Ребенок с отклонениями в развитии поведения
В каждом обществе существуют определенные нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Общественные нормы часто подавляют инстинкты и желания индивидуума. Но если вы хотите, чтобы окружающие понимали и принимали вас, вам нужно как-то этим нормам соответствовать. К примеру, видя прекрасную цветущую клумбу и следуя при этом общественным нормам, вы вдыхаете аромат и любуетесь цветами вместо того, чтобы оборвать их и унести с собой. Естественно, что воспитывая своего ребенка, вы стараетесь приучить его к такому же образу действий. И все-таки даже у добропорядочных родителей поведение детей порой выходит за рамки предписанных обществом норм. Такое поведение психологи называют девиантным, асоциальным, неадекватным и так далее. В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?
Девиантное поведение
На самом деле дети с отклонениями в поведении – не такая уж редкость. Некоторые отклонения не только вызывают негодование родителей и учителей, но и несут в себе зачатки будущих проступков, представляя угрозу самому ребенку, его окружению и даже обществу в целом. Исследуя детей с отклонениями в поведении, психологи подразделяют их действия на социальные отклонения корыстной, агрессивной и социально-пассивной ориентации. К социальным отклонениям корыстной ориентации относятся кражи, мошенничество, спекуляция и другие проступки, цель которых – получить выгоду. Отклонения агрессивной ориентации направлены против личности – это оскорбления, хулиганство, побои и т.д. Социально-пассивные отклонения связаны с нежеланием решать личные и социальные проблемы, к ним относятся уклонение от учебы и работы, бродяжничество, наркомания и суицид. За каждым внешним проявлением у детей с отклонениями в поведении могут стоять глубокие личностные проблемы. И поскольку не существует универсального ответа на все ситуации девиантного поведения, чтобы помочь ребенку, нужно разобраться в причинах каждой конкретной ситуации.
Неадекватное поведение ребенка
В основе неадекватного поведения ребенка лежат отрицательные аффективные переживания, связанные с неудовлетворенностью важных для него потребностей. Когда оценка своих способностей, основанная на предыдущих достижениях ребенка, не соответствует нынешней ситуации и нужно признать свою несостоятельность, у некоторых детей возникают аффективные переживания. Вместо того чтобы переоценить свои притязания, дети проявляют неадекватную реакцию на неуспех – повышенную обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, заторможенность, отрицание. Например, если в одной школе ребенок имел успехи в английском языке и получал похвалу учителя, то поступив в другую школу, где его достижения не выделяются на фоне других учеников, он может начать обижаться на учителя и считать, что с ним обходятся несправедливо. Неадекватное поведение ребенка – это своего рода защитная реакция, призванная помочь в случае фиаско. Чтобы не снижать самооценку, ребенок начинает обвинять родителей, учителей, ближайшее окружение обстоятельства, судьбу. Неадекватное поведение ребенка вызывает ответные реакции учителей и родителей, что еще в свою очередь усиливает аффективные переживания. Круг замыкается.
Асоциальное поведение детей
Говоря об асоциальном поведении детей, психологи отмечают, что оно возникает в результате нарушения взаимодействия личности со средой. Детей с асоциальным поведением подразделяют на четыре группы:
- Первая группа. В неё входят дети, асоциальное поведение которых связано с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы и индивидуальными особенностями, вплоть до психопатий;
- Вторая группа. Это дети, асоциальное поведение которых связано с неверными формами воздействия. Например, когда взрослые предъявляют к ребенку строгие дисциплинарные требования без учета его возраста, эмоционального состояния, переживаний. Дети этой группы не нуждаются в коррекции поведения, напротив, это взрослые должны пересмотреть отношение к своим действиям в ситуации;
- Третья группа. В нее входят дети с серьезными пробелами в моральном и нравственном воспитании. Иными словами, это запущенные дети, асоциальное поведение которых связано с попустительством взрослых. Такие дети не нарушают общественные нормы осознанно, поскольку просто не знакомы с ними;
- Четвертая группа. Это трудновоспитуемые подростки, асоциальное поведение детей этой группы связано с искажением нравственных представлений и качеств личности. Такие дети понимают, что их поведение противоречит общественным нормам, но они не желают его менять и отказываются от любого вмешательства в их жизнь, реагируя на критические отзывы равнодушием, вызывающим поведением и не соглашаясь с негативной оценкой окружающих. Это наиболее сложная для воспитания группа, поскольку такие дети уверены в своей правоте.
Суицидальное поведение детей
В наиболее трагических случаях отклонения в поведении ребенка принимают крайнюю форму – суицида. Психологи полагают, что суицидальное поведение детей связано с двойственным отношением к смерти – ребенок воспринимает смерть как способ манипуляции, к примеру, представляя, как мама расстроится, но необратимость последствий не осознает.
Обычно суицидальное поведение детей имеет цель привлечь внимание, ему предшествуют депрессия, скука, одиночество, замкнутость, агрессия по отношению к окружению. Иногда суицидальное поведение принимает скрытую форму, когда ребенок выбирает экстремальные виды спорта, входит в опасные группировки, принимает наркотики.
К причинам суицидального поведения детей относят конфликты с родителями, сверстниками, ближайшим окружением, непонимание в школе. При этом дети чаще всего отказываются от помощи взрослых.
Интеграция в социум
Обычно дети с отклонениями в поведении с трудом идут на контакт с педагогами, психологами, взрослыми, объясняя это выражением «меня не понимают». И действительно, чтобы создать доверительные отношения с таким ребенком, нужно обладать долей симпатии, интересом к его жизни, надеждам и тревогам, уметь терпеливо выслушивать, давать советы, сопереживать и вовремя переходить от свободного общения к руководству. Не каждые родители на это способны, и, конечно не каждые педагоги. Но только так можно достучаться до детей с отклонениями в поведении, сформировать у них понятие об общечеловеческих ценностях, развить нравственно положительные черты и качества характера, а также помочь адекватно оценить картину мира и быть принятыми в социум.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:
Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.
Инструкция по применению таблеток и свечей Полиоксидоний: цена, отзывы
Полиоксидоний относится к иммуномодулирующим препаратам. Он воздействует на определенные звенья иммунитета, благодаря чему способствует повышению устойчивости о…
Источник
Появление в семье ребенка — это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает «ребенок с отклонениями в развитии»?
Необходимые нормы для развития
Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:
- Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
- Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
- Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
- Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.
Что принято считать нормой в развитии ребенка:
- Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
- Поведение отвечает принятым общественным нормам.
- Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.
Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.
Причины отклонений
Основные причины развития отклонений у детей делят на:
- наследственные;
- внешние (влияние окружающей среды).
К наследственным относят:
- Генетический фактор.
- Соматический.
- Повреждение головного мозга.
В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:
- До наступления родов.
- В период родовой деятельности.
- Послеродовой период до 3 лет.
Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.
Биологическое влияние
Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:
- Генетические мутации.
- Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
- Родители не совместимы по резус-фактору.
- Мать болеет диабетом.
- Имеются у родителей венерические заболевания.
- Прием наркотических препаратов, особенно матерью.
- Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
- Недостаток кислорода для плода.
- Сильные токсикозы во второй половине беременности.
- Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
- Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
- Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
- Травмы во время патологических родов.
Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.
Социальное влияние
Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:
- Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.
- Негативные события и настроения против будущего малыша.
- Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
- Состояние психики матери в период родовой деятельности.
- Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.
Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.
Какие возможны отклонения
Можно выделить несколько групп отклонений:
- Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
- Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
- Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
- Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.
Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:
- Дошкольный.
- Школьный младший.
- Подростковый.
Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.
Особенности отклонений в развитии детей
Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:
- Заметны отклонения становятся в школе.
- Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
- Не выполняет домашнее задание.
- Трудно поддается обучению, чтению и письму.
- Быстро устает.
- Жалуется на головные боли.
- Недостаточное физическое развитие.
- Возможна задержка в мышлении.
У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:
- Понимает сюжет изображения.
- Может понять смысл.
Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:
- Нервное истощение.
- Быстрая утомляемость.
- Частые головные боли.
- Плохая память.
- Невнимательность.
- Чрезмерная возбудимость.
- Излишняя подвижность, импульсивность.
- Плаксивость.
- Робость и вялость.
- Заторможенность.
- Медлительность.
- Расстройство сна.
- Грубость.
- Нестабильность поведения.
У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.
Нарушение умственного развития
К категории умственно отсталых детей относятся:
- Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
- Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
- Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.
Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.
Малыши с высоким уровнем развития
Они отличаются от своих сверстников тем, что:
- Могут делать несколько дел одновременно.
- Очень любопытны.
- Легко прослеживают причинно-следственные связи.
- Развито абстрактное мышление.
- Концентрация внимания на высоком уровне.
- Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
- Хорошо развиты учебные навыки.
Можно выделить психологические особенности таких детей:
- Хорошо развито воображение.
- Есть чувство справедливости с раннего возраста.
- Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
- Имеют хорошее чувство юмора.
- Плохо справляются со своими неудачами.
- Детские страхи сильно преувеличены.
- Могут обладать экстрасенсорными способностями.
- Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
- Мало спят.
Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.
Особенности отклонений в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:
- Как развита память.
- Мышление.
- Развитие речи.
- Восприятие окружающего мира.
Какие существуют виды задержки психического развития:
- Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
- Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
- Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.
- Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.
При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.
Диагностика отклонений у ребенка
Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.
При медицинском осмотре проводится:
- Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
- Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
- Состояние неврологического и психического характера.
Необходимо обратить внимание:
- На эмоциональность.
- Развитие интеллекта.
- Развитие речи.
- Моторику.
- Состояние психики, нервной системы.
Возможны также такие обследования:
- Рентгенография черепа.
- Компьютерная томография.
- Энцефалограмма.
Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.
Психическое обследование требует анализа:
- Внимания ребенка.
- Памяти.
- Интеллекта.
- Восприятия внешнего мира.
- Как ребенок мыслит.
- Как выражает эмоции.
Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии — простые задания. Сложность и главная задача для диагноста — это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.
Обучение и воспитание детей с отклонениями
Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.
Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:
- Стимулирование сознательной деятельности.
- Развитие активности.
- Использование наглядного материала.
- Систематичность занятий.
- Доступность материала.
- Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
- Прочное закрепление материала.
- Дифференциальный подход.
Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:
- Дифференциальное образование.
- Инклюзивное образование.
Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.
Для таких детей необходимо воздействие:
- Лечебно-оздоровительное.
- Психологическое.
- Педагогическое.
- Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
- Занятия групповые и индивидуальные.
Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.
Условия для интеграции детей
В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.
А именно:
- Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
- Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
- Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
- Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.
- Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
- Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.
Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:
- Родители не умеют совместно работать с ребенком.
- Не могут эмоционально поддерживать малыша.
- Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
- Неадекватные методы воспитания.
- Недостаточно общения с ребенком.
Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.
Источник