Ребенок очень стеснительный 5 лет

Ребенок очень стеснительный 5 лет thumbnail

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция —  «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

Читайте также:  Один ребенок до 1 5 лет родился второй

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

Читайте также:  Парацетамол доза ребенок 5 лет

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Ребенок очень стеснительный 5 лет

Источник

«Сыну 4 года. Он у меня самый стеснительный ребенок. Ходит в садик. Память у него отличная, запоминает все стишки с двух прочтений. Да и словарный запас очень приличный для его возраста. Но вот проблема, как только его просят рассказать стишок другим — он стесняется, а может и заплакать. Что сделать, чтобы он перестал стесняться? И вообще, как помочь стеснительному ребенку? Волнуюсь, как он в школе будет к доске выходить такой стеснительный? Его же засмеют».

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Вы любите своего сына, замечаете его таланты и по праву испытываете гордость. Родителям всегда хочется, чтобы именно его чадо стало самым смелым, общительным, раскрепощенным и даже немного дерзким. Ведь эти качества позволят ему стать успешным. А если ребенок стеснительный, что делать родителям?

И вообще, почему одни малыши застенчивые и стеснительные, а другие демонстрируют смелость и бойкость в любой ситуации?

Природа одарила вашего золотого мальчика феноменальной памятью и повышенной эмоциональностью. Это особые таланты и одновременно бессознательные внутренние программы.

Мы недоумеваем, почему происходят подобные казусы. Однако мы просто не знаем психических особенностей своего ребенка. Видимые проявления в поведении малыша — это всегда следствия определенного внутреннего устройства психики. Их изнанка — бессознательные процессы. Именно эти процессы и раскрываются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Зная эти особенности, можно помочь сыну справиться с застенчивостью.

Стеснительные детки и их особенности

Не всех деток природа одарила такой феноменальной памятью. Обычно такие ребятишки с детских лет обстоятельны, неторопливы, усидчивы и послушны. Они обладают аналитическим складом ума и способностью систематизировать любую информацию.

Для того чтобы, условно говоря, «разложить по полочкам» всю информацию еще на входе, им нужно чуть больше времени. Именно поэтому многие воспринимают таких малышей более медлительными, чем другие дети. Но такова особенность их психики, без нее они бы не обладали такой феноменальной памятью. Этот врожденный талант в дальнейшем сделает из них лучших учеников, а затем врачей, учителей и даже ученых. Такие детки на любые внезапные изменения обстоятельств реагируют стрессом и могут впасть в ступор. Они не любят выделяться, им больше нравится читать книжки, изучать энциклопедии, чем выступать на сцене или бегать с ребятами.

А теперь представьте себе любящих родителей, обладающих противоположными свойствами, которые вдруг просят своего карапуза «вырваться вперед» и продемонстрировать свои умения. И он, сам не зная почему, впадает в ступор. Мы сами себе объясняем это тем, что дитя стесняется. Он не стесняется, он просто не способен так быстро адаптировать изменения, как это делает его мама.

Застенчивый ребенок хочет быть лучшим

Есть еще одна особенность таких людей: они всегда хотят сделать все лучше других, без единой ошибки и помарки. У них есть природный страх опозориться, то есть выполнить работу не лучше всех.

Именно поэтому любой конфуз на публике надолго отпечатывается в их памяти, и они запоминают эти моменты и продолжают бояться опростоволоситься.

А теперь представьте себе такую зарисовку из жизни. Праздник в садике или детском центре. И вашего малыша без подготовки вызывают продемонстрировать какое-то умение или навык. Ребенок впадает в ступор, а окружающие дети реагируют на это смехом. Детишки не виноваты, это их природная реакция. Но, уверяю вас, малыш запоминает это на всю жизнь, как вы говорите, с одного-двух раз, и дальше несет по жизни страх выступать перед публикой.

Впоследствии, если мама и взрослые так и не начнут учитывать его психологические особенности, ребенок может часто бояться общаться и его стеснительность перерастет в нечто большее.

Читайте также:  Развлечь дома ребенка игрой 5 лет

Стесняться могут эмоциональные люди

Стеснительными бывают и очень эмоциональные детки. Такие ребятишки способны близко к сердцу воспринимать чужую боль и плакать над бедненькой букашечкой или опавшим листиком. У них огромная палитра эмоций: от страха за себя, что «придет серенький волчок и укусит за бочок», до восторга от бесконечной любви к другим.

Природные таланты деток нужно развивать, правильно воспитывать, а значит, очень аккуратно и постепенно выводить из страха за себя в чувство сопереживания к другим. Начинается все с сочувствия все к тем же бедненьким букашечкам, цветочкам, игрушкам, животным, а вырастает при верном развитии в сопереживание к людям.

Любой малыш делает эти шаги в развитии естественно, иногда реагирует слезами сопереживания игрушечному Мишке или сломанной машинке. А окружающие люди, не всегда обладающие такой же эмоциональностью, могут умирать со смеху, наблюдая, как карапуз умывается слезами от того, что Мишка упал и ударился.

У обладателей обеих вышеперечисленных групп свойств, которые и хотят быть лучшими, и имеют огромный эмоциональный потенциал, получается особая психологическая связка. Великолепная память плюс повышенная эмоциональность. И в обстоятельствах, когда малыш выразил свои эмоции наружу, а их подвергли высмеиванию или вообще запретили плакать, возникает психологическая травма. Это накрепко запоминает ребенок с анально-зрительной связкой векторов. После этого он не может в достаточной мере выражать свои чувства, эмоции, мысли, становится крайне стеснительным.

Во что вырастают подобные травмы детства, можно прочитать в отзыве:

…Подчеркивание перед классом и высмеивание всего — от того, как сижу и поднимаю руку, хожу, до ответов — привело к тому, что я стала бояться публичности. Среди людей чувствовала себя недочеловеком, у которого абсолютно всё неправильно…

Татьяна П., Санкт-Петербург

Мы немного прикоснулись к психологическим причинам стеснительности у детей. Как мы видим, давать установки на то, чтобы побороть стеснительность, перестать быть застенчивым и скромным, не работают. Здесь нужен иной подход — психологический. Поэтому деткам без помощи взрослых не обойтись.

Ребенок очень стеснительный что делать — советы психолога

Не стоит упрашивать ребенка не стесняться. Это ни к чему не приведет. Мы можем помочь ему и создать условия, в которых его таланты и способности засияют яркими искорками.

  • Не нужно внезапно выталкивать его на сцену. В подобных ситуациях страх будет только усиливаться, а проблема застенчивости и стеснительности так и останется нерешенной. Нужно давать ребенку возможность выступать вторым, третьим и обязательно хвалить за хорошую память и эмоциональность. Подчеркивать моменты, когда зрители откликались на его эмоции. Таких деток важно предупреждать заранее о выступлении, основательно учить роль и репетировать. И конечно же, очень важна поддержка мамы. Но об этом чуть позже.
  • Если эмоциональный ребенок стесняется, то это сигнал родителям: нужно активнее развивать его чувственность и эмпатию. Сделать это можно, читая вслух книги, благодаря которым ребенок учится сопереживать героям. Вместе слушать тихую классическую музыку. Сделайте это хорошей доброй семейной традицией — читать вслух ребенку перед сном. И обязательно затем обсуждайте поступки героев. При этом поставьте акцент на том, когда герои поступают благородно и помогают другим.

Стеснительному ребенку нужна поддержка мамы

Как цветку необходимы солнце и вода, чтобы расти и благоухать, так и любому ребенку необходима поддержка мамы. Уверенность в себе ребенок черпает из внутренних состояний мамы. Если она волнуется, испытывает серьезный стресс или даже просто не понимает, как устроена психика малыша, то это состояние бессознательно «считывается» любым крохой.

Родители и особенно мама — это самая главная «команда поддержки» для любого ребенка. Вы его главный болельщик. И если от вас, пусть даже без слов, идет волна осуждения и неприятия, то ваше чадо ощущает это как сильное психологическое давление, стесняется, зажимается.

Представляете, каких масштабов его травма? Он хочет быть самым лучшим в глазах мамы, а по факту ощущает себя недостойным.

Ребенок до шести лет связан с мамой психологической пуповиной. И ее состояния буквально напрямую перетекают к нему. Без слов.

Это подтверждают тысячи результатов родителей: состояния деток менялись после того, как мама проходила тренинг.

…В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети — это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной как я. И что я только не делала (посещения психолога, книги, и т.д. и т.п.), но дочь всё с меня «снимала…. Во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери!

Галина Д., педагог-психолог, Могилев

После тренинга каждая мама сама отвечает себе на вопрос, как можно помочь стеснительному ребенку, находит особые подходы к нему и даже способна давать подсказки психологам.

Если Вам интересно разобраться в талантах своего ребенка, Вы хотите быть психологически грамотной мамой, то записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг.

Автор Виктория Винникова, педагог
Корректор Мария Минаева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология — все о детях

25 Июн, 2020

Комментариев:

3

Просмотров:

344

Теги: Дети ответы

Источник