Ребенок в 2 года очень умный
Как сообщает The Daily Telegraph, Оскар Ригли в свои два с небольшим года стал самым молодым британцем, которого приняли в оксфордский клуб Менса – старейшую и известнейшую со всем мире организацию для людей с высоким уровнем интеллекта.
IQ этого удивительного ребенка оказался таким же, как у Альберта Энштейна и Стивена Хокинга.
Клуб Менса основан в 1946 году австрийским адвокатом Роналдом Беррилом и английским профессором, ученым и адвокатом Ланцелотом Ваером. Это абсолютно неполитическое, некоммерческое сообщество, в которое можно вступить независимо от цвета кожи, религиозной принадлежности, достатка, возраста или какого-либо иного социального фактора. Главное, чтобы уровень интеллекта был не просто высоким, а очень высоким. Кандидату нужно сдать любой авторитетный тест, например, Станфорд-Биннет, лучше, чем 98% других участников тестирования. Те, кто попал в заветные 2%, становятся членами клуба и могут вести беседы на высокоинтеллектуальные темы и принимать участие во всевозможных культурных и социальных мероприятиях.
Организация также предоставляет стипендии одаренным детям, участвует в разнообразных акциях по повышению грамотности и прочих социальных программах.
Название Менса произошло от латинского слова, означающего «стол». Имеется в виду круглый стол, за которым все равны. Создатели выбрали его для того, чтобы обозначить: в клуб может вступить любой очень умный человек.
— Salik.biz
Слишком юный возраст тоже не является ограничением для вступления в клуб, и поэтому наравне с седыми профессорами, учеными в огромных очках с толстыми стеклами и просто взрослыми, но очень умными людьми в него приняли и маленького Оскара Ригли. Коэффициент интеллекта ребенка оказался даже выше 160 — максимальной оценки в тесте Станфорда-Биннет!
Родители ребенка говорят, что в свои два года и пять месяцев мальчик действительно демонстрирует уникальные способности ума. У него на редкость развитая речь. И рассуждает он тоже не на свой возраст, а почти как взрослый человек. К тому же, он очень любознательный.
Отец мальчика Джо, IT-специалист, которому 29 лет, охотно рассказывает об удивительных интеллектуального развития сына: «Оскар недавно говорил моей жене о репродуктивном цикле пингвинов. Он всегда задает вопросы. Каждому родителю хочется думать, что его ребенок особенный, но мы-то точно знаем: Оскар явно примечательная личность. Я по-настоящему жду того дня, когда он придет ко мне и скажет, что я идиот». Мама мальчика, 26-летняя Ханна, подтверждает рассказ мужа: «Его лексика удивительна. Он умеет строить сложные предложения. На днях он мне сказал: «Мама, сосиски напоминают вечеринку у меня во рту».
Главный исполнительный директор Менса Джон Стивенэдж сообщил, что Оскар Ригли был принят в их клуб в возрасте двух лет, пяти месяцев и 11 дней: «Оскар демонстрирует большой потенциал. Преобразование этого потенциала в реальные достижения является задачей его родителей, и мы рады, что они решили присоединиться к сети Менса для оказания поддержки их сыну».
Эксперты британского центра для одаренных детей в Соллиуле считают, что Оскар – это один из самых необычных детей, с которыми им когда-либо пришлось сталкиваться.
Надо отметить, что Оскар Ригли – не единственный ребенок, ставший членом клуба Менса. Есть и другие чрезвычайно умные малыши, которые попали в эту организацию.
Среди них, например, Элиза Тан-Роберст, которой на момент включения ее в члены международного сообщества для очень умных людей, было 2 года 4 месяца. Ее IQ по результатам теста был равен 156. Еще одна представительница интеллектуально развитой малышни – Джорджия Браун, умственные способности которой были оценены в 2007 году. Тогда девочке было почти 3 года. В 90-е годы в ряды интеллектуалов был принят мальчуган, который на тот момент был лишь на несколько дней младше Джорджии Браун.
Среди знаменитых членов клуба Менса писатель-фантаст, бывший вице-президент сообщества Айзек Азимов, актриса Джина Дэвис, женщина с самым высоким в мире IQ – 186 Мэрилин вос Савант, американский комик Стив Мартин, боксер Бобби Чез и парапсихолог Роберт Стоун.
Источник
“Как вы его развиваете?” – с плохо скрываемой завистью спрашивают вас другие родители. “Как сделать так, чтобы и наш ребенок стал таким же умным?”. Они не подозревают, что с одаренными детьми иногда бывает ой как нелегко…
источник изображения
Я специалист по коммуникации, посвятила ее изучению 8 лет в двух университетах. У меня нет ни детей, ни родных братьев-сестер. Когда несколько лет назад друзья попросили меня помочь им наладить коммуникацию по оси родители-ребенок, я ответила, что не смогу — просто потому что не понимаю детскую психику. Но они очень просили, так как их не по годам мудрый сын (а он тогда еще в школу не ходил) укатывался в какое-то автономное существование. Вел себя хорошо, быстро развивался, но общение с родителями разваливалось с каждым днем.
Единственным ориентиром в этой задаче для меня стали воспоминания о моем собственном поведении в таком возрасте. И да, нашлось немало параллелей между моими тогдашними “особенностями”, которые ставили моих родителей в тупик, и тем, как вел себя этот мальчик. Сначала я была совершенно не уверена в результате, но в итоге цель оказалась достигнута: мама и папа научились разговаривать с сыном так, чтобы ему было с ними интересно и чтобы он им доверял. А они, в свою очередь, убедились в том, что у них растет не аутист и не социопат, а ребенок с большими перспективами и оправданно высокими требованиями.
Потом мне довелось еще несколько раз консультировать молодых родителей в аналогичных ситуациях, а потом у меня самой родилась родственница, которая с ранних лет чахла от тоски на детской площадке. Вместо примитивных игр в песочнице ей больше нравилось читать книги по истории и обсуждать их с той единственной подружкой, которая тоже предпочитала радость мыслительного процесса бессмысленной, с ее точки зрения, беготни по двору. Ее мама признавалась, что замучалась с ней и откровенно не знает, что с дочкой делать и чем ее занимать. В общем, если аист принес вам слишком умного ребенка, который каждый день чем-нибудь вас озадачивает и к которому не всегда просто найти подход — вот несколько рекомендаций относительно того, как взаимодействовать с чадом.
Такие детки практически с рождения разрывают родителям все шаблоны. Вы ожидали, например, что ребенок сначала поиграет с ровесниками на улице, а после обеда вы его отведете домой и уложите спать. Ничего подобного. Ребенку с ровесниками скучно, а спать он тоже не хочет. Что с ним делать, непонятно. Скорее всего, помогут интеллектуальные развлечения. Нечто такое, что займет внимание малыша, увлечет его и под конец утомит так, что он рано или поздно захочет-таки спать. Книжки, познавательные мультфильмы, умные игры — то, что дети с менее развитым интеллектом могут воспринимать как нагрузку, которую надо дозировать, одаренные дети воспринимают как развлечение. Поэтому не надо бояться, что они переутомятся и у них голова вскипит — они сами решат, когда пора остановиться, а когда можно продолжить. И то, что в процессе совместного осваивания интерактивной карты звездного неба голова может вскипеть у вас — это уже ваши проблемы.
На умных детей трудно воздействовать. Если кого-то можно мотивировать доесть кашу до конца, ибо в противном случае прилетит Баба-Яга и устроит юному бунтарю полную кошмаризацию — умный ребенок сделает постное лицо и объяснит вам, взрослой дурынде, что Баб-Яг на свете не существует (так в свое время поступала я. Убедить маму в антиреалистичности существования Кащея Бессмертного оказалось непростым делом). Даже не пытайтесь идти легким путем и прибегать к аргументам наподобие “Я сказала, значит, так надо!” или “Не съешь кашу — не пойдем гулять!”. Объясняйте, объясняйте, объясняйте. На том уровне и с таким подходом, который интересен именно вашему ребенку. Например, сопровождайте каждый прием пищи мини-лекцией: “Вся пища, которую мы едим, состоит всего из трех веществ: белки, жиры, углеводы. Да-да, вся-вся. И мясо, и мороженое, и каша”. И дальше постепенно и последовательно о том, почему у разных продуктов разные вкусы, для чего нужны углеводы, зачем люди напридумывали столько разных диет и так далее, и тому подобное. Еще раз повторю, для любознательного ребенка такое получение информации — это не труд, а развлечение. Так развлекайте же его в обмен на поглощение каши.
