Ребенок три с половиной года развитие

Ребенок три с половиной года развитие thumbnail

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Красивая девочка

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Мальчик и девочка

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Веселый ребенок

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Мальчик с воздушным шаром

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Ребята играют

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Читайте также:  Занятия с ребенком 5 лет развитие моторики

Программой развития детей 3,5 лет предусмотрено большое количество самостоятельных умений – от одевания и правил гигиены до использования карандашей и ножниц. Знания малышей тоже расширяют границы: названия домашних и диких животных, растений, материалов, явлений природы, частей суток и времен года и многое другое. Им необходимо уметь выполнять задания, не отвлекаясь, узнавать свойства и признаки, сходство и различие предметов. Дети должны знать основные цвета и геометрические фигуры, разбираться в понятиях много – мало, сравнивать реалии по размеру, форме, цветам. Родителям придется приобрести энциклопедии, чтобы ответить на все вопросы своего ребенка.

Карина Осипова

Автор статьи

Карина Осипова

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

[mrp postnumb=4]

Источник

К 4 годам дети начинают исследовать мир со все большим рвением, для этого им нужна поддержка взрослых. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 3,5 года.

3,5 года

Узнайте, что должен уметь ребенок в 3,5 года.

Физическое развитие ребенка в три с половиной года

Мальчики в возрасте 3,5 года хорошо развиты физически, активно участвуют в подвижных и шумных играх. Девочки лучше разговаривают, отдают предпочтение спокойным играм и выбирают времяпрепровождение в небольших группах.

Оценивая способности ребенка, нужно опираться на стандартный список общих навыков.

В 3,5 года ребенок должен уметь:

  • бегать, изменяя направление движения, не сбавляя при этом скорости;
  • бегать в разном темпе;
  • огибать препятствия во время бега, не падать, перепрыгивать через небольшие помехи;
  • прыгать на месте на одной и на двух ногах;
  • прыгать вперед, назад;
  • лазать по детским турникам, недолго висеть на перекладине на руках, спрыгивать с невысоких турников, опускаясь на согнутые ноги;
  • кататься на велосипеде, на самокате;
  • ходить по узким бордюрам, поверхностям с небольшим уклоном, сохраняя при этом равновесие;
  • ходить задом наперед;
  • на протяжении 20 секунд удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
  • подниматься по лестнице без помощи старших;
  • спускаться по лестнице, чередуя при этом ноги и изредка используя приставной шаг;
  • запрыгивать на невысокие бордюры, ступени;
  • лечь на спину, поднять ноги и удерживать их в таком положении около 10-15 секунд;
  • ходить на носочках, на внешней и на внутренней стороне стопы;
  • играть с мячом, уметь ловить его и одной, и двумя руками, подкидывать над собой;
  • кидать мяч в стену и ловить после того, как он отскочит.

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

Дети на третьем году жизни стремятся к познанию всего, что их окружает, и с удовольствием изучают то, что предлагают им родители. В кризисные моменты, когда ребенок устраивает безосновательные истерики, следует спокойно разговаривать с ним, мягко добиваясь понимания с его стороны и преодоления психологического дискомфорта.

За 3,5 года жизни ребенок уже хорошо научился улавливать любые изменения в домашней атмосфере и поведении окружающих людей, поэтому стоит чаще говорить о любви к нему, его значимости. С проявлением нежности со стороны родителей дети становятся более уравновешенными.

Ребенок в этом возрасте уже умеет концентрировать внимание на одном задании на протяжении 20 минут. Лучше всего чередовать разные виды деятельности, чтобы интерес к заданиям и играм не пропадал.

Родителям стоит уделить внимание усовершенствованию речи и социальных навыков детей. Психологически они уже развиты достаточно, чтобы понимать, что такое дружба и на чем она строится, как разрешать появившиеся конфликты. Посредством недолгих бесед на темы о чувствах других людей нужно научить ребенка не только оценивать ситуацию со своей позиции, но и смотреть на происходящее с разных сторон.

