Ребенок в 2 года и 3 месяца говорит только 10 слов
Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Дата публикации: 08.02.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
Ребенку 2 года и 3 месяца, говорит только 1 слово.
Здравствуйте!!!! Проштудировала много информации в интернете, , но таки и не нашла ответов на свои вопросы, так же как и врачи точного диагноза, вернее причины того что ребенок не говорит…В 1,5-2 мес обратилась к неврологу с жалобой на то, что ребенок перед ночным засыпанием орала «не в голос» по 10-20 минут, укачивалась на руках, с рождения на ИВ, соску сосала. ночами спала плохо, часто просыпалась. в 3 мес сделали УЗИ гол. мозга.К СОЖАЛЕНИЮ НЕТ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НИКАК ОТСКАНИРОВАТЬ И СКИНУТЬ ВАМ ВСЕ УЗИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ АНАЛИЗЫ. Не буду расписывать все цифры, глубина 4 желудочка 10мм(норма 5 мм). ДИАГНОЗ — гипотония 4 желудочка. прописали пантогам. УЗИ в 7 мес 4 желудочек 8мм, ДИАГНОЗ- умеренная гипотония 4 желудочка. Прописали картексин 5мг через день 10 уколов. потом переодически обращались к неврологу по поводу беспокойного сна, прописывали глицин, пантогам. невролог ставил диагнозы ППЦНС И ЕЩЕ ЧТО-ТО ПИСАЛ(В КАРТЕ НЕ РАЗОБРАТЬ). слово ликвор разобрала + гипервозбудимость, СДН (гипертонус) ножки у дочи всегда, даже сейчас вернее пальцы на ножках загнуты к пятке, т.е. напряжены.когда начинала ходить ходила на носочках. ползать начала примерно в 5,5-6 мес, ходить в 10,5. В 11 УЗИ (правда делали на др. аппарате)мес в год уже ставят ППЦНС в анамнезе, ЗРР. в 1,5 года пишет- зрр с гипервозбудимостью. ребенок говорил в это время слово МА, БА или БА-БА, КА-КА(каркает ворона), ГА-ГА (лает собака), при чем только когда услышит лай или карканье, если спрошу как каркает ворона, мотает головой, редко и шопотом ПА-ПА-ПА, ДЕ (играя в монетки). никогда ничего не повторяла. По своей инициативе напрвилась в «ПРОГНОЗ» (УЖЕ ЧИТАЛА ЧТО ВЫ НЕ ЖАЛУЕТЕ ЭТОТ ЦЕТР). Уже писала нет возможности выслать все обслед. Напишу только что писали в заключении ВП — замедленно проведение по понто-бультарном(S>D) и понто-мезжцеральном(справа) уровне ; на тамическом уровне (S>D); снижение амплетуд (S=D) — признаки вовлечения ствола. Ко..тативные функции и концентрация внимания в пределах нормы. ЭЭГ — Легкие сочетанные изменения формирующегося электро-гинеза(ирритативные, метаболические), преобразования в левой гемосфере. Параксизмов нет. ДОППЛЕР кровоток в магистральных артериях-без значит. ассиметрии, тонус артериол-норма, кровоток в позвоночных артериях(на шейном уровне)- S<D 31% т.е. (ПОЗВ.АРТЕРИЯ 1,5 кГц (лев), 2,2 (прав). ПОВОРОТ ГОЛОВЫ 1,5 (лев), 3,2 (прав)), снижен кровоток слева по позв. артериям (на интракраниальном уровне)-вертерброгенные воздействия на правую позв. артерию S> или =D, венозный отток-справа усилен по позв. венам, область сниженного кровоснабжения-ВББ — sin. Через 5 дней делали допплер в пол-ке тонус артериол-в норме, вертебр. кровоток-умеренно затруднен. закл-написано не понятно, со слов врача помню, что такой сильной ассимитрии она не увидела как в «прогнозе». В прогнозе поставили диагноз-ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРИНИТ. ПАТ. ЦНС С ТЕМПОВОЙ ЗРР НА ФОНЕ ВЕРТ. БАЗ. и еще какие-то 2 слова непонятные. прописали 1) церебрум композитум+финибут. 2) пантогам+кавинтон. 3+церепро+магне в6+элькар. 4)эл. форез 5)массаж 6) вертебролога Также как писала уже одна девушка дали от себя тел-н остеопата. пропили только 1) церебрум + финибут(лучше не стало), сделали массаж, форез, сходили 1 раз к этому вертебрологу(он у них в самом центре сидит), он покрутил дочу повертел, сказал что был защемлен какой-то позвонок, мол вправил он его. сказал придти через месяца 2, но мы больше не стали ничего ни пить ни колоть, т.