Ребенок проявляет агрессию к маме в 1 год
ГлавнаяКонсультацииДетский психолог — Толочко Раиса Ивановна
наталья спрашивает:
Здравствуйте, доктор! Моему сыну 1 год 7 месяцев. С 1 года 2 месяца ребёнок начал агрессивно себя вести с силой бросает игрушки, камни всё что угодно на пол, дерётся бьёт родителей, бабушку, дедушку иногда детей на улице причём только знакомых, чаще всего это происходит кода он злиться иногда может, что-то швырнуть или ударить как бы проверяя реакцию, сейчас агрессия достигла апогея надо не надо много раз в день. Уже очень устала не знаю, что делать и строго говорила и ласково не помогает. Часто говорит слово нет отрицает всё. что не скажешь, пропал интерес к развивающим играм причём мы его не когда не перегружали, только бегает и делает что хочет в основном просто тыняется, а кода предлагаешь игру отрицает.Часто игнорирует когда к нему обращаешся если просишь выполнить какое-нибудь задание, как будто не с ним говоришь иногда включается и что-то выполняет, но в последнее время не часто. Ребёнок развит при всём нормально говорит приблизительно 100 слов и расширяет свой словарный запас.Очень активный, даже черезмерно не сидит не секунды на месте, разыгравшись перевозбуждается и не может успокоится может и в такие моменты проявлять агрессию. На улице забегает в грязь,говоришь ему,что нельзя так делать и объясняешь почему, но он тут же делает тоже самое и много раз подряд,сажала в коляску уезжали с этой площадки он не особо расстраивается потому что,где то есть такая же грязь и вообще ещё много чего интересного есть. Показываешь ему муравья пытается задавить, без агрессии просто так, поднимает с земли окурки всякий мусор, тянет в рот говоришь и объясняешь почему нельзя, всё безрезультатно,делает всё равно, что делал. Невролог гиперактивность не подтверждает, говорит что в это возрасте определить сложно и скорее всего это не гиперактивность. Доктор, помогите пожалуйста, что делать, что это может быть, как себя вести в этой ситуации, как помочь ребёнку стать внимательным и уравновешенным. Пожалуйста ответьте, это уже крик души. Заранее спасибо.
Здравствуйте,Наталья! По Вашему рассказу можно предположить у ребенка кризис одного года. Это всплеск самостоятельности, появление бурных эмоциональных реакций (особенно на то, когда взрослые не понимают его желаний или не выполняют то, что он хочет. В кризисный период слово «нет» особенно раздражает ребенка — дети могут пронзительно кричать, падать на пол, бить по нему руками и ногами и т.п.
Появление таких бурных аффектов чаще всего зависит от стиля воспитания в семье — или очень строго (все нельзя, давят на ребенка, не допускают проявления самостоятельности) или непоследовательно (требования взрослых непоследовательны — сегодня это категорически нельзя, а завтра надоело терпеть крики ребенка — а, ладно, можно; или папа с мамой запрещают, а при дедушке с бабушкой можно…) воспитывают ребенка. Кстати, проявления агрессии тоже подтверждает то, что ребенку мало самостоятельности. Смягчат поведение ребенка установление новых отношений с ним — признание его права на большую свободу действий (в допустимых пределах), на право обследовать и изучать этот мир (в том числе и грязь!!! Просто одежду и обувь подходящую оденьте и даже «порезвитесь» вместе с ним). Уменьшите количество «нет». Дайте возможность играть в «разрушительные» игры — построит башню из кубиков- и развалит или замок из песка — и разрушит (это снимет внутреннее напряжение. Больше обращайте внимание на развитие правого полушария (лепка, рисование, аппликации, рвачество и т.д. нежели левого. Больше давайте движения- вместе бегайте, придумывайте игры и занятия на улице, интересующие его (чтобы было некогда собирать окурки…) Внимательности и уравновешенности не ждите — не тот это возраст, просто более спокойно относитесь к таким проявлениям в поведении ребенка и он будет подражать Вам в своем поведении. Ребенок развивается действуя, а родители организуют ему эти действия. Так что — терпения и выдумки Вам!!!
Смотрите так же
Источник
Источник
Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.
Почему это происходит
Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.
Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.
Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.
Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.
Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.
Комаровский о проблеме
Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».
Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.
Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.
В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.
Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.
Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».
Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.
Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.
Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.
Важно
Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт — он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.
Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.
Другие способы отучить от агрессии
Психологи предлагают множество методик. Некоторые основаны на удалении. Если малыш укусил маму, она просто перестает с ним общаться и дистанцируется. И так каждый раз, когда со стороны чада проявляется негатив.
Почти все социальные педагоги и психологи детского профиля согласны с тем, что малыша с самого раннего возраста нужно приучать «проговаривать» свой негатив. «Меня это огорчает, потому что…», « Мне очень обидно, поскольку…».
В особо сложных случаях, когда дети не только дерутся, но еще и истерично кричат, бросают предметы, разбивают посуду и предметы мебели, лучше обратиться к специалисту за совместным поиском решения. Иногда ребенку требуется медицинская помощь.
Постскриптум
Евгений Комаровский не берется анализировать всех причин, которые толкают детей на агрессию к самым родным людям, но он указывает, что в 99% случаев речь идет не о психическом заболевании, а о недостатках воспитания. В семьях, где родители относятся к чаду разумно и в меру строго, неадекватные инциденты с участием ребенка практически не случаются.
Источник
Детская агрессия — это модель поведения или реакция ребенка на негативную для него ситуацию, проявляемая в словесной или физической форме, целью которой является нанесение вреда или оскорбление другого человека или животного. Впервые агрессия может проявиться еще у младенца до года, когда он кричит, плачет и бросает игрушки. Не умея говорить, так он выражает свое недовольство либо потребность в чем-то.
Возрастные периоды и виды детской агрессии
Детскую агрессию можно условно разделить на два типа:
- инструментальную, когда ребенок с помощью слез и крика хочет добиться желаемого;
- враждебную, цель которой – причинение ущерба.
В самом младшем возрасте (до 1-1.5 лет) детская агрессия является проявлением негативной реакции на стрессовую ситуацию (боль, появление незнакомого человека и т.п.) либо запрет. Выражается бросанием предметов, тасканием за волосы, укусами.
От 1,5 до 2 лет малыш, выражая недовольство, может упасть на пол, молотить руками и ногами, проверяя ответную реакцию окружающих. В этом возрасте ребенок должен четко осознавать границы дозволенного, а потому это период для установления четких правил поведения.
В 2 года ребенок начинает осознавать себя как автономную личность, учится отстаивать свои интересы и защищать свои вещи. Это период проявления враждебной агрессии, чаще всего направленной на своих ровесников.
В 3 года ребенок начинает пробовать новые модели поведения как способы адаптации в социуме. Инструментальная агрессия в этот период им используется как способ настоять на своем и получить желаемое.
Внешние проявления агрессии у детей
Агрессия у малышей до 3-х лет считается нормальным этапом развития. На наличие проблемы агрессивности указывают следующие моменты:
- вспыльчивость малыша;
- драчливость (часто вступает в драки с ровесниками и сам провоцирует драки);
- если он часто кричит и ругается, отбирает игрушки у других детей;
- может замахнуться и даже ударить взрослых (бабушку или маму) или обидеть животное.
Важно! Любые проявления детской агрессии свидетельствуют о наличии психологической проблемы у ребенка, с которой он не в состоянии самостоятельно справиться.
Причины детской агрессии
- Слабое развитие речи – наиболее распространенная причина агрессивности у малышей. В 3 года и раньше ребенок не сможет внятно объяснить взрослому причину своего недовольства ситуацией или отстоять словесно игрушку у сверстника. Проще и быстрее ударить, подраться или укусить.
- Агрессия как новая модель поведения или попытка социальной адаптации. В 3 года ребенок пробует разные модели поведения для того, чтобы получить желаемое или добиться цели: меняться, договариваться, также как отобрать или подраться. Если агрессией ребенок не раз добьется своей цели, такая модель может стать привычной.
- Пример взрослых. Если ребенок растет в семье, где ругань и крики – привычная модель общения, то стоит ли удивляться, что он ведет себя точно также.
- Применение в воспитании физического наказания. Если в качестве решающего аргумента в воспитании родители применяют шлепки, подзатыльники или ремень, то ребенок будет тоже драться. Причем агрессия чаще будет направлена в сторону более слабых детей или животных.
- Наследственная предрасположенность и органические факторы (травма головного мозга, особенности нервной системы).
- Большое количество ограничений, гиперопека со стороны взрослых. Постоянные ограничения и окрики: не ходи туда, не трогай, не лезь, сядь, этого не делай, туда нельзя и т.д. неизбежно вызывают у крохи чувство гнева и раздражения.
- Недостаток внимания, отсутствие проявлений родительской любви и интереса – частая причина детской агрессивности. В этом случае малыш использует агрессию как наиболее доступный инструмент привлечения родительского внимания.
- Агрессия у малыша может появиться при появлении младшего ребенка в семье как следствие страха лишиться внимания родителей и оказаться лишним, ненужным.
Ошибки родителей
Распространенными родительскими ошибка при проявлении детской агрессии является:
- Безразличная или снисходительная реакция на происходящее. Независимо от причины агрессивного поведения, реагировать нужно незамедлительно.
- Непоследовательная тактика воспитания. Все члены семьи должны придерживаться одинаковой модели воспитания.
- Физическое наказание за агрессивное поведение. Нельзя ругать, повышать голос и бить ребенка за непослушание. Это даст обратный эффект.
Методы борьбы с детской агрессией
Чтобы детская агрессия в 3 года впоследствии не превратилась в устойчивую черту характера, необходимо внимательно отнестись к ситуации, иначе в более взрослом возрасте это неизбежно создаст ребенку проблемы в социуме.
- Реагируйте сразу и всегда одинаково. Если ребенок подрался, временно изолируйте его от других детей, усадите на стул и дайте успокоиться.
- Скажите, что малыш поступил нехорошо. Объясните последствия такого поведения: будешь драться и обижать других – растеряешь друзей, останешься в одиночестве.
- Спустя некоторое время (около часа) обсудите ситуацию, узнайте у малыша причину его гнева.
- Научите ребенка другим способам выражения негативных эмоций, например, перенести гнев на предметы. Можно бросать мяч об стену или резиновые игрушки в ванну с водой, бить подушку.
- Используйте игротерапию. Насыпьте в мешочек горсть песка или мелкой крупы и завяжите. Предложите малышу, когда он сердится, бить мешочком о пол или стену. Можно предложить малышу сильно сжать в кулачке небольшую игрушку, затем разжать руку и посмотреть на нее. Это снимет напряжение и переключит его внимание.
- Научите ребенка говорить о своих негативных чувствах, используя собственный пример.
- Используйте в качестве альтернативных способов выхода лишней энергии занятия спортом или подвижные игры.
- Самое главное: станьте для малыша примером спокойствия и образцом для подражания.
Источник