Ребенок разговаривает с игрушками 3 года

Друзья – это отлично, но что делать, если в вашем доме появился «Карлссон» — друг, которого не видит никто, кроме ребенка?
Чего делать точно не надо, так это пугаться и паниковать.
Психологи утверждают, что вымышленный друг – довольно частое и совсем нестрашное явление в возрасте от 3 до 7 лет, связанное с развитием у малыша фантазии и воображения. Обычно несуществующий друг исчезает к школе.
Причины появления воображаемого друга:
Фантазии. Одни дети говорят с игрушками, а другие, с более развитым воображением, придумывают себе друзей. Не одергивайте кроху и не ругайте за «ложь», иначе малыш рискует замкнуться в себе, разучиться мечтать, а главное – может потерять к вам доверие. Лучше направьте его фантазию в другое русло: предложите ребенку попробовать сочинить сказку, придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное…
Одиночество. Ребенок может придумать друга от скуки, если ему одиноко и не хватает общения. Несмотря на бешеный темп жизни, постарайтесь уделять малышу больше внимания, и воображаемый друг исчезнет.
Подражание. Обратите внимание на то, что говорит ребенок. Наверняка он отчитывает несуществующего друга или поучает. Вам это никого не напоминает? Скорее всего, малыш говорит вашими фразами или фразами воспитателя в детском саду. Все дети подражают взрослым, им хочется казаться большими и тоже иметь влияние на кого-то. Если в словах крохи нет агрессии, то беспокоиться не о чем. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где дочкой будете вы.
Страх. Ребенок ищет поддержки у своего вымышленного друга. Одному страшно, а вдвоем уже не так. Особенно если с родителями своими тревогами поделиться не удается: вспомните, как часто вы отмахиваетесь от ребенка с его якобы глупыми страхами. Относитесь к страхам крохи серьезно: для него это не глупости, а настоящий ужас! Спокойно объясняйте малышу раз за разом, почему не стоит бояться, расскажите о том, как вы боялись, но справились с этим, проверяйте все темные уголки перед сном, купите ночник и т.д.
Страх наказания. Если ребенок ломает или разбрасывает игрушки и «валит» всю вину на воображаемого друга, подумайте, возможно, вы часто ругаете кроху по поводу и без. Спокойным тоном объясните малышу, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки за другом все равно придется убирать хозяину.
В любом случае, не запрещайте ребенку общаться с несуществующим другом, иначе малыш будет встречаться с ним тайно. Лучше постарайтесь выяснить причину этого явления и устраните ее.
Поводы насторожиться:
- проблема не ушла после 7 лет;
- ребенок не играет в другие игры;
- игры становятся злыми, действия – вредными;
- ребенок ссорится с вымышленным другом и сильно огорчается;
- ребенок плохо ест и плохо спит;
- ребенок путает реальность и игру.
Если один или несколько пунктов из этого списка вы наблюдаете у ребенка, обратитесь за помощью к психологу.
Так или иначе, прежде чем паниковать, вспомните себя в детстве. Скакали ли вы на швабре, представляя под собой коня? Говорили ли вы с игрушками? Поили ли кукол чаем? А сколько раз уже во взрослом возрасте готовили речь, репетируя перед несуществующей публикой? Вот-вот! Уделяйте крохе больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда малышу не понадобится воображаемый друг.
Ольга Давлетбаева
Уважаемые читатели! Вы сталкивались с проблемой «воображаемого друга»? Часто ли ваш малыш разговаривает с игрушками и придумывает друзей? В каком возрасте у вашего ребенка появился воображаемый друг? Ждем ваши ответы в комментариях!
Читайте также:
Если ребенок — жадина
Почему дети ябедничают?
Обсуждаем на форуме:
Воспитание ребенка
Семейный каталог:
Центры развития ребенка, центры творчества
Источник
Обсуждаем с детским психологом
Анна ГЕРАСИМЕНКО
Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» — выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.
У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.
У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.
Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» — британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.
— Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, — объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА. – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.
Даже в школу Сури берет с собой плюшевого друга
Фото: Splash news
Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?
Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.
Игрушка научит заботиться.
Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»
Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.
Сын писателя Алана Милна Кристофер Робин и его любимый медвежонок
Фото: Соцсети
Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.
У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином
Фото: Splash news
Он улетел, но обещал вернуться!
Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).
Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.
Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как приучить ребенка к горшку
Источник
На
протяжении всего раннего возраста (от года до трех лет) ребенокзнакомится, усваивает и совершенствует
различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками,
а также овладевает речью.
Главным источником развития является
предметная, игровая деятельность.А еще игра – это универсальный способ обучения и воспитания ребенка.
Для проведения игр понадобятся игрушки.
Есть универсальные игрушки – кукла, мишка,
мяч, машина, кубики. Эти игрушки должны быть у каждого ребенка, чтобы
развить необходимые способности малыша, научить его думать, воображать, общаться,
понимать
речь и активно пользоваться речью.
Обращая внимания на речь во время игры,
не обязательно, чтобы речевое сопровождение исходило именно от малыша, это
может сделать взрослый, ведь игра в первую очередь носит действенный характер,
особенно в раннем возрасте, когда ребенок может еще не уметь говорить. Тем не
менее, обогащение игры за счет ее речевого сопровождения очень важно для
дальнейшего развития процесса.
Куклу
и мишку, которые действуют и говорят от лица взрослого, ребенок
принимает как самостоятельные, отдельные существа. Это значит, что кукла или
мишка (или зайка, кошка, собачка) может не только помочь взрослому организовать,
начать игру, но и наладить речевое общение с ребенком. Важными моментами здесь являются:
·
необходимость поддержать диалог;
·
образец правильной речи, который дает взрослый.
При проведении игры необходимо учитывать возрастные,
психологические и речевые возможности ребенка. Сравним несколько игр:
Название | «Прятки» | «Большие и | «Посмотри и угадай» |
Возраст | 3-6 месяцев | 1 год – 1 год 3 | 2 – 3 года |
Чему | Слуховому и | Понимать слова | Активизировать |
Ход | Спрячьте Повторите игру несколько раз. | Разложите | Появляется Мы играем! Ай! Ай! Ай! Что я делаю – Усложнение: покажите цепочку действий |
Итог | Ребенок | Ребенок | В активной |
Вслушиваясь в разговор взрослого от имени игрушки, малыш
усваивает звукопроизношение, грамматическое построение фраз, выразительные
интонации.
Уважаемые взрослые! Играйте с малышом как
можно больше! Игры приносят в мир ребенка – радость, интерес, уверенность в
себе и своих силах. Организуя игру, оставляйте пространство для свободной игры малыша,
позволяйте ему включать свое воображения, поддерживайте его игровые начинания,
речевые проявления. Постарайтесь во время игры «заразить» ребенка своим
позитивным настроением.
ИГРАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ процессом
игры!
Солопова Наталья, учитель-логопед,
по материалам сайтов, методических пособий
Источник
Колонка эксперта Family Tree, игрового педагога Александры Романовой Продолжим наш краткий обзор игр и игрушек, которые полезны и нужны в раннем возрасте, т.е. детям в возрасте от года до трех лет.
Напомню, что в предыдущих сериях мы обсудили, к чему и зачем стремится ребенок в этом возрасте (к тому, чтобы научиться ходить, действовать с предметами и разговаривать) и как могут помочь игрушки по первым двум направлениям.
В этот раз разговор пойдет про речь или, наоборот, речь — про разговор (от перестановки слов, в данном случае, смысл не меняется). Так или иначе, я напишу про то, какие игрушки и игры могут помочь развивать умение и желание ребенка говорить.
Как развивается речь на первом году жизни и в раннем возрасте
Довольно быстро после рождения (приблизительно, около третьего месяца) младенцы начинают «гулить», издавать разнообразные звуки и явно получать при этом массу удовольствия. Для малыша это своеобразная игра, исследование возможностей вокализаций и, одновременно, тренировка речевого аппарата. Несмотря на то, что гуление генетически обусловлено, оно несет и важную коммуникативную функцию. Как правило, гукать и гулить ребенок начинает в ответ на обращение родителей и других близких.
В возрасте около 5 месяцев гуление переходит в детский лепет: ребенок учится произносить отдельные слоги, а чуть позже имитировать отдельные слоги, характерные именно для родной речи. Лепет ребенка развивается через подражание, активное «слушание» и повторение — причем, как за взрослыми, так и за самим собой.
На следующем этапе, в возрасте около 10 месяцев, появляется понимание речи, то есть того определенного смысла, который стоит за каждым словом. Чуть позже происходит и овладение первыми словами как средствами коммуникации.
От года до трех происходит становление активной речи: ребенок начинает говорить, используя слова родного языка. При этом вначале малыш зачастую обозначает одним словом многие явления, предметы и чувства. Дальнейшее развитие речи идет по пути дифференциации и усложнения: ребенок узнает и различает все больше слов, начинает складывать слова в предложения.
Как видно из этого описания, речевое развитие, наряду с другими сферами развития, напрямую связано с отношениями и взаимодействием взрослых и ребенка или, по-научному, социальной ситуацией развития.
Полезные действия родителей
Привязанность, надежный и постоянный контакт с родителями в младенчестве — залог, в том числе, и хорошо развитой в будущем речи. Эмоциональность, интонации, богатство речи взрослых благотворно влияют на дальнейшее речевое развитие ребенка и закладывают своеобразный «нейронный фундамент», на который будет в дальнейшем ложиться вербальное и интеллектуальное развитие малыша раннего возраста.
Поэтому так важно, чтобы мама и папа постоянно «отражали» ребенка, комментируя его действия, состояния, желания, много с ним общались: вербально, тактильно и мимически.
Как уже упоминалось, очень полезно использовать всевозможные песенки, стишки и присказки, связанные с бытовой жизнью ребенка. Не менее полезно «играть» с малышом до года в «вокализации»: петь с ним, перекликиваться и повторять за ним звуки и слова.
Для детей от года актуальны стихи и сказки в книжках с картинками. Сюжет и иллюстрации стимулируют ребенка к называнию и запоминанию слов, а стихотворная форма вносит элемент игры. Например, стишки и песенки полезно «прохлопывать» и «протопывать» или сопровождать другими движениями. Ритм и танец помогают ребенку «пережить» слово телесно и эмоционально, в этом смысле все дети прирожденные поэты.
По той же причине именно в этом возрасте актуальны всевозможные жестовые и пальчиковые игры (при этом начинать следует с жестовых, постепенно переходя к тем, которые предполагают более мелкие движения).
Ребенок раннего возраста наращивает свой словарный запас и интересуется миром вокруг и названиями предметов. Интерес и активное говорение важно поддерживать, отвечая на вопросы ребенка, и можно еще стимулировать с помощью игр, условиями которых является называание предметов. Например, можно играть в прятки с игрушками: прятать одну или несколько под одеяло или полотенце и предлагать малышу назвать, какие игрушки спрятались.
Полезные игры и игрушки
Из игрушек для развития речи особенно полезны материалы для лепки, рисования, образные игрушки и игрушки, задействующие мелкую моторику.
Широко известно, что игрушки для развития мелкой моторики вроде шнуровок или мозаик тренируют пальчики малышей, а через них и область нейронов, отвечающих за речь. Полезно обзавестись шнуровками с «сюжетом» (где нанизывать нужно не просто бусинки, а фигурки). Тогда игру можно развивать, называя предметы и придумывая с ними истории.
Рисовать и лепить лучше вместе: взрослый может рисовать и лепить для малыша персонажей и сюжеты, стимулируя его тем самым к коммуникации. Собственные попытки ребенка нарисовать или слепить важно сопровождать вопросами (кто это/что это?) и игрой, например, придумывая дополнения или других персонажей. При этом можно и нужно пользоваться сюжетами прочитанных сказок и стихов.
Образные игрушки (куклы, мягкие игрушки) служат для ребенка своеобразным отражением его самого. Сюжетные действия с ними (укачивание, кормление, одевание и т.п.) помогают малышу раннего возраста пережить и вербализовать собственный опыт. Сюжетной игрой такие действия еще назвать нельзя, но они очень важны и полезны, в том числе и для речевого развития.
Александра Романова
Источник
Часто дети ставят в тупик молодых родителей, настойчиво проявляя вдруг откуда-то взявшееся воображение. Мамы и папы малышей пугаются оригинального поведения и на всякий случай, не зная как реагировать, стараются запретить всё, что с их точки зрения выходит за рамки нормальности.
Дети в возрасте 2-5 лет в норме играют в разные сюжетно-ролевые игры. Они начинают проигрывать роль персонажа, который оказался в поле их зрения и показался интересным. Одним из пугающих родителей моментов в поведении ребенка является перевоплощение в животного: кошечку, собачку, змею.
Так, моя приятельница выразила тревогу по поводу того, что четырехлетняя дочка изображает «кыску» и в детском садике, и во время прогулки на улице. Ребенок ходит на четвереньках, мяукает, трется об руки и показывает «царапки». Естественно, что с улицы малышка возвращается с грязными коленками, что также раздражает родителей, ратующих за чистоплотность. Чтобы пресечь такое поведение родители заявляют, что им не нужна «кыска», у них уже есть дома котенок, им нужна дочка, на что ребенок спокойно отвечает, мол, придем домой, и буду дочкой.
По сути, ребенок уже прекрасно осознает и выделяет себя из окружения как отдельную личность и умением включиться в игру перевоплощения демонстрирует это, как бы говоря: «На самом деле я адекватный человек, я — ваша дочка, но сейчас я буду играть роль кошечки, и Вам не о чем беспокоиться!» Надо отметить, что в этом смысле дети гораздо адекватнее взрослых, которые зачастую не могут растождествиться с той или иной своей ролью, возвращаясь домой, они играют двойные роли: муж-актёр, жена-начальник, муж-психиатр…
Что стоит за отождествлением ребенка с каким-то персонажем?
Какой вклад в развитие личности ребенка вносит подобное перевоплощение?
Как вести себя родителям?
1. Ребенку изначально присуще творчество и воображение, благодаря которым он познает мир и проигрывает, как бы «прощупывая» различные жизненные ситуации. Если присущая детям спонтанность не ограничивается постоянными жесткими запретами, творческие задатки активно развиваются, и в будущем помогают решать сложные задачи, используя нетрадиционные подходы и решения.
Многие известные люди в детстве были во многом предоставлены сами себе, ничего не мешало их творческому развитию. Например, знаменитый Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию по литературе 1913 года, написал 50 поэтических сборников, где почти 1000 стихов и 2000 песен, 12 романов и повестей, около 100 рассказов, 30 пьес, несколько литературных и публицистических работ, за которые в народе его прозвали творцом современной Индии, был в семье четырнадцатым ребенком! Русский иммунолог Илья Ильич Мечников, нобелевский лауреат премии по медицине (1908 год) родился в деревне пятым ребенком, его отец был занят собой, рано проигрался в карты, мать же не только не ограничивала сына, но всячески поощряла его любопытство и творческий подход к играм. Русский физик Павел Алексеевич Черенков, лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года, родился в деревне вблизи Воронежа в крестьянской семье, где основной заботой родителей было прокормить детей, а не ограничивтаь их в играх. Подобные примеры можно продолжать достаточно долго.
2. В сюжетно-ролевых играх развивается эмоциональная сфера. Ребенок учится вчувствованию в образ другого, неважно, будет это роль врача, продавца, домашнего питомца или увиденного в зоопарке животного. В результате перевоплощения в другой образ развивается эмпатийность — способность к сопереживанию, взаимопониманию и сочувствию. Формируется отношение к другим и к миру как известная позиция по Э. Берну «Я — Ok, Ты — Ok».
Иногда в такой игре ребенок показывает те чувства и эмоции, которые ему запрещено показывать как ребенку своих родителей — «царапки», т.е. он может так выражать табуированные злость, обиду и раздражение на родителей. В этом случае следует включиться в игру и спросить ребенка: «За что кыска сердится на нас?» Бывает, что малыш в этом случае прекращает игру и совершенно определённо объясняет родителям, за что он злится на них.
3. Умение перевоплощаться в другой образ способствует формированию гибкости мышления. Ведь способность посмотреть на ситуацию с разных позиций и точек зрения развивает системный взгляд на вещи и события.
Запрещая отождествляться ребенку с разными персонажами, родители, во-первых, нарушают все эти важные аспекты в развитии ребенка, во-вторых, ставят рамки, в которых они готовы принимать своего сына или дочь («Нам нужна дочка»). Т.е. ребенок понимает, что он нужен своим родителям только таким, каким они хотят его видеть, а не таким, какой он есть на самом деле. В этом случае ребенок может принять решение лгать своим родителям, скрывать от них свои потребности и не доверять им.
Если ребенок играет необычную роль на улице, а родители смущаются и стыдятся такого проявления, малыш может расценить свое поведение как постыдное, начать замыкаться и переносить фантазирование на внутренний план. В этом случае может тормозиться растождествление с персонажем и нарушаться полноценное развитие ребенка.
Таким образом, родителям следует давать простор для фантазии ребенка, чтобы он мог свободно проигрывать роли разных персонажей, по возможности тоже включаясь в игру. Чаще всего, если родители не заостряют внимания на том или ином персонаже, у ребенка не происходит на нем фиксации, развитие мыслительной, эмоциональной и творческой сфер идет в соответствии с возрастными нормами.
Автор Стражкова А.Н., педагог-психолог, тренер, психолог-психотерапевт.
Источник