Ребенок в 2 года не контактный
Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.
Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.
«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?
Зачем детям общаться?
Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!
Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.
Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.
Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?
Узок круг…
Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.
В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.
Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.
Стратегия и тактика ваших действий
- Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
- Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
- Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
- Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Какой хороший я!
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
- Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
- Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
- Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
За стеклом
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
- Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
- Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
- Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
- У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
- У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.
Стратегия и тактика ваших действий
- Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
- Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Шаг навстречу
Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.
Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.
Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.
Комментарий психолога:
«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.
Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».
Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!
Инесса Смык
По материалам журнала «Кутузовский проспект»
Источник
Наталья3 июня 2010, 13:29
В свете мы регулярно бываем, толку только нет. Маму за руку и пошли, играем с мамой, ходим с мамой.. Самое интересное, что со взрослыми такой проблемы нет, она быстро достаточно адаптируется и общается, но с детьми — нет(. Может конечно и перерастет
варвара иванова3 июня 2010, 13:34
приучайте постепенно
я в детстве была такая. в школу очень сложно пошла
в детсад вообще не ходила ( отдали слишком поздно, я там ревела постоянно
нужно уже ей занятие какое то искать
не помню, напилсала ли я вам про адаптационные группы в садике, очень неплохо помогают( там каждый день занятия)
Наталья3 июня 2010, 13:38
спасибо. будем искать у нас такие группы. мы просто на занятия два раза в неделю ходили, может это редко. Я тоже в сад не ходила и в школу очень тяжело пошла по причине излишней стеснительности, поэтому и волнуюсь за дочь.
варвара иванова3 июня 2010, 13:45
ну со временем наладится
люди все таки разные
хотя я считаю что садик это хорошо- ребенку очень полезно, елси вовремя отдать,
Неподарок3 июня 2010, 13:24
к психологу вам надо! В первую очередь
Наталья3 июня 2010, 13:30
попробую поискать хорошего психолога, спасибо)
Лилия4 июня 2010, 20:11
Ничего нет необычного.У детей до 3-4 лет так называемая игра рядом,между собой детки редко играют.А если и вы были стеснительной,то возможно дочь пошла в вас.
Ирина Лиштванова9 июня 2010, 18:05
Вашей малышке просто не интересно пока с сверстниками. Общается со взрослыми без проблем! Отлично! Пускай играет с детками по старше, за одно будет приобретать навыки игры.
Ирина Лиштванова9 июня 2010, 18:00
что за бред! К психологу нужно тем, кто отправляет 2-х летнего ребенка к психологу!
сигизмундовна3 июня 2010, 13:27
пойдет в садик и научиться общаться. Я до садика сама девочку направляла — иди познакомься, иди поиграй, иди поделись игрушками. И до направлялась, потом еще с год Юлек ходила и всем дружбу предлагала)))))
Наталья3 июня 2010, 13:33
я так и делаю, только она не хочет ни идти ни делится. Как только мы в песочницу стали выходить я ей стала объяснять, что можно с детками играть, игрушками меняться, вместе мячиком поиграть ну и т.д. А она мне — «нет» и все, и играем одни. А в сад боюсь поэтому отдавать, раз в песочнице не получается, то в саду и подавно..
сигизмундовна3 июня 2010, 13:36
как раз в саду легче будет, там же мамы не будет. Запаситесь терпением, и постоянно направляйте, сами с детками сядьте — пример покажите. Наверное, девочка очень к вам привязана, и ей никто кроме вас не нужен — это не есть хорошо
Наталья3 июня 2010, 13:48
пример каждый день показываю))) мамашки сидят что -нибудь обсуждают, а я со своей пытаюсь знакомства с детьми завязывать и игры вместе играть))). С папой и бабушкой без проблем остается, не вот прям она совсем не может без меня. А садом испугать боюсь, я ей его мздалека показываю, рассказываю как там хорошо, спрашиваю «пойдешь?» — она мне «нет». спасибо за советы))
сигизмундовна3 июня 2010, 13:50
я когда свою первый раз в садик привела, сказали через 2 часа приходить за ней. Я пришла, а Юлька мне — иди домой, я тут останусь)))))))) все наладится и у вас! Удачи!!!
mazunchiki3 июня 2010, 13:33
Моей уже 9 и все равно может без проблем подойти и познакомиться.
сигизмундовна3 июня 2010, 13:37
мы уже немного поостыли, постеснительнее стала
Юлианна3 июня 2010, 13:28
У нас тоже подобная проблема.Уже пол года в садик ходим,а играет в основном один.Если другие дети с ним сидят рядом играют-дроди как то играют вместе.А сам к ним не идёт.Но нам воспитатель говорит,что это пока нормально,просто он у нас немного стеснительный,да и язык другой,ещё не очень хорошо понимает.
Наталья3 июня 2010, 13:35
Вы в сад пошли — это уже прогресс. Я боюсь в сад мы с такой манерой общаться не попадем)))
Екатерина Колесник(Белова)3 июня 2010, 13:42
К психологу детскому сходите, если есть возможность.
Наталья3 июня 2010, 13:44
если найдем — обязательно сходим! спасибо)
Кристюша3 июня 2010, 13:48
не бойтесь в сад отдать! моя тоже стеснялась или боялась?)общаться с ребятками (это 2 года ей было). как в сад походила, теперь сама в песочнице может подойти, познакомиться — сейчас наоборот незнаю как отлепить ее от других детей))). порой очень навязчива бывает, как мне кажется.
МЯУ УУ3 июня 2010, 13:50
Я считаю, что не нужны вам никакие психологи. Ребенок перерастет. Мой тоже долго ни с кем не играл. Сейчас его больше интересуют старшие дети, подойдет и смотрит как они играют. К одногодкам не рвется совершенно. Но если подойдут, уже не убегает (хотя раньше так и делал), начал отдавать свои игрушки, иногда и чужие может прихватить (с этим мы боремся). Не волнуйтесь, ребенок еще просто не готов к общению. Всему свое время.
Cheeba3 июня 2010, 13:59
я маленькая тоже была такая. в садике постоянно играла одна. мне так было интересно. ни в школе, ни сейчас с общением проблем не возникает.
SMA3 июня 2010, 13:59
у меня до садика такой же был, правда иногда играл в песочнице, где есть дети,но если кто-нибудь взял его игрушки, сразу все собирает и на другую площадку.
Источник
№845136 Ребенок 2 года 7 месяцев. Не контактный.
Наталья Жен., 30 лет. Беларусь Минск
Гость (не зарегистрирован)
09.03.2015 01:50
Здравствуйте. Моей дочери 2 года и 7 месяцев. Проблема в том, что она избегает контакта со сверстниками. Со взрослыми людьми общается только в том случае, елси они с ней начинают играть в подвижные игры, если пытаются что-то спросить ( к примеру как тебя зовут? или а что ты делаешь?) она просто проигнорирует и сделает вид, что ничего не слышит. Говорить она начала только с двух лет, сейчас есть отставание в развитии речи ( но в принципе речь развивается по нарастающей). Она достаточно подвижный и любознательный ребенок, с близкими играет очень охотно (бабушки, дедушки). Но мы живем отдельно, папа приходит поздно, в результате практически весь день ребенок общается только с мамой, гости бывают редко. Эпизоды нашего общения со сверстниками можно пересчитать по пальцам. Как только она начала ходить, сразу стала бегать все исследовать. В раннем детстве ее невозможно было заставить посидеть в песочнице или задержаться на одной площадке, она сразу убегала. И до сих пор в песочницах не сидит, теперь видимо стисняется, когда там много детей, но и сама одна не охотно идет в песочницу. Один раз в 1,5 года гуляя на площадке она увидела двух мальчиков на горке (им было около 4 лет) и вдруг начала с ними играть -это первый эпизод, что она сама синициировала игру. Второй раз уже в более сознательном возрасте где-то около 2,5 года раза 2 — 4 сама подходила к незнакомым детям младше ее самой ( но это длилось около 1-2 минут). На развивающие занятия ходим, понравились ей только танцы в виде логоритмики, за столом сидеть не любит или не хочет или не может ( не знаю). В общем там есть эпизоды общения с детьми и сверстниками. Но она включается в игру только если они бегают, догоняют друг друга или прятки. В другие игры не играет с ними. На улицах вообще игнорирует сверстников, елси на площадке появляются дети, берет меня за руку уходить. Если мы в гостях и там только один ребенок может с ним поиграть, но если там большая компания детей, то избегает ее, находится только рядом со мной. Она с самого детства очень эмоционально реагировала, если ее кто-то толкнет или что-то заберет, сразу обижалась, плакала и сейчас тоже самое. Даже если ее ребенок в игре слегка заденет, то все сразу слезы и она пытается уйти. В общем это наша проблема. Было в детстве, что ее пару раз толкнул мальчик в игре и девочка и она очень эмоционально на это реагировала. Себя защитить не может ( дать сдачи к примеру), только плачет и идет ко мне жаловаться. Сама она не агрессивная. Как мне помочь ребенку быстрее адаптироваться к социуму?
|
Источник
варвара иванова3 июня 2010, 13:21
есть в садике такие адаптационные группы
и почаще в свет выводите
в гости ходите
мой тоже относительно контактный( ему полтора)
а может маленькие они еще?..