Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания

Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания thumbnail
  • Болезни детей
  • Здоровье
  • Иммунитет
  • Игрушки
  • Выбор одежды
  • Игры
  • ЕГЭ
  • Интернет
  • Новорожденный
  • Развитие малыша
  • Пол ребенка
  • Совы, жаворонки
  • Способности
  • Регистрация

                  Болезни детей от 1 до 5 лет: особенности и симптомы.

   Дети в дошкольном возрасте болеют достаточно часто, что является причиной для беспокойства каждого родителя. Иммунитет – вещь крайне сложная. Чаще всего родители начинают о нем задумываться только тогда, когда ребенок часто подхватывает болезни. Стоит понимать, что полностью уберечь своего малыша от болезней невозможно. Всегда найдется какой-либо микроорганизм, к которому еще нет  надежной защиты.

   Главным остается следующий вопрос – насколько часто и насколько сильно ребенок болеет. Новорожденный малыш получает от матери антитела протии тех болезней, которыми она переболела, однако даже при естественном вскармливании их хватает максимум на полгода. Именно поэтому ребенок от года до пяти начинает болеть намного чаще. Лучше всего знать болезни в лицо, тогда и лечение будет более эффективным.

              Инфекционные детские болезни

   Инфекционные болезни бывают разными, даже такими, которые не передаются при контакте. Однако врачи для того, чтобы упростить себе и пациентам жизнь, называют данным термином те заболевания, которые заразны. Стоит помнить, что каждая инфекционная болезнь вызвана только одним конкретным микроорганизмом. Кроме того, все существующие микробы разделяются на бактерии и вирусы. Соответственно, инфекционные болезни бывают двух типов:

                вирусные – имеют определенные симптомы, вирусы поражают конкретные клетки, размножаются там, разрушают их;

                бактериальные – вызваны бактериями, которые являют собой законченный и способный к адаптации микроорганизм, такие болезни тяжело диагностировать, так как каждая из них может быть вызвана десятками бактерий.

                       Вирусные детские болезни

   Острые респираторные вирусные инфекции – поражающие эпителиальные клетки, которые покрывают дыхательные пути, начиная от носа, горла и заканчивая легкими. Дети болеют такими заболеваниями часто в силу того, что каждое из них имеет по несколько вариантов. Самые известные из болезней являются грипп, парагрипп, риновирус, аденовирус, реовирус и другие. Передаются воздушно-капельным путем. Инкубационный период длится от нескольких часов до нескольких дней. Симптомы – недомогание, температура, кашель, насморк. Каждая болезнь поражает конкретный участок дыхательных путей. Из-за этого симптомы могут незначительно отличаться. Такими вирусами могут заболеть все дети, болезни 1-5 лет выглядят следующим образом:

                ринит – поражается слизистая носа;

                фарингит – оболочка глотки;

                назофарингит – глотка и нос одновременно;

                тонзиллит – миндалины;

                ларингит – гортань;

                трахеит – поражение трахеи;

                бронхит – бронхи;

                бронхиолит – поражаются бронхиолы, самые мелкие бронхи.

   Чаще всего, когда у ребенка возникают вышеописанные симптомы, родители списывают их на простуду. Согласно словарю, простуда – это значительное переохлаждение, а также болезнь, вызванная такими условиями. Она не имеет ничего общего с ОРВИ. Иммунитет от переохлаждения падает, микробы в носу и глотке начинают активно размножаться и вызывать симптомы.

   Еще один частый диагноз – ОРЗ, то есть острое респираторное заболевание. Данный термин объединяет и ОРВИ, и простуды, и хронические инфекции, и разного рода бактериальные осложнения от ОРВИ.

   Летучие вирусные инфекции – очень заразные, так как они легко переносятся с потоками воздуха. Именно поэтому ими успевают переболеть дети дошкольного возраста. Самые распространенные из них:

                корь – вирус проникает в организм через слизистые оболочки глаз, слизистую дыхательных путей, симптомы – кашель, температура, насморк, воспаление слизистой глаз, сыпь от головы и до ног;

                краснуха – вирус поражает лимфоидную систему, температура, кашель, насморк, бледная мелкая сыпь, увеличение лимфатических узлов;

                ветрянка – общее недомогание, поражение эпителия мелкой сыпью, которая становится пузырьками, а через несколько дней покрывается корочками.

