Ребенок сам себя бьет 5 лет
Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:
Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.
Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:
Здравствуйте, Гульнара!
Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. Бить детей нельзя, это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.
Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят.
Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.
Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!
Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора. Это тема нашей следующей статьи.
Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают. И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие.
Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»
То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.
Что делать, если ребенок бьет себя
Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.
Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.
Это базовое чувство, без которого не может полноценно развиваться маленький человек. Оно напрямую зависит от психологического состояния мамы и методов воспитания. Как, с одной стороны, сохранить у ребенка уверенность в маме, а с другой, не воспитать маленького манипулятора? В зависимости от векторального набора к каждому ребенку нужен свой подход. Об этом более подробно можно почитать здесь и здесь.
Второе: наполнение желаний кожного вектора.
Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:
- Ласка
- Логика
- Дисциплина
- Спорт
Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!
Просто запрещать что-то кожному ребенку «потому что я так сказала!» не стоит. Ему лучше логически объяснить причину запрета или правила, и он будет выполнять ваши ограничения. При правильном подходе он даже научится получать радость от соблюдения дисциплины. Ведь самоограничение – это то, что доставляет взрослому кожнику удовольствие, позволяет ограничивать других, то есть руководить.
Развивать логику можно также с помощью интересных конструкторов, головоломок, позже, занятий математикой и прочего.
Когда вы бьете ребенка, он испытывает колоссальный стресс, но это его ничему не учит. Напротив, он теряет способность к развитию. А вот дисциплина и разумные ограничения действуют на кожника ободряюще. Например, если ребенку с анальным вектором сказать, что на уроки ему отводится полчаса, то у того может просто наступить ступор. А вот для кожника это стимул сделать все быстро и качественно. «А если еще и расписание в дневник успеешь написать, то получишь конфету!» Не сомневайтесь – он успеет.
Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.
Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно спорт позволяет наполнить потребность кожного вектора в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.
Как наказывать кожного ребенка?
Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.
Гульнара, когда в следующий раз увидите, что ребенок бьет сам себя, постарайтесь его успокоить: тихо обнять и спокойно поговорить: «Я понимаю, что у тебя не получается, но давай попробуем сделать это по-другому…». Конечно, нужно иметь в виду, что описанные механизмы в кожном векторе – это одна из возможных причин. Картина может усложниться, если у вашего ребенка есть другие вектора (а наверняка они есть), а также если вы сами находитесь в не лучшем психологическом состоянии.
Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания.
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!
Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Татьяна Сосновская, педагог, психолог
Раздел: Ответы на вопросы
28 мая, 2016
Комментариев:
5
Просмотров:
27821
Теги: Дети ответы
Источник
Существует векторальный набор – это совокупность всех врожденных психических свойств и желаний человека.
Ребёнок, в зависимости от векторального набора и условий воспитания, может по разным причинам бить себя по голове, лицу, любым другим частям тела. Как правило, это делают дети, в векторальном наборе которых присутствует либо зрительный, либо звуковой, либо анальный, либо кожный вектор.
Давайте начнём разговор про кожников.
У таких деток очень нежная и чувствительная кожа, соответственно – низкий болевой порог. Когда к такому ребёнку применяют физическое наказание, он испытывает большой стресс.
фото с сайта https://unsplash.com
Чтоб справиться с этим стрессом, организм начинает вырабатывать естественные опиаты, происходит такая – самонаркотизация. И со временем у ребёнка появляется зависимость от этих опиат.
⠀
Так развиваются мазохистские тенденции. Маленькие дети их реализуют напрямую – ударяя сами себя. С возрастом они могут начать бессознательно провоцировать родителей на то, чтоб те их били, а потом и не только родителей.
Конечно, они испытывают боль, и удовольствие им приносит не сама по себе боль, а выброс опиат и приятное ощущение облегчения. Стремление к этому ощущению происходит неосознанно, не каждый кожник с мазохистскими тенденциями понимает, что они у него есть. Он даже не понимает, что сам провоцирует окружающих на то, чтоб те применили к нему физическую силу. Пока же маленький кожник ещё не вышел из пубертата, процесс можно остановить – просто перестав применять к нему методы физического наказания и развивая его согласно его свойствам. Воспитывая здоровую конкуренцию. Дисциплинируя. Занимаясь спортом (но не бойцовым).
⠀
Над самой привычкой тоже надо поработать – в момент, когда ребёнок начинает себя бить, взять его ладошки и ими погладить его по личику, приговаривая «имя ребёнка» «хороший».
У детей со звуковым вектором особые отношения со своим телом. Это единственные люди, которые разделяют тело и душу. У них есть внутреннее ощущение, что тело – это не они, они – это то, что внутри этого тела. И при нарушениях развития, когда такой ребёнок не испытывает чувства безопасности, либо когда он испытывает определённые неудовлетворённости, постоянные стрессы и страдания, он начинает винить своё тело в своих проблемах.
Детские суициды – это в большинстве своём звуковики. Они не умирают, они избавляют себя от страдания, так они это видят.
Но это будет позже, к 10-12-17 годам. Сейчас же, если мы видим звуковика, который бьёт себя в случае, когда не может контролировать ситуацию, когда ему что-то запрещают или даже когда он испытывает позитивные эмоции – это первый звоночек, что что-то идёт не так в развитии его психических свойств. Это не значит, что мы должны ему всё позволять, если, к примеру, в ответ на запрет он начинает ударяться головой. Причина не в самом запрете, это лишь маркер, по которому мы понимаем, что что-то идёт не так.
Возможные причины:
Нарушение экологии тишины – таким детям очень важна тишина. Такого ребёнка вводит в стресс постоянное воздействие шума – будь то звон посуды, шум пылесоса, доносящиеся с улицы шумы. Но особенно – крики на него либо ссоры родителей между собой. Такому ребёнку жизненно необходимо хоть несколько часов в день находиться в полной тишине, ну а крики и ссоры исключить полностью обязательно.
Постоянные «вырывания» ребёнка из состояния сосредоточенности – такое дети очень часто могут впадать в состояние задумчивости. Вот он играет, и резко взгляд становится стеклянным, он погружается в себя. Нельзя его резко из этого состояния выдёргивать. Это не плохое состояние, дайте ему в нём побыть.
Частые негативные смыслы слов. Такие дети часто начинают поздно говорить (но не всегда), и родителям кажется, что они не понимают многих вещей, хотя всё с точностью, да наоборот. Они раньше всех начинают понимать смыслы слов. И ни в коем случае нельзя допускать, чтобы такой ребёнок слышал в свой адрес, или в адрес дорогих ему людей, оскорбительные слова и смыслы.
Не стабильное эмоциональное состояние матери — дети, особенно до трёх лет, полностью отражают состояние мамы. Не зеркально, каждый со своим векторальным набором. Нестабильное эмоциональное состояние мамы ведёт к потере чувства безопасности ребёнка. Для любого ребёнка это большой стресс, каждый ребёнок на стресс реагирует остановкой в развитии своих психических свойств. Для звуковика это ведёт к неприятию своего тела, ощущению, что тело — вина его страданий.
Источник
Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина — неправильное воспитание.
В чем причина такого поведения?
Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.
И пока это поведение не будет признано и перестроено, у ребенка будет сохраняться сила невысказанной боли. Став старше, утешение он будет искать в еде, воровстве и в других формах «успокоения».
Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.
Ребенок может бить себя в знак протеста
Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест — качество лидера, поэтому черта таких детей — требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.
Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.
Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.
Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.
Результат наказания: ребенок плачет еще громче.
Эффективная реакция мамы: мягко удержать ребенка, когда он бьет себя. Сесть рядом, успокоить, обнять. В данной ситуации наиболее заслуживающей доверия будет интерпретация чувств ребенка. «Мама не разрешила съесть конфетку сейчас, и ты очень разозлился на маму. Ты сможешь съесть сразу две после обеда».
На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.
Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины
Другой вариант — дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.
Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.
Похлопывание по уху — бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.
Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.
Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.
Эффективная реакция мамы: ослабить внутреннее напряжение, предложить что-нибудь интересное. Комментарий мамы: «Игрушка сломалась? Ничего, мое солнышко, не расстраивайся, я все равно тебя люблю. Даже если мама сердится, она всегда будет тебя любить. Давай попробуем починить ее вместе».
На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.
Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние
Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.
Дети — очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.
Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.
Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.
Эффективная реакция мамы: научить новому поведению. Отвлечь ребенка, задать неожиданный вопрос либо выйти из комнаты. Комментарий мамы: «Ты что-то хотел сказать?» Продолжайте заниматься своими делами и комментируйте дальше: «Когда ты сердишься, я хочу знать об этом». Услышав ответ ребенка, подкрепите новое поведение похвалой. «Это хорошо, что ты сказал, что сердишься. Когда ты бьешь себя, я не понимаю, что ты хочешь мне сказать».
На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.
В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному — воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.
Эльнара Агаева, семейный психолог
Источник
Здравствуйте дорогие подписчики и читатели моего канала! Всем огромного здоровья и отличного настроения)
Когда в доме есть ребенок, особенно если он первый, нам трудно не чувствовать постоянную тревогу. Это естественно наблюдать за каждым движением наших детей, чтобы убедиться, что все, что они делают, – это норма.
К сожалению, малыши совершают всевозможные странные вещи, которые заставляют нас волноваться. Но что это, если малыш намеренно ударяется головой об пол, стены или решетки своей кроватки?
Врачи отмечают, что на самом деле удары в голову чаще встречаются у детей более, старшего возраста, достигая пика примерно в 18-24 месяца. Есть ряд причин, по которым малыш в этом возрасте может биться головой.
С одной стороны, они могут найти для себя ритмичное движение покачивания головой утешительным. Удары головой также могут быть эмоциональной реакцией на желание больше внимания от родителей; или из-за чувства разочарования, так как еще не могут выразить словами свои эмоции.
Нормальные причины, по которым ребенок бьет себя по голове:
Фрустрация
Младенцы бьют себя, кусают, бьются головой о стену или пол. Это выглядит ужасно, но обычно это их способ справиться с разочарованием и гневом. Часто ребенок делает то же самое (бьет или кусает) своим родителям, когда злится на них или даже просто для удовольствия и чтобы увидеть их реакцию.
Этот способ ударить себя часто наблюдается у малышей, которые пытаются достичь чего-то, что для них еще трудно, например, построить башню, которая постоянно падает, или надеть штаны.
Азарт
Так же, как разочарование и злость, волнение – это сильная эмоция. Удар головой может быть и детским выражением возбуждения. Будучи очень взволнованным, слегка ударяясь головой, ребенок хлопает в ладоши или прыгает вверх и вниз. Опять же, это сенсорный способ справиться с сильными эмоциями.
Дети старшего возраста и взрослые с большей вероятностью хлопают в ладоши, танцуют или подбадривают, потому что узнали, что это нормальные и общепринятые способы реагирования на волнение. Младенцы просто делают то, что они чувствуют.
Другая причина – облегчение боли, поэтому проверка ушей малыша может быть хорошей идеей, даже если можно принять его поведение за возбуждение, так как у него нет никаких других признаков болезни. Но, поскольку он использует удар по голове как инструмент для ослабления сильных эмоций, нужно быть начеку, если он вдруг начнет делать это чаще.
Скорее всего, он будет делать это, например, из-за боли в ушах или при прорезывании зубов.
Не стоит много суетиться по этому поводу: если реакция родителей на поведение малыша очень сильная, или если ребенок получает много внимания при таком поведении, оно может в конечном итоге усилить его. Так что, если ребенок, кажется, не причиняет себе вреда, лучше попытаться игнорировать его поведение и сосредоточиться на том, чтобы отвлечь его.
Многие родители опасаются, что удары головой являются симптомом аутизма или других проблем развития, но не нужно паниковать из-за такого поведения. Опять же, пока ребенок на пути развития, не стоит волноваться.
Но если, кажется, что это происходит чаще или беспокоит какое-либо другое поведение, которое ребенок демонстрирует наряду с ударами по голове, стоит проконсультироваться с педиатром.
Спасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!
Источник