Ребенок рисует палочки 2 года
Палитра красок
В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.
Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.
Красный говорит о быстрой возбудимости.
Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.
Зеленый – показывает, что он ищет покой.
Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.
Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.
Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.
Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.
Точка, точка, два крючочка
К трем годам среди штрихов и каракулей появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша: теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.
Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом.
И прежде всего глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться.
Шея на рисунке выражает связь разума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея.
Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей. Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите.
Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.
Кто тут главный?
Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.
И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.
Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.
Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу.
А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.
Нарисовать свой страх
Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.
Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.
Кстати
Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части – правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть – экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая – интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние.
Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный.
Интересно
Характер по рисунку
► Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.
► Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.
► На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.
► Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.
Смотрите также:
- Арт-терапия помогает раскрепоститься, найти себя и избавиться от страхов →
- Арт-терапия. Поможет ли творческое самовыражение снять стресс? →
- По одёжке встречают →
Источник
Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.
Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
Кажется, в этой большой семье ближе всего ребенку собака…
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Мама занята малышом и, кажется, у нее нет времени ни на папу, ни на старшего сына.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Руки на этой картинке достались только психологу — очевидно, в семье есть проблемы, с которыми родители не в силах справиться.
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Члены семьи так тесно прижались друг к другу, что слева свободны пол-листа. Детям под такой опекой буквально не шевельнуться.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Ребенок повис между небом и землей — у него нет символической опоры.
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
У счастливой семьи на прогулке четко прорисованы зрачки. Одежда дочки заштрихована мягко, а у родителей и брата — с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
В счастливой семье головоногов есть красный ребенок с кулаками и без глаз.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Автор: Анна Первушина
Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников
Источник
Кому интересны психологические тесты и всякое подобное, и если ещё не успели подробно прочитать первую часть, рекомендую потренироваться сначала на себе – нарисовать человека на вертикально расположенном листе формата А4, используя карандаш и ластик. А потом почитать интерпретацию – очень познавательно Важно: для объективности интерпретации стоит учесть условия проведения тестирования, описанные в начале предыдущего поста
https://www.baby.ru/blogs/post/586820606-181805786/
Характер изображения
Головоног: норма до 4-х лет, позже — задержка в развитии изобразительной функции (далее ЗРИФ) и, возможно, в общем умственном развитии (далее ОУР); иногда умственная отсталость.
Схематический (руки и ноги одинарные линии-палочки): до 5,5 лет норма, позднее — либо нежелание выполнять задание, либо ЗРИФ или в ОУР; негативизм, нарушение обучаемости.
Одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной: до 6,5 лет соответствует норме, позднее — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Руки и ноги изображены двойной линией: до 8-ми лет соответствует норме, позже — формальное отношение к заданию, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Промежуточный между схематическим и пластическим: до подросткового возраста соответствует норме, позже — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости.
Карикатурный: демонстративное поведение, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью, желание «закрыться» от проверяющего.
Поза человека
Изображение наклонённой фигуры говорит о психологической неуравновешенности и нестабильности.
Развернутое анфас тело с головой в профиль, как на египетских фресках, может быть знаком испытываемой социальной напряженности. Если тело повернуто на три четверти, рисунок свидетельствует о творческой направленности ребёнка. О том же и вдобавок о высокой активности — если фигура движется или выполняет какую-то работу.
Сидячая или лежачая фигура — признак пассивности, особенно если подтверждение находится в других деталях картинки (например, у человека безвольно опущены руки).
Если ребёнок рисует фигуру, закрытую предметами, изображенными на переднем плане (большим столом, например), это может говорить о негативизме, сложностях в общении и проблемах социализации.
Тип персонажа
В целом изображение человека в определенной роли — это показатель демонстративности, то есть повышенной потребности во внимании и похвале, склонности к театральным эффектам и чрезмерным чувствам. Особенно наглядно она проявляется в выборе персонажа, на которого обычно с восхищением смотрит масса людей — артиста, фигуриста, актера и других.
Некоторые типажи принято толковать определенным образом. Например, шут или клоун — знак сниженной самооценки, а иногда и негативного самопредъявления (позиции «ужасного ребёнка», который нарушает нормы и правила, чтобы быть замеченным окружающими). Король, принц или вельможа символизируют высокий уровень притязаний. Военный может указывать на агрессивность, а любой «плохой» персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница) или отрицательный сказочный герой — на негативизм, асоциальность или антисоциальность, а также негативное самопредъявление.
Любопытно, что изображение полицейского или милиционера имеет тот же смысл, что и рисунок преступника (ярко выраженная антисоциальность), несмотря на любые комментарии автора.
Стариков и нищих рисуют при депрессии, плохом настроении. Изображение человека с подчеркнутыми признаками богача или бедняка свидетельствует о недовольстве своим материальным положением.
Наконец, робот и инопланетянин выражают интровертность автора, говорят о чувстве одиночества, иногда — о шизоидной акцентуации (типе характера, который отличается чрезмерной замкнутостью и закрытостью для окружающих).
Символика частей фигуры
Голова: сфера интеллекта и место, где ребёнок размещает свое «я». В норме дети начинают рисовать человека с головы и уделяют ей максимум внимания. На голове обычно больше всего деталей, и появляются они раньше других (ресницы, очки, головные уборы, усы, украшения, элементы прически и прочее). Если голова нарисована небрежно, а детали отсутствуют, это может говорить о плохой социальной адаптации.
Наоборот, «зацикленность» на голове показывает ослабление умственных способностей или самоконтроля.
Иногда дети, отстающие в психическом или умственном развитии, рисуют непропорционально большую голову. Стоит подумать и о другой причине: неприятных физических ощущениях в этой области — головных болях, травме. Маленькая голова в сочетании с подчеркнутой физической силой — показатель агрессивности.
Важно обращать внимание и на соотношение пропорций головы и туловища, оно показывает баланс духовного и физического в ребёнке.
Волосы: большое внимание к волосам, изображение пышных причесок в рисунках девочек свидетельствует о сексуальном созревании.
Лицо: центр коммуникации, сфера общения. Исследователи называют его «самой социальной частью рисунка». Слабо и нечетко прорисованные черты лица выявляют сложности в общении, робость, уход от проблем и конфликтов в отношениях с окружающими. Об этом же говорит последовательность рисования, при которой лицо изображается в конце.
Если лица не видно вообще, потому что оно не прорисовано или человек изображен со спины, это свидетельствует о негативизме (иногда то же самое значит и рисунок человека в профиль). Сильное подчеркивание черт лица может указывать на попытку создать образ успешного и социально адаптированного человека — в качестве компенсации настоящему положению дел. Закрашенное лицо — знак того, что ребёнок утратил чувство собственного «я». Голова робота или животного на человеческом теле также является сигналом негативных переживаний.
В нормальном изображении лица все детали должны быть расположены на своих местах: глаза — симметрично в верхней части, нос — ниже и примерно посередине, под носом — рот. Нарушение нормы может быть признаком асоциальности или отклонений в развитии.
Очень важно обращать внимание и на выражение лица. Грустное — сниженное настроение, неглубокая депрессия, слабость и утомление, чувство одиночества, иногда сильная депрессия. Растерянное лицо говорит о неуверенности, тревоге, ощущении бессилия, иногда невротическом состоянии. Отстраненное лицо отражает интровертность автора, его погруженность в свой внутренний мир и склонность к защитному фантазированию; иногда — шизоидный склад личности.
Мрачное лицо может говорить о негативизме, асоциальности, депрессии или дисфории (болезненно-пониженном настроении) и ригидности — психологической негибкости, неспособности приспособиться к меняющейся ситуации. Также возможны эпилептоидная акцентуация (тип характера, отличающийся раздражительностью, склонностью к недовольству и гневу, вязкостью мышления и педантичностью), психопатия. Наконец, свой отпечаток накладывает и отрицательное отношение к обследованию.
Злое лицо — признак агрессивности, импульсивности, негативизма. Возможны остро протекающий подростковый кризис, отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. Странное лицо — шизоидность, недостаточная социализированность, сниженная конформность (способность изменять поведение и мнение под давлением позиции большинства); иногда психическое заболевание. Неприятное и отталкивающее лицо говорит об отрицательном отношении к обследованию, негативизме, подростковом кризисе, асоциальности или антисоциальности, негативном отношении к изображаемому персонажу. Иногда это также признак психического заболевания.
Тревожным знаком является и полностью обезличенное изображение, ничего не выражающее, застывшее лицо.
Лоб: символ самоконтроля, область социальных контактов. Лоб всегда открыт для окружающих. Отсутствие лба на рисунке — сознательное игнорирование интеллектуальной сферы.
Глаза: в норме ребёнок рисует глаза со зрачками, глядящие прямо на зрителя.
Пустые глаза без зрачков обозначают проблемы в общении, иногда являются признаком аутизации. Кроме того, такие глаза характерны при наличии страхов и устойчивых фобий. При фобиях появляется также плотная штриховка глаз или же сами глаза могут быть чересчур большими.
Широко открытые, но не преувеличенные глаза — показатель любознательности. Если глаза маленькие, то автор рисунка скрытен и поглощен собственными переживаниями.
Персонаж с закрытыми глазами выражает желание отгородиться от внешнего мира и избежать контактов с окружающими.
Направленный в сторону взгляд свидетельствует о подозрительности. Прямой, но не дружелюбный, а пронизывающий взгляд выдает склонность к демонстративному и вызывающему поведению, агрессии.
Брови: симметричные, ровные и аккуратные брови говорят о внимании к собственной внешности. Густые брови могут быть признаком резкости, грубости, строптивости. Слишком высоко поднятые брови символизируют высокомерное отношение к окружающим.
Ресницы: желание вызвать восхищение окружающих, потребность во внимании, похвале, признании собственной привлекательности.
Нос: сам по себе не несет смысловой нагрузки. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности. Слишком большой, подчеркнутый нос может быть интерпретирован как недовольство своей внешностью (у детей с семи лет).
Рот: оскаленные зубы или, наоборот, поджатые маленькие губы выдают агрессивность и враждебность. Тщательно прорисованные зубы указывают на речевую агрессию, о том же свидетельствует открытый рот.
Если рот уменьшен или перекошен, то с шести лет это интерпретируется как негативизм (поведение наперекор).
Губы: символ сексуальной сферы. В детских изображениях человека при помощи губ передается выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации.
Подбородок: символ властности, воли, упорства. Если ребёнок перерисовывает подбородок, выделяет его, это может свидетельствовать о компенсации собственной нерешительности, боязни ответственности (в сочетании с остальными плохо прорисованными деталями). Акцент на подбородке также может быть знаком стремления к превосходству, страсти к соревнованию.
Шея: связывает тело (физическое начало, импульсивность) и голову (интеллектуальный центр, контроль).
Эту деталь обычно выделяют люди, которые озабочены отношениями телесных побуждений и контролирующего сознания, неуверенные в себе.
Длинная шея говорит о зажатости, скованности, манерности, чрезмерном самоконтроле. Короткая шея — прямолинейность и естественность. Отсутствие шеи — признак незрелости.
Уши: если ребёнок обычно уже рисует уши (на других, «нетестовых», картинках), то они обозначают открытость и восприимчивость. Большие уши могут быть признаком излишней подозрительности и настороженности. Отсутствие ушей на рисунке, при том, что ребёнок изображает их всегда, — возможное неприятие критики, упрямство, повышенная чувствительность.
Руки: символ активности и готовности к контакту. Разведенные в стороны руки — признак общительности, желания взаимодействовать с миром. Если руки спрятаны за спиной, то автор рисунка замкнут или испытывает сильное напряжение.
Как отказ от общения интерпретируется изображение рук в карманах, скрещенных на груди, упертых в бока. Гибкие, свободно расположенные руки свидетельствуют о хорошей социальной адаптации.
Негнущиеся и механически расставленные руки указывают на поверхностность в отношениях, неэмоциональные контакты. Руки, поднятые вверх, выражают враждебность (то же самое — заштрихованные, закрашенные руки).
Полное отсутствие рук выдает крайнюю степень пассивности, необщительности и интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, туловища и общая гротескность изображения, «безрукость» свидетельствует о плохой приспособленности ребёнка. Также это может быть сигналом испытываемого чувства вины, переживания собственной агрессии.
Также стоит уделить внимание длине и силе рук. Короткие руки означают замкнутость, стремление держать себя в строгих рамках. Длинные — направленность во внешний мир, контактность и желание приобретать.
Изображение мускулистых рук указывает на приоритет силы (с его помощью может компенсироваться и собственная слабость). Хрупкие и тонкие руки говорят о страхе, нерешительности, слабости, в том числе болезненности.
Кисти рук и ладони: кисти нормального размера, с проработанными деталями указывают на благополучие в сфере общения. Если они слишком большие, то автор испытывает высокую потребность в общении, и наоборот, преуменьшенные кисти говорят о проблемах и нарушениях в этой области. Руки, сжатые в кулаки, обозначают агрессивность, особенно если в руках у персонажа есть оружие. Кулаки, плотно прижатые к телу, — подавленная агрессия, тенденция к бунту, скрытая враждебность.
Большие ладони говорят о деятельном, активном характере, а их отсутствие — о неприспособленности, чувстве собственной непригодности и незначимости. Если ладони едва намечены, то у автора имеются проблемы с общением: недостаточная контактность, ограниченный круг знакомств. Также это признак низкой продуктивности в практической деятельности.
Хорошо прорисованные пальцы показывают способность контролировать ситуацию, управлять событиями.
Слишком длинные пальцы и ногти, удлиненные как у хищной птицы, свидетельствуют об агрессии и воинственности.
Туловище: отражает представления ребёнка о физическом облике человека.
Сильное тело, нарисованное хрупким ребёнком, — признак компенсации. Также крепкое, крупное туловище можно интерпретировать как показатель силы характера. Широкие плечи изобличают физическую мощь и желание превосходства.
Слабое тело может указывать на негативное переживание в прошлом, стресс, общую подавленность. Такое тело в сочетании с маленькой головой обозначает стремление избежать самоконтроля.
Угловатое и худощавое туловище типично для интровертного (углубленного в себя) типа личности.
Прямоугольное туловище выражает мужественность и экспрессивность.
Дополнительные аксессуары и детали на теле в целом свидетельствуют об эгоцентризме и повышенном внимании к своей персоне. Пупок на рисунке ребёнка старшего возраста — признак инфантильности или стремления уйти в себя. Крайне негативным показателем и знаком психических отклонений считается изображение внутренних органов.
Если туловище изображено штрихами без контура, возможна острая тревога, иногда психическое заболевание (с пяти лет). Нарочито уродливое тело с искаженными формами указывает на негативизм, асоциальность или антисоциальность, импульсивность, острый стресс. Иногда речь идет о психическом заболевании или органическом поражении мозга (с шести лет).
Ноги: символ опоры. Широко расставленные ноги — экстравертная поза, говорящая об устойчивой позиции.
Слишком тонкие, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги выражают неуверенность, слабость, чувство собственной никчемности, упадок духа. Если ноги нарисованы в профиль, автору присуща уверенность в себе. Отсутствие ступней или ступни, обращенные пальцами к зрителю, говорят о неуверенности, поиске опоры. Вообще, непропорционально маленький размер ступней или их отсутствие характеризуют эмоциональную незрелость, а в сочетании с общей неустойчивостью фигуры (которая может дополнительно на что-то опираться) — плохую приспособленность в быту. Очень большие ступни интерпретируются как потребность в опоре, ощущение ненадежности собственного положения в мире.
Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности рисующего.
Гениталии: обычно отсутствуют на рисунках даже в подростковом возрасте, когда ребёнок изображает признаки пола. Как правило, сексуальная символика выражается подчеркиванием области груди (у девочек) и гениталий (у мальчиков и у девочек), рисованием экстравагантной или прозрачной одежды. Особая фиксация на изображении груди, бедер, генитальной области свидетельствует о серьезном неблагополучии в сексуальной сфере. Аналогичным образом выделение области тела, близкой к гениталиям, также говорит о проблемах (что типично для подростков). Отсутствие на картинке нижней половины тела обозначает избегание сексуальной тематики или проблемы половой идентификации.
Подчеркнутые признаки противоположного пола на рисунке человека свидетельствуют о несформированной половой идентификации, а иногда о ее нарушении (но в подростковом возрасте такой рисунок считается нормальным).
О том же говорит изображение персонажа без каких-либо признаков пола.
Иногда на рисунках рука персонажа прикрывает область гениталий. Это интерпретируют как контроль за сексуальными импульсами. Изображение полового члена с пятилетнего возраста трактуется как негативизм, асоциальность или антисоциальность.
Дополнительные детали: в сочетании с теми или иными особенностями рисунка помогают расшифровать его значение. Украшения, карманы, отделка, тщательно вырисованная одежда, шляпа и др. — признаки демонстративности.
Игрушка, шарик, флажок и прочие «детские» вещицы в рисунке подростка или взрослого человека указывают на инфантильность. Многочисленные пуговицы обозначают ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, с подросткового возраста — опять же инфантильность. Оружие, режущее или рубящее орудие, палка — признаки агрессивности. Сигарета, рюмка, татуировка на лице или теле говорят о негативизме, асоциальности, иногда об антисоциальности. Раны и шрамы указывают на невротическое состояние, иногда — на асоциальность или антисоциальность. Изображение «открытых» внутренних органов — признак ипохондрии, невроза, иногда психического заболевания. Если к изображению персонажа добавлено окружение — пейзаж, интерьер и прочая «обстановка», — то причиной может быть творческая направленность автора или его