   Не менее распространенным заболеванием деток в дошкольном возрасте является эпидемический паротит, то есть простая свинка. Признаки болезни – боли, а также припухлость в районе околоушной железы, которые нарастают постепенно и пропадают после 3-7 дней постельного режима. 

   Вирусный гепатит – заболевание, поражающее печень, бывают кишечными (А, Е) и кровяными (В, С, дельта). Различить разные типы гепатита могут только специалисты после исследований. Симптомы вирусного гепатита:

                желтуха;

                светлый кал;

                темная моча.

        Бактериальные инфекции

   Самые распространенные болезни детей этой группы:

           Дифтерия – сложное для диагностирования заболевание, симптомы похожи на симптомы ОРЗ, затем на миндалинах и в гортани образуются серые пленки;

            Коклюш – вызывается коклюшной палочкой, сопровождается сильными приступами кашля, к этой болезни нет врожденного иммунитета;

            Кишечные инфекции – возбудители (бактерии и вирусы), распространяются через воду и продукты питания, очень опасны, особенно для детей 1-5 лет;

            Скарлатина – вызвана стрептококками, которые выделяют эритротоксин, на который организм реагирует такими симптомами: покраснение миндалин, высокая температура, боль в горле, мелкие красные точки, сыпь на щеках, на сгибах рук и ног, бледный треугольник между губами и носом;

           Ангина – болезнь, вызванная стрептококками или стафилококками, симптомы: высокая температура, интоксикация организма, воспаление миндалин и увеличенные лимфоузлы;

            Воспаление легких – частое заболевание, именуемое пневмонией, возникает как усложнение после другой болезни, симптомы: кашель с мокротами, насморк и высокая температура;

            Дисбактериоз – нарушение микрофлоры в кишечнике, то есть той комбинации бактерий, которая имеет определенный состав и свойства;

            Отит – воспалительный процесс, который поражает один из отделов уха, симптомы: выделения из слухового прохода, острая боль, понижение слуха.

   Помните, что детские болезни, как видно из вышесказанного, очень разнообразны и главной задачей педиатра является, в первую очередь, правильная постановка диагноза.

Нравится

Источник

Коронавирусная инфекция у детей имеет свои особенности. Дети заболевают реже, чаще переносят ковид в легкой форме. У них менее выражены клинические проявления (каждый четвертый переносит инфекцию бессимптомно), реже требуется госпитализация (у 10%). Это не исключает случаев тяжелого и крайне тяжелого течения болезни.

Каковы риски заболеть

Заразиться ковидом ребенок может в любом возрасте. Выше риски при тесных контактах с больными взрослыми внутри семьи. На долю детей приходится примерно 10% всех случаев инфицирования и 2% клинически проявляющихся случаев.

Низкая заболеваемость может объясняться:

  • более сохранной слизистой верхних дыхательных путей, через которые вирус внедряется в организм,
  • меньшим количеством рецепторов АСE2 в эпителии носа, которые связываются с вирусом, что снижает вирусную нагрузку,
  • незрелостью иммунной системы,
  • меньшим количеством сопутствующих болезней.

Педиатры отмечают, что коронавирус у лиц с бронхиальной астмой чаще течет бессимптомно или легко. Это может быть связано как с меньшим числом рецепторов АСЕ2, так и с приемом ингаляционных глюкоккортикостероидов, тормозящих воспаление и излишнюю активность иммунитета.

Типичное начало и проявления

Скрытый период от заражения до первых проявлений у ребенка обычно занимает 2-10 дней (чаще от 2 до 4 суток).

  • После этого чаще всего появляется:
    • лихорадка (до 38, у трети до 39),
    • мышечные, суставные и головные боли,
    • слабость, утомляемость,
    • слизистое отделяемое из носа, его заложенность,
    • сухой кашель (см. особенности кашля при ковиде у ребенка),
    • потеря вкуса и обоняния также встречаются, но дети реже, чем взрослые, жалуются на это.
  • Могут появляться кожные сыпи (кровоизлияния в виде звездочек, пятен, бугорки или волдыри), отечность и высыпания на пальцах (см. красные пятна на ногах).Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания
  • Встречается кишечная маска ковида — первые признаки коронавируса у ребенка по типу гастроэнтероколита. Такой вариант характерен для детей в первые 2 года жизни:
    • тошнота,
    • необильная рвота,
    • жидкий стул с примесью крови (см. рвота и понос без температуры).
  • Тяжелые формы чаще настигают детей до года и подростков старше 15 лет. Также они часто встречаются при сопутствующих хронических заболеваниях:
    • эндокринных патологиях,
    • системных воспалительных заболеваниях,
    • болезнях крови,
    • врожденных пороках сердца,
    • лор-органов,
    • бронхо-легочной дисплазии,
    • генетических заболеваниях (к примеру, Муковисцидоз, см видео ниже)
    • иммунодефицитных состояниях, в том числе вызванные терапией, угнетающей иммунитет,
    • нарушениях питания, проявляющихся как ожирением, так и гипотрофией.

Варианты того, как протекает коронавирус у ребенка:

  • респираторные проявления при легком течении (см. как отличить ОРВИ от ковида)
  • пневмония без дыхательной недостаточности (см. пневмония у ребенка),
  • пневмония с острой дыхательной недостаточностью, (см. пневмония при коронавирусе)
  • респираторный дистресс-синдром (крайне тяжелое течение),
  • мультисистемный воспалительный синдром.

Поскольку ПЦР-тесты на ковид часто дают ложноотрицательные результаты, для точной диагностики можно сдать анализ на антитела. Это информативно даже на раннем этапе болезни, что развеет сомнения. Сначала появляются антитела IgM, затем на 10-14 день болезни к ним добавляются антитела IgG, потом IgM исчезают и остаются только IgG (см. как понять результаты анализа крови на антитела к ковиду).

Степени тяжести

Бессимптомное течение — нет проявлений, нет изменений на КТ.

Легкая форма:

  • температура <38,5,
  • слабость,
  • боли в мышцах,
  • сухой кашель,
  • боль в горле при глотании,
  • заложенность носа или тошнота,
  • рвота, понос, боли в животе
  • или кожные высыпания.

Среднетяжелая:

  • температура >38,5,
  • непродуктивный сухой кашель,
  • пневмония (КТ 1-2 легких при ковиде — до 50% поражений),
  • одышка только при нагрузке или крике и плаче (см. одышка при ковиде),
  • насыщение крови кислородом 95% -94%,
  • нет явной одышки.

Тяжелая: признаки ОРВИ или кишечное расстройство в течение недели прогрессируют, к ним присоединяется дыхательная недостаточность (одышка и синюшность лица), сатурация <93%, КТ3-4.

Крайняя степень тяжести:

  • мультисистемный воспалительный синдром,
  • цитокиновый шторм,
  • синдром Кавасаки (системный васкулит),
  • острый респираторный дистресс-синдром,
  • ДВС-синдром.

Что такое мультисистемный воспалительный синдром

У детей это тяжелое состояние является аналогом цитокинового шторма у взрослых. Также оно описывается, как синдром Кавасаки, к которому присоединяется токсический шок. Это системный васкулит с полиорганной недостаточностью на фоне неконтролируемой массивной активации иммунной системы ребенка. Чаще всего он развивается в поздние сроки болезни. При этом ПЦР-тест на ковид не всегда положителен, но всегда регистрируется высокий титр иммуноглобулинов класса G.

Основные проявления синдрома — лихорадка выше 38 дольше суток в сочетании с признаками поражения 2 органов или систем:

  • желудочно-кишечными — тошнота, рвота пищей, боль за грудиной при глотании, боли в животе, жидкий стул с примесью крови,
  • респираторными — кашель сухой или с мокротой, одышка, в том числе в покое, синюшность кожи, втяжение межреберных промежутков,
  • кардиологическими — боль в области сердца или за грудиной, синюшность кожи, отеки, одышка,
  • почечными — острая почечная недостаточность с падением выделения мочи,
  • кожными — пятнистая, пятнисто-бугорковая сыпь на фоне отечности ладоней и стоп, возможно в сочетании с увеличением лимфоузлов, конъюнктивитом,
  • неврологическими — возбудимость, судороги, менингеальные симптомы, угнетенное сознание.
  • самые грозные осложнения — это сепсис, септический шок, полиорганная недостаточность.

В анализах крови при синдроме обнаруживают: повышение С-реактивного белка (СРБ), фибриногена, прокальцитонина, D-димера, ферритина, лактатдегидрогеназы, нейтрофилов, падение лимфоцитов, ускорение СОЭ (см. изменения анализа крови при коронавирусе).

Без адекватного своевременного лечения в условиях ОРИТ исходом может быть сепсис и смерть.Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания

Новорожденные, грудные дети

Нет доказательств, что ребенок может заразиться внутриутробно. На сегодня все случаи ковида у новорожденных — приобретенные.

Симптомы коронавируса у грудных детей:

  • неустойчивость температуры,
  • учащенное стонущее дыхание,
  • раздувание крыльев носа,
  • участие мышц груди в дыхании,
  • эпизоды остановки дыхания,
  • кашель,
  • ускоренное сердцебиение,

Также могут присоединиться:

  • вялое сосание,
  • срыгивания,
  • понос с примесью крови,
  • вздутие живота,
  • геморрагический колит характерен для 90% больных новорожденных.

Когда ребенка госпитализируют

Принимает решение об отправке ребенка в стационар врач. Отказываться от предложенной госпитализации родителям не стоит, потому что состояние может ухудшиться внезапно, и прогрессирование болезни до критических форм на дому остановить будет невозможно.

Признаки коронавируса у детей, направляемых в больницу:

Показатели:до годаот года до 5 летстарше 5 лет
Частота дыханий за минуту>50>40>30
Учащение сердцебиений>140>130>120
  • температура >38 держится 5 дней и более (см. температура при ковиде),
  • частота дыханий у детей до года > 50, от года до 5 лет — > 40, старше 5 лет -> 30 за минуту,
  • одышка при беспокойстве ребенка или в покое (участие вспомогательных грудных мышц в дыхании, втяжение межреберных промежутков, раздувание крыльев носа),
  • стонущее дыхание,
  • эпизоды остановки дыхания,
  • хрипы, слышные на расстоянии,
  • синюшность конечностей или лица,
  • сатурация <95%,
  • учащение сердцебиений у детей до года > 140, от 1 до 5 лет — > 130, старше 5 лет — > 120 в минуту,
  • сыпь в виде кровоизлияний в кожу,
  • судороги,
  • тяжелое фоновое заболевание (обострение хронических),
  • угнетение сознания,
  • отсутствие положительной динамики или ухудшение к 5 -тым суткам от начала болезни,
  • невозможность изоляции при проживании с лицами из групп риска или отсутствие условий для лечении на дому.

В ОРИТ (реанимация) переводится всего лишь 2% госпитализированных, так как тяжелые формы заболевания встречаются не часто. В случаях необходимости кислородотерапия ведется через маску без интубации трахеи.

Терапия

  • Очень важно соблюдать питьевой режим — питье теплое, обильное (вода без газа, сладкий чай, компот).
  • Все лечение при легких формах — симптоматическое. Применяют жаропонижающие для детей (парацетамол), муколитические средства от кашля.
  • Лечение коронавируса ведется препаратами интерферона-альфа в свечах при легкой и средней тяжести. При тяжелом течении — внутривенные иммуноглобулины.
  • У детей старше 6 лет возможно использование умифеновира (Арбидол). Антибиотики подключают при наличии признаков присоединения бактериальной инфекции (гнойная мокрота, рост лейкоцитов крови, СРБ). см. лечение коронавируса у взрослых.
  • Выздоровление у детей преимущественно происходит в течение 1-2 недель.

Не зависимо от того, как протекает коронавирус, лечение должен назначать врач после очного осмотра.

После выздоровления ребенка не следует переохлаждать, подвергать воздействию ультрафиолета. Необходимы: щадящий режим физических нагрузок, полноценное питание.

Источник

Как растет и меняется малыш от 1 до 2 лет, как укрепить его здоровье и способствовать развитию, на что важно обратить внимание.

Изменения в организме малыша

В течение года вы были свидетелями того, как «беспомощный комочек» стремительно превращается в разумного человека. Сегодня ваш малыш почти прочно стоит на ногах и в состоянии с помощью жестов и простых слов поддержать практически любую беседу.

На втором году жизни малыш растет уже не столь быстрыми темпами, как на первом. За целый год длина его тела увеличивается в среднем на 10 см, а вес — на 2 – 2,5 кг (всего лишь на 200 г за каждый месяц). Однако, несмотря на относительно небольшие изменения в размерах, кроха продолжает удивлять вас стремительными темпами развития.

На ваших глазах происходят существенные изменения в теле малыша. 

  • Растет его грудная клетка, развиваются легкие, постепенно снижается частота дыхания.
  • Растет сердце, совершенствуется работа органов пищеварения, продолжается формирование иммунной системы.
  • Совершенствуется и опорно-двигательный аппарат: кроха становится более устойчивым в вертикальном положении, у него улучшается координация движений.
  • К 24 месяцам обычно закрывается большой родничок. Но не стоит волноваться, если это произойдет немного позже: нормой считается закрытие родничка до 36 месяцев.

Когда малыш только пытается делать первые шаги, его тело выглядит непропорциональным: голова кажется непомерно большой, а ножки коротенькими. Но за 12 месяцев фигура ребенка приобретает совершенно другие очертания, и к своему второму дню рождения он уже не будет напоминать младенца.

Для оценки физического развития малыша педиатры обращают внимание прежде всего на соотношение роста и веса. Очень важен и тот факт, что развитие каждого крохи индивидуально и зависит от многих факторов, таких как наследственность, доношенность/недоношенность, антропометрические показатели при рождении, перенесенные заболевания и т. д. Есть и еще один нюанс: у детей данного возраста масса тела и длина не всегда увеличиваются параллельно — время от времени малыш может слегка полнеть, а затем вытягиваться.

У вашего крохи развиваются зрение и слух: он уже хорошо различает мелкие вещи и стал лучше видеть объекты вдали. Постепенно малыш приобретает способность воспринимать предметы «объемно» и оценивать расстояние до них.

Физические способности ребенка

Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания

Как правило, малыш начинает ходить самостоятельно в возрасте около года. Хотя и здесь все индивидуально: кто-то в буквальном смысле убегает от родителей в 10 месяцев, а кто-то к 15 месяцам только осваивает ходьбу без поддержки. Не переживайте: оба варианта укладываются в понятие нормы. Также имейте в виду, что от первых попыток сделать шаг без поддержки до освоения навыка устойчивой ходьбы, как правило, проходит 1 – 2 месяца. Мы рассказываем подробно о развитии этого умения здесь.

Первые шаги малыша очень короткие, он делает их широко расставив полусогнутые ножки, но уже к 2 годам ребенок ходит, почти не сгибая ног: его походка становится уверенной, и руки уже не помогают удерживать равновесие.

Этапы формирования двигательных навыков у детей во второй год жизни:

  • В 12 месяцев среднестатистический малыш может самостоятельно ходить, приседать и вставать без опоры, а также приносить предметы по просьбе взрослых, открывать или закрывать дверь
  • В 13 – 14 месяцев ребенок может ползать по ступенькам, взбираясь на высоту до 1 метра, пройти без остановки 10 метров, перелезть на четвереньках через бревно.
  • В 15 – 16 месяцев кроха уже уверенно ходит, перешагивает и перелезает через невысокие препятствия. Он уже может бросить маленький мячик на расстояние до 0,5 метра.
  • В 18 месяцев малыш легко влезает на предмет высотой 10 см, перешагивает через препятствия такой же высоты, бросает в цель достаточно большой мяч.
  • В 21 месяц ребенок может перешагнуть через перекладину или веревку, приподнятую на расстояние 10 см, перешагивает через несколько предметов, лежащих в 20 см друг от друга, приставным шагом.
  • В 2 года самые ловкие малыши уже могут подбрасывать мяч вверх, прыгают в длину примерно на 40 см, ходят по наклоненной под углом 10 – 15 градусов доске, перешагивают препятствие высотой 20 – 30 см.

Чтобы помочь малышу на втором году жизни расширить свои физические возможности и в совершенстве освоить сложные движения, важно не ограничивать его стремление к свободе перемещения. Конечно, в рамках разумного: задуманное крохой действие не должно грозить ему опасностью.

У ребенка в возрасте от 1 до 2 лет психическое развитие напрямую зависит от физического: чем больше малыш двигается и чем свободнее перемещается, тем шире его представления о пространстве и времени, тем точнее его выводы о причине и следствии.

Развитие речи

Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания

Второй год жизни ребенка — это период интенсивного умственного развития. У малыша складываются первые представления о собственной личности, развивается целенаправленная деятельность, речь становится неотъемлемой частью мышления.

Как правило, до 18 месяцев у малыша формируется навык понимания речи, который появляется значительно раньше, чем умение говорить. Мы рассказываем о развитии речи здесь.

  • От 1,5 до 2 лет идет увеличение активного словарного запаса, то есть слов, которые кроха так или иначе произносит. По данным Американской академии педиатрии, активный словарь большинства двухлеток включает 50 слов, но вполне может составлять и 200 – 300 лексем.
  • Не стоит расстраиваться, если словарный запас вашего малыша на втором году жизни по большей части остается пассивным. Все дети не могут иметь одинаковые темпы развития, и овладение речевыми навыками именно та область, в которой наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности малышей. Скорость освоения языка у ровесников может быть совершенно разной хотя бы потому, что кто-то из них более «коммуникабелен» от природы, а кто-то — менее. И это ровным счетом ничего не говорит о разнице в уровне развития интеллекта «молчунов» и «болтунов», по крайней мере в подавляющем большинстве случаев.
  • В ваших силах помочь малышу стать более разговорчивым, сделав чтение обязательным пунктом занятий с ребенком. На данном этапе желательно выбирать короткие книги, написанные простым, доступным языком, лучше в стихах, с повторяющимися рифмованными фразами. Подобранные по возрасту книжки должны удерживать внимание крохи яркими картинками, возможно с сенсорными вставками. Кроме того, не забывайте, что с ребенком необходимо как можно больше разговаривать, используя достаточно простые и четко произносимые фразы. Живое общение с мамой — лучший стимул для развития речи, ведь с ней так хочется поделиться своими радостями и переживаниями, похвалиться победами!

В возрасте от 1 до 2 лет начинают проявляться индивидуальные особенности каждого ребенка. Поведение детей этого возраста тоже различно, и оно уже сильно зависит от эмоциональной атмосферы, в которой растет малыш, и от воспитания, которое он уже успел получить.

Плановые посещения врачей и прививки

Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания

Как вы знаете, в 1 год следует пройти с малышом обширное комплексное обследование, включающее осмотр ребенка: 

  • Педиатром,
  • Неврологом,
  • Хирургом,
  • Офтальмологом,
  • Отоларингологом,
  • Стоматологом,
  • Психиатром.

Рекомендуется также посетить ортопеда. В обязательном порядке делается общий клинический анализ мочи и крови плюс анализ крови на глюкозу и ЭКГ.

После прохождения диспансеризации визиты к своему педиатру рекомендуется наносить раз в квартал, то есть каждые 3 месяца. Один раз в течение года (как правило, в возрасте 18 месяцев) проводится лабораторное обследование крови, мочи и кала.

Согласно национальному календарю прививок, в 12 месяцев проводится реакция Манту, затем вакцинация против кори, краснухи и паротита, а также четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (делается не всем детям, по рекомендации врача).

В 18 месяцев календарь прививок предписывает ревакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита, а также вакцинацию против пневмококка.

В 20 месяцев снова проводится ревакцинация против полиомиелита.

Диспансеризация здорового ребенка после года осуществля¬ется только в возрасте 3 и 5 лет. Однако при наличии показаний или хронических заболеваний врач назначает ребенку обследование по индивидуальному графику.

Как сохранить крепкое здоровье ребенка

Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания

Здоровье ребенка в этом возрасте напрямую зависит от степени его физической активности. Поэтому важно предоставить ему возможность много двигаться и, конечно же, гулять на свежем воздухе.

Разумеется, следить за шустрым малышом, да и еще и таким любопытным, нужно очень внимательно. В этом возрасте ребенок хочет до всего дотянуться, все потрогать, все попробовать на вкус.

  • Очень важно оградить его от контакта с предметами, таящими в себе опасность для детского здоровья: это мелкие игрушки и различные детали, острые углы мебели, не закрепленные на стене стеллажи и комоды, огнеопасные предметы, лекарства, бытовая химия и ядовитые растения.
  • Не забудьте поставить специальные дверки-решетки, преграждающие путь к опасным местам — лестницам, дверям, ведущим на балкон, и т. д.
  • Проверьте, чтобы ни одно окно в вашем доме ребенок не мог открыть самостоятельно. Помните, что дети на втором году жизни достаточно смышленые для того, чтобы сооружать лесенки из подручных материалов, и нет высот, которые бы им не покорялись.

Пока ваш малыш учится ходить, будьте готовы к синякам и ссадинам. Не переживайте: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а ваш кроха изо всех сил старается стать самостоятельным! Носите с собой дезинфицирующие средства и пластыри с веселыми картинками и не паникуйте при каждом падении крохи, лучше подбодрите его максимально доброжелательным тоном.

Важнейшим условием нормальной работы иммунной системы малыша является рациональное питание, обеспечивающее растущий организм всем необходимым: белками (растительными и животными), жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами. Мы подробно пишем об укреплении иммунитета здесь. Отнеситесь внимательнее к рациону малыша — пусть в его меню будут овощные и фруктовые пюре, специальные детские соки.

  • Помните, что ребенок все еще нуждается в достаточном количестве воды: суточная потребность в жидкости в этом возрасте составляет в среднем 50 мл на кг веса.
  • Для поддержания здоровья зубов, которые на втором году жизни продолжают активно расти, малышу нужны кальций, витамины К2 и D. Заботьтесь о том, чтобы рацион крохи был богат кальцием и К2, то есть включал достаточное количество молочных продуктов — например, творожок «Агуша К2».
  • Немало хлопот продолжает приносить родителям прорезывание зубов. К 8 зубкам годовалого ребенка в первые 6 месяцев присоединяются 4 резца и 4 коренных, а к 2 годам — еще 4 передних. Полностью прорезывание «молочных» зубов обычно заканчивается к 2 годам.

Когда у ребенка режутся зубки? У каждого это происходит в свое время. Тут важно и здоровье, и пищевые привычки малыша, и его наследственность. Зубки могут резаться и парами, и по одному.

Малыш еще ничего не знает о гигиене, но второй год жизни — самое подходящее время для того, чтобы познакомиться с ее элементарными правилами.

  • Немногочисленные зубки нужно чистить два раза в день — для этого, когда малышу исполнится год, ему нужно купить специальную зубную щетку и детскую пасту без фтора.
  • Руки следует поддерживать в чистоте. Это один из самых надежных способов предотвратить простуду и другие заболевания.
  • С 12 – 18 месяцев можно ненавязчиво приучать ребенка к горшку. Но важно понимать, что главную роль в этом деле играет не возраст, а психологическая готовность ребенка.

Если малыш просыпается в сухом подгузнике, брезгует испачканным, сам проявляет желание сесть на горшок, то он, скорее всего, вполне готов к постепенному расставанию с памперсами.

Поддерживать здоровье ребенка помогут и элементарные приемы закаливания. Прежде всего, не стоит кутать свое чадо — всегда одевайте его по погоде, а если на улице ненастно, не нужно бояться — это не так страшно, как длительное отсутствие прогулок у малыша на втором году жизни. 

Значение режима для здоровья малыша

Ребенок от 1 5 лет до 2 заболевания

Залогом гармоничного развития ребенка является правильный распорядок дня. Не стоит недооценивать значение режима, так как он способствует благополучному развитию нервной системы малыша. Он не только формирует у ребенка нужные привычки, но и предохраняет его от переутомления и связанных с ним капризов, проблем с аппетитом и засыпанием. 

Многие мамы уверены, что уставшие за день и не выспавшиеся за время дневного сна дети быстрее засыпают по вечерам, но это не так. Переутомившийся ребенок к концу дня, скорее всего, будет возбужденным, капризным и раздражительным, а если и заснет, то беспокойным сном. Помимо прочего, не стоит забывать, что состояние перевозбуждения для незрелой нервной системы малыша совершенно неполезно.

Дети, которым недавно исполнился годик, в течение первого полугодия, как правило, по-прежнему предпочитают двойной дневной сон, продолжительность которого в общей сложности составляет около 3 часов. Длительность ночного сна — 10 – 11 часов.

Время перехода на один дневной сон очень индивидуально. Но в большинстве случаев делать шаги в сторону перехода на одноразовый отдых продолжительностью 2,5 – 3 часа можно после 1,5 лет, обращая внимание на то, чтобы всего в сутки ребенок спал не менее 12 – 13 часов.

«Перестраиваться» на один дневной сон можно, если вы видите, что ребенок к этому готов:

  • Его дневной сон становится более коротким;
  • Он стал долго засыпать днем;
  • В перерывах между сном он совершенно точно не успевает переутомиться.

Спать ребенку по-прежнему лучше в прохладной проветренной комнате с нормальной влажностью. Достаточное количество кислорода в воздухе — важное условие для крепкого сна. Не забывайте следить за тем, чтобы малыш не перегревался и не переохлаждался, пока он спит.

Возраст от года до 2 лет — один из самых благодатных, насыщенных радостными открытиями и положительными эмоциями. Наслаждайтесь им и будьте здоровы!

Источник

Читайте также:  Зрение минус 5 у ребенка 5 лет