Ребенок оставлен на 2 года
Реален ли второй год обучения в одном и том же классе в современной школе?
Еще пару десятков лет назад второгодники были совсем не редким явлением. В стране царил закон о всеобуче, а учителя не стеснялись ставить своим ученикам заслуженные двойки не только за ответы у доски, но и за четверть или за год. А с двойками путь в другой класс был закрыт. Вот и сидели такие недоросли порой по нескольку лет в одном классе, пока их не переводили на коррекционное обучение или в прямо в ПТУ, если исполнилось 14 лет.
В современной школе большое внимание уделяется чувствам учеников. Так как получать двойки приятного мало, то существует негласная установка их не ставить, особенно итоговые. И да, сейчас двойка за год по предмету в большей степени проблема учителя, а не ученика. Это он плохо сумел научить, а не ребенок ленился. Соответственно и двоечников (номинально) стало намного меньше. Ведь учителя совсем не хотят писать объяснительные по этому поводу и подтверждать свою квалификацию. Проще поставить тройку, ну а там уже ГИА рассудит.
Может ли в таких условиях идти речь о втором годе обучения? Оказывается, может.
Две двойки — второй год?
Действующий Федеральный закон «Об образовании» к ученикам лоялен. Поэтому, один итоговый неуд за год основанием для повторного обучения в том же классе не является. Статьей 17 Закона РФ «Об образовании» определено, что обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. То есть они должны исправить свою двойку в следующем классе.
О втором годе может зайти речь, если ученик, который учится со 2-го по 9-й класс, получил две или более неудовлетворительных оценки за год. Но и тут возможны варианты. Такого ученика по закону можно:
- оставить на второй год,
- перевести в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника,
- перевести на получение образования в иной форме (домашнее, семейное, дистанционное и т.д.).
Родителям ученика дано право выбора в этой ситуации. То есть они должны дать свое согласие на то, чтобы их ребенок повторно прошел курс обучения в том же классе. Или был переведен на другую форму обучения. Поскольку такая ситуация создает определенные сложности для школы, чаще всего нерадивому ученику идут на встречу и дают возможность исправить «хвосты» или найти другой компромисс. Кстати, законодательно определено право на две пересдачи академической задолженности. То есть реальный шанс исправить двойки и продолжить обучение со своими одноклассниками у ребенка есть.
Несдача итоговой аттестации — второй год
В статье 66 ФЗ «Об образовании» сказано:
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Это значит, что если ученик 4-го или 9-го класса не усвоил программу, то есть не сдал аттестацию по итогам года, он остается на второй год. По идее, аналогичная норма распространяется и на oдиннaдцaтиклaccников. Но их уж точно никто не оставляет на второй год. Выдают справку, что прослушал курс, и в вольное плавание. Что касается четвероклассников и девятиклассников, то им дают возможность исправить ситуацию, то есть пересдать аттестацию. Не получилось? Придется прослушать курс повторно.
Второй год за пропуски
Могут ли оставить на второй год ученика, который пропускал занятия? Этот вопрос сильно волнует родителей часто болеющих детей. Ответ также можно найти в законе. В нем ничего не сказано о том, что, если ребенок пропустил 50% и более учебного времени ( в том числе по уважительной причине) его нужно оставить на второй год. Однако. многие школы в своих локальных актах прописывают, что такое количество пропусков признается неаттестацией ученика, вне зависимости от того, какие у него итоговые оценки. То есть, ребенок, к примеру, провел месяц или больше в больнице в связи с хроническим или инфекционным заболеванием, и ему отказывают в переводе в следующий класс.
Родители должны знать, что такие действия школы незаконны. В этом случае ученику обязаны предоставить возможность сдать академическую задолженность. Родители могут просить администрацию школы назначить срок ликвидации академической задолженности в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 58 ФЗ «Об образовании в РФ» в конце текущего учебного года. Если ученик с этим справится хотя бы удовлетворительно, перевести его в следующий класс обязаны. Если нет, то с согласия родителей возможны варианты. В частности перевод на домашнее обучение. То есть, если ребенок много пропустил, но знает материал, второгодником он быть не должен.
Источник
Вряд ли кто-то из родителей всерьез опасается, что его ребенка могут оставить в классе на второй год – слишком уж невозможной кажется перспектива. С чего вдруг? Ученик вроде бы каждое утро собирается в школу, о проблемах не говорит, значит, все хорошо. Тем неожиданней оказывается новость в реальности. Как без паники осознать происходящее? Какие действия предпринять в первую очередь? Давайте разбираться.
В каких случаях могут оставить на второй год
Современный мир нацелен на предоставление доступного и качественного образования для каждого ребенка. Внезапно, без видимой причины и родительского согласия, ученика не могут оставить на второй год.
Двойка в дневнике не означает, что ребенок будет вынужден лишний год «протирать штаны» в классе (за исключением двоек в 4, 9 или 11-м классе, но об этом дальше). Сегодня в школе главное – удовлетворительно написать промежуточную аттестацию.
Плохо написана аттестация? Ученику дадут второй шанс. Он снова потерпел неудачу? Переведут в следующий класс «условно». Школьнику обязательно предстоит пересдать предмет, чтобы не оставалось академических долгов. Если долг не закрыть вовремя, родителям предложат несколько вариантов развития событий, согласно ст. 58 Закона «Об образовании в РФ».
После трех (!) неуспешных попыток сдачи аттестации родителям предложат обучать школьника по адаптированной программе, индивидуальному плану или остаться на второй год – решение остается за родителями!
К сожалению, без согласия родителей школьника все-таки могут отправить на повторное прохождение программы согласно п.5 ст. 66 Закона «Об образовании в РФ»: «Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Речь об учениках, которые получили двойку в 4, 9 или 11-м классе. Именно эти классы считаются «рубежами»: например, 4-й класс – переходная ступень от начального образования к основному.
Что же делать ответственному родителю? В первую очередь – прояснить ситуацию: переговорить с учителями и директором. Школьник завалил аттестацию или схватил двойку за год? Какие варианты решения они предлагают?
Школа не заинтересована в том, чтобы лишний раз оставлять ученика в одном классе. Поэтому после нескольких попыток пересдать аттестацию предлагаются другие формы освоения знаний. Какой бы формат обучения ни был выбран родителями, ребенок остается полноценным участником образовательного процесса. Он также продолжает изучать предметы, заниматься с преподавателями, писать проверочные работы.
Занятия с учеником, который получает знания по индивидуальной программе (раньше это называлось домашним обучением), проводятся дома, но часть уроков можно посещать в школе. Это оговаривается с конкретным учеником в особом порядке. Адаптированная образовательная программа подбирается ученику с ограниченными возможностями здоровья.
Если школьник получил двойку за год в 4, 9 или 11-м классе, также стоит обсудить возможность пересдачи или исправления оценки для своевременного перехода на следующую ступень обучения. Важно проявить родительскую заинтересованность и участие, в большинстве случаев директор и учителя идут на контакт и предлагают пути разрешения ситуации.
Контакт необходимо наладить и с учеником: ведь он не просто так запустил учебу. Что же произошло?
Как предотвратить оставление на второй год?
Одной из причин школьной неуспеваемости может стать банальная лень и отсутствие интереса к учебе. Понять это можно по косвенным признакам: ребенок с большой неохотой просыпается по утрам, ничего не рассказывает про школу сам, от прямых вопросов отмахивается общими фразами: «Ничего не задали», «Все нормально», «Ничего нового».
Отсутствие мотивации к учебе объясняется просто: школьник не видит смысла в посещении занятий. Особенно часто такая ситуация возникает у подростков: в их понимании отсутствует прямая связь между получением образования и дальнейшим успешным устройством в жизни. Возникает логичный и закономерный вопрос: «Если хорошее обучение не гарантирует в дальнейшем интересной, насыщенной и высокооплачиваемой работы, зачем учиться?» Отсюда вытекает безразличное отношение к урокам, домашним заданиям, проверочным работам, учителям, а посещение школы воспринимается как ненужная рутина «для галочки», которая отнимает силы и время.
Постарайтесь откровенно поговорить с ребенком: без нравоучений, упреков и других оценочных суждений. Спросите, каким он видит свое будущее, свою профессию или любимое дело, чем бы ему хотелось заниматься. Учтите, что ответы вам могут не понравиться: не каждый родитель готов услышать, что сын стремится стать блогером, а дочь планирует строить карьеру в Голливуде. Их желания и планы будут меняться по мере взросления, родителю же важно стремиться сохранять доверительные отношения с детьми в любой жизненной ситуации. Объясните, что кем бы они ни захотели стать в будущем, знания и широкий кругозор всегда вызывают симпатию и уважение, а из каждой ситуации – даже скучного урока – можно почерпнуть для себя что-то полезное.
Бывают ситуации, когда ученик внезапно и наотрез отказывается идти в школу. Никакие уговоры и вопросы не помогают, в ответ родители слышат только категоричное и безапелляционное: «Я больше туда не пойду». Если родители все же смогли вытолкнуть его утром из дома, совсем не факт, что он туда дошел и не прогулял урок.
Вероятнее всего, в школе произошла конфликтная или стрессовая ситуация, главным героем которой стал ваш ученик. Варианты произошедшего могут быть разными: от травли одноклассниками и грубого отношения со стороны учителя до панической боязни публичных ответов у доски. А вот чувства при этом одни и те же: страх, оскорбленное самолюбие, неуверенность в себе. Каждый раз на уроке школьник испытывает мучительный дискомфорт от одного только нахождения рядом с одноклассниками и учителем. Конечно, подобная обстановка никак не способствует повышению успеваемости.
Мягко спросите у ребенка: «Что случилось? Почему ты так не хочешь идти в школу?» Не напирайте и не настаивайте, не выдвигайте своих версий произошедшего и не тащите школьника насильно к директору для публичных разборок. Ребенок чувствует себя уязвимым или униженным, поэтому его нежелание рассказывать и вспоминать о ситуации в подробностях естественно. Постарайтесь объяснить, что любая ситуация решаема: если он все делал правильно и справедливо, ему нечего стыдиться и бояться. Если же ребенок чувствует за собой вину, важно найти в себе силы ответить за поступки и извиниться.
Поинтересуйтесь напрямую: хочешь, чтобы мы перевели тебя в другую школу? Конечно, столь категоричное решение – одна из крайних, но возможных мер. Здоровье, комфортная обстановка и дружная атмосфера в классе для ученика важнее бюрократических проволочек, которые потребуются для перехода в другое образовательное учреждение.
Ребенок не может освоить школьную программу по состоянию здоровья
Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда дети исправно ходят в школу, выполняют домашние задания, стараются запоминать материал, но при всех усилиях они не в состоянии освоить основную образовательную программу – речь о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. Обычно их родители с раннего или дошкольного возраста знают, что общий образовательный маршрут им не подходит. Но случается, что понимание необходимости особенной, подобранной под индивидуальные особенности ребенка программы приходит в начальной школе. Тогда по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) школьнику определяют обучение по адаптированной программе. Комиссия обследует ребенка для определения психических, физических, интеллектуальных и других особенностей и дает рекомендации по дальнейшему формату обучения. Исходя из названия, можно понять, что материал урока, домашнее задание, упражнения и тесты адаптированы под индивидуальные возможности ребенка.
Бывают случаи, когда успешный ребенок, который в состоянии освоить обычную школьную программу, долгое время находится на лечении, не связанном с умственными или интеллектуальными способностями: восстанавливается после операции, проходит реабилитацию после сложных переломов, лечится от вирусных инфекций и т. д. Велик риск запустить школьную программу, что нежелательно. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школа может организовать обучение на дому или в медицинских организациях. В таком случае родители вместе с медицинским заключением приходят к директору школы, обсуждают варианты продолжения обучения и подписывают локальный акт о переходе на выбранный образовательный маршрут. В каждой ситуации школой утверждается особый учебный план, расписание занятий, место их проведения и другие немаловажные нюансы обучения.
Главное – родительская поддержка
Никогда не стоит поддаваться панике. То, что ученика могут оставить на второй год, не означает, что он «плохой» и его автоматически ждет столь излюбленная многими родителями в качестве запугивания участь дворника. Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок без проблем получил качественное образование, освоил профессию и успешно реализовался в жизни. Однако не всегда все идет по идеальному родительскому плану. В любой ситуации семья остается поддержкой и опорой ребенка. Знания можно подтянуть, ситуацию – исправить, а вернуть доверие ребенка, если его бесконечно упрекают в «негодности» и «бессовестности», будет непросто. Какие бы ситуации ни случились с ребенком в школе, ему обязательно нужна родительская поддержка и опора. Действуя сообща, можно преодолеть любые трудности!
Источник
Этот вопрос волнует многих родителей. В школе родителей «стращают», что при плохом поведении, многочисленных пропусках уроков и при «отставании» по школьной программе ребёнку «светит второй год».
Однако, давайте посмотрим на это с точки зрения закона. В каких случаях ученика могут оставить на «второй год», а в каких нет – даже при наличии у него по предмету (предметам) годовой оценки «два».
Двойка в дневнике не означает, что ребёнок будет вынужден лишний год «просиживать» в этом же классе.
Итак, обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (часть 5 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
начальное общее образование – 1-4 классы;
основное общее образование – 5-9 классы;
среднее общее образование – 10-11 классы.
То есть, если учащийся по окончанию учебного года в 4-ом классе получил неудовлетворительную оценку («двойку») по одному и более предметам, то он не может быть переведён на следующий уровень образования – в 5 класс. И он будет оставлен на повторное обучение — «на второй год».
Аналогично и по девятиклассникам. Окончив 9-ый класс с неудовлетворительной оценкой («двойкой») по одному и более предметам, ученик не может быть переведён на следующий уровень образования – в 10 класс. Он будет оставлен «на второй год».
Таким образом на повторный курс обучения («на второй год») могут быть оставлены ТОЛЬКО ученики 4-го и 9-го классов, имеющие годовые «двойки» по предметам.
Ученики других классов, которым в конце года выставили «двойки» по учебному предмету (предметам), переводятся в следующий класс условно (статья 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА ОБ ОСТАВЛЕНИИ РЕБЁНКА НА ВТОРОЙ ГОД! Учеников, которые в установленные сроки не ликвидировали академическую задолженность, могут оставить на повторное обучение, перевести на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) либо на обучение по индивидуальному учебному плану только с согласия их родителей (законных представителей) — статья 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребёнка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, задержка психического развития и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе на обучение по адаптированным образовательным программам (в коррекционную школу) или обратно в обычную. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Таким образом, получается, что выбор остаётся за родителями (законными представителями) — какой путь выбрать ребёнку.
Если ученик получил двойку за год в 4, 9, 11 классе — попробуйте обсудить с учителем возможность пересдачи, чтобы получить возможность перехода в следующий класс! Если учителя увидят заинтересованность родителя в судьбе своего ребёнка, с большой долей вероятности они пойдут навстречу: ребёнок сможет пересдать вовремя неудовлетворительную оценку и вместе с одноклассниками продолжит обучение в будущем учебном году.
А что вы об этом думаете?
Рекомендуем также к прочтению:
За что родителей могут оштрафовать?
На что родители точно не должны сдавать деньги?
ЕСЛИ НАШ МАТЕРИАЛ БЫЛ ВАМ ИНТЕРЕСЕН, ОЦЕНИТЕ ЕГО, НАЖАВ ПАЛЕЦ ВВЕРХ!!!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!
ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦСЕТЯХ!
Источник
2. Оставляют на второй год по протоколу.
2.1.
Я не экстрасенс и не читаю мысли.
3. Скажите пожалуйста оставляют ли в 1 классе на второй год?
3.1.
Если родитель не захочет оставлять ребенка на второй год, то школа его на второй год не сможет оставить.
4. Можно ли обойти дистанционное обучение стороной одиннадцатикласснику так, чтобы на второй год не оставляли, как это говорится, если нет приспособлений к этому? А также если причина такова, что родители против такого процесса из-за причинения вреда здоровью ребёнка? И ещё. Если родители просто против интернета в доме. Подскажите, как быть, пожалуйста.
4.1.
Добрый день!
Для учащихся, не имеющих технической возможности для дистанционного обучения (в т.ч. отсутствие компьютера) обучение должно проходить дистанционного, но с выдачей и проверкой заданий при непосредственном общении с учителями. Для этого необходимо написать заявление на имя директора школы с просьбой организовать такое обучение.
6. Я хотела бы написать жалобу на имя директора школы на нашу учительницу младшего класса. Мой ребенок болел больше трех недель. А она в классе ученикам сказала, что будет оставлять моего ребенка на второй год, т.к долго отсутствует. А дети рассказали родителям. Родители соответственно мне. Как мне корректно это указать?
6.1.
А что вы хотите в жалобе написать? Что учитель сказала про второй год из-за долгого отсутствия. Я не понимаю смысл такого вопроса. Я не вижу в действиях учительницы нарушения какого то закона или правила.
К директору сходите и обговорите, пусть вызовут учительницу и разберитесь что там было. Поймите что может быть испорченный телефон. Дети родителям — родители вам. Вы уверены что точная информация до вас дошла, а не преувеличенная.
7. Скажите пожалуйста, я в разводе со мной проживают две несовершеннолетние дочери одной будет 9 лет второй 13 и когда я выхожу на час в магазин, аптеку и оставляю их дома то бывший муж грозиться мне опекой, и говорит что я не имею права оставлять их одних, вопрос, кто прав и могу ли я выйти одна на час без детей?
7.1.
Здравствуйте Людмила!
Прямого запрета в законодательстве нет, но есть ст.125 УК РФ — Оставление в опасности, где говорится, что родители будут наказаны, если оставили малолетнего ребенка дома одного.
А по закону малолетним считается ребенок не достигший 14-летнего возраста.
8. Мама 10 лет назад написала отказ от ЕДВ в пользу денежного эквивалента. Теперь нам отказано в госпитализации и медицинской помощи для прохождения второго курса химии и не открывают квоту на лекарство для лечения в больнице. Говорят покупайте за свой счет. Стоимость одного курса 150 000.00 Это по закону оставлять умирать в муках людей без помощи.
8.1.
Здравствуйте,
Вам отказали правомерно. Вы сами отказались от своих льгот и выбрали денежную компенсацию.
Желаю Вам удачи и всех благ!
9. В нашей школе говорят, что ребенок будет не допущен до ЕГЭ, если пробные по рус. языку и математике в школе сдаст на 2.затем ребенка выпустят со школы по справке, и в этой школе даже на второй год они оставлять его не будут.
9.1.
Добрый день, Алсу!
Кто говорит? Уборщица? Родители?
Этот вопрос Вам нужно выяснить самой у учители или директора школы.
11. Я вышла на работу раньше положенного срока. Но наша компания тогда закрывалась я не знала об этом. Они попросили меня уволиться и снова устроиться в нашу же фирму только уже с другим названием, в результате я узнала что я пролетела с компенсацией это раз и второе в силу того что мне не с кем оставлять ребёнка я хочу уйти обратно в декрет до 3 лет. Могу ли я так сделать и не будут ли они требовать меня уволиться?
11.1.
Вы можете уйти в отпуск по уходу за ребёнком до достижения ребёнком 3 лет. Отпуск по уходу за ребёнком может быть использован полностью или по частям. (ст. 256 ТК РФ.) вас не могут уволить по инициативе работодателя до достижения ребёнком 3 лет, за исключением предусмотренных ТК РФ случаев (ст. 261 ТК РФ).
12. Здравствствуйте. У моего ребёнка академическая задолженность по 5 предметам, нас оставляют на второй год, ребёнок хочет доучиться в 11 класс, ходит к репетиторам, нам не разрешают, около 2 х месяцев ребёнок сидит дома,
12.1.
Кто вам не разрешает репетиторов и почему ребёнок сидит дома?
13. Моя дочь за 7 класс не могла пересдать 3 предмета, на второй год уже оставляли. Сегодня вызывают к директору, что делать?
13.1.
Соответственно идти, не в коем случае не ссылаться на дочь, не говорить какая она плохая и не чего не хочет, Вам нужно уверить школьную комиссию, в том что она хочет но не получается и Вы примите все возможные меры для того что бы она смогла дальше учиться и не отставать от других детей. На Ваше поведение будут смотреть больше чем на поведение дочери.
14. Сына оставляют на второй год, просят прийти написать заявление на повторный год обучения, если Я этого не сделаю, его всё равно оставят?
14.1.
Добрый день!
Процедура оставления на второй год весьма затруднительна для педагогического состава.
Для этого педагогу необходимо специально под конкретного ученика создавать методичку, составлять индивидуальный план обучения, который он сможет «потянуть».
И только в случае, если ученик не тянет и эту программу, педагогом подается заявка об оставлении ученика на второй год в местную администрацию, в контролирующий орган. В этом случае, учитель направляет подробный отчет о причинах и обоснованности принятого им решения.
А в случае, когда сам родитель пишет подобное заявление, педагог вправе ничего из вышеперечисленного не предпринимать.
Проще говоря, учителям всегда проще натянуть «тройку», чем оставлять на второй год. Поэтому, не рекомендую Вам писать такое заявление.
Удачи Вам!
16. Моего сына 3 класс оставляет его учительница на второй год за не успеваемость русского языка так ка я не согласен.
16.1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
17. Ребёнок после 9 класса завалил два экзамена рус и математика три раза пересдача и опять не знал аттестат 4-5 на экзаменах нервничает сильно прогулов не было оставляют на второй год законно это или нет.
17.1.
Не сдав русский и математику, он не сможет перейти в 10 класс, так как для этого необходим аттестат за 9 классов обучения. Этот аттестат выдаётся только при успешной сдаче основных предметов на ЕГЭ. Так что в этой ситуации ваш ребёнок не имеет права перейти в 10 класс.
18. Дочь не сдала математику оставляют на второй год что делать.
18.1.
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, что и все делают, учиться второй год и подтягивать её по математике, определив к репетитору, именно так все родители и делают. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Легостаева А.В.
18.2.
Очевидно заниматься с репетиторами и сдавать математику.
19. Моего ребёнка без моего согласия могут ли оставляют на второй год на пятый класс?
19.1.
Доброй ночи!
Закон об образовании гласит, что на второй год могут оставить только в 4,9 и 11 классах (при наличии двоек по предметам) так как не завершена программа определенного уровня.
Из пятого класса (при наличии неудовлетворительных оценок) условно переведут в шестой, но ребенок должен будет пересдать предметы.
Источник