Ребенок развитие когда говорить начинается
Каждое новое достижение малыша – настоящий праздник для родителей, первая улыбка, первый шаг, первое слово. Молодые родители внимательно следят за общепринятыми возрастными нормами развития того или иного умения, и очень переживают, если происходят даже незначительные задержки. Когда ребенок начинает говорить позже своих сверстников – это не всегда повод для волнения, ведь каждый малыш индивидуален и имеет свой график развития.
Первое слово малыша доставляет родителям огромную радость
Когда здоровый ребенок начинает говорить
Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.
Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам приобретает навыки лепетной речи, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.
Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее сверстниц. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.
К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.
Последующее речевое развитие выглядит так:
- 1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
- 1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
- 2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.
Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное — не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.
Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать
Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.
Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие – основы правильного звукопроизношения и речи.
Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев – допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.
При общении с ребенком важно:
- говорить простыми, понятными предложениями;
- комментировать все, что происходит вокруг;
- правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
- в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
- стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше. Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.
Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.
В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата
Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.
Артикуляционные игры для самых маленьких:
- кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
- движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
- надувание щек;
- вытягивание языка;
- тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.
Главное правило при занятиях с детьми – хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.
Занятия для развития речи
В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает
Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:
- чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
- игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
- развитие крупной моторики;
- пальчиковые игры;
- игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.
Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.
Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка
Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.
Такая особенность может быть обусловлена:
- генетическим фактором — если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
- особенностями перинатального периода — тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
- снижением остроты слуха ребенка — обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
- недостаточным общением и отсутствием мотивации.
Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.
Советы родителям
В каком возрасте заговорит ребенок — во многом зависит от атмосферы в семье
Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:
- развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
- понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
- развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.
На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.
Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания – главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.
Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.
Читайте далее: почему ребенок не разговаривает
Источник
Ваш ребенок учится говорить в течение первых двух лет жизни.Задолго до того, как он произнесет свое первое слово, он изучает правила языка и как взрослые используют его для общения.
Он начнет использовать свой язык, губы, небо и любые появляющиеся зубы, чтобы издавать звуки (сначала плачет, затем “Ох” и”ах” в первый месяц или два, и вскоре после этого бормочет). Скоро эти звуки станут настоящими словами – “Мама” и “папа” могут выскользнуть и вызвать слезы на глазах уже через 6 месяцев.
С тех пор, ваш ребенок будет набираться большим количеством слов от вас и всех остальных вокруг него. И где – то между 18 месяцами и 2 годами он начнет составлять предложения из двух-четырех слов. По мере того, как ваш ребенок делает умственные,эмоциональные и поведенческие скачки, он все чаще может использовать слова,чтобы описать то, что он видит, слышит, чувствует, думает и хочет.
Сроки: развитие вашего ребенка
Если ребенок растет в двуязычной среде, языковые вехи обычно происходят примерно в одно и то же время на обоих языках.
В утробе
Многие исследователи считают, что работа по пониманию языка начинается еще в утробе матери. Так же, как ваш не рожденный ребенок привыкает к постоянному биению вашего сердца, он настраивается на звук вашего голоса и может различать ваш среди других.
От рождения до 3 месяцев
Плач-первая форма общения вашего ребенка. И один крик не подходит всем: пронзительный крик может означать, что он голоден, в то время,как хныканье, отрывистый крик может сигнализировать о том, что ему нужна смена подгузника. Когда он станет старше, он разработает восхитительный репертуар. Вы будете умиляться, как он булькает, вздыхает и воркует.
Что касается его способности понимать язык, он начинает понимать, как звучат слова и как структурированы предложения, когда он слушает окружающих.
От 4 до 6 месяцев
На этом этапе ваш ребенок начинает лепетать, сочетая согласные и гласные (например, “Баба”или ” Яя”). Примерно в 6 месяцев, он может ответить на его имя.
Вы можете услышать первые “мама” или”папа” время от времени. Хотя это обязательно растопит ваше сердце,ваш ребенок еще не приравнивает эти слова к вам. Это приходит позже, когда ему почти год.
Попытки вашего ребенка говорить будут звучать, как поток монологов сознания на другом языке с бесконечными словами, связанными вместе.Вокализация-это игра для вашего ребенка, который экспериментирует с использованием своего языка, зубов, неба и голосовых связок, чтобы делать всевозможные забавные шумы.
На этом этапе лепет звучит одинаково, говорите ли вы дома по-английски, по-французски или по-русски. Вы можете заметить, что ваш ребенок предпочитает определенные звуки (например,” ка “или” да”),повторяя их снова и снова, потому что ему нравится, как они звучат, и как его рот чувствует, когда он их говорит.
От 7 до 12 месяцев
Когда он бормочет и вокализирует, ваш ребенок говорит так, как будто слова имеют смысл. Это потому, что он пробует тона и узоры, похожие на те, которые вы используете.
От 13 до 18 месяцев
Теперь ваш ребенок употребляет одно или несколько слов, и он знает, что они означают. Он даже будет практиковать интонацию, повышая свой тон, задавая вопрос, говоря ” вверх?”когда он хочет, чтобы его несли.Он осознает важность языка, так как он использует силу общения для удовлетворения своих потребностей.
От 19 до 24 месяцев
Хотя он, наверное, говорит меньше 50 слов, ваш ребенок теперь понимает гораздо больше, чем он может сказать. И он подбирает все больше слов каждый день, так что следите за языком! Он может даже связать два слова вместе, делая основные предложения, такие как “Дай мне.”
К 2 годам ваш ребенок может использовать предложения из двух- четырех слов и петь простые мелодии. По мере того, как его чувство себя взрослеет, он начнет говорить о том, что ему нравится и не нравится, что он думает и чувствует. Местоимения могут смущать его, поэтому он может сказать” бросок ребенка “вместо” Я бросаю”.”
От 25 до 36 месяцев
Ваш малыш может некоторое время бороться за то, чтобы найти подходящий объем слов для использования во время разговора, но он скоро научится. Он также начинает осваивать местоимения, такие как”я”,” я “и ” ты”.”
В возрасте от 2 до 3 лет словарный запас вашего ребенка продолжает расширяться, и он понимает большую часть того, что вы говорите. Он будет связывать существительные и глаголы вместе, чтобы сформировать простые предложения ,такие как ” я сейчас иду.”
Когда вашему ребенку исполнится 3 года, он может говорить довольно сложно. Он сможет вести постоянный диалог и вы сможете понять большую часть того, что он говорит.
Вступайте в нашу группу в VK
Пожалуйста поддержите наш канал лайком, переходите на наш сайт, подписывайтесь на канал, комментируйте, это поможет наполнить его качественным интересным контентом.
Источник
Пока малыш еще крошечный, вам может показаться, что о развитии речи говорить слишком рано.
Пока малыш еще крошечный, вам может показаться, что о развитии речи говорить слишком рано.
Какая речь, в самом деле, если все, что от него можно услышать, это громогласное «У-аа!», а в те минуты, когда кроха всем доволен — «ага» и «агу», да ещё несколько маловразумительных звуков.
Многие родители пребывают в уверенности, что до тех пор, пока их чадо чётко и осмысленно произнесёт первые слова (а это случается в возрасте около года), развитием речи заниматься нет смысла, поскольку ребёнок ещё ничего не понимает и научиться ничему не может.
А между тем, то, что нам кажется маловразумительными звуками — это и есть начало формирования речи. И главная её функция прослеживается уже сейчас — это желание ребёнка общаться. Да, не удивляйтесь, все эти звуки обращены к вам, и ваш малыш уже пытается с вами разговаривать.
Чтобы понять, как нужно общаться с младенцем, давайте разберём основные этапы формирования речи.
Крик
Когда кроха рождается и попадает из одной среды в другую, он сразу же заявляет о себе громким криком — единственным доступным ему средством общения с окружающим миром.
Вы замечали, как делает малыш уже в 1–1,5 месяца: сначала кричит (зовёт маму), потом затихает и ждёт. Если мама не приходит, он кричит уже громче и снова ждёт. Так ребёнок даёт вам возможность включиться в первый диалог с ним.
К третьему месяцу или даже раньше меняется интонация крика. Внимательная мамочка может различить гневные восклицания, недовольство, нытьё, ворчание и т. д. Крик будет присутствовать ещё очень долго, развиваться параллельно с речью, продолжая играть важную роль в общении.
Гуление
Гуление возникает около 1-2-х месяцев и продолжается примерно до полугода. Как правило, это разные варианты звуков: гы-ы, агу-у, гэ-э, агы-ыи т. п. Постепенно «лексикон» малыша обогащается новыми интонациями и звуками, гуление становится осмысленным и более активным при появлении рядом с ним людей, с которыми можно «пообщаться».
Если хорошенько присмотреться, вы заметите, что ребёнок в возрасте 3–4 месяцев во время гуления заглядывает вам в глаза, как бы пытаясь выстроить полноценный диалог. Он учится координировать голос и взгляд, что в будущем станет основой любого контакта с людьми.
Обязательно отвечайте малышу, поощряйте его первые «выступления». Посмотрите, как он тянется и пытается сложить свои крошечные губки так, как это делаете вы, чтобы достойно вам ответить!
Да, ваш маленький оратор уже подражает вам и прислушивается, какие звуки у него получаются, чтобы повторять их наиболее точно. Но пока что для малютки важен не смысл слов, а ритмика речи, артикуляция звуков, различные интонации. Всему этому он усиленно учится.
Лепет
Малыш подрастает, и на смену гулению приходит лепет. Это происходит в 6–7 месяцев. Теперь вы уже слышите не только отдельные согласные звуки (они появляются чуть раньше — в 5–6 мес.), но и целые слоги: «ма», «на», «ба», «па». Сначала вроде бы случайно, потом всё чаще. Постепенно они формируются в цепочки слогов: «ма—ма-ма—ма», «ба-ба-ба-ба».
У каждого ребёнка есть два-три слога, которые он произносит по многу раз и в разных сочетаниях. В возрасте 8-ми месяцев, повторяя за взрослым, малыш умеет произносить новые слоги и сочетания нёбных или губных согласных и гласных звуков, которые до этого ещё не произносил.
Развитие речи ребёнка имеет два главных направления: пассивное владение словом (малыш уже понимает речь, обращенную к нему, но пока не умеет говорить) и активное (когда уже разговаривает сам). Пассивная речь опережает в развитии активную, и ваша задача — активизировать этот процесс развития обоих направлений.
Возьмите кроху на руки и повторяйте ему разные слоги, но так, чтобы он хорошо видел артикуляцию ваших губ. Читайте стихи, пойте ему песенки. Главное, чтобы малыш слышал не просто посторонние разговоры взрослых, а речь, обращённую непосредственно к нему.
Даже если вам кажется, что кроха общается сам с собой, всё равно подойдите и поговорите с ним, и тогда лепет начнёт быстрее наполняться смыслом.
Малыш уже все понимает
Примерно в этом же возрасте (с 6-ти до 8-ми мес.) ребёнок начинает ускоренными темпами учиться различать первые простые слова и небольшие предложения (то есть, идёт формирование пассивной речи). Вы уже можете ему задать вопрос: «Где кукла? Где часы?» — и малыш откликнется, повернёт головку в сторону предмета или найдет его.
В этот период определяющую роль играет речевая среда, окружающая ребёнка. Продолжайте разговаривать с ним, иначе речевое развитие будет происходить медленно, с запозданием. Очень важно также, чтобы малютка слышал в этот период чёткую, ясную, правильную речь. Поэтому с детьми нельзя сюсюкать, агукать, подлаживаясь под их лепет.
Первые слова
На 8-9-ом месяце малыш начинает подражать новым для него звукам. Он уже произносит простые слова из удвоенных слогов: «ма—ма», «па-па». Когда кроху спрашивают о папе, маме или других знакомых людях, ребенок показывает на них пальчиком. К этому возрасту он уже прекрасно знает и своё имя.
На 10-ом месяце постепенно появляется понимание роли языка, то есть ребёнок начинает увязывать каждое новое для него слово с определённым предметом. Вы заметите, что малыш уже может осмысленно воспринимать различные команды и это значит, что уже совсем скоро он начнёт говорить.
В этот период расширьте репертуар чтения вслух, дополните его новыми стихами, сказками. Вы должны говорить маленькому не «Давай положим вот это туда-то», а «Давай положим мишку в кроватку». Комментируйте каждое своё действие, пусть малыш слушает, смотрит и запоминает. Не бойтесь младенческих слов: «бах», «гав», «бибика» — это важный этап в развитии речи, который помогает переходу к речи взрослой.
Примерно к концу 1-го года жизни ребёнок хорошо понимает значение более десятка слов, а пять-шесть из них уже произносит самостоятельно. Лучше всего крохам удается повторять новые слова за родителями, а значит, не уставайте создавать ребёнку для этого все условия.
Мама, не волнуйся!
Не волнуйтесь, если ваш малыш, которому ещё не исполнилось и годика, говорит мало и неохотно.
Все дети индивидуальны и слишком близко принимать к сердцу то, что у подруги ребёнок лепечет с 5-ти месяцев, а ваш оказался молчуном, право, не стоит. Говорить о задержке речевого развития в таком возрасте ещё слишком рано.
Если вы выполняете все рекомендации: общаетесь с малышом, читаете вслух, занимаетесь его развитием, а главное, любите его — значит, очень скоро вы услышите от своего сокровища именно те слова, которых вы с таким нетерпением ждёте!
Источник