Ребенок сказка социальное развитие

Методическая тема: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста»

                   Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

                                                      когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

                                                      Без этого он засушенный цветок.

                                                                                                         В.А.  Сухомлинский

Актуальность:  Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. В своей работе я  хочу показать, как через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.    

Методическая разработка  нацелена на эмоциональное, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста через восприятие сказки в повседневной работе педагога. 

       Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

      В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.

       Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей младшего дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

    Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования — выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

    Я считаю, что эта  тема актуальна и практическая значимость ее велика. Полученные результаты и предложенная методика могут быть использованы  воспитателями,   специалистами детского сада и родителями как средство развития психических, эмоциональных  процессов у детей дошкольного возраст  через восприятие сказки.

Цель:  Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи: 1. Провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования.

2. Создать условия для формирования социально-личностного развития ребенка через сказку.

3. Формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. Воспитывать интерес к художественной литературе,  способность понимать и чувствовать настроение произведения (сказки).

Роль сказки в развитии детей.

      Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

      До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

     Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют  свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира.  В сказках дети  впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.

На основании изученного материала, можно сделать вывод: сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.

Формы  реализации:

Театрализованные игры — богатейшее поле для творчества детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности.

В своей работе мы используем следующие виды театрализованных игр (по Л.В. Артемовой):

•        Режиссерские игры (настольный театр). В  них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, т. к. он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Картонный театр картинок. В таком театре все картинки — персонажи и декорации — изготовлены из картона или другого материала. Они плоские, двусторонние, у всех фигур имеются опоры, чтобы обеспечить их устойчивость, т.к. неизбежны повороты при действии с ними.

•        Игры — драматизации (инсценировка, игры с пальчиками). В них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.

 Участвуя в играх — драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение. Атрибут — признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам — с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Игры — драматизации с пальчиками: атрибуты исполнитель надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Особенность ее заключается в том, что ребенок может сам выбирать тему и сам же ее разыгрывать, либо ребята сами могут задавать друг другу темы, причем каждый участник игры изображает тему по-своему.

 Ожидаемые результаты:

•        удовлетворение от совместной творческой деятельности;

Читайте также:  Роль загадок в развития мышления ребенка

•        способность к творческому самовыражению;

•        повышение самооценки и уверенности в себе;

•        пробуждение интереса к театральной деятельности;

•        получение новых знаний, расширение кругозора.

Перспективное планирование по методической теме

Месяц

Занятие

Программное содержание

Организационная деятельность в ходе реализации режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Сентябрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2. Ознакомление с малыми фольклорными формами

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию.

2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки.

3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец).

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.

Октябрь

1. Игра – драматизация по мотивам сказки «Колобок».

1. Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

2. Помочь детям понять содержание сказки, воспитывать навыки драматизации.

Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии-мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Консультация для родителей: «Воспитание сказкой

Ноябрь

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Тишина».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей.

2. Помочь детям понять содержание стихотворения. Активизировать речь детей. Развивать умение читать стихи наизусть.

Показ настольного театра «Маша и медведь»

Задачи: Учить воспроизводить текст знакомой сказки, развивать интонационную выразительность речи.

Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребенка» (папка-ширма).

Декабрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди».

2. Чтение стихотворения Н.Сурикова «Белый снег пушистый»

1. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

2. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений. Развивать творческое воображение, развивать выразительность речи детей.

Игра-пазлы «Гуси-лебеди»

Задачи: Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.

Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлением со сказкой» (папка-ширма)

Январь

1. Драматизация с импровизацией детей сказки «Волк и козлята».

2. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

1. Учить детей слушать сказку в большом объеме. Побуждать к эмоциональному восприятию сказки. Сопереживать героям.

2. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

Настольно-печатная игра «Собери картинку»

Задачи: Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.

Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» (папка – ширма)

Февраль

1. Показ пальчикового театра «Три поросенка»

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка»

1. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.

2. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

Дидактическая игра: «Наши сказки»

Задачи: Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, память, мышление).

Работа с родителями по пополнению развивающей предметно-пространственной среды (театральный центр) различными видами театра: пальчиковый, би-ба-бо, теневой и т.д.

Март

1. Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

2. Чтение стихотворения

«Мама спит, она устала…»

1.Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц.

2. Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание стихотворения (чувство сопереживания).

Дидактическая игра «Герои любимых сказок»

Задачи: Закрепить знание детей о  героях русских народных сказок. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).

Апрель

1. Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

2. Чтение литовской сказки «Почему кот моется после еды».

1. Побуждать детей к участию в игре-драматизации. Способствовать воспитанию любви к животным.

2. Учить детей слушать не большое по объему художественное произведение. Обратить внимание на образное описание.

Настольно-печатная игра: «В гостях у Машеньки и медведя»

Задачи: Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.)

Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).

Май

1. Чтение русской народной сказки «Хвосты».

2. Заучивание стихотворения С.Благининой «Черемуха».

1. Учить детей понимать   образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте.

2. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений. Развивать творческое воображение, развивать выразительность речи детей.

Показ кукольного театра: «Лисичка сестричка и серый волк»

Задачи: Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей.

Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).

Литература: 1. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева «Формы работы со сказкой»

                      2. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»

Источник

Алла Ищенко
Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним из важных компонентов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания Программы, реализуемой в ОУ, определяет ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников.

Социально коммуникативное развитие направлено на:

• присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Читайте также:  Развитие позвоночника грудного ребенка

Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развитиядетей осуществляется поэтапно:

• сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

• систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

• коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой ОУ используются родительские собрания, консультации, открытые мероприятия, совместные праздники.

Для реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Социализация через игру

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игра ребенка — это жизненная лаборатория.

Станислав Теофилович Шацкий – яркий российский педагог.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

«По-моему, цель сказочника

заключается в том, чтобы какою угодно ценою

воспитывать в ребенке человечность —

эту дивную способность человека волноваться

чужими несчастьями, радоваться радостями другого,

переживать чужую судьбу, как свою».

Корней Иванович Чуковский.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие, также, чтобы они смогли порадоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся им и в дальнейшей жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

Наблюдая за детьми, я заметила, что они могут обидеть друг друга, дружат из-за каких-то вещей, угощений.В течение последних лет я работаю над проблемой: как сплотить детский коллектив, чтобы дети дружелюбно относились друг к другу.

Считаю, что на сегодняшний день это одна из самых острых и актуальных проблем не только детского сада, но и всего общества в целом, т. к. каждый человек должен не только иметь настоящих друзей, но и знать свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало, чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому детей.

Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, дружбе. Я считаю, что именно дошкольный возраст – фундамент для нравственного развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Думаю, что именно в этом возрасте надо стараться сохранить человеческое в наших детях, постараться заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить ребят правилам общения и умению жить среди людей.

Уверена, что приобщение детей к народной культуре, фольклору – является средством формирования у них дружеских чувств и развитие доброжелательности.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Уже к двум годам сказки становятся интересны детям. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке. Именно с детской сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом, а также с миром культуры, литературы. Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература, а именно — народная сказка. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Мною был разработан перспективный план дополнительного образования по развитию дружеских взаимоотношений дошкольников посредствам сказки в разных возрастных группах, а также разработаны конспекты.

Я считаю, что сказка учит жить, а иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время ни них. Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание, с большим удовольствием слушали сказки и взрослые члены семьи.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития.

В своей работе ставлю цель: воспитание гуманной социально – активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.Главными задачами моей педагогической деятельности считаю:

1. Воспитывать у детей любовь и уважение к окружающим и друг другу.

2. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.

3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру, эмоциональное отношение к окружающему миру.

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Для достижения поставленных задач углубленно работала по проблеме: «Сказка как метод развития дружеских взаимоотношений детей друг с другом». Использую передовые технологии, направленные на развитие личности ребенка. Деятельность строю, опираясь на возраст детей, их индивидуальные особенности, руководствуюсь программой «Детство». В своей деятельности я использую разнообразные приемы и методы. Часто применяю интегрированные занятия, где прослеживается связь с разными областями программы. Чтобы занятия проходили наиболее интересно, использую музыкальное сопровождение. В своей работе применяю, по возможности, мнемотехнику. Ее использование позволяет лучше запомнить и воспроизвести рассказ, стихотворение, описание. При организации НОД часто использую пальчиковые игры, психогимнатику, элементы релаксации, физминутки, подбираю в соответствии темы недели.

Читайте также:  Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

В работе с детьми применяю педагогическую арт –терапию: музыкотерапию, библиотерапию, игротерапию, анималотерапию, элементы ТРИЗ.

Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Дети с удовольствием делают утреннюю гимнастику, когда к ним в гости приходят персонажи сказок.

Моя работа по воспитанию дружеских отношений у детей, прежде всего, происходит на кружке — при чтении и рассказывании сказок и ориентирована на их осмысление, т. к. осмысливая сказку, мы вместе с детьми ищем и находим жизненные уроки и скрытые значения. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Одну сказкумы изучаем в течение 4-х недель: на 1-ой недели мы читаем или рассказываем детям сказку, беседуем по ее содержанию, рассматриваем иллюстрации. На 2-й – инсценируем ее, используя разные виды театров. Роли распределяю с учетом желания и возможностей детей. 3-ю неделю посвящаю художественно-эстетическому развитию: это и рисование героев сказки, лепка, аппликация.На заключительном занятии играю с детьми: использую здоровьесберегающие технологии.

Для чтения выбираю сказки, учитывая возраст детей, чтобы дети ее осмыслили и вынесли урок. Например, на чтение (рассказывание) сказки «Теремок» я отвожу 7 – 10 минут для детей 3-х летнего возраста, а для детей 4-х лет – 10-15 минут, предлагаю сравнить русскую народную сказку «Теремок» и авторскую сказку «Теремок» в обработке М. Булатова,сделать выводы: сказано об одном, но по-разному.С помощью вопросов выстраиваю логическую цепочку: кто? что? где? почему? Именно вопрос «почему» помогает материализировать внутренний мир ребенка.

Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов театров. Поэтому умело организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции эмоциональных состояний.

В этом возрасте дети стремятся пересказать услышанную сказку, инсценировать отдельные эпизоды. Именно на этом стремлении и желании я строю свою деятельность, ведь через театрализацию сказок расширяется словарный запас ребенка, который помогает ему свободно общаться с окружающими его людьми, формирует опыт социальных навыков поведения детей, потому что каждая сказка имеет нравственную направленность. Благодаря этому, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы. Дети с удовольствием разыгрывают сценки из сказок. Вживаясь в роль главного героя, стараются изменить даже конец сказки. Например, играя Колобка, мальчик сказал, что надо пригласить лису в детский сад, и мы все вместе станем с нею дружить. Всеми любимая сказка «Репка» помогла ребятам понять, что когда нас много и мы дружные, можем все трудности преодолеть. Играя пальчиковыми, перчаточными куклами, дети осваивают речь, т. к. одновременно с игрой развивается мелкая моторика рук.

После того как сказка прочитана и проинсценирована, я предлагаю детям ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, бумагой, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым, он освобождается от тревоги или другого чувства, которое его беспокоит.

Добиться в работе успехов мне, конечно же, помогает игра, т. к. это мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Существенной стороной влияния игр является повышение эмоционального тонуса. Во время проведения подвижных игр, психогимнастики, пальчиковых игр, я заметила, что у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь,как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

В работе по развитию дружеских отношений огромную роль имеет помощь родителей. Например, предлагаю этюд с какой – либо драматической ситуацией, а ребенок с родителями должны «дописать» сюжет, что надо сделать, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Этот прием помогает мне в работе с детской застенчивостью.

Дети вместе с родителями, по моей просьбе, изготавливают куклы, с

которыми играем в детском саду, инсценируем отрывки из сказок, различные ситуации. Совместное изготовление кукол родителями с детьми является терапевтической работой, т. к. помогает ребенку почувствовать себя успешным, он видит результат своего труда. А самое главное – можно подарить другу, подруге, а затем с мамой сделать новую.

Родители активно помогают мне в создании развивающей предметно- пространственной среды. Ведь многообразие методического материала, позволяет мне добиться творческой активности детей в игровой, театрализованной деятельности, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении на родительских собраниях, утренниках, вечерах развлечений.

Используя в работе сказкотерапию, я заметила, что дети овладевали средствами речевой и двигательной выразительности. Благодаря этому создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка,а также достигла следующих результатов:

развивается речь детей;

развивается эмоциональная и моторная адекватность;

развиваются коммуникативные навыки;

развивается пространственная ориентация;

— укрепляется союз с родителями.

Считаю, что проблема развития дружеских отношений детей друг с другом актуальна и важна, поэтому необходимо и дальше продолжить рабо