Особенности развития речевых и социальных навыков в 3,5 года

Упражнение1

Вариант упражнения для развития ребенка 3, 5 лет.

В 3,5 года ребенок уже может:

  • считать до 10 и обратно;
  • ориентироваться в таких понятиях, как «много», «мало», «высокий», «длинный» и т.п.;
  • знать названия основных цветов и оттенков;
  • находить различия между двумя картинками и объяснять, в чем заключается несоответствие;
  • сравнивать похожие предметы;
  • находить в группе предметов лишний, обосновывая свое решение;
  • запоминать последовательности слов и фраз;
  • внятно объяснить, чем отличается город от деревни, дерево от куста и т.д.;
  • ориентироваться в видах растений, рассказывать об особенностях наиболее распространенных кустарников, цветов, деревьев в родном регионе;
  • описывать природные явления;
  • объяснить, ощупывая предмет, из чего он сделан, какую форму имеет;
  • рассказать, чем отличается день от ночи, осень от зимы и т.д.
Читайте также:  Центр развития ребенка запорожье шевченковский

Основное внимание нужно уделить речевому развитию ребенка. Уже в 4 года можно начать разучивание букв и слогов.

Основные направления деятельности родителей для развития ребенка 3,5 лет

Для комплексного развития в 3,5-4 года необходимо во время одного занятия совмещать сразу несколько видов обучения. Так, в течение утренней разминки можно не только выполнять физические упражнения, но и считать количество сделанных прыжков, называть используемые предметы.

Физическое

В 3,5 года нужно гулять с ребенком не менее 1,5 часа в день. Для полноценного развития предпочтительно, чтобы он общался с ровесниками. В этом инициативу могут проявить родители: собрать детей в компанию, познакомить их, предложить увлекательные игры.

Неотъемлемой частью дня для ребенка в этом возрасте является утренняя разминка. В течение нее нужно делать легкие упражнения на все группы мышц:

  • для развития рук и плеч подходят махи, игры с мячом, упражнения на перекладине;
  • для мышц спины нужно делать наклоны, гимнастические упражнения на фитболе;
  • для укрепления ног — бег с чередованием темпа, приставные шаги, прыжки на месте и в длину;
  • для улучшения координации необходимо научиться ходить по прямой линии, стоять и прыгать на одной ноге.

Для утренней разминки будет достаточно 20 минут.

Речевое

В возрасте 3,5 года дети уже используют в речи грамматически сложные конструкции и делают это правильно. Сложности возникают в произношении звуков. Для исправления недостатков в произношении применяется артикуляционная гимнастика.

Всем детям в период от 3,5 до 4 лет следует посетить логопеда, чтобы получить профессиональную оценку речевых навыков и понять, над чем нужно работать. На ранних этапах исправить проблемы легче всего.

Речевое развитие считается нормальным, если к 4 годам ребенок перестает произносить лепетные слова, правильно употребляет формы времен и падежей. Если раньше дети могли говорить о себе не в первом лице, то к возрасту 3,5 года эта особенность исчезает. Дети учатся запоминать четверостишия и пересказывать небольшие истории.

Речевое развитие

Занятие речью с ребенком очень необходимо.

Чтобы способствовать развитию речи ребенка, родителям следует:

  • обсуждать с ним происходящее, по вечерам вспоминать то, что случилось за день;
  • читать небольшие рассказы, книги, обсуждать сюжет, интересоваться мнением ребенка о прочитанном и предлагать пересказывать отдельные части;
  • делать артикуляционную гимнастику, просить повторять за взрослым звуки, разминать мышцы лица;
  • показывать ребенку фотографии и картинки, обсуждая изображенное на них и интересуясь, какие события могли предшествовать тому, что он видит;
  • предлагать ребенку самостоятельно сочинять рассказы, вначале можно опираться на карточки и иллюстрации, придумывать сюжеты об окружающих вещах.

Познавательное

Расширение кругозора детей быстрее всего проходит в процессе игры. Рекомендуется определить, какой тип восприятия информации подходит для вашего ребенка (звуковой, тактильный, зрительный), и в подготовке игр и упражнений опираться на это.

Детям, которым легче усваивать информацию с помощью слуха, подойдут занятия в форме беседы, составление рассказов, обсуждение событий. Для визуалов следует составить занятие с использованием большого количества картинок, иллюстраций или видеоматериалов.

Для кинестетиков нужно создать условия, в которых можно получать информацию о предмете через прикосновения. Хорошо, если получается объединять различные формы упражнений и предлагать ребенку все виды задач, делая упор на те, которые наиболее полезны для него.

В данном возрасте нужно совершенствовать:

  • умение находить похожие и отличительные признаки нескольких предметов;
  • умение пересказывать сюжет рассказа, увиденного мультфильма, детского спектакля;
  • сочинение историй с опорой на очередность картинок;
  • умение сортировать предметы, обобщать их в группы по сходным признакам;
  • умение различать цвета и их оттенки;
  • знания того, как выглядят фигуры;
  • умение считать до 10;
  • правильное использование понятий «низкий», «высокий», «много», «мало», «большой», «маленький», «съедобный», несъедобный».

Для развития кругозора детей необходимо ежедневно пополнять их базу знаний о мире.

Родителям следует делиться с ребенком информацией о:

  • диких животных, местах, в которых они обитают, их внешних особенностях, поведении и взаимодействии с природой, издаваемых звуках, приносимой пользе;
  • насекомых, обитателях морей и рек, птицах и о том, что помогает жить в воде или летать, что они едят;
  • мире растений, цветах, грибах, деревьях и о том, из чего они состоят (листья, стебли, корни и т.д.);
  • природных материалах, способах их применения (что делают из стекла, пластика, камней, древесины), каковы они на ощупь;
  • явлениях природы, временах года, правилах поведения во время дождя, урагана, грозы, на солнцепеке;
  • важных датах и о том, почему эти события вошли в историю, какое значение они имеют для людей;
  • семейных традициях и их значении;
  • строении человеческого организма, функциях основных органов (сердца, легких, желудка, мозга);
  • профессиях родителей и родственников, достоинствах их работы;
  • способах передвижения (самолетах, машинах, поездах, кораблях), строении различных видов транспорта и сферах их использования.

Музыкальное

Танцевать под заданный темп, чувствует ритм музыки, старается различать музыкальные жанры — это то, что должен уметь ребенок в 3 5 лет. Приходит понимание того, что под разные мелодии двигаются с разной скоростью.

В процессе изучения музыкальных жанров нужно не только слушать композиции и искать их характерные признаки, но и показывать ребенку, какие из знакомых ему движений подходят к танцу под выбранную мелодию. Можно разучивать детские танцы: «Я в садочке была», «Березка», «Танец маленьких утят» и др.

Тематическое занятие нужно совместить со знакомством с видами профессий, связанных с музыкой. Ребенок должен узнать, кто такие певцы, музыканты, композиторы, дирижеры и танцоры. Если концерт симфонического оркестра может показаться детям утомительным, то посещение танцевального мероприятия, где можно увидеть, как красиво двигаются люди под разную музыку, станет для ребенка хорошим времяпрепровождением.

Сенсорное

Все большее значение в жизни детей приобретает способность фантазировать, создавать из подручных материалов предметы для новых игр. В этом процессе важную роль играет сенсорика. Получая информацию через слух, осязание и зрение, ребенок может включать в свою деятельность различные игровые материалы.

Развивать восприятие можно с помощью следующих видов занятий:

  • сортировка мелких предметов, создание аппликаций, поделок, игры с мелкими предметами, которые не только помогают наладить процесс восприятия, но и развивают мелкую моторику;
  • игра с тряпичным мешочком, в который набирают маленькие игрушки (ребенок, ощупывая непрозрачный мешок, должен определить, какие вещи в нем лежат);
  • игры на массажных ковриках;
  • на прогулке можно предложить ребенку прислушаться к звукам природы, а дома он с закрытыми глазами может определять, чем шумит взрослый (целлофановым пакетом, бумагой и т.д.);
  • различать запахи еды, цветов;
  • занятия с использованием таких материалов, как крупа, песок, вода, камни, ветки.

Мелкая моторика

Мелкая моторика развивается в процессе игр, в которых задействованы пальцы.

В этом возрасте дети охотно играют с:

  • пазлами, деревянными кубиками;
  • крупами, бусинами, пуговицами, декоративными камешками;
  • мозаиками, прищепками, шнуровками, пластилином;
  • конструкторами.

Упражнение2

Еще один вариант упражнения для ребенка 3, 5 лет.

Лучший способ развития моторики — постоянные творческие занятия: лепка из глины, раскрашивание гипсовых заготовок, создание поделок из теста и природных материалов, браслетов из бусин, рисование пальчиковыми красками, фломастерами и карандашами, вырезание из бумаги различных фигур, цветов, снежинок.

Творческое

Учится понимать, что для них красиво, а что нет, формируют эстетический вкус, расширяя знания о мире искусства — это то, что должен уметь ребенок в 3, 5 лет. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с живописью, рассказывать о том, какие существуют способы творческого выражения.

Предложите ребенку рассмотреть любую понравившуюся картину. Поинтересуйтесь, что на ней изображено, какой сюжет хотел воссоздать художник. Обсудите с ребенком свои впечатления от увиденного и спросите, какие эмоции у него вызвало изображение. После беседы нужно рассказать, в какой технике выполнена картина, а после этого можно попробовать нарисовать с ребенком что-то в похожей манере.

Социальная адаптация

Ближе к 4 годам появляются первые друзья. Сложности возникают из-за того, что желание общаться велико, а навыки социальной адаптации отсутствуют. Поэтому нужно обсуждать с ребенком, как правильно себя вести со взрослыми и со своими сверстниками, где уступать, когда проявлять инициативу. Взрослым следует рассказать, как можно познакомиться с новым другом, как предложить ему поиграть вместе.

Программа упражнений на неделю

Упражнения, которые помогут ребенку развить все необходимые навыки:

  1. Понедельник: тематическое занятие «Деревья и кустарники», игра «Угадай, что в мешочке», прослушивание пения птиц и шума волн, заучивание стихотворения о лете, перебирание гороха и фасоли, создание аппликации «Цветочный сад».
  2. Вторник: изучение профессий, игрушечный боулинг, повторение стихотворения о лете, заучивание песни «Антошка», чтение сказки «Колобок», мозаика «Буквы и счет», рисование моря и неба.
  3. Среда: изучение букв и слогов с помощью кубиков, игра на угадывание звуков, повторение песенки «Антошка», рисование двора с домом и цветами, лепка из теста.
  4. Четверг: игра с конструктором для изучения фигур, рисование песком, обучение танцу «Березка», вырезание снежинок и цветов из бумаги.
  5. Пятница: тематическое задание «Цифры и счет», игра «Где спрятался шарик», повторение «Березки», составление сказки «Колобок» по карточкам, игра со шнуровкой, лепка животного из пластилина.
  6. Суббота: тематическое занятие «Животные в дикой природе», водные игры, прослушивание композиции Вивальди «Времена года, зима» и обсуждение вызванных ею эмоций, рисование любого животного, разбор поговорки «Делу время — потехе час».
  7. Воскресенье: знакомство с обитателями моря, аппликация из подручных материалов, домашний концерт для родственников с исполнением стихотворения о лете, танца «Березка» и песни «Антошка», повторение изученных букв, изготовление ежика из пластилина и спичек, изображение своего настроения с помощью красок.

Развитие ребенка в 3,5 года напрямую зависит от стараний родителей, поэтому важно найти подходящие игры и занятия, которые помогут малышу познавать мир.

Источник