Ребенок в 1 год и 8 месяцев ест руками

Доброго времени суток, уважаемые родители. Если Ваш ребенок ест руками, возможно, у Вас возникали тревожные мысли по этому поводу. Ведь многих родителей пугает подобное явление, они в растерянности, не знают о том, какими могут быть причины происходящего, а также не понимают, как стоит себя вести в подобной ситуации, как действовать. Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить в данной статье.
Возможные причины
Малыш может получать удовольствие от этого процесса
Давайте рассмотрим, почему малыш может отказываться брать столовые приборы, при этом с радостью ест ручками.
- Особенности возраста. Например, такая ситуация актуально для деток в год или младше. Карапуз еще слишком мал для того, чтоб самостоятельно держать ложку или вилку, ему гораздо проще брать еду своими пальчиками. Также может иметь место невозможность донести ложку до ротика. Если ребенок еще совсем мал, он не понимает, как это правильно сделать.
- Способ привлечь родительское внимание. Особенно актуально в случае, когда малышу сильно не хватает общения с мамой или папой. Он на подсознательном уровне осознает, что своим поведением вызовет повышенный интерес у родителей.
- Кризис трехлетнего возраста. Малыш не хочет делать так, как нужно, как говорит мама. Он хочет показать, что уже достаточно взрослый, сам знает, как ему лучше или удобней.
- Способ протеста на изменения в жизненном укладе. Например, период начала посещения детского сада, переезд на новое место жительства, уход отца из семьи.
- Нежелание взрослеть. Малышу может нравиться то, что мама кормит его с ложечки, а когда она просит его есть самостоятельно, умышленно извазюкивает еду руками, отказываясь брать столовый прибор.
- Малыш просто получает удовольствие от процесса поглощения еды таким образом. Возможно, у Вас творческий ребенок и ему нравится размазывать еду по тарелке. Не исключено, что карапуз считает, что облизывать свои пальчики вкуснее, чем ложку.
Уверенно использовать столовые приборы будет под силу деткам, достигшим трехлетнего возраста.
Как быть
- Если Ваша причина в том, что ребенок еще недостаточно взрослый для того, чтобы есть ложкой самостоятельно, то воспринимайте это, как этап, необходимый для его взросления. Так, например, супом или пюре Вы можете кормить малыша с ложечки. Что же касается еды, которую можно будет взять ручками, например, печенье, вареную картошку, морковь, кабачок, кусочек вареного мяса, нежирного сыра, банан, то пусть ребенок берет сам и кушает.
Если Вы не являетесь противником того, чтоб малыш познавал окружающий мир путем поглощения пищи с использованием своих пальчиков, то не забывайте застилать клеенкой стол и одевать ребенку слюнявчик.
- Если проанализировав то, сколько времени Вы проводите с малышом, осознали, что мало уделяете ему внимания, вероятно, что именно в этом причина подобного поведения карапуза. А, значит, Ваша задача исправить это, пересмотрев дневной распорядок, свой и малыш, больше дарить карапузу своей заботы и любви.
- Если осознаете, что у малыша в данный момент кризис трех лет, то не стоит давить на него, пытаясь доказать свою правоту. Помните, что в такой период ребенок всеми силами будет указывать на свою самостоятельность, не станет подчиняться тому, что от него требуют. Лучше, если Вы будете давать ему примеры для подражания, и ни в коем случаи не сравнивайте его с детьми того же возраста, которые уже умело пользуются ложкой, не демонстрируют капризы.
- Если подобное поведение — результат каких-либо изменений в жизни карапуза, то малыш может со временем адаптироваться к этим переменам, и проблема иссякнет сама с собой. Если же нет, то придется обратиться к детскому психологу. Например, эта ситуация актуальна в случае с уходом отца из семьи.
- Если у Вас творческий карапуз и ему нравится жмякать ладонями пюре или кашку, то лучше познакомить его с пластилином или тестом для лепки. Вот тут уже ребенок сможет развернуться, воплотив в реальность все свои фантазии.
- Если самостоятельно не удается выяснить, что повлияло на подобное поведение крохи, то стоит обратиться за помощью к педиатру. Доктор может назначить ряд исследований, перенаправить к узкому специалисту, в частности к детскому психологу. А может и заверить, что в данном процессе нет ничего страшного, подобное поведение является вариантом нормы и само скоро пройдет.
Если ребенок кушает руками, не стоит сразу паниковать, считая, что малыш отстает в развитии или имеет какие-либо проблемы со здоровьем. Скорее всего, этому есть разумная причина и задача родителей ее выявить.
Рекомендации
Не кричите на ребенка за то, что он ест руками. Не травмируйте его психику
- Специалисты рекомендуют не затягивать знакомство карапуза с ложечкой. Если видите, что Ваш малыш тянется ручкой к столовому прибору, даже если крохе всего шесть месяцев, не препятствуйте этому. Можно завести для ребенка его личную маленькую ложечку из легкого материала. Поначалу будут трудности, наверняка, кроха не раз промажет, направляя еду в ротик, и, вероятно, в определенный момент решит отказаться от ложки, раз с ней так сложно. И не беда, пусть пройдет немного времени, и знакомство можно будет повторить.
- Важно запастись терпением. Необходимо понимать, что процесс привыкания к использованию столовых приборов может иметь различную длительность даже у одногодок, ведь каждый малыш индивидуален. Не стоит в такой ситуации подгонять кроху и уж тем более сравнивать свое чадо с другим карапузом, успевшим достичь своих высот.
- Если ребенок с удовольствием отправляет в рот еду, облизывая свои пальчики, не сердитесь на него. Возможно, это временный этап познания окружающего мира. Оставьте карапуза в покое, он вскоре сам осознает, что удобнее использовать ложку.
- Не упустите момент. Не стоит думать о том, что гораздо легче кормить ребенка с ложки, ведь так и быстрее, и кухня с одеждой малыша остаются чистыми. Но ведь Вы не будете кормить его до похода в первый класс, нужно вовремя приучать ребенка к самостоятельности.
- Сажайте карапуза за общий стол с остальными членами семьи. Если малыш будет видеть, что мама, папа и сестричка кушают с ложки, он и сам захочет повторить их поведение во время приема пищи, ведь перед ним будет наглядный пример для подражания.
- Ни в коем случае не бейте малыша по рукам, не лупите его по попе, если видите, что он в очередной раз полез в тарелку руками. Так Вы только столкнетесь с обидой, а, возможно, и отобьете желание кушать, у ребенка пропадет аппетит. Кроме того, подобное поведение родителей может даже привести к возникновению психологической травмы у крохи.
Теперь Вы знаете, что делать, если малыш ест, отказываясь брать в руки ложку или вилку. Стоит помнить, что нет необходимости строго реагировать на подобные явления, и уж тем более заставлять ребенка силой, угрозами или шантажом, чтоб он ел столовыми приборами, а не руками. Крайне важно понять, в чем именно причина происходящего. Исходя из этого, подобрать правильный вариант действий.
Источник
Когда нужно начинать обучение?
Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.
Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.
Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.
Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:
- Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
- Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…
Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.
Обучение навыку до 1,5 лет
К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.
- Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
- Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
- Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
- Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
- Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
- Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».
Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.
Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.
Обучение умению до трёх лет
Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.
Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.
В третий год жизни ребёнка продолжает привлекать всё яркое и необычное, поэтому специалисты рекомендуют украшать даже самые простые блюда (ту же кашу) кусочками фруктов, ягодками и т.д. Кроха сам попросит у мамы ложку, увидев на столе такое привлекательное и вкусное «творение».
- Как научить ребенка правильно держать ложку? Постоянно тренироваться, в том числе и на любимых игрушках. Предложите малышу кормить куклу, пупса либо плюшевого медвежонка (его придётся часто стирать). В игровом процессе карапуз быстро и без понуканий поймёт, как необходимо удерживать ложку и пить из кружки.
- Ребёнок старается повторять все действия за значимыми взрослыми и старшими братьями/сестрёнками. Вот почему канувший в Лету ритуал обедать всей семьёй следует вернуть хотя бы на какой-то срок, чтоб малыш смог быстрее научиться кушать самостоятельно.
- Если ребёнка в год нужно было поощрять за каждое успешное действие, то деткам постарше можно предложить посоревноваться. Например, мама и малыш станут строить башню, где каждый кубик будет означать съеденную ложку.
- Однако важно отделять столовые приборы и кружки от игрушек. Если вы заметили, что ребёнок покушал и стал баловаться с посудой, её необходимо мягко отобрать, объяснив причину.
- Специалисты отмечают любопытную закономерность: малыши, регулярно строящие куличики в песочнице, скорее обучаются пользоваться ложкой и прочими столовыми приборами.
К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.
Какую ложку выбрать?
Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.
К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.
Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.
Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:
Чайная ложечка. Она подойдёт для деток старше годика, поскольку ребятишки уже не так пугаются лязганья приборов о поверхность стола, тарелки или пол.
Серебряная. Дарение такого столового прибора – своеобразная традиция для крёстных родителей. Ложка из серебра способна защитить кроху от кишечной инфекции и уберечь от стоматита.
Из керамики. Не лучший вариант для маленьких деток, поскольку этот материал тяжёлый и легко бьётся. При скалывании такая ложка способна повредить детские дёсна.
Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:
- Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
- Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
- Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
- Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.
Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.
Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!
Типичные родительские ошибки
Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.
- Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
- Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
- Оставляют одного. Безусловно, всегда существует риск, что ребёнок подавится, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.
Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!
Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.
Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.
Источник
Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.
По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.
В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.
Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Комаровский о проблеме
Не жует
Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!
Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.
Не ест с ложки
Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.
Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.
Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.
Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.
На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.
Не хочет есть пищу кусочками
Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.
Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.
Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.
Не хочет есть, пока не включат мультики
Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.
Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.
Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.
Советы
- Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
- Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
- Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
- Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
- Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
- Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.
Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.
Источник