к. перед этим лечение пролечили антибиотиком стафилоккок в носу+ начинающийся отит, потом лямблии и на фоне всех этих лекарств ребенок совсем перестал есть, покрылся » гусиной кожей», стала много пить воды….. сейчас доче 2 года 3 мес говорит только МАМА, даже баба пропало, НЯ-НЯ. и все. все понимает, паказывает жестами. ходили к другому не кот. советовали в прогнозе остеопату, сделали нам 4 сеанса, улучшений не было и сказали больше нас мучать не будут. тот остеопат мне сказал что допплер вообще не достоверен в таком маленьком возрасте, а ээг-как правило делают толькокогда есть подозрение на эпелепсич. признаки. Также читала что если проблемы с речью, то ни допплер ни ээг-не нужны. Потом пошли к др. неврологу в пол-ке( мы постоянно ходили к одной, и решили пойти к другой), она предложила проверить слух. съездили мы в сурдоцентр-там сказали что слух без грубых нарушений, сказали все хорошо. Явроде как успокоилась, но свигов то нет, ребенок даже слоги не хочет повторять, вот начала перечитывать мед. карту и мне не понравилось что написали БЕЗ ГРУБЫХ НАРУШЕНИЙ, не пойму чтобы это значило. Еще у ребенка видно что лобная часть преобладает над лицевой, но голова я не скажу что большая + расхождение черепа, рукой чувствуеться маленькие прощелены (не знаю как правильно объяснить). Вопрос к Вам вот какой, вычитала что можно сделать компьют. томографию, чтоб посмотреть есть ли повреждения коры гол. мозга и речевых зон? Но невролог в пол-ке отсоветовала, говорит вы понимаете что маленьким детям делают под общим наркозом, куда вам с вашими болячками. А я все-равно настроена на КТ. т.к. никто толком мне ничего не говорит, говорят занимайтесь, больше говорите, а что толку если она не повторяет…. Еще невролог прописала курс картексина, правда сейчас опять лечим лямблии, собираемся проколоть примерно в начале августа. ОЧЕНЬ ДЖУ ВАШЕГО ОТВЕТА И ВАШИХ СОВЕТОМ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В НАШЕЙ СИТУАЦИИ, ПРАВДА СОВСЕМ УЖЕ ОТЧАЯЛАСЬ….
Источник
Безусловно, в два года практически ни один малыш пока не может похвастаться невероятными достижениями в плане разговорных навыков. Более того, сегодня логопеды говорят о позднем речевом развитии у детей. Следует учитывать, что становление речи – достаточно индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному. Однако, если у малыша заметны трудности в данном вопросе, необходимо помочь ему справиться с этим этапом развития. Ведь большинство логопедических проблем легко решаются в наиболее раннем возрасте. И чем младше ребенок, тем проще ему поставить правильную речь.
Нормы формирования разговорных навыков
Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.
Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:
- до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
- 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
- 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
- 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.
При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.
Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?
Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:
- Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
- Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.
Читайте также: Что такое клаттеринг и как его исправить?
Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?
Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:
- активное общение между членами семьи;
- наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
- отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).
Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.
Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?
Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:
- Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
- Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
- Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
- Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит. Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
- Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
- Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
- Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова. Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.
Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.
Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?
Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 4 года. Причины
Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.
Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.
Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.
Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию. При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.
Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.
При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.
Дата публикации: 10.06.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник