Ребенок в 1 год и 4 месяца не ложится спать
Всем добрый день. Пишу потому что надеюсь что кто нибудь подскажет решение нашей проблемы. Ребенку год и три, каждый вечер засыпает очень долго и с криками.
Начну с начала. С рождения и до полугода были на гв, и засыпали соответсвенно на груди. Днем на улице или в квартире но тоже на груди + укачивани. Днем третий раз укладывалась очень долго. Спустя время когда дневной сон перешел на двухразовый, стали спать на балконе, так как сон на свежем воздухе нужен, а мне надо было работать в это время, пока она спит. После полугода перешли на смесь. Ребенок стал засыпать плохо, долго лежали, укачивали, (поправка ребенок очень плохо относится к укачиваниям, постоянно вырывается). После этого применили метод Эствиля, не в полной его мере. Т.е ребенок засыпал сам но с бутылкой. Где то месяца два три после этого проблем не было. И вот этот день, канун ее дня рождения (годик). Как обычно, провели все ритуалы, я дала ей бутылочку, соску в руку, и ушла из комнаты, она допила, и закричала. В этот день я ее уложила в 12 ночи. Делала все. С тех пор засыпаем с боем. Через месяц мучений решила еще более жестко наладить ритуалы: убираем игрушки в 20:00, потом готовим пижаму она ее берет из комода и несет на кровать. Далее идем купаться, потом есть, писить, потом передеваем халат на пижаму, читаем книжки (вместе смотрим картинки), затем я кладу ее в кроватку и тут все. Она начинает бегать по кроватке, пытаться вылезти из нее, потом реветь. И так может продолжаться очень долго. Иногда все таки она засыпает минут через 40-60 иногда я ее укачивать пытаюсь, но она вырывается. С собой если положить еще хуже она начинает бегать по кроватке. и у меня возникает вопрос а как у ребенка может возникнуть ассоциация что после определенных ритуалов надо спать если она не спит???
P.S. Ребенок сейчас спит один раз в день с 12 до 14:30-15:00 примерно. Больше спать не хочет. До 21, 22, 23… Чуствует себя прекрасно, даже глаза не трет. С 16 до 17-18 гуляем на улице. Кушает 3 раза в день полноценно +в 6 часов перекус(творожки, фрукты) . День занят и активно и играми и развивалками и книжками.
Ночью раньше спала очень плохо просыпалась каждый час, сейчас пока раза 2-3. Зубов много почти 15. Пока не лезут. Многие скажут зачем укладывать если ребенок не хочет, но у меня на это есть ответ, во первых у ребенка должен быть график, это не есть хорошо если ребенок ложиться спать когда ему вздумается и если это вздумается в 12 часов ночи. Во вторых это время мне нужно что бы работать, очень тяжелое финансовое положение у нас в семье. Вообщем написала много, для того что бы отпадали лишние вопросы. А главный вопрос, что можно еще сделать что бы ребенок засыпал получше.
Зачем вы в 8 вечера спать его укладываете?
Элементарно не хочет спать еще, поэтому и не спит.
Сместите время сна на 9-10 вечера. Все же логично.
Работайте днем, когда он спит.
Смысл маяться и укладывать и якобы освобождать время для работы, если он не хочет спать и это время ( вместо общения, игр, чтения) тратите на нервы свои еще и ребенка манаете.
А встает во сколько? У меня в 20 тоже не заснет после сна такого длинного днем. Укладываю в 22-23, зато утром дольше спит — может так еще вам время на работы выкроить получится.
А если пытаться уложить раньше, после рева спит плохо ночью, просыпается рано и не в настроении.
Albina2010 автор темы:
А главный вопрос, что можно еще сделать что бы ребенок засыпал получше
Сократите дневной сон. Начинайте позже укладывать.
Я делаю так: купание, пижама, книжка-мультик, желаю спокойной ночи, выключаю свет, убираю игрушки, сама ложусь в кровать (дочь спит в нашей комнате) и читаю книгу, разговоры с не разговариваю. Дочь поскачет-поскачет и ложиться, скучно же в темноте одной скакать;)
Тоже не вижу смысла укладывать второй раз спать. У вас хороший режим, приближен у садичному. Тихий час на 2-3 часа — отлично. В 21-22 спать -идеально. Сами себе проблем придумываете.
Моей почти 1,3. Спит один раз в день также 2, иногда 3 часа. В часиков 22 ( +- полчаса) укладываемся, но с ГВ. Второй раз даже не заставляю, потому что потом в ночь поздно уйдёт
дети растут. потом и вовсе может от сна отказаться…Укладывайте на ночной сон позже. Мои уходят спать в 22,30 (это старший), а младшая под мультики где-то в 22,00 засыпает. может и 30 минут потерпеть, потом уснуть. И вообще без проблем
Albina2010 ,
Ясно,
Может не понятно написала, я не укладываю в 8, ложимся в девять после всех ритуалов. И написала что спим один раз в день. А работать надо и днем и вечером, только днем не успеваю. Такая работа.
Напишу нашу историю, хоть ребенку уже 10 лет :gy:
Примерно с 10-12 месяцев было тоже самое, только и на дневной сон еще укладывала по 40-50 минут. В общем, промаявшись с месяц-два, я поняла, что ребенку этот дневной сон не нужен и вуаля — все встало на круги своя, дочь вставала примерно в 7-8 утра, БЕЗ дневного сна, в 20:30-21 спать…и всю ночь спала.
а утром до скольки спите? вы может встаете в 11
а вообще попробуйте дневной сон сократить, три часа много ребенку видимо и просто не хочет спаь вечером или на час позже ложиться не 21, а в 22 например
Встает 8-9. Пробовала укладывать в 22 и позже такая же история. Но встает раньше в этом случае. Проблема то в том что во сколько бы я не укладывала ее спать, засыпает долго и трудно. И проблемы я себе не выдумываю.
Albina2010 ,
Скоро может вообще отказаться от дневного сна. Многие дети с 2-х лет не спят днем.
Автор, мне кажется, у вас еще по-божески. Ребенок спит днем почти три часа.
У меня ребенку почти три года и мне кажется, что она с рождения вообще не спит. Я тоже работала дома и мечтала, чтобы она спала хоть по мало-мальскому графику. Не помогало ничего. Даже грудь (кормила более 2х лет), она сосала, пялилась на меня или по сторонам и НЕ СПАЛАААА (ни днем, ни вечером), утром тоже вставала ни свет ни заря, если я хотела поработать хотя бы часиков до 9. Вечером не укладывалась бывало и до 23-24х. Днем она если засыпала, то просто падала, когда иссякала энергия. Часто на полу, где играла. Если я пыталась ее перенести, она просыпалась и опять ни в одном глазу. На улице в коляске? Да фиг там. Могла созволить поспать, когда я куда-то целенаправленно катила коляску. Если не дай бог я садилась на лавочку почитать книжечку — сразу просыпалась, ну сразу же, даже покачивание коляски не помогало.
В итоге я просто спала с ней, работала или ночью или когда она бодрствовала, если не висела на мне. Она, кстати, могла заснуть у меня на руках, пока я сидела и работала. Но при попытке переложить ее в кровать, тут же просыпалась. А долго сидеть и деражать ее я не могла, у меня все тело затекало.
Спас только детский сад. Когда она пошла в садик, она стала спать там. А дома по прежнему не спит.
Albina2010 автор темы:
А главный вопрос, что можно еще сделать что бы ребенок засыпал получше.
убрать дн сон и ложиться вместе. Полежите, подождёте пока заснёт и уходите. мои вообще совы- раньше 23 не засыпают. И это даже при том что мл отказалась от дн сна. мне даже в голову не приходит укладывать в 21. ну не уснут они и всё тут. Работа? нуууу как то надо приспосабливаться — работать позже, когда уже все спят, или раньше, пока все спят, во вр дневного сна. Ребенка вы не убедите что вам надо.
Две Морковки,
очень плохо для нервной системы без дневного сна, надо всеми силами сохранять!
Аноним,
Совсем это неплохо, все люди разные, я сама в детстве с года днем не спала, и дети оба с года днем не спали, зато в 20:30 легли в 7 встали, весь день бодрячком. Все веселы и бодры. Дети спокойные.
Мне тут недавно попалось интервью какого-то гуру по детскому развитию, профессор чего-то там…он вообще пишет, что от дневного сна в очень раннем возрасте отказываются дети с задатками на высокие интеллектуальны способности…Пороюсь, если найду статью, процитирую
Две Морковки,
да уж, оправдывайте свою лень британскими учеными)))
Дак лень то как раз тем, кто детей укладывает. Легче уложить днем на три часа, да пойти за компьютер. Мало кому нравится весь день играми детей развлекать, да книги читать. Если что, у меня оба несадичные были, весь день я с ними занималась. Какая уж тут лень. Ага, а надо было спать, да своими делами :geek:
Все таки я считаю что ребенок в таком возрасте должен ложиться спать в определенное время, и не позже 9 часов, даже взрослым рекомендуют ложиться в 22. Понятное дело он еще этого незнает и мне ничего не должен, но для этого я и мама что бы его учить всему в том числе и распорядку дня. Да и через пол года с небольшим в садик и так или иначе мамы начинают приучать детей ложиться раньше так как раньше вставать. Просто пока видимо у меня что то не выходит, вот и спросила совета тех кто придерживаться такого мнения и у кого получается.
Укладывайте раньше, и зачем еда после купания?
Так же до 3-4 спит, в 7 ужин, в 8 ванна и спать. Главное тут не дать перевозбудиться
Коридор сна у детей с 19-30 и до 20-30.
Аноним,
Подскажите а сколько лет вашему ребенку? И как проходит процесс укладывания?
ursa1984,
Albina2010 автор темы:
засыпает долго и трудно.
Что нужно засыпать всем в 9 по-моему догма. У нас ребенок 1 и 5 засыпает в 11-12 без боёв без плясок с бубнами, кормление-книжки ползанье потом отправляем в свою кровать залезает, немного укачиваем. Просыпается с 9-11. Но мы все совы, нам так удобно) Днёмс и опционально, у бабушки может и три часа в активные дни 20-30 мин. Если нужно работать попробуйте просто приучить ребенка, что вечернее время ваше время взрослое, что вы не заставляете ее спать, но и она вас, чтоб не дёргала, занималась своими делами) Когда ее время придет спать, усыпите за 15 мин. Понятно что сначала будет протест, но потом может привыкнуть. Просто у вас уже какая то протестная реакция у ребенка на сон и кровать , это не очень хорошо)
Albina2010 автор темы:
Встает 8-9.
Встаем так же. Дневной сон 1,5-2 часа. Моемся в 21.30. Пьем кефир в 22. Читаем, зеваем, в 22.45 спим.
Источник
у дочки почти с рождения был режим и не было никаких проблем. к возрасту год и 4 уже четко было что ночной сон с 21 до 9 утра и дневной с 14 до 16. с 12 до 14 гуляем, потом обед и сон. крайние три дня перестала спать днем, прям до истерик( во всем остальном все так же, не капризничает, кушает хорошо. но стоит только взять ее на руки, или положить в кроватку и лечь рядом, сразу дикий ор. пробовала не укладывать, думаю устанет-уснет, так в итоге она до 18 бегает играет и потом засыпает, соответственно ночной сон тоже нарушается… очень не хочется нарушать режим, с чем это может быть связано?
лена
[2419590785] — 31 мая 2016, 16:29
1.
Люся
[3842670630] — 31 мая 2016, 17:37
а вы думаете у нее до старости такой режим будет?
2.
Гость
[253646219] — 31 мая 2016, 17:44
Все просто, это ребенок и никто не знает что у нее в голове. Моя вот уже 2ю неделю встает в 5 утра, ей год и шесть.
3.
Гость
[2010102285] — 31 мая 2016, 17:50
Это не сюда, это к невропатологу.
4.
Гость
[2296380987] — 31 мая 2016, 18:01
перестаньте ложиться в её детскую кроватку, что ли )))))
Страх господень, мало что во все детские игрушки переиграют, ещё и детскую мебель пытаются уместиться.
И вообще, дитю УЖЕ
16 месяцев,
сумма сна = 10 часов = норма.
сложнее, если ребёнок спит/отрубается в самую жару, а в ночную прохладу бодрствует.
это непривычно, но при отсутствии видимой патологии тоже нормально.
5.
Гость
[3742538800] — 31 мая 2016, 18:08
У меня в полтора перестала. Ну и ладно. В саду стала спать. Нашли проблему
6.
Гость
[1967729234] — 31 мая 2016, 18:15
я такая же была, не любила я спать днем , в садике мама потом просила чтоб не укладывали меня спать днем а то я лежала и то волосы выдергивала девочке с соседней кровати то болтала с кем-нибудь)
7.
лена
[579619416] — 31 мая 2016, 18:55
Люся
а вы думаете у нее до старости такой режим будет?
8.
лена
[579619416] — 31 мая 2016, 19:01
Гость
перестаньте ложиться в её детскую кроватку, что ли )))))
Страх господень, мало что во все детские игрушки переиграют, ещё и детскую мебель пытаются уместиться.
И вообще, дитю УЖЕ
16 месяцев,
сумма сна = 10 часов = норма.
сложнее, если ребёнок спит/отрубается в самую жару, а в ночную прохладу бодрствует.
это непривычно, но при отсутствии видимой патологии тоже нормально.
9.
лена
[579619416] — 31 мая 2016, 19:02
Гость
У меня в полтора перестала. Ну и ладно. В саду стала спать. Нашли проблему
10.
Аноним
[759265852] — 31 мая 2016, 19:13
Может будить ее по-раньше? Видимо, за ночь высыпается и днем уже не хочет.
11.
Гость
[1119975244] — 31 мая 2016, 19:25
Я сама врачей не люблю, но если ситуация не разрешится в ближайшее время, лучше сходить к неврологу! У меня врачи постоянно спрашивают, спит ребёнок днём или нет. Кстати, в 2 года стал спать ложиться в 3-4 часа, и уже 5 лет ему. Дома только так и спим.
12.
лена
[579619416] — 31 мая 2016, 19:29
Гость
Я сама врачей не люблю, но если ситуация не разрешится в ближайшее время, лучше сходить к неврологу! У меня врачи постоянно спрашивают, спит ребёнок днём или нет. Кстати, в 2 года стал спать ложиться в 3-4 часа, и уже 5 лет ему. Дома только так и спим.
13.
лена
[579619416] — 31 мая 2016, 19:30
Аноним
Может будить ее по-раньше? Видимо, за ночь высыпается и днем уже не хочет.
14.
ББ
[4274174163] — 31 мая 2016, 19:44
Необходимо сократить продолжительность ночного сна до 10 часов. И будет Вам счастье. К 2-2.5 годам зачастую хватает уже 9 часов ночью. Это по опыту 3 детей.
15.
лена
[579619416] — 31 мая 2016, 20:50
ББ
Необходимо сократить продолжительность ночного сна до 10 часов. И будет Вам счастье. К 2-2.5 годам зачастую хватает уже 9 часов ночью. Это по опыту 3 детей.
16.
Гость
[1766604895] — 31 мая 2016, 21:24
12 часов ночного сна — это дофига. Мой ночью спит 9, днем 2-3. Режим надо держать, никаких «свободных полетов», имхо.
17.
лена
[579619416] — 31 мая 2016, 21:45
Гость
12 часов ночного сна — это дофига. Мой ночью спит 9, днем 2-3. Режим надо держать, никаких «свободных полетов», имхо.
18.
Натали
[4107639818] — 31 мая 2016, 22:48
Моя тоже перестала спать днем. Часа два пытаюсь уложить, не получается. Пусть хоть просто полежит и отдохнет. Вечером отбой в 22, подъем в 9. Моей 2 года.
19.
Комета
[3701408792] — 01 июня 2016, 00:46
лена
я надеюсь вы пошутили) кроватка ее стоит с нашей вплотную, одна стенка снята. просто садик-то впереди и получается вообще что весь режим нарушен. интересны советы мам кто с этим сталкивался: стоит ли переламывать ее, чтобы был режим (я считаю режим важен очень для ребенка) или все-таки позволить ей в свободном «полете» расти, но ведь не есть же нормально если она не будет днем спать, а например засыпать сама будет с 19 до 21 а потом до 4 утра бегать кричать. а все тут советуют что все нормально, не спит и не спит. я не считаю это нормальным, дневной сон в таком возрасте важен и нужен. как вернуть его меня интересует?
Какие там неврологи, вы что в самом деле! Там вам сейчас еще таблеточек горсть пропишут, оно вам надо? Я вот лично не понимаю этого «строгого режима», зачем? Ну предположим ложимся в одно и то же время, но ребенок просыпается утром по разному, то в 7.30, а бывает и в 10.30, если ее будить, она страшно недовольна и все утро насмарку. Я еще заметила, что на погоду реагирует, если на улице пасмурно и дождь, то дрыхнет, как сурок. Они у вас что ли по звонку встают в один год? Так же и с дневным сном. А перед садом не проблема будет за пару недель перестроиться, а если не получится, то за первую неделю сада, ничего страшного не произойдет, вот честное слово.
21.
Гость
[3345269280] — 01 июня 2016, 06:00
Криськи не кусали?
Клещи не присасывались?
Нефритическая потливость (рахитическая вряд ли)?
«Тифозная» потливость, поствакцинальная?
Мама в жару весь воздух выдышала, красные дни календаря, парфюм, уличное включая отключающее пылью с одежды, эффект прохладного умывания для продления бодрствования до 21, расслабления в 14?
Телепрограмма?
(некоторым и РБК нравится, хотя ничего вроде не понимают)
Новые продукты?
(сезонные, активаторы, уменьшающие потребность во сне, вызывающие мочекалослюноотделение и т.д.)
Подразумевается, что финальные зубы как причина уже были бы распознаны.
22.
.гость
[8150280] — 01 июня 2016, 09:24
мой ребенок в саду спал, а в выходные дома ни в какую. и ладно! Зачем заставлять?
23.
Гость
[3529644588] — 01 июня 2016, 22:58
Мой сын не спит днем с 1,5 лет.Вообще.В саду просто лежит,что очень нелегко-он гиперактивный.Ни по каким неврологам я его не водила,это не тот случай,»чтоб лечить».Летом ему 6 лет.
Источник
Äëÿ ìîèõ ïîäïèñ÷èêîâ, æäóùèõ ïîñòîâ î ñîáàêàõ — ÿ îòâëåêóñü ñîâñåì íåìíîãî, â êîììåíòàõ ïîîáåùàëà íàïèñàòü î ñâîåì îïûòå îáó÷åíèÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ.
Äàííûé ïîñò áóäåò ïîëåçåí äëÿ ðîäèòåëåé, ìàëåíüêèå äåòè êîòîðûõ èìåþò ïðîáëåìû ñî ñíîì — ìàëî è ïëîõî ñïÿò, ÷àñòî ïðîñûïàþòñÿ, äíåâíûå ñíû êîðîòêèå è ðåáåíîê íå âûñûïàåòñÿ, äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûì ïðèõîäèòñÿ óêà÷èâàòü, êàòàòü â êîëÿñêå, êàòàòü â ìàøèíå è óñòðàèâàòü ïðî÷èå òàíöû ñ áóáíàìè, ÷òîáû ðåáåíîê õîòü íåìíîãî ïîñïàë.
Ñ òàêîé ïðîáëåìîé ÿ ñòîëêíóëàñü ñî âòîðûì ðåáåíêîì. Ïåðâîãî áûëî ïðîáëåìàòè÷íî óëîæèòü, íî óæ åñëè ÿ åãî óëîæèëà — ÿ ìîãëà åãî ïåðåëîæèòü â äðóãîå ìåñòî, ìîãëà çàíèìàòüñÿ ñâîèìè äåëàìè, îí ñïàë ñòîëüêî, ñêîëüêî ïîëîæåíî è ïðîñûïàëñÿ îòäîõíóâøèì. À âîò ñî âòîðûì ïðèøëîñü ñëîæíåå â ýòîì ïëàíå.
Äî 4-õ ìåñÿöåâ îñîáûõ ïðîáëåì íå áûëî. Ïðàâäà, äíåì îí ïðàêòè÷åñêè íå ñïàë. Íî è íå êàïðèçíè÷àë — ëåæàë, ãëàçåë, àãóêàë.  íî÷ü óêëàäûâàëñÿ â 21.00, ïîòîì ïàðó ðàç ïðîñûïàëñÿ äëÿ êîðìëåíèÿ, è ñïàë äî óòðà. À âîò ïîñëå 4õ ìåñÿöåâ íà÷àëèñü ïðîáëåìû. Äíåì óëîæèòü ñïàòü åãî áûëî íåâîçìîæíî (íî ÿ è íå ïûòàëàñü, ýòî áûëî ìîåé îøèáêîé), à íî÷üþ ñòàë ñïàòü ïëîõî. Ïîñòîÿííî ïðîñûïàëñÿ, êàíþ÷èë, ïëàêàë, ïðè ýòîì åãî íè÷åãî íå áåñïîêîèëî. Ê 6 ìåñÿöàì îí ïåðåáðàëñÿ â íàøó ñ ìóæåì êðîâàòü. Ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî ìíå óæàñíî íàäîåëî ïî 10-15 ðàç ñîñêàêèâàòü íî÷üþ è óñïîêàèâàòü åãî. ß òîæå õîòåëà ñïàòü. ß ðåøèëà, ÷òî ìíå ïðîùå, åñëè ñûí áóäåò ïîä áîêîì. Íî òóò ÿ ïåðåñòàëà âûñûïàòüñÿ îêîí÷àòåëüíî, ò.ê. îñîçíàíèå òîãî, ÷òî ðåáåíîê â îäíîé ñî ìíîé ïîñòåëè, íå äàâàëî ìíå ïîãðóçèòüñÿ â ãëóáîêèé ñîí è êàê ñëåäóåò îòäîõíóòü ñàìîé. À äíåâíûå ñíû áûëè î÷åíü êîðîòêèìè — 30-40 ìèíóò. Ðåáåíîê ïðîñûïàëñÿ ñ êàïðèçàìè, âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ òîæå êàïðèçíè÷àë, ÷óâñòâîâàëîñü, ÷òî îí íå îòäîõíóë è íå âîññòàíîâèë ñèëû.
Êîãäà ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 7 ìåñÿöåâ, ÿ ïîíÿëà, ÷òî ñèòóàöèÿ ñî ñíîì ìåíÿ êàòåãîðè÷åñêè íå óñòðàèâàåò. È ÿ íà÷àëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. Íàòêíóëàñü â ñåòè íà ðàçëè÷íûõ ýêñïåðòîâ, ðàáîòàþùèõ ñ äåòñêèì ñíîì. ×èòàëà, ñîïîñòàâëÿëà ðàçëè÷íóþ èíôîðìàöèþ, àíàëèçèðîâàëà. Ñðàçó ñêàæó — åñëè áû ó ìåíÿ íà òîò ìîìåíò áûëà ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü çàïëàòèòü êîíñóëüòàíòó ïî ñíó, ÿ áû ýòî ñäåëàëà. Íî ñâîáîäíûõ 10-12 òûñÿ÷ ðóáëåé ó ìåíÿ íå áûëî â òîò ìîìåíò. Ïîýòîìó ÿ ðåøèëàñü äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñåé÷àñ ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü åñòü, íî îòïàëà íåîáõîäèìîñòü, ò.ê. ÿ ñïðàâèëàñü ñàìà. Åñëè ìîé ïîñò ïîìîæåò è âàì — ÿ áóäó î÷åíü ðàäà. Íî åñëè âû ïî÷óâñòâóåòå, ÷òî íå óâåðåíû â ñâîèõ ñèëàõ, òî íå ïîæàëåéòå äåíåã íà êîíñóëüòàíòà. Åñëè áû ÿ îáðàòèëàñü ê êîíñóëüòàíòó, ÿ áû ìíîãèõ îøèáîê ñìîãëà èçáåæàòü, äåéñòâîâàëà áû áîëåå óâåðåííî, è, âåðîÿòíî, ðåçóëüòàò ïîëó÷èëà áû áûñòðåå.
Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî âñþ ïðî÷èòàííóþ èíôîðìàöèþ ÿ ïûòàëàñü ïðèìåíÿòü áåññèñòåìíî — ïîïðîáîâàëà îäíî, äðóãîå, òðåòüå — çà 1-2 ðàçà íå ïîìîãëî — ïåðåñêàêèâàëà íà ÷òî-òî äðóãîå. Íà ñàìîì äåëå, ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ (ñàìîñòîÿòåëüíîå çàñûïàíèå) âàæåí èìåííî êîìïëåêñíûé ïîäõîä è ñîáëþäåíèå âñåõ ðåêîìåíäàöèé ñïåöèàëèñòîâ.
Îáó÷åíèåì ÑÇ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ñ 4-õ ìåñÿöåâ îò ÏÄÐ (ïëàíîâîé äàòû ðîäîâ).
1. Ðåæèì äíÿ
Ìàëåíüêèå äåòè ÷àñòî áûâàþò î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ðåæèìó äíÿ. Âûñòðîèâ ïîñòîÿííûé ðåæèì äíÿ âû ïîëó÷èòå óïðàâëÿåìîãî, ìàëîêàïðèçíîãî, âûñïàâøåãîñÿ ðåáåíêà.
Ïðè âûñòðàèâàíèè ðåæèìà íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî â òå÷åíèå äíÿ ñóùåñòâóþò ïåðèîäû âðåìåíè, êîãäà ðåáåíêà óëîæèòü ëåã÷å. Ýòî ñâÿçàíî ñ ôèçèîëîãèåé ìàëûøà è âûðàáîòêîé â ýòè ïåðèîäû ãîðìîíà ñíà — ìåëàòîíèíà.