источник изображения
С умным ребенком надо выстраивать доверительные партнерские отношения. Лучший способ уронить себя в его глазах — это пытаться врать ему и прикидываться наивнее, чем вы есть. Вот история из опыта тех родителей, о которых я рассказывала в самом начале. Ребенок подходит к маме и спрашивает: “Ты думаешь, я аутист?” — “Что ты! О чем ты вообще говоришь? Я даже значения этого слова не понимаю” — “Но ты же читала в интернете про детей-аутистов” — “Где я могла это читать? Как ты вообще это придумал?”. Ребенок в ответ молча показывает маме историю поисковых запросов в браузере. Травма получается двойная: во-первых, подорвано доверие к матери. Во-вторых, сын (который, вероятно, даже не подозревал о существовании такого феномена, как аутизм) начинает сомневаться в своей нормальности.
Однако партнерские отношения строить надо с учетом того, что перед вами именно что ребенок, и общаться с ним следует на уровне детских особенностей восприятия. Не впутывайте его в жестокость и коварство взрослого мира преждевременно. Хотя соблазн, возможно, будет велик — ведь дитя мыслит так рационально и выносит такие справедливые суждения… Иногда вам кажется, что в сложных ситуациях ваш ребенок соображает и действует лучше вас! Тем не менее, посмотрите, что может получиться. История на реальной основе, но чуть видоизменена из этических соображений. Предположим, вы сообщаете ребенку, что поездка на море отменяется: папа потерял работу из-за обвинения в получении взятки. Ребенок может среагировать на удивление адекватно: войдет в положение, расспросит о деталях, не будет устраивать истерики по поводу сорвавшейся поездки (потому что понимает, что именно такое поведение вы сочтете наиболее похвальным). Но его система ценностей, поверьте, накренится, и он будет долго мучаться вопросами: так папа хороший или плохой? Как мог хороший папа взять плохую взятку? А может, взятки не такие уж плохие? И почему папа потерял работу только потому, что его обвинили — он ее вообще брал или не брал? Все эти противоречия будут перевариваться глубоко внутри, не выходя на поверхность — и, что самое рискованное, никогда нельзя знать заранее, к каким выводам ребенок придет.
Навеки забудьте про фразы наподобие “Ты же у нас не такой, как все. Эти вон сидят все выходные, с родителями телевизор смотрят, а ты умный слишком, тебе это скучно”. Последствия таких заявлений могут быть разными — но неизменно негативными. Ребенок может возгордиться собой и стать заносчивым. Или, наоборот, ущербным (у одного мальчика, с родителями которого я общалась, на этой почве развился серьезный комплекс неполноценности, им пришлось обращаться к детскому психологу). Или начнет ненавидеть тех, которые “как все”. Или завидовать их нормальности. Или станет изо всех сил стараться приблизиться к их уровню, то есть намеренно отложит в сторону книги и будет насильно заставлять себя заниматься какой-нибудь ерундой вместо самообразования (я пробовала. И в детском, и в подростковом возрасте. Результат – ни богу свечка, ни черту кочерга). И уж точно, точно обозлится на вас — может, и не в открытую, но в глубине души наверняка.
А позволить таким деткам ожесточиться нельзя категорически. Нет ничего опаснее, чем сочетание умной головы и злого сердца. Глупое зло можно обмануть, сманипулировать им, быстро нейтрализовать. Умные злодеи — это живое оружие массового поражения. Если говорить талантливому ребенку, что с ним тяжело, у него завышенные требования, он не похож на других детей, он слишком все усложняет и придирается к мелочам, у него трудный характер, и так далее, и тому подобное — поздравляю, вы целенеправленно растите Дарта Вейдера. Даже если вы сейчас выматываетесь со своим уникумом, не забывайте о золотых словах Суворова: тяжело в учении — легко в бою. Обеспечив ребенку интенсивную интеллектуальную подпитку и благоприятный эмоциональный климат сейчас, через несколько лет вы будете отчаянно гордиться его успеваемостью, самостоятельностью и целеустремленностью.
автор @blackmoon
Источник Молодые родители
Источник
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник