Ребенок не задает вопрос почему в 4 года

Отсутствие вопросов в речи — одна из «фишечек» аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: «Мама где?», а трехлетка этажом выше умучал родителей своими «почему».

Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос «Что это» заменялся суррогатом «Это…», без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: «Мама-папа, идем куда?».

Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: «Скажи: Что это?» Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.

На днях логопед подогнала нам интересную игру: «Спроси у мамы/папы?»

В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…

Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: «Что это?» Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: «Спроси у мамы/у папы…» и дают подсказку: «Папа/мама, что это?» Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.

Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: «на каждый вопрос: «что это?» требовать помощи у папы/мамы».

Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева — молоток, а справа — духи.

В игру «Кто это?» мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:

Книга с окошками. 199 рублей

Книга с окошками. 199 рублей

Книжка с окошками, за окошками — разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: «Кто это?»

Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : «кряк»- папа завопил от боли.

— Что сломал? — спросил сын у отца.

Аутичные дети:

— могут вообще не задавать вопросов;

— делать это грамматически неправильно;

— не выделять вопрос вопросительной интонацией.

Причин несколько:

— дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;

— круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;

— речь не развита на надлежащем уровне;

— есть просодические нарушения.

Когда учить ребенка задавать вопросы?

— во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;

— ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:»Что это» и только потом его задавать;

— лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.

Онтогенез вопросительных слов

до 1 года — Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)

до 2,5 года — Где? Куда?

около 3-х лет — Как?

старше 3-х лет Почему? Когда?

Как учить ребенка задавать вопросы?

1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.

2. Даем полную речевую подсказку: «Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …

3. Ребенок задает вопрос.

4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, «Где ложка?» / «Где стул?»/ «Где мой мишка?» ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.

5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.

В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.

Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?

Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?

Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?

Источник

Мальчик. 4,5 года. Не может поддержать беседу, проблемы с произношением.

Добрый день.
Проблема следующая.
Мальчик. Полных 4,5 года. Второй из двойни. Плановое кесарево сечение на 38-й неделе. Беременность и роды без осложнений.
7/8 по шкале апгар. Вес при рождении 3130.Рост 51см. Зовут мальчика Иван.
Физически развивался вполне нормально. Очки с полугода+заклейки. По сей день носит очки. Диагноз — сходящееся альтернирующее косоглазие(градус небольшой, почти незаметно)

По речи.
До трех лет оба ребенка говорили плохо. В основном это были звукоподражания и простые слова. Мама, папа, баба, дай, киса..
На комиссии перед детским садом поставили обоим зрр.
В сад пришли в 3,2года.Сразу пошла к логопеду. Логопед сказала, что рано. Ждите 5-ти лет. Заговорят.
С одним из детей так и вышло. Первый из двойни (Степан) разговорился за год. В данный момент говорит много, рассуждает, задает кучу вопросов, делает самостоятельные умозаключения. Может выучить простой стишок из 4-х строчек. Считает до 5-ти,знает все основные цвета и формы.Живой, подвижный, эмоциональный ребенок. По темпераменту скорее всего холерик.
Простите, пишу в этом топике сразу о двух детях. Просто хочу показать разницу. Между первым и вторым ребенком. Разговариваю я с ними одинаково, читаю те же книжки, занимаюсь одинаково что с тем, что с этим. Они растут в полной и любящей семье.
Ваня за эти 1,5 лет тоже сделал успехи. Он говорит. Но речь его скудная. В основном это короткие предложения по делу:мама, я хочу писать. Мама, я покушал. Спасибо, пожалуйста. Мама, включи мультики, Мама, я хочу спать. И т. Д. Говорит эти фразы хорошо и разборчиво. С остальными словами большие проблемы. Треугольник — тилигорник. Имя свое долго не говорил, потом сказал мне: я не умею. Сейчас если настроение хорошее может сказать свое имя — няня (с «в» беда). Имена всех членов семьи, включая бабушек, дедушек говорит хорошо, если спросить. Ребенок не задает никаких вопросов. Максимум, что он может, так это повторить.. Даже не знаю как объяснить. Он подражает брату. Идем мы по улице. Степа спрашивает что-то по делу. Например: почему снег так скрипит под ногами?Я объясняю. Ваня это слышит и тоже спрашивает:мама, почеНу трамвай? И я не знаю как реагировать…за эти полтора года ребенок не задал ни единого полноценного познавательного вопроса!
Трамваи, троллейбусы и поезда — это любимые игрушки Вани. Он может говорить мне:автобус едет по дороге, трамвай и поезд едЕт по рельсам. Путает окончания. Например может сказать: я испугалась. Поправляю. Падежи тоже путает. Не может нормально поддержать разговор. Ответы односложные. Да, нет, хорошо. Или переводит тему(надо же что-то говорить). Тема одна:трамвай, поезд. Иногда просто молчит, улыбается и не хочет отвечать на мои вопросы. Может просто не знает что сказать и как сказать?
Формы простые знает. И показывает без труда. Цвета путает. Стишок на новый год осилил всего две строчки из четырех и то не с начала. А две последние. До пяти считать не умеет пока, путает цифры.
Сам себя обслуживает лучше брата. Например одевается, раздевается, не путает обувь никогда, обращенную речь понимает тоже, выполняет все просьбы(принеси, положи, дай, найди, покажи и т. д) . Память хорошая, никогда не забудет свои игрушки. Может посмотреть на продуктовую упаковку в магазине и сказать, что это мы кушали, когда были у бабушки(летом гостили у бабушки) . На утреннике в саду танцует отлично. Т. Е. Запоминает хорошо движения.Но. Проблемы есть с крупной моторикой. На велосипеде так и не научился кататься, как не показывали. Не понимает, нервничает. На самокате катется хорошо с 3-х лет.
Сад не любит до сих пор. Второй год каждое утро плачет. Впечатлительный, ранимый. Чуть голос повысишь или не так посмотришь может «зависнуть». Замирает на время, а потом громко кричит.По темпераменту скорее всего интроверт. От стресса может описаться. Недавно летели на самолете. Описался потом в дороге два раза. Делает это молча,а после просится в туалет, а там уже…
С детьми играет другими с удовольствием. Правда в саду чаще в стороне со своей игрушкой, либо с девочками. Что один, что второй ребенок совершенно не агрессивные. Как с другими детьми, как и между собой. Могут иногда покричать друг на друга. Максимум в порыве игрушкой треснуть. Но это очень редко. Чаще живут дружно.
Сон у обоих с рождения хороший. Без проблем.
Ходила и в этом году к логопеду. Сказали ждать комиссии после нового года. Еще логопед сказала ни в коем случае не ставить звуки ребенку до комиссии. А я уже начинаю нервничать. Вдруг упустим время? Может у него не только зрр, но и зпр или еще какие проблемы похуже? Учить детей в разных школах — мой самый ужасный кошмар.
Т. Е. В целом вроде ребёнок как ребенок, но я вижу проблемы:скудная и неправильная речь, на фоне своего брата выглядит отсталым(умственно и психически).
Извиняюсь за такое сумбурное описание.
Вопросы:стоит ли ждать комиссии?
Пока ждем комиссии может нужно показать ребенка каким-нибудь врачам?
Насколько тяжелая ситуация в нашем случае?
Есть ли вообще шанс устранить все эти проблемы к школе?
Спасибо.

Читайте также:  Гипотонус мышц у ребенка 4 года

Источник

  1. Главная
  2. Архив

Время: 19:07  
Дата: 17 апр 2007

Нам 3.3, мальчик, говорит
плоховато, но в принципе понять можно,
допевает конец песенок, но совершенно не
спрашивает «почему?» мальчик из сада его
друг настоящий почемучка, а наш ничего не
спрашивает. Как научить спрашивать
«почему?»

Да счего вы взяли, что все
дети спрашивают «почему»?!
Есть много других вопросов:) Как? когда?
кто? что? куда? чем? кого? зачем?;)

Сообщение 28221306.   Ответ на сообщение
28220247 
Автор: Марабу    
Статус: Пользователь  

Время: 19:47
  Дата: 17 апр
2007

Подождите еще немножко —
«канал» может открыться в любой
момент:-)

 

попробуйте ему задать эти
вопросы…
например почему трава заленая, как ты
думаешь, или почему мячик катится, а кубик
нет….
может вашь ребенок сам знает…. может он
так называемые дети индиго…

  

Сообщение 28222005.   Ответ на сообщение
28221475 
Автор: Марабу    
Статус: Пользователь  

Время: 20:13
  Дата: 17 апр
2007

Это, наверно, автору топа:-) Я
то как раз только и успеваю отвечать, а
встречные вопросы начинаю задавать, когда
уже «достанет»

Погодите маленько, скоро
прийдете на форум с вопросом: как отучить
задавать вопрос почему?:)

Сообщение 28222730.   Ответ на сообщение
28220247 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 20:39   Дата: 17 апр 2007

тоже самое, даже возраст. зато
когда его спрашиваешь ответ всегда есть.
например
-Мама, болит пальчик.
-А почему у тебя пальчик болит?
-Потому что когда купался пену в ванной
кушал.
Хммм… как это я сама не догадалась. И
т.д. 🙂 Он все знает лучше нас. Чаще
кстати выводы верные. Я даже тут такой топ
заводила, постоянно спрашиваем почему,
почему, почему — и всегда отвечает свою
версию, но в ответ почему не задает.

Читайте также:  Полдник для ребенка 4 года

У нас тоже в 3,3 не
спрашивал.Зато сейчас 4,6 одни
вопросы.

Как можно раньше начинайте
читать ребенку вслух и не только сказки, но
и познавательные книжки. Так малыш будет
воспринимать слова в контексте определенной
ситуации, и у него начнут складываться
понятия о предметах, их свойствах и
функциях. Например, если ребенок будет
знать слово «вода», вы без труда сможете
объяснить ему, «почему суп мокрый, а хлеб
сухой». Да потому что все, в чем есть вода,
— мокрое, а в чем ее нет, — сухое.
у Вашего малыