Ребенок развитие поднимается по ступенькам
Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик
Лестничные ступени необыкновенно притягательны для малышей. Они без страха
и устали могут карабкаться вверх и спускаться вниз. Малыш, находясь у подножья
лестницы, уверен, что просто обязан принять вызов и покорить очередную вершину.
Взбираясь по ступенькам, ребенок не только получает возможность почувствовать
себя умелым, ловким и бесстрашным, но и приобретает новый опыт.
Единственное
условие освоения «вертикального мира» — оно всегда должно проходить
под присмотром взрослых.
С тех пор как 9-месячный Никита начал ползать, его самое сильное желание
— взобраться вверх по лестнице. Это и в самом деле отличное место для того,
чтобы проверить свои возможности, и с удивлением увидеть, что с высоты
все выглядит совсем иначе, а мама смотрит на тебя снизу вверх. Для годовалого
ребенка лестница — отличное приспособление для игр и средство, благодаря
которому он может попасть в ранее недосягаемый мир. Лестница — это вызов
физическим возможностям малыша. Ступенька за ступенькой укрепляются мышцы,
усложняются нейронные связи, возрастает способность адаптироваться к условиям
окружающего мира.
Малыш стоит у подножья лестницы и внимательно ее изучает. Он садится,
встает, поворачивается, наклоняется, встает на цыпочки. Впервые «покоряя» вершину,
ребенок скорее ползет, чем карабкается: он опирается на кисти рук, ступни
ног, колени, локти и даже живот. Довольно утомительное приключение. Постепенно
мышцы укрепляются, и малыш перестает использовать животик в качестве опоры.
Несмотря на все сложности, дети получают огромное удовольствие от этого
вида передвижения. Когда ребенок карабкается по лестнице, его мышцы задействованы
иначе. Это вызывает новые ощущения, заставляет тело «думать» на
решением двигательной задачи. Гордость малыша достигает апогея в тот момент,
когда он добирается до верха. Но у победы есть и оборотная сторона. Любимая
игрушка осталась внизу и малыш, после некоторого раздумья, устремляется
к новой цели. Но поскольку маленький ребенок не осознает, что такое пустота,
и не в состоянии оценить глубину, находящегося под ним пространства, он
может начать спускаться головой вниз. А это может обернуться падением.
Чтобы не допустить «ныряния» вниз головой надо научить малыша
спускаться. Поначалу ему может быть страшновато ощущать пустоту под ногой,
в таком случае возьмите его за ножку и помогите нащупать ступеньку, подбодрите
его, он должен знать, что Вы рядом.
Когда малыш начинает ходить, он чувствует себя на лестнице гораздо увереннее,
может стоять на ступеньке выпрямившись, а его движения уже не напоминают
ползание. Он даже пытается стоять, не держась руками, стремясь испытать
легкое головокружение от временной утраты опоры. Перебираясь со ступеньки
на ступеньку, ребенок чувствует небольшое веселящее опьянение от череды
потерь и восстановлений равновесия. Карабкающийся вверх малыш смел и любит
рисковать, но для достижения цели ему необходимы развитые мышцы, хорошая
координация, и, разумеется, некоторые волевые усилия.
После нескольких месяцев упорных тренировок малыш начинает самостоятельно
подниматься по лестнице. Он держится за перила, ставит ноги одну за другой
на ступеньку, затем немного отдыхает и продолжает восхождение. В этот период
не стоит оставлять его без присмотра под предлогом, что «он умеет
это делать». Его недавно приобретенные навыки еще не закреплены, и
малыш нуждается в Вашем внимании и помощи. Ножки ребенка пока не очень
устойчивы, а центр тяжести находится гораздо выше, чем раньше, когда он
карабкался на четвереньках. Поэтому он легко может потерять равновесие.
Если малыш боится ходить по лестнице можно на какое-то время вернуться
к ползанию. Например, затеять игру в «кошку» и предложить малышу
взобраться на лестницу на четвереньках. В подобных играх страх постепенно
пройдет, вернется уверенность в себе, а с ней и стремление учиться новому.
Чувство опасности формируется у ребенка постепенно, по мере того, как
меняются его представления о пространственных отношениях. В возрасте полутора-двух
лет ребенок начинает воспринимать ощущение пустоты. В результате, находясь
на верху, к спуску он относится уже иначе, не так, как еще несколько месяцев
назад. Малыш не устремляется головой вниз, он в состоянии предвидеть последствия
такого спуска. Поэтому он обдумывает план действий, оценивает риск и разрабатывает
стратегию поведения. В результате подобных умственных усилий некоторые
дети просят дать им руку, другие садятся и спускаются, съезжая «на
попе». Какой бы способ малыш не использовал, он учится и тренируется
спускаться с лестницы. Вскоре он сможет спускаться сам.
Не стоит торопить события, если Вы видите, что малыш не готов к самостоятельным
подъемам и спускам, испытывает страх или недостаточно ловок. Позвольте
ему двигаться в своем темпе и проявите терпение. Первое время ребенок будет
спускаться и подниматься по лестнице очень медленно, с частыми остановками,
крепко держась за перила. Зато если малышу удалось сделать это без помощи
взрослых, для него это настоящий праздник. Он по праву гордится собой —
у него была цель и она достигнута.
Самая лучшая профилактика падения — это тренировки, и конечно, важен
постоянный контроль за «подвигами» малыша. Расскажите малышу
о том, какие разные бывают лестницы: у некоторых ступеньки очень узкие,
либо слишком высокие. На винтовой лестнице или лестнице без перил не стоит
оставлять ребенка одного.
К 2,5 — 3 годам обычный подъем по лестнице (ребенок поочередно ставит
ноги на ступеньки), а затем и обычный спуск, станут автоматическими действиями,
которые он будет совершать не задумываясь. Но не следует думать, что этап
освоения лестниц на этом завершен. Малыш начнет искать новое применение
своим навыкам и вскоре начнет подниматься и спускаться вприпрыжку, или
спиной вперед, а может быть изобретет какой-нибудь свой невиданный способ.
К некоторому огорчению мам, лестница еще долгое время будет для ребенка
великолепной игровой площадкой.
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Источник
что-то затаскивая детенка в очередной раз на 4 этаж, решила я опрос провести.
сын категорически не желает во всем обмундировании топать ногами по лесенкам.
приходиться тащить его, санки, сумку %)
итак:
с какого возраста ваши дети стали подниматься ногами по ступенькам сами, ну этаж скажем на 3ий и выше?
Выберите один из вариантов:
Праздничное настроение от Цветных Облаков
моя поднимается и держит меня за руку, а второй рукой за перила. это считается?
После года где то, но начинали также с держания руки 🙂
да. главное не на руах тащить, а чтоб ногами.
если бы мой так ходил, я бы была почти счастлива :gy:
Праздничное настроение от Цветных Облаков
вот осенью он этажа два проходил. пока легко одет был.
а теперь нивкакую не желает 🙁
Праздничное настроение от Цветных Облаков
Если за руку, то мой в 1.3, как приехали к бабушке с дедушкой в дом, где лестница. А сам в 1.6 примерно стал держаться за перила и ходить. Причем ОБОЖАЕТ это дело, может часами ходить по лестницам…..
РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…
Eji
сам в 1.6 примерно стал держаться за перила и ходить.
🙂 везет.
а мой сразу ныть начинает. приходится тащить, чтоб весь подъезд в очередной раз не построил 🙁
Праздничное настроение от Цветных Облаков
Дочери 2г 5 мес. оооочень редко сама идет, раз в неделю может один пролет пройти.
Когда сидишь и крепкий кофе безвкусной кажется водой, а ты как зомби в стену смотришь-знай, утро только началось…
старшая со мной за ручку ходила гдето с 1,5 лет примерно, но с папой — железно на ручках.
младшая — только со мной за ручку, гдето с 1,4 — вощем как ходить стала
у нас высокий 3 этаж (по кол-ву ступенек как 4 у всех).Сообщение было изменено пользователем 18-11-2009 в 22:02
ответила
но это когда она уже стала сама, держась только за перила, т.е. у меня ое руки свободны (гы.. заняты сумками, пакетами. великом или еще чем-то)
а так
Victorya
поднимается и держит меня за руку, а второй рукой за перила
где-то с 1,2
Опытный муганга всегда помнит о последствиях плохой давы.
в 1.8,когда моё терпение закончилось,тогда и начала(((сама ни в какую не желала проявить инициативу,ехала на мне.сейчас 1.10,поднимаемся на 5 этаж,за руку или за перила))))
«Бинарный характер высказываний индивидуума утратившего социальную активность»
на 4-й этаж в осенней одежке — в 1г 3 мес примерно
у меня за руку меня держа топает до 7 этажа,ну не всегда конечно.Ему 2.2Сообщение было изменено пользователем 18-11-2009 в 22:03
ответила так, но нам сейчас ещё только 1,5, вот примерно с 1,2 сами держась за перила, но только максимум на 1 этаж, потом сердится, видимо в одежде тяжело, осенью когда полегче одеты были нормально на 2 этажа поднимался. А дочь в своё время к 2 годам в зимней одежде как раз и начала сама подниматься
месяцев в 10. но было лето, то есть, легкая одежда. и она по лестнице в принципе стала лазить еще до начала хождения (у нас роль тренажера стремянка выполняла).
да…
видимо весны прийдется ждать.
а там сразу на 4 быдет забираться.
он и по улице не шибко желает ходить.
три метра пройдет и на руки 🙁
Праздничное настроение от Цветных Облаков
с годика на даче самостоятельно .но было лето.сейчас нам 1.6м самостоятельно без поддержки залазит на 2ой этаэ кровати но в присутствии мамы
как пошел стал подниматься, но мы далеко и не поднимались. В 1,7г помню отдыхали на юге он там на второй этаж раз…цать за день туда сюда , туда сюда.
на руках принципиально не таскала — больно тяжелый.
Милый,все как ты хочешь. Если я говорю, что ты хочешь борщ — значит ты хочешь борщ.
хм… так меня удивила тема и ответы… мой месяцев в 8-9 за руку стал сам меня таскать по всем лестницам (мы живем на вознесенской горке, около дома много длинных лестниц), причем за перила никогда не держался. в общем, я сама не знаю вечно, как от него отвязаться, чтобы не затащил на очередную лестницу :gy: сейчас 1,1. надо было в опрос вариант «до года» включить
«мамы бывают разные: хорошенькие и опасные» (с)
Беляшка
мой месяцев в 8-9 за руку стал сам меня таскать по всем лестницам
я ответила 1-1,5, но реально тоже до года сын начал по ступенькам подниматься (либо сам за перила держался либо за мою руку)
мама сыночка и двух дочек
Доча начала подниматься около года. За ручку со мной принципиально не идет, только сама держась за перила. А в 1,4 поднималась уже сама на пятый этаж, но было лето. Так и ходим, сейчас 1,7 и в зимней одежде тдет до пятого этажа, но неохотно, периодически останавливается, отдыхает, иногда ноет, но не сильно, на руки не беру, тяжело).
Королевишна
держась только за перила
А я чо-то брезгую :gy: , эти перила, особенно внизу, все оплеваны вечно.
Хорошо там, где нас нет, но мы повсюду
c 1.3 года. Только держала его за обе руки впереди себя. Таким макаром на 7 этаж поднимались.
как тока ходить начала. поднимались медленно, по пол часа, но сами, я держала за руку тока. я вообще мало на себе таскала ребзю, у меня спина не расчитана на такие трюки… меня таскание коляски вообще выбило из колеи… потом у массажиста курсами вправляла…
Я не мстительна, ведь убив врага, я прощаю ему то, что он защищался.
Беляшка
надо было в опрос вариант «до года» включить
:gy:
Беляшка
так меня удивила тема и ответы
🙂 ну кто мог предположить.
мой ходить-то начал в 1.2 😉
Праздничное настроение от Цветных Облаков
Источник
Перебираясь по лестнице развития и научившись ползать, а затем приподниматься, ребенок наконец подходит к одному из наиболее волнующих событий — умению ходить. Держите видеокамеру наготове! Вам предстоит участвовать в незабываемом представлении. Неуклюжие и невообразимые первые интересные движения и повороты по мере восхождения малыша по лестнице развития, постепенно будут совершенствоваться.
Развитие двигательных навыков
К 9 месяцам дети оттачивают свой собственный стиль ползания, он становится наиболее эффективным, удобным и скоростным. Большинство малышей ползают на четвереньках, что позволяет им лучше сохранять равновесие, координировать движения одной и другой сторон тела, а значит, готовиться к освоению новых двигательных навыков.
Научившись ползать, малыш начнет экспериментировать с различными модификациями этого навыка. Его движения станут забавными и слегка кокетливыми. Он быстро перебирает руками и ногами, вертит, крутит головой, все тельце участвует в этом действе переползания с места на место.
Ползание открывает широкую дорогу малышу для общения. Теперь ему не нужно ждать, когда вы соизволите подойти. Он сам приползет к вам и, совершая вокруг круги почета, хватаясь за вашу одежду и стараясь встать на ножки, будет намекать вам, что «пора поиграть».
Ползают не все
Некоторые специалисты по развитию детей склонны считать, что малыши, которые минуют стадию ползания, рискуют позже столкнуться с проблемами, касающимися поддержания равновесия, потому что именно ползание позволяет овладеть им в полной мере. Быть может, в отдельных случаях это утверждение и справедливо, но есть немало детей с хорошей координацией движений, которые очень быстро проходили стадию ползания и сразу начинали осваивать другие формы движения. Так, один наш малыш «ходил» на коленках вместо того, чтобы ползать. Другой ездил на попке, отталкиваясь одной ногой и поджав другую под себя. Некоторые малыши так ловко передвигаются подобным образом, что вовсе не нуждаются в ползании. И, возможно, восторг, который вызывают у родителей такие забавные формы передвижения, только поощряет малышей.
Безопасны ли загородки?
Поставить загородку на лестнице — все равно, что размахивать красной тряпкой перед молодым бычком. Ваш любитель-верхолаз будет старательно карабкаться вверх, трясти и раскачивать загородку, пока в конце концов не свалится вместе с ней. Что лучше — надеяться на загородку или учить малыша правильно ползать по лестнице — зависит от темперамента ребенка и его двигательных возможностей. В 8-10 месяцев у большинства детей развивается страх высоты. Некоторые, подползая к краю, остановятся, оглянутся и крепко схватятся за край ступеньки. Таких малышей можно научить безопасно спускаться по лестнице вниз. Однако импульсивные малыши не тратят время на то, чтобы медленно спускаться вниз и ощупывать край ступенек, они норовят побыстрее преодолеть лестницу и скорее всего скатятся. Эти малыши очень быстро осваивают двигательные навыки и учатся карабкаться. За ними-то и нужно внимательно следить (как и за теми, кто начинает рано ходить). В этом случае пригодятся, возможно, и безопасные загородки.
Карабкаться — это ползти вверх
Посмотрите, как малыш залезает на кровать или софу. Он хватается за покрывало и, подтягивая себя, взбирается вверх. Карабкаться — значит тоже ползти, но не вперед, а вверх Это один из примеров того, как дети умеют превращать одни навыки в другие. В результате закономерностей развития нервной системы ребенка (от головы к кончикам пальцев) его руки оказываются лучше скоординированными и более сильными, чем ноги и ступни.
Малыш сначала подтягивает себя вверх с помощью рук, в то время как его еще слабенькие ножки подгибаются, а ступни скосолаплены вовнутрь. Потом он учится выталкивать себя вверх ногами, удерживаясь в этот момент на руках. Вскарабкавшись на диван или на высокий стул, он с восторгом оглядывается вокруг, довольный, что забрался так высоко и что отсюда хорошо все видно.
В этом возрасте он может на мгновение как бы замереть в стоячем положении, но продержаться так ему удается пока недолго.
Вот когда начинаются настоящие забавы! Малыш получает огромное удовольствие, карабкаясь на кучу подушек, а еще лучше — на лежащего на полу папу. К году он уже может вскарабкаться по лестничному пролету под одобрительные возгласы родителей и старших братьев и сестер. Но обратите внимание, как «задумывается» тельце ребенка, когда он уже достиг вершины лестницы Малыши не знают, что спускаться с лестницы лучше всего задом. Они опрометчиво начинают ползти вниз головой и тут же скатываются кубарем. Когда ребенок ползет вверх, он обходится без вашей помощи, а если спускается вниз, ему надо помочь. Покажите, что вниз лучше всего двигаться задом — разверните его как надо, помогите дотянуться ногой до следующей ступеньки. Потом малыш так же будет «ощупывать» ногой высоту (например, сползая с дивана). Следите, чтобы ребенок хорошо держался руками за ступеньку, разворачиваясь для спуска, а на следующую вставал всей ступней.
Стоять с поддержкой
Как только ребенок научится, придерживаясь за вашу одежду или за мебель, подниматься, он постарается извлечь из этого максимум удовольствия — постоять побольше, чтобы осмотреться вокруг. В результате развивается умение стоять с поддержкой. Первые попытки удержать равновесие, как правило, оканчиваются неудачей, потому что малыш встает на цыпочки и ножки его подгибаются. Как только он научится стоять, как балерина (опираясь на всю ступню и разведя носки в стороны), станет более устойчивым.
Если малыш помогает себе встать, цепляясь за ваши брюки, вы постепенно все меньше будете ощущать тяжесть его тела. Так, в первое время ваша нога нужна ему не только для равновесия, но и для опоры, а чуть позже — только для равновесия.
Вокруг стола
Малыш поднялся, постоял, опираясь спиной о диван или низкий столик и… двинулся в свой первый путь. Сначала он пытается двигаться боком, приставляя одну к другой еще непослушные ножки. Но вскоре он сообразит, что двигаться в сторону не очень-то удобно, и блестяще справится с решением этой задачи.
Он разворачивает ступни и ножки таким образом, чтобы они могли идти вперед, а не вбок, и затем поворачивает все туловище Потом выносит одну ногу вперед, приставляет к ней другую — один шаг, потом еще раз одна нога, за ней — другая, таким образом он будет курсировать вокруг низкого столика, держась за него сначала обеими руками, а потом только одной.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Это новое достижение, связанное с возможностью курсировать вокруг маленького столика, — большая радость для малыша, но и возможные неприятности. По пути он будет стараться схватить все, что можно достать. Уберите со столика и с других низких предметов меблировки острые и маленькие (чтобы он не мог их проглотить) вещи. Огромное удовольствие для малыша — свисающий телефонный шнур — помните об этом, пожалуйста.
Источник