Ребенок с ограниченными возможностями развития это коррекционной ритмики
Музыкально — ритмические занятия (коррекционная ритмика) для детей с ОВЗ
Направленность.
С рождения ребенок испытывает потребность в общении. С возрастом эта потребность увеличивается. Во взаимодействии ребенком усваиваются нормы и правила поведения, умение общаться, добиваться того, что хочется и учитывать желания других людей. Во время игр происходит развитие эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает действия игры, увеличивается словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
Актуальность.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием. Развитие общения у детей, имеющих отклонения, качественно отличается от развития его в норме. Часто «особенным» детям трудно устанавливать эмоциональный контакт даже с родными. Навыки взаимодействия и общения у «особых» детей могут сформироваться в результате специальной работы. Групповое занятия создает положительный фон, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает настроиться на общение.
Группа часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. В одной группе могут оказаться дети с разными проблемами, так как даже у самого «сложного», «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют почувствовать себя успешным.
Коррекционная ритмика необходима для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и нарушением зрения.
Это своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании.
Это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Цель: профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова.
Задачи:
Оздоровительные: укрепление костно — мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений.
Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно- творческие способности; воспитание личностных качеств, умения выполнять правила выполнения упражнений.
Развивающие: создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Необходимость проведения специальных занятий (коррекционной ритмики) для дошкольников с нарушениями интеллекта обусловлена спецификой развития данной категории детей: недостаточность сенсомоторной координации
замедление приема и переработки сенсорной информации
импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная истощаемость
нарушения произвольности поведения
отставание в физическом развитии
нарушение регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения движений, недостаточность двигательных качеств
ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
•коррекция психических функций (внимания (переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения, восприятия (слухового, пространственного, зрительного)
•коррекция эмоционально-волевой сферы (умение передавать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения), формирование адекватного группового поведения
•коррекция моторной сферы (развитие пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодоление глобальных синкинезий)
•развитие согласованности движений и речи
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ. ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД
1 раздел Упражнения на ориентировку в пространстве.
2 раздел Ритмико-гимнастические упражнения.
3 раздел Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
4 раздел Игры под музыку.
5 раздел Танцевальные упражнения.
Занятие
(повторяется, пока дети самостоятельно не смогут выполнять движения)
Занятие 1
Задача: разучиваем движения под счет (3 упражнения).
Занятие 2
Под музыку отрабатываем.
Занятие 3
Отрабатываем выполнение движений под стихотворение.
Занятие 4
Движения под музыку и со стихотворением.
Занятие 5
Увеличиваем количество упражнений и отрабатываем под счет, под музыку.
Занятие 6
Новые и знакомые упражнения отрабатываем под музыку и со стихотворением.
Занятие 7
Закрепляем все выученные упражнения.
Приложение.
Встали в круг. Будем ходить. (движения под музыку — медленная музыка — ходим, быстрее – бегаем. Идем на носочках, руки на пояс). Руки на поясе и показываем стороны право-лево, верх- низ.
Игра «Вода, земля, огонь, воздух»
Логоритмика Железновой.
Пальчиковая гимнастика.
Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.
Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.
Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.
«Погреемся»
Наши ручки замерзают,
Поиграем мы немножко,
Да похлопаем в ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Чтобы пальчики согреть – надо ручки растереть!
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
Игра «Веселый шнурок».
Вверх шнурок,
Вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Песенка «Топ-топ».
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Посмотрите на картинки. Что это? (муз. инструменты).
Возьмите инструменты. Встаньте. Игра «Дождик и дятел».
Игры под музыку.
Игра с мячиками «Ручеек»: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности; развитие двигательной активности, координации движений, игровой деятельности.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал…
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал…
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул…
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
«Лови-Лови»
Мячик сделан из резины.
Об пол бью его рукой_
Он взлетает, как пружина,
Пляшет, точно заводной.
Игра «Цирк».
Танцевальные упражнения.
Танец «Маленьких утят»
Релаксационное упражнение.
«Медведь»
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит
И находит в дуплах мед.
И в рот к себе кладет,
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Музыка «Шум леса», дети лежат на ковриках.
Встали, попрощались.
Источник
РИТМИКА
для детей разновозрастной группы с ОВЗ
2018-2019г.
г.Надым
ПЛАН РАБОТЫ
для детей разновозрастной группы с ОВЗ
Педагог – организатор Салимшина Р.В
Цель: формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребёнка с ОВЗ.
Задачи:
• Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально- ритмических движений;
• Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;
• Развитие способности ориентироваться в пространстве;
• Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Методическое обеспечение.
1. Буренина A.M. «Ритмическая мозаика» — программа по ритмической пластике. /С-П,
2001/
2. Касицына М.А. «Коррекционная ритмика» /М., 2005/
3. Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» /М., 2002/
Коррекционная ритмика— это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.). Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с проблемами в развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии;, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями КР являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Учитывая, что занятия КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в специальном детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. Программа занятий по «Коррекционной ритмике» рассчитана для проведения одного занятия в неделю. Длительность занятия 20 минут.
Проводить занятия рекомендуется в облегченной одежде и чешках. Занятия имеют следующую структуру:
I. Вводная часть — двигательная разминка (4-5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.
II. Основная часть (10 минут) состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений (А), развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики (Б), на развитие способности ориентироваться в пространстве (В), на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности (Г), творческих способностей (Д). Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания.
III. Заключительная часть включает в себя подвижную или речевую игру и обязательную релаксационную фазу, длится 4-5 минут.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАДАЧИ
A. Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений.
1. Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц,
развитие основных видов движений.
2. Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
3. Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.
4. Преодоление двигательного автоматизма движений.
5. Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия
ритмического рисунка.
6. Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко — тихо, быстро — медленно, высоко — низко).
7. Согласование движений с пением.
8. Развитие имитационно-подражательных выразительных движений (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т.п.) под музыку.
9. Развитие имитационно-подражательных выразительных движений без
музыки.
Б. Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
1. Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или невербальные сигналы.
2. Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения,
распределения).
3. Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой).
4. Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением).
5. Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по
условному сигналу.
B. Развитие способности ориентироваться пространстве.
1. Развитие пространственной организации собственных движений, оптико- пространственной ориентировки в пространстве зала через движение.
2. Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх — вниз и т. д.).
Г. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
1. Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.).
Источник
КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В эпоху двадцать первого века, в современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Постоянно усиливающиеся влияние на организм человека отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Ей уделяется большое внимание в основных документах, регулирующих деятельность образовательных организаций: Законе РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В последние годы, к сожалению, увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи, которые влекут за собой целый комплекс других проблем.
В МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №16» г. Ливны функционируют 4 группы компенсирующей направленности. Контингент этих групп составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР)-68% и фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) — 32%. Анализ мониторинговых исследований позволяет сделать вывод, что для таких детей характерно:
различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
раздражительность,
повышенная возбудимость,
двигательная расторможенность,
эмоциональная неустойчивость,
быстрая утомляемость,
неустойчивость внимания и памяти.
Практика работы и исследования учёных показывают, что одним из эффективных средств в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи, является коррекционная ритмика.
Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии в основе, которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов
(В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.). Отечественные ученые, врачи (Г. И. Шипулин, В. А. Гиляровский) отмечали, что ритмические упражнения, оказывают положительное воздействие особенно на детский коллектив с повышенной возбудимостью.
Коррекционные задачи ритмики это, прежде всего, преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движения, мышечного тонуса, двигательной памяти).
Начиная свою работу, как хореографа с детьми групп компенсирующей направленности, я пришла к выводу, что дети, имеющие речевые нарушения, помимо основных занятий хореографией, на которых они учатся выполнять основные танцевальные движения, нуждаются в дополнительных коррекционных ритмических занятиях, так как у большинства из них наблюдаются следующие двигательные нарушения:
— нарушение координации движений;
— скованность при выполнении движений и упражнений;
— отсутствие плавности движений;
— недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма.
В связи с этим, я разработала основные направления работы по коррекционной ритмике:
Нормализация двигательного автоматизма.
Развитие воображения.
Развитие качественных характеристик движения.
Развитие чувства темпа и ритма.
Общая регуляция мышечного тонуса.
Развитие правильного дыхания.
Развитие и формирование эмоциональной выразительности.
С 2015 года в ДОУ функционирует кружок «Танцевальная капель», которую посещают дети с нарушениями речи. Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии. Моя работа строится с учетом возрастных, индивидуальных, речевых и эмоциональных особенностей детей.
Занятия проходят один раз в неделю в первую и вторую половины дня, в старшей группе 25 минут, в подготовительной — 30 минут.
Коррекционно-ритмическое занятие имеет следующую структуру:
1. Ритмическая разминка.
2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
4. Этюд, для развития выразительности мимики. («Обезьянки», «Волшебные острова», «Необычный хоровод».)
5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
6. Упражнения на координацию речи, движения. («Листья», «Урожай», «Козочка», «Хозяюшка».)
7. Релаксационное упражнение под музыку. («Гномик», «Снег идет», «Зоопарк».)
Особое внимание уделяю дыхательным упражнениям, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания.
Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательные беспокойства и эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей в своей работе использую игры на расслабление и напряжение. Необходимым компонентом в работе с детьми с нарушениями речи на занятиях хореографией, считаю использование психогимнастики и логоритмики. Упражнения и игры на координацию речи с движениями вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане. Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Дети с удовольствием посещают такие занятия. В процессе игровой и двигательной деятельности (самой любимой детской деятельности) они учатся приемам регуляции своего поведения, умению соотносить речь с движением, координировать свои действия и т.п. А главное, получают много положительных эмоций от общения и движения.
Свою работу строю в тесном взаимодействии с педагогами и специалистами дошкольного учреждения(учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре), вместе мы разработали комплексное планирование развития основных движений -одни и те же движения повторяются в разных видах деятельности: музыкальной, физкультурной, коррекционной. На занятиях по хореографии мы разучиваем движения, этюды, которые закрепляются специалистами в ходе проведения их занятий. Так же, вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, наиболее подходящие к тем или иным движениям, которые потом используются педагогами и инструктором по ФИЗО во время утренней гимнастики.
Учитель-логопед определяет, над какими звуками в ходе логоритмики следует поработать, педагог-психолог рекомендует психогимнастику и упражнения для релаксации. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели в разнообразные виды детской деятельности — игровую, трудовую, познавательную, в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим, экспериментальную деятельность), а так же в режимные моменты.
Проблема преодоления нарушения речи, развития и совершенствования основных психомоторных качеств- это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива детского сада и семьи, обеспечение сотрудничества триады «Педагог-Ребенок-Семья».
Совместная работа с семьей строится на основе основных положений:
Единство целей и задач коррекции речевых нарушений;
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей;
Систематичность и последовательность работы;
Индивидуальный подход к каждой семье и ребенку.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Мною были проведены консультации для родителей: «Влияние хореографии на всестороннее развитие детей», «Развитие речи детей через занятия хореографией», «Роль движения в развитии речи детей»; родительское собрание в старшей группе с показом элементов коррекционной ритмики; в приемных комнатах помещаю папки-передвижки: «Что развивают занятия танцами», «Хореография в развитии ребенка».
Дошкольники, посещающие кружок «Танцевальная капель», активно выступают на всех праздниках, мероприятиях, проводимых в детском саду, так же планируем выступления на городских фестивалях и конкурсах.
Хотелось бы отметить, что благодаря использованию элементов коррекционной ритмики, мы уже сейчас можем увидеть положительную динамику в развитии детей, имеющих речевые нарушения, это:
улучшение общего эмоционального состояния детей;
улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
нормализация просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Таким образом, следует сказать, что использование коррекционной ритмики во всех видах детской деятельности и взаимодействие специалистов детского учреждения положительно сказывается на развитии детей с речевыми нарушениями, сохраняет и укрепляет их физическое и психическое здоровье, и эмоциональное благополучие.
Источник