Ребенок почти не спит 3 года

Ребенок почти не спит 3 года thumbnail

Маленькие детки – маленькие бедки… Что делать, если ребенку уже три года, а он плохо спит?

С какими сложностями сталкиваются родители подросших детей? 

Давайте сначала очертим круг вопросов, с которыми сталкиваются родители подросших детей. Дети очень разные, а ситуации очень схожие:

1. Чаще всего, ребенок не умеет засыпать самостоятельно, поэтому с малышом нужно вечером посидеть, полежать, в этот момент уставшая мама и сама часто засыпает. Лишь посреди ночи она встает, выключает свет во всей квартире, без особого энтузиазма смотрит на белье в стиральной машине, которое она собиралась повесить вечером, и, махнув рукой на вереницу намеченных на вечер дел, бредет к своей кровати.

2. Не соблюдается режим дня. Ребенок вечером не хочет ложиться спать, всячески откладывает время засыпания. Редкая мама откажет ребенку в еде, если на мамину просьбу идти в ванну чистить зубы, ребенок умоляюще говорит: «Мам, я хочу кушать!».

3. На третьем месте вопросы, когда ребенок плохо спит и часто просыпается ночью, плачет, зовет родителей.

Как же наладить сон трехлетнего ребенка?

После двух с половиной лет родители должны грамотно выстроить свои взаимоотношения с маленьким взрослым человеком. В прошлое уходят инструкции, указания, теперь ребенку очень важно понимать, для чего надо делать именно так, а не иначе. Пришло время договариваться.

Если ваш ребенок плохо спит, попробуйте наши рекомендации:

1. Необходимо следовать режиму дня . Планировать гостей, всевозможные мероприятия, принимая во внимание режимные моменты и сон ребенка. К сожалению, маленькие дети не умеют компенсировать свой «долг по сну» и не могут выспаться в выходные за всю неделю, как это часто делают взрослые. А о последствиях недосыпа мы не раз уже упоминали. Сбой привычных ритуалов преодолевается в следующие 2 дня. На выходных не меняйте режим дня, не старайтесь продлить утренний сон. Биологически часы ребенка настроены на пробуждение в 7-7:30 часов утра.

2. Для малыша такого возраста сон – это разлука с мамой. Постарайтесь организовать вечер так, чтобы максимально много проводить времени вместе с ребенком, организуйте совместную деятельность с ребенком, создайте свой засыпалки перед сном. Занимайтесь вместе домашними делами, пусть ребенок принимает активное участие. Если малыш получил достаточное количество общения с мамой и папой, он не станет перед сном умолять прочитать ему самую последнюю-препоследнюю десятую сказку.

3. Объясните несколько раз в течение дня правила сна, те правила, которые вы будете вводить на засыпание вечером. Новые правила вводите постепенно, по 1-2 правила в 3-4 дня. Ребенок пока не может следить за выполнением нескольких задач.

4. Утром обязательно проговорите, что получилось вчера. Похвалите ребенка. Чтобы превратить процесс обучения сну ребенка в увлекательную игру, можно распечатать плакат хороших манер сна. Каждое утро наклеивайте с ребенком стикер-звездочку, если малыш следовал правилам. В конце недели на семейном совете проверьте, все ли дни были с наклейками. Если да, то ребенок заслуживает небольшой приз (небольшая игрушка, мыльные пузыри, книга с наклейками).

5. Научите ребенка засыпать самостоятельно до перехода во взрослую кровать без бортиков. В кровати с бортиками это сделать гораздо легче.

6. Следите за питанием ребенка во второй половине дня. Не кормите детей непосредственно перед сном. Интервал должен быть не менее часа. Вечер — не время для большого количества сладостей. Конфеты, шоколад и чай содержат кофеин, поэтому заменяем их на сухофрукты и компот. Идеи и советы, чем покормить ребенка перед сном вы сможете найти тут: «10 полезных перекусов перед сном«.

7. Чтобы ребенок хорошо спал ночью, должен быть физически активным в течение дня. Гуляйте, давайте малышу возможность выплеснуть свою энергию.

8. Во сколько укладывать спать ребенка? Время ночного сна должно составлять в среднем 11 часов (ссылка на нормы сна), поэтому без раннего укладывания не обойтись.

9. Дневной сон необходим в среднем до 4 лет. Поддерживайте эту правильную здоровую привычку как можно дольше. Помните, что ребенок, который не спал днем легко может переутомиться ко времени ночного сна. И это может сильно сказаться на качестве ночного сна и ребенок будет плохо спать ночью. Часто родители сетуют на то, что ребенок сам отказался от дневного сна очень рано. В большинстве случаев бывает так, что мы взрослые сами воспринимаем дневной сон как помеху нашим планам, забывая, что для сна необходимы темнота, тишина, предшествующие ритуалы подготовки ко сну. Ребенок не может быстро от бодрствования перейти в сон. Даже если малыш отказывается спать, необходимо организовать «тихий час», во время которого нужны спокойные занятия – полежите, почитайте знакомую сказку, послушайте тихую расслабляющую музыку.

Пора делать выводы! Очень многое зависит от оптимизма, последовательности и организованности родителей. Наши дети – самые лучшие наши учителя.

Источник

Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

Читайте также:  Как правильно закапывать капли в нос ребенку 3 года

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Читайте также:  Ребенку 3 года зеленые сопли чем

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Источник

Обычно дети спят днем как минимум до трех лет: примерно до года бывает два дневных сна, затем остается один. Привычку к дневному сну поддерживает и режим детского сада — там многие дети спят днем почти до школы. Что делать, если ваш ребенок вот-вот окажется от дневного сна? По-прежнему укладывать его спать или не стоит?

Ребенок не спит днем: как отказаться от дневного сна

Трехлетний малыш, отвыкающий от тихого часа, сегодня засыпает, а завтра нет. Часто это не составляет проблемы, но случается, ребенок «зависает» на полпути от старого режима к новому и очень плохо переносит дни, когда не спит, или ночи после дневного сна. Он недостаточно сонный, чтобы заснуть днем, но и сил на целый день у него не хватает, например, из-за того, что его ночной сон не успел должным образом увеличиться.

Постепенно он сникает и во второй половине дня начинает капризничать. Иногда ему удается поспать в располагающих к этому условиях — скажем, в машине, где он оказался в нужное время, или в детском саду, поскольку там приходится спокойно лежать в тихий час. Однако после этого ему не хочется спать в обычное время вечернего укладывания, и несвоевременное бодрствование длится долгие часы.

Обычно переходный период исчерпывается неделями. Если он затягивается, нужна ваша помощь. Как правило, проще разом отменить дневной сон, чем многократно отказываться от него и снова возвращать. Попробуйте полностью исключить его на одну-две недели и проверить, по силам ли ребенку новый режим.

По окончании переходного периода трудности уйдут сами. Скорее всего, ребенок будет несколько вялым примерно в то время, когда раньше спал, избегая активных игр и проводя около часа, свернувшись клубочком на диване перед телевизором. (Если и есть в сутках правильное время для телевизора или видео, то вот оно.) В это время он мало на что способен.

Подобное случается и с маленькими детьми, переходящими от двухразового дневного сна к одноразовому. Одни отказываются от послеполуденного, но продолжают спать утром, вместо того чтобы ложиться после обеда. Другие засыпают то утром, то во второй половине дня. Решением является постепенный перенос оставшегося сна так, чтобы он начинался после обеда, а если ребенок спит всегда в разное время — приучение его к стабильному распорядку с единственным сном в середине дня.

Иногда ребенок готов отказаться от дневного сна несколько раньше, чем ожидают родители. Например, 11-месячный ребенок засыпает в 10.00 и в 14.00, но один из снов (не всегда один и тот же) становится проблемным. Вы тратите 45 минут на то, чтобы он угомонился и проспал всего полчаса. Очевидно, что проблемы создает двухразовый дневной сон, с которым ребенок так или иначе простится в ближайшие месяцы. Значит, попробуйте перевести малыша на одноразовый после обеда. Возможно, это пойдет на пользу и ему, и вам. Если же вам кажется, что он еще слишком мал, можно сократить его ночной сон на 30–60 минут, чтобы он мог «добирать» днем.

Читайте также:  Можно ли солянку ребенку 3 года

Дневной сон и плохие привычки: как отучить от укачивания

Ребенок может ассоциировать с дневным сном, как и с ночным, разного рода действия: укачивание, поглаживание по спинке, посасывание пустышки, питье из бутылочки. Тогда все эти ассоциации можно изменить одновременно. Но бывают и нежелательные ассоциации, связанные именно с дневным временем, например, привычка засыпать в машине. Если ребенок еще не готов отказаться от дневного отдыха, отучите его от вредных привычек — это не составит труда.

В этом деле, как и во всем, главное — последовательность. Например, чтобы научить ребенка засыпать дома, а не в машине, или в своей кроватке, а не у вас на руках, не разрешайте ему погружаться в сон в привычных условиях. На тихий час укладывайте его в колыбель или в кроватку. Если за полчаса он не заснул, объявите сон или тихий час законченным и сделайте другую попытку в следующий дневной сон.

Возможно, он не дотянет до следующего тихого часа и уснет на полу или на диване. Но хотя бы заснет сам, не получив подкрепления дурной привычки, так что это уже прогресс. Не допускайте, чтобы время укладывания или подъема менялось. Бывает, два-три дня ребенок не спит совсем, но вскоре дневной сон восстанавливается, если только вы не переоцениваете его потребность в сне.

Иногда родители замечают, что малыш засыпает сам в кроватке без привычных условий, но просыпается раньше времени и в дурном настроении. Если не подходить к нему, он плачет, а сон не возвращается. Оказавшись в привычных условиях — скажем, у вас на руках, — он засыпает, спит, сколько положено, и встает довольный. Это можно пережить, но не слишком долго.

Если же его приходится подолгу укачивать или для вас это попросту неудобно, лучше забрать его из кроватки, когда он проснулся в первый раз, но отказаться укачивать до погружения в сон. Пускай поначалу он недоспит и покапризничает, зато запомнит, что на укачивания можно больше не рассчитывать. Заснет за игрой — тем лучше, ведь это случилось без вашей помощи.

Примерно через неделю ребенок начнет сам возвращаться ко сну в своей кроватке. В противном случае может удлиниться его ночной сон, компенсируя дневное недосыпание, и он уже не будет пробуждаться в плохом настроении.

Ребенок не спит в детском саду: что делать?

Обычно дошкольники спят в яслях или детском саду три-пять раз в неделю, и предполагается, что и дома они будут спать днем. Тем не менее ребенок, регулярно спящий в дошкольном учреждении, может отказаться от тихого часа дома. Это само по себе не проблема, если отсутствие дневного сна не сказывается на его поведении.

Как правило, такое происходит с детьми не младше трех лет, то есть достаточно большими, чтобы совершенно отказаться от дневного сна. Если можно договориться, чтобы вашего ребенка в детском саду не укладывали, возможно, ему будет проще полностью перейти на режим без дневного сна, чем менять его день ото дня.

При отсутствии выбора с этой проблемой — осложненным вариантом переходного периода, о котором шла речь выше, — придется немного повозиться. Не принуждайте ребенка спать дома — предложите ему именно «тихий час» (полежать под сказку, музыку или видео, поиграть в спокойную игру). В период спада дневной активности ему не нужно будет заниматься ничем, требующим внимания, как не придется и воевать за право не спать днем, а в какие-то дни он, возможно, и поспит.

Ребенку, совершенно отказавшемуся от дневного сна, трудно лежать молча и ничего не делать в детском саду, когда вся группа спит. В большинстве детских дошкольных учреждений к этому вопросу подходят разумно. Обычно все дети ложатся, но через 15 минут тем, кто так и не уснул или уже проснулся, разрешают подняться и тихонько поиграть.

Но в некоторых садах всех детей, даже если у них сна ни в одном глазу, заставляют лежать по часу и больше. Это не вариант — жестоко принуждать ребенка ежедневно проводить целый час в неподвижности и безделье. (Это хорошо для воспитателей, но плохо для детей.) Поговорите об этом с сотрудниками сада. Если они категорически откажутся пойти вам навстречу, лучше поискать другой.

Источник