Ýòî ñ 8.00 äî 10.00, ñ 12.00 äî 14.00 è ñ 18.00 äî 20.00. Ñî ñâîèì ìëàäøèì ñûíîì ÿ î÷åíü õîðîøî ýòî ïðî÷óâñòâîâàëà. Äåéñòâèòåëüíî â ýòè ïåðèîäû óëîæèòü ðåáåíêà íàìíîãî ëåã÷å.
Êîëè÷åñòâî äíåâíûõ ñíîâ ïî âîçðàñòàì:
ñ 4-õ äî 8-ìè ìåñÿöåâ — 3 ñíà
ñ 8-ìè äî 18-òè ìåñÿöåâ — 2 ñíà
ñ 18-òè ìåñÿöåâ — 1 ñîí.
Âûñòðàèâàòü ðåæèì äíÿ íåîáõîäèìî ñ ïîäúåìà. Ïîñêîëüêó îáó÷åíèåì ÑÇ ÿ íà÷àëà çàíèìàòüñÿ óæå ïîñëå 8 ìåñÿöåâ, ó íàñ ðåæèì ñíîâ áûë ïðèìåðíî òàêîé:
6.30-7.00 — ïîäúåì
8.30-9.00 — 10.30-11.00 — ïåðâûé ñîí
13.00-13.30 — 14.30-15.00 — âòîðîé ñîí
18.30-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.
Ñåé÷àñ ñûíó óæå 1 ãîä è 9 ìåñÿöåâ, è íàø ðåæèì âûãëÿäèò òàê:
7.00-7.30 — ïîäúåì
12.30 — 14.30-15.00 — äíåâíîé ñîí
19.00-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.
Âûñòðàèâàÿ ðåæèì íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî çà 1,5-2 ÷àñà äî ñíà íóæíî èñêëþ÷èòü ïðîñìîòð ìóëüòèêîâ, òåëåâèçîðà, èãðû â ãàäæåòû è òàê äàëåå. Òî åñòü, âñå, ÷òî ñâÿçàíî ñî âçãëÿäîì íà ðàáîòàþùèé ýêðàí òåëåâèçîðà/êîìïüþòåðà/òåëåôîíà/ïëàíøåòà, ò.ê. ñèíÿÿ ïîäñâåòêà îêàçûâàåò âîçáóæäàþùåå äåéñòâèå íà íåðâíóþ ñèñòåìó ìàëûøà.
Òàêæå çà 1 ÷àñ äî óêëàäûâàíèÿ íåîáõîäèìî ïåðåéòè íà áîëåå ñïîêîéíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè. ß îáû÷íî ïðåäëàãàþ ñûíó ïîðèñîâàòü, ïîñòðîèòü èç êóáèêîâ, ïîèãðàòü êîíñòðóêòîðîì. Òî åñòü, òàêèå èãðû, êîãäà ðåáåíêó íå íàäî áóäåò áåãàòü, ïðûãàòü, êðè÷àòü è ò.ä.
2. Óáðàòü îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè íà ñîí
Ýòî ìîãóò áûòü óêà÷èâàíèå, ïðûæêè íà ôèòáîëå, êàòàíèå â êîëÿñêå, êàòàíèå â ìàøèíå, ñîñêà, ãðóäü, áóòûëêà ñî ñìåñüþ — âñå, ñ ÷åì ïðèâûê çàñûïàòü ðåáåíîê, íî ïîñëå çàñûïàíèÿ ýòî ìîæåò ïðîïàñòü èëè èçìåíèòüñÿ.
ß óáèðàëà îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè ïîñòåïåííî, ÿ ñåé÷àñ îïèøó âåñü êîìïëåêñ ìåð ïî ïîäãîòîâêå ê îáó÷åíèþ ÑÇ, è ÷óòü íèæå ðàñïèøó ïîðÿäîê, êàê äåéñòâîâàëà ÿ.
3. Ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ñíà
Ïîñêîëüêó ìàëåíüêèå äåòè åùå ñîâåðøåííî íå óìåþò óïðàâëÿòü ñîáîé, ñâîèìè ýìîöèÿìè è ñâîèì òåëîì, áûâàåò òàê, ÷òî äëÿ ñíà èì íóæíî ñîçäàòü îïðåäåëåííûå óñëîâèÿ.
Çàòåìíåííàÿ êîìíàòà — êîìíàòó, ãäå ñïèò ìàëûø, ëó÷øå ìàêñèìàëüíî çàòåìíèòü, ïîñêîëüêó äíåâíîé ñâåò ïðåïÿòñòâóåò âûðàáîòêå ãîðìîíà ñíà ìåëàòîíèíà. Î÷åíü õîðîøî äëÿ ýòîãî ïîäõîäÿò øòîðû áëýêàóò (íå ïðîïóñêàþùèå ñâåò ñîâñåì), ñåé÷àñ èõ áîëüøîé âûáîð, ëèáî ïðîñòî î÷åíü ïëîòíûå øòîðû.
Òåìïåðàòóðà âîçäóõà — â êîìíàòå íå äîëæíî áûòü æàðêî è íå äîëæíî áûòü õîëîäíî, ïåðåä ñíîì êîìíàòó ëó÷øå ïðîâåòðèòü.
Îäåæäà äëÿ ñíà — äîëæíà áûòü ñâîáîäíîé, íå èìåòü ëèøíèõ ðåçèíîê, ÷òîáû òåëî ìàëûøà îòäûõàëî ìàêñèìàëüíî.
Áåëûé øóì — èñòî÷íèê ìîíîòîííîãî çâóêà.  ìîåì âàðèàíòå ÿ îñòàíîâèëàñü íà çâóêå äîæäÿ. Áåëûé øóì ïîìîãàåò çàãëóøèòü áûòîâûå øóìû, è ïðè êðàòêîâðåìåííîì ïðîáóæäåíèè ïðè ïåðåõîäå èç îäíîé ôàçû ñíà â äðóãóþ ïîìîæåò ðåáåíêó ïåðåéòè â íîâóþ ôàçó ñíà è íå ïðîñíóòüñÿ ïðè ýòîì îêîí÷àòåëüíî. ß èñïîëüçóþ ãåíåðàòîð áåëîãî øóìà. Åñòü ïðèëîæåíèÿ äëÿ ñìàðòôîíîâ, íî ìíå íå íðàâèòñÿ ýòîò âàðèàíò, ò.ê. åñëè âî âðåìÿ äåòñêîãî ñíà êòî-òî ïîçâîíèò èëè ïðèäåò ñîîáùåíèå — çâóê ïðåðûâàåòñÿ.
4. Ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ
Ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ — ýòî íàáîð äåéñòâèé, êîòîðûå áóäóò ïîâòîðÿòüñÿ èçî äíÿ â äåíü ïåðåä òåì, êàê óêëàäûâàòü ðåáåíêà ñïàòü. Ïåðåä äíåâíûì ñíîì ðèòóàë çàíèìàåò 5-10 ìèíóò, ïåðåä íî÷íûì — 15-20 ìèíóò. Ðèòóàë ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ðàçëè÷íûå äåéñòâèÿ è ìîæåò ìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ìàëûøà.
Íàïðèìåð, ó íàñ ïåðåä äíåâíûì ñíîì: ÷èòàåì êíèãó, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, çàêðûâàåì øòîðû, âêëþ÷àåì áåëûé øóì, óêëàäûâàåìñÿ â êðîâàòêó.
Ïåðåä íî÷íûì ñíîì: ñîáèðàåì èãðóøêè, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, óãîùàåì èãðóøå÷íóþ ñîáà÷êó ìîëî÷êîì è óêëàäûâàåì åå ñïàòü (êëàäó åå íà áîê íà ïîëêå), ïîòîì ñûí ïüåò ñâîþ ïîðöèþ ìîëîêà, ÿ â ýòî âðåìÿ çàêðûâàþ øòîðû, âêëþ÷àþ áåëûé øóì, âûêëþ÷àþ ñâåò. Êîãäà ñûí äîïèë ìîëîêî, óêëàäûâàþ åãî â êðîâàòêó (âîò òóò âàæíûé ìîìåíò — íóæíî, ÷òîáû ðåáåíîê íå çàñûïàë âî âðåìÿ åäû. Åñëè âû ïî ñâîåìó ðåáåíêó çíàåòå, ÷òî îí ìîæåò óñíóòü âî âðåìÿ åäû, òî ïðåäíî÷íîå êîðìëåíèå ñäâèíüòå ÷óòü ðàíüøå â ðèòóàëå, ÷òîáû ìåæäó êîðìëåíèåì è óêëàäûâàíèåì â êðîâàòêó áûëî åùå êàêîå-òî äåéñòâèå. ß ïðîñòî çíàëà, ÷òî ìîé íå çàñûïàåò âî âðåìÿ åäû, ïîýòîìó ïîñòàâèëà êîðìëåíèå ïîñëåäíèì äåéñòâèåì â ðèòóàëå).
5. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ ÑÇ
 èíòåðíåòå ìîæíî íàéòè êó÷ó ðàçíûõ ìåòîäîâ ñ ñàìûìè ðàçíûìè íàçâàíèÿìè. Íî òàê èëè èíà÷å, âñå ýòè ìåòîäèêè ìîæíî ñãðóïïèðîâàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:
— ïî Ñïîêó (ñàìûé æåñòêèé ìåòîä) — ýòî êîãäà ââåëè ðèòóàëû, ðåáåíîê ê ðèòóàëàì ïðèâûê, è âû, ïðîâåäÿ ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ, ïðîñòî ïîëîæèëè â êðîâàòêó è âûøëè èç êîìíàòû. È íå ïîäõîäèòå, êîãäà ðåáåíîê ïëà÷åò. ß ïðîòèâ òàêîãî ìåòîäà, íî îí ñóùåñòâóåò. Õîòÿ ÿ íå çíàþ íè îäíîãî ðîäèòåëÿ, êîòîðûé âûäåðæàë áû è íå ïîäîøåë áû ê ñâîåìó ïëà÷óùåìó ðåáåíêó.
— ìåòîä âûñèæèâàíèÿ — êîãäà ðåáåíîê ïðèâûê ê ðèòóàëàì, âû êëàäåòå åãî â êðîâàòêó. Ñíà÷àëà ðÿäîì ñ êðîâàòêîé ñòàâèòå ñòóë èëè êðåñëî, è ïîñòåïåííî, ñ êàæäûì ñëåäóþùèì óêëàäûâàíèåì ïåðåìåùàåòåñü ñ ýòèì ñòóëîì èëè êðåñëîì âñå äàëüøå îò êðîâàòêè, ïîñòåïåííî ñîâñåì èñ÷åçàÿ èç âèäà
— ìåòîä èíòåðâàëîâ — ïðîâåäÿ ðèòóàë, óêëàäûâàåòå ðåáåíêà â êðîâàòêó è âûõîäèòå èç êîìíàòû. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ âîçâðàùàåòåñü, ÷òîáû ðåáåíîê ïîíèìàë, ÷òî âû íå óøëè íà ñîâñåì. Ïîñòåïåííî ýòè èíòåðâàëû âîçâðàùåíèÿ óâåëè÷èâàåòå.
— ìåòîä «îáíÿë-ïîëîæèë». Ïðîâåëè ðèòóàë — ïîëîæèëè ðåáåíêà â êðîâàòêó. Åñëè îí íà÷àë ïëàêàòü — âçÿëè íà ðóêè, óñïîêîèëè, ïîëîæèëè. Âàæíî — êëàñòü â êðîâàòêó ñîííûì, íî íå ñïÿùèì. È òàê äî òåõ ïîð, ïîêà íå óñíåò.
Ìåòîä îáó÷åíèÿ ÑÇ ðåêîìåíäóþò âûáèðàòü ïîä êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.  ìîåì ñëó÷àå, ýòî áûëî êîìáèíèðîâàíèå âûñèæèâàíèÿ è èíòåðâàëîâ.
Íà ýòàïå îáó÷åíèÿ ÑÇ âàæíî, ÷òîáû â êðîâàòêó âû ðåáåíêà êëàëè ñîííîãî, íî íå ñïÿùåãî.
Èòàê, êàê ýòî äåëàëà ÿ.
Ñíà÷àëà ÿ ïðîáîâàëà òî çàòåìíèòü êîìíàòó, òî ïðîñòî èñïîëüçîâàòü áåëûé øóì, òî ïðîâîäèòü ðèòóàëû, òî ïðîñòî ñëåäîâàòü ðåæèìó. Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî ÿ áðîñàëàñü îò îäíîãî ê äðóãîìó è íå ïûòàëàñü èñïîëüçîâàòü âñå â êîìïëåêñå. Ðåçóëüòàò ïîÿâèëñÿ òîãäà, êîãäà ÿ äåéñòâèòåëüíî èñïîëüçîâàëà âñå ðåêîìåíäàöèè â êîìïëåêñå è íà÷àëà äåéñòâîâàòü ïîñëåäîâàòåëüíî è ïëàíîìåðíî.
Íà ïåðâîì ýòàïå ÿ ñîçäàëà óñëîâèÿ äëÿ ñíà è ïîïûòàëàñü âûñòðîèòü õîòü êàêîå-òî ïîäîáèå ðåæèìà. Ïîêà åùå ñ ïðèâû÷íûìè ìåòîäàìè óêëàäûâàíèÿ è ñíîì â óæå ïðèâû÷íîé ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè.
Íà âòîðîì ýòàïå ÿ ââåëà ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ, íî ñàìî óêëàäûâàíèå ÿ ïðîâîäèëà ïî ïðèâû÷íîé äëÿ ðåáåíêà ñõåìå (ëîæèëàñü âìåñòå ñ íèì â ñâîåé êðîâàòè, åñëè áû ýòî áûëî óêà÷èâàíèå — óêà÷èâàëà áû.  îáùåì, ðåáåíîê çàñûïàë èìåííî òàê, êàê îí ïðèâûê çàñûïàòü). Íà ýòîì ýòàïå ìíå âàæíî áûëî, ÷òîáû ðåáåíîê çàïîìíèë, ê ÷åìó âåäåò ðèòóàë (ê çàñûïàíèþ). Êîãäà ðåáåíîê ïðèâûêàåò ê ðèòóàëàì, îí óæå ïîíèìàåò, ÷òî ïîñëå ïîñëåäíåãî äåéñòâèÿ íóæíî ñïàòü, åãî îðãàíèçì áîëåå ê ýòîìó ãîòîâ è îáó÷åíèå ÑÇ äàñòñÿ ëåã÷å.
Íà òðåòüåì ýòàïå, êîãäà ÿ óâèäåëà, ÷òî ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ðèòóàëà ðåáåíîê ãîòîâ ê çàñûïàíèþ, ÿ ñòàëà óêëàäûâàòü åãî â êðîâàòêó. Êîíå÷íî, â ïåðâîå âðåìÿ ýòî âûçûâàëî â íåì íåäîóìåíèå. Íî ñàìîå óäèâèòåëüíîå äëÿ ìåíÿ áûëî òî, ÷òî ìû ïðàêòè÷åñêè îáîøëèñü áåç ñëåç. Äà, ïîíà÷àëó ñûí, îêàçàâøèñü â êðîâàòêå, ãëàçåë, âñòàâàë, èãðàë ñâîèìè ðóêàìè è íîãàìè, íî ïîñòåïåííî âñå æå çàñûïàë ñàì. Åñëè ÿ âèäåëà ïî íåìó, ÷òî îí ãîòîâèòñÿ çàïëàêàòü — ÿ íà÷èíàëà ñïîêîéíî è òèõî ñ íèì ðàçãîâàðèâàòü — Åãîðóøêà óæå áîëüøîé, Åãîðóøêå íàäî îòäûõàòü, âñå îòäûõàþò â ñâîèõ êðîâàòêàõ — íåñëà ëþáóþ îêîëåñèöó, íî ãëàâíîå, ÷òîáû ýòî áûëî ñâÿçàíî ñî ñíîì è ãîâîðèòü òèõî, óñïîêàèâàþùå. Ïîñòåïåííî âðåìÿ åãî áîäðñòâîâàíèÿ â êðîâàòêå ïîñëå ðèòóàëà ñîêðàùàëîñü. Ñåé÷àñ îí çàñûïàåò â òå÷åíèå 10-15 ìèíóò ïîñëå óêëàäûâàíèÿ â êðîâàòêó.
Ïî îòäàëåíèþ ñåáÿ îò êðîâàòêè ðåáåíêà âî âðåìÿ çàñûïàíèÿ è ïî âåëè÷èíå èíòåðâàëîâ âûõîäà èç êîìíàòû ÿ îðèåíòèðîâàëàñü ïîëíîñòüþ ïîëîæèâøèñü íà ñâîþ èíòóèöèþ. Ñìîòðåëà íà ðåàêöèþ ðåáåíêà è ïðîñòî ïîíèìàëà, ÷òî îí ãîòîâ ê óâåëè÷åíèþ ðàññòîÿíèÿ ìåæäó íàìè. Ïîýòîìó òóò ÿ íå ìîãó íàçâàòü íèêàêèõ âðåìåííûõ äèàïàçîíîâ — âñå äåòè ðàçíûå, ýòî î÷åíü èíäèâèäóàëüíûå âåëè÷èíû.
Ïîñëå òîãî, êàê ÿ äîáèëàñü òîãî, ÷òî ðåáåíîê ñòàë ñòàáèëüíî çàñûïàòü ñàì, ÿ ïðèñòóïèëà ê ñàìîìó ñëîæíîìó:
Ïðîäëåíèå äíåâíûõ ñíîâ.
Äëÿ ìåíÿ ýòîò ýòàï áûë äåéñòâèòåëüíî ñàìûì ñëîæíûì è íåïîíÿòíûì, ïîòîìó ÷òî ñîâåðøåííî íåÿñíî, êàê îáúÿñíèòü ìàëåíüêîìó ðåáåíêó, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî è íàäî ïîñïàòü åùå. ß ïðîäîëæàëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. È íàøëà. Åñòü òàêîå ïðàâèëî — ïðàâèëî òèõîãî ÷àñà.  ïîäðîáíîñòÿõ ÿ íå íàøëà èíôîðìàöèþ, ïîýòîìó ðàññêàæó, êàê ýòî ïðàâèëî ïîíÿëà ÿ è êàê ÿ äåéñòâîâàëà. Íàì ïîìîãëî, äíåâíûå ñíû ñòàëè äëèííåå.
Äëÿ äíåâíûõ ñíîâ íóæíî ââåñòè ðèòóàë íå òîëüêî íà çàñûïàíèå, íî è íà ïðîáóæäåíèå. Ðèòóàë íà ïðîáóæäåíèå ñòàíåò ñâîåîáðàçíûì ñèãíàëîì äëÿ ðåáåíêà, ÷òî ìîæíî ïðîñûïàòüñÿ. Ñàìîå ñëîæíîå çäåñü äëÿ ìåíÿ áûëî — âûäåðæàòü ïîëîæåííîå âðåìÿ â òèøèíå â òåìíîé êîìíàòå, êîãäà ðåáåíîê óæå âîâñþ ïðîñèòñÿ äîñòàòü åãî èç êðîâàòêè. Òî åñòü, âîò ïî ðåæèìó ïîëîæåíî ðåáåíêó ïîñïàòü 1,5-2 ÷àñà, à îí ïðîñíóëñÿ ÷åðåç 40 ìèíóò. Âåñü ýòîò îñòàòîê âðåìåíè ÿ ïðîâîäèëà ñ íèì â êîìíàòå. Åñëè îí ëåæàë ìîë÷à, òî è ÿ ìîë÷àëà. Åñëè îí ïûòàëñÿ íà÷àòü ïëàêàòü è ïðîñèòüñÿ èç êðîâàòêè — âñå òàêæå òèõî, óñïîêàèâàþùå ñ íèì ðàçãîâàðèâàëà. Îáó÷åíèå äíåâíûì ñíàì ïî âðåìåíè áûëî äëÿ íàñ ñàìûì äëèòåëüíûì. Ñíà÷àëà ðåçóëüòàòîì ñòàëî òî, ÷òî îí ïðîñíóâøèñü ÷åðåç 40 ìèíóò ñòàë ïðîñòî òèõîíüêî ëåæàòü. Çàòåì, åñëè ÿ âèäåëà, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî — ÿ òèõèì, íî íàñòîé÷èâûì è òâåðäûì ãîëîñîì ãîâîðèëà, ÷òî íàäî åùå ïîñïàòü, óïîòðåáëÿëà òå æå ñëîâà è ôðàçû, êîòîðûå èñïîëüçîâàëà âî âðåìÿ ðèòóàëà íà ñîí. Ðèòóàëîì íà ïðîáóæäåíèå ó íàñ ñëóæàò âûêëþ÷åíèå áåëîãî øóìà, îòêðûòèå øòîð.
Òóò åùå íàäî îòìåòèòü, ÷òî äàæå åñëè ðåáåíîê ïðîñòî ïîëåæèò ýòî âðåìÿ áåç ñíà, íî áåç âñÿêîé íàãðóçêè — ýòî âñå ðàâíî äàñò åìó îòäîõíóòü ëó÷øå, ÷åì åñëè ñðàçó ïîäíÿòü åãî ÷åðåç 40 ìèíóò, êîãäà îí ïðîñíóëñÿ.
×òî åùå âàæíî ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ?
Òåðïåíèå, íàñòîé÷èâîñòü, ïîñòîÿíñòâî è ñòàáèëüíîñòü.
Åñëè âû ïðèíÿëè ðåøåíèå îáó÷àòü ðåáåíêà ÑÇ, òî áóäüòå ïîñëåäîâàòåëüíû è íàñòîé÷èâû. Íåëüçÿ îäèí-äâà äíÿ äåéñòâîâàòü ïî âûáðàííîé ìåòîäèêå, à ïîòîì íà îäèí äåíü âåðíóòüñÿ ê ñòàðîìó ñïîñîáó óêëàäûâàíèÿ, à ïîòîì ñíîâà îáó÷àòü ÑÇ. Ðàññêàæó ïðèìåð, ñ êîòîðûì ñòîëêíóëàñü ÿ.
 òîò ìîìåíò, êîãäà ðåáåíîê óæå ïîêàçûâàë ïåðâûå ñòàáèëüíûå óñïåõè â ñàìîñòîÿòåëüíîì çàñûïàíèè, ìíå ïîíàäîáèëîñü óåõàòü íà âåñü äåíü, è ñ ñûíîì îñòàëñÿ ïàïà. Íåñìîòðÿ íà âñå ìîè ïðîñüáû è óâåùåâàíèÿ óëîæèòü ñûíà íà äíåâíîé ñîí â êðîâàòêå ïî ïîäðîáíîé ìîåé èíñòðóêöèè, ìóæ ïîëîæèë åãî íà îáà äíåâíûõ ñíà â íàøó ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü è ñàì ëåã ñ íèì, à â íî÷ü óëîæèë íà êðîâàòè, à ïîòîì ïåðåëîæèë â êðîâàòêó. Íà ñëåäóþùèé äåíü, ïðè ïåðâîì æå óêëàäûâàíèè íà äíåâíîé ñîí ñûí óñòðîèë ìíå äâóõ÷àñîâîå èñïûòàíèå íà ïðî÷íîñòü ìîèõ íåðâîâ. Îí íå èñòåðèë, íî ãåðîè÷åñêèì óñèëèåì âîëè íå ñïàë è ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íàäî ñïàòü â ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè. Óñíóë ñ ãîðåì ïîïîëàì. Åñòåñòâåííî, èç-çà òàêîãî âðåìåííîãî èíòåðâàëà ó íàñ ñäâèíóëñÿ è âòîðîé äíåâíîé ñîí. Íà âòîðîé ñîí òîæå ïûòàëñÿ ïîêàçàòü íà ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü, íî óñíóë óæå ëåã÷å. Äà, ìíå áûëî áåçóìíî æàëêî åãî, íî ÿ ïîíèìàëà, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ñäàìñÿ, òî âñå ìîè òðóäû è äîñòèæåíèÿ ïîéäóò ïðîñòî ïñó ïîä õâîñò, è íà÷àòü îáó÷åíèå ÑÇ âî âòîðîé ðàç áóäåò ãîðàçäî ñëîæíåå, ïîýòîìó ÿ íå ñäàëàñü è äîáèëàñü ñâîåãî.
Ìîè ñòðàõè ïî ïîâîäó îáó÷åíèÿ ÑÇ.
1. Ñòðàøíî áûëî íà äíåâíûå ñíû çàòåìíÿòü êîìíàòó. Âäðóã ðåáåíîê â òåìíîòå ïîïóòàåò äåíü ñ íî÷üþ? Íå ïîïóòàë. Âñå â ïîðÿäêå.
2. Ðàííåå óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí. Ïîäñîçíàòåëüíî ìû âîñïðèíèìàåì ðàííåå óêëàäûâàíèå êàê ïðèçíàê ðàííåãî ïîäúåìà ðåáåíêà. Íî íåò. Ïî ñâîåìó ñûíó ÿ îäíîçíà÷íî ìîãó ñêàçàòü, ÷òî åñëè ÿ åãî óêëàäûâàëà â 21.00-22.00, òî îí ìîã ïðîñíóòüñÿ â 5 óòðà. À ïðè óêëàäûâàíèè â 19.00-19.30 — ñïàë äî 6.30-7.00. Ñåé÷àñ äàæå äî 7.30 áûâàåò. À ïîòîì ÿ îñîçíàëà, ÷òî êàêîé ñìûñë ìàðèíîâàòü óñòàâøåãî êàïðèçíîãî ðåáåíêà äî 21.00, åñëè ó