубой, «Ля» – синий, «Си» – фиолетовый. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Чтобы кружочки не отрывались, можно заклеить их скотчем. Итак, наклеили цветные метки. Прямо над ними желательно написать названия нот (для детей, которые умеют или учатся читать). Получится примерно так, как показано на рисунке.
Рассмотрите клавиши вместе с малышом. Спросите его, знает ли он цвета (а он, конечно, знает). Попросите его нажать на клавишу того или иного цвета. Можете заодно говорить названия нот, которые тут же для подсказки написаны на клавишах.
А можете, нажимая на клавиши, петь простенькие песенки типа «Андрей-воробей» (ритмичные на одной ноте).
Потом можно переходить к записи музыкальных произведений нотами. Вы, конечно, понимаете, что сначала это будут даже не простые произведения, а крайне примитивные – состоящие из одной ноты.
На небольшом листике картона нарисуйте нотный стан, скрипичный ключ (даже если вы не знаете, для чего он нужен). На нотном стане нарисуйте одну нотку (она, конечно, должна быть того же цвета, что и на вашей клавиатуре, а расположение нот вы, разумеется, уже выучили по учебнику сольфеджио). Ноту не закрашивайте. Пусть будет только цветной контур.
Под нотой – слово с одной гласной – это будут слова вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС и так далее. С обратной стороны карточки можно наклеить картинку, иллюстрирующую слова: дом, кот, мышь и так далее.
«Давай играть песенки!» – предложите ребенку. Пусть он выберет по картинке, какую песенку ему сыграть.
Поясните малышу, что надо найти на клавиатуре кружочек (квадратик) такого же цвета, что и нотка на карточке.
Нажмите ноту (вы или малыш) и постарайтесь спеть слово, которое написано. Ребенок может петь или не петь – по желанию. Не стоит просить ребенка: «Вот теперь ты покажи, где синяя нотка, или ты спой…» Если игра понравилась ребенку, вы будете каждый день петь ему новые и новые песенки. А он постепенно начнет вам подпевать, а потом и сам попросит исполнить песню на пианино.
Можете в процессе музицирования время от времени говорить названия нот «До», «Фа» и так далее. Но, опять же, не стоит экзаменовать ребенка, запомнил он, где какая нота, или нет.
Поскольку нот всего семь, песенки на одну ноту будут повторять друг друга (вариантов, как вы понимаете, всего семь). На одну и ту же ноту, например «Соль», у вас может получиться три, пять или больше песен.
Когда вам и малышу будет все понятно, попробуйте написать песни на две ноты.
Это будут слова из двух слогов, то есть с двумя гласными: «ма-ма», «па-па», «Ка-тя», «Ми-ша», «Ли-за», «до-мик», «кук-ла», «ча-сы», «дож-дик», «птич-ка», «солн-це».
Нарисуйте нотный стан, напишите слово, отделяя слоги (как в настоящих нотах). Если вы учитесь читать по складам, выделите склады цветом (ударный – черный), наклейте на обороте картинку.
Ноты, конечно, выбираются произвольно. Но одна из них будет опять не закрашенной (это называется «половинка», или «половинная нота»), а другая закрашенной (это называется «четверть», или «четвертная нота»). Ударный склад будет под нотой половинкой. Соответственно он будет длиннее.
А неударный будет четвертной нотой.
Мама показывает ребенку картинку и говорит: «Это часы. Сейчас мы споем песенку про часы». Торжественно ставит карточку на пюпитр, играет и поет.
Если ребенок очень хочет сам сыграть, ему нужно дать песенку, где ноты идут друг за другом подряд, – так легче быстро найти их обе на клавиатуре. Аналогично можно заготовить песенки из трех нот.
Если ребенку нравится играть по нотам, можете переписать простые песенки из того же учебника по сольфеджио для первоклашек, рисуя цветные ноты.
Постепенно, конечно, нужно будет переходить на черно-белые ноты. Но все же не забывайте, что для ребенка-дошкольника обычные взрослые ноты – слишком мелкие. И чтобы не портить глаза, вам придется некоторое время переписывать их, делая крупными.
Но если уж вы решили переходить к настоящим нотам, вам надо будет подробно знакомить ребенка с длительностями и многими другими музыкальными премудростями.
Читайте также
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО»
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО»
«Мосфильм», 1976 г. Сценарий А. Адабашьяна и Н. Михалкова по пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина». Режиссёр Н. Михалков. Оператор П. Лебешев. Художники А. Адабашьян, А. Самулекин. Композитор Э. Артемьев. В ролях: А. Калягин, Е. Соловей,
Играем с водой
Играем с водой
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся
Играем со звуками и музицируем
Играем со звуками и музицируем
Известно, что все дети рождаются с абсолютным слухом. Постепенно, если ребенок не слушает музыку, никак не тренирует свой слух, эта способность утрачивается (частично или полностью). И потом, в семь лет, пойдя в музыкальную школу, ребенок
Возраст от 3 лет Играем на пианино
Возраст от 3 лет
Играем на пианино
Нарушенный звукорядНажмите на три-четыре белые клавиши подряд на глазах у ребенка. Предложите ему отвернуться и сыграйте этот же звукоряд еще раз, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или вместо одной из белых клавиш
Возраст от 4 лет Играем на пианино
Возраст от 4 лет
Играем на пианино
Не сбейсяЕще одна игра с клавиатурой пианино.Нажимайте на клавиши, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, на первую клавишу вы нажимаете один раз, на следующую два раза, затем на следующую
Возраст от 3 лет Играем на пианино
Возраст от 3 лет
Играем на пианино
Исполни выше или ниже образцаОбъясните ребенку, что звуки бывают разными по высоте. Правда, оттого что вы произнесете подобную фразу, ничего в сознании ребенка не изменится… Нужно показать это, используя инструмент.Нажимайте клавиши,
Возраст от 2 лет Играем на пианино
Возраст от 2 лет
Играем на пианино
Играем по нотамЕсли вы хотите познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки (для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки), совершенно не обязательно в совершенстве владеть инструментом и
Возраст от 6 лет Играем на пианино
Возраст от 6 лет
Играем на пианино
Музыкальная грамотаЕсли ребенок пошел в музыкальную школу или начал заниматься музыкой с преподавателем, ему, естественно, придется выучить ноты и массу музыкальных знаков. Чтобы этот процесс прошел более или менее безболезненно,
Пианино
Пианино
Пианино – струнный клавишный инструмент, род фортепьяно , в котором струны имеют не горизонтальное, а вертикальное положение, вследствие чего П., не имея хвоста, как рояль, или размеров большого горизонтального ящика, как фортепиано, занимает мало места. Звук у П.
Играем: во что и чем
Играем: во что и чем
Человек не овощ. Ну согласись. Я сейчас не говорю об отдельных небезызвестных каждому из нас индивидуумах, о которых сгоряча можно сказать и не такое, я о людях вообще. Это означает, что пассивное состояние, отличающееся только наличием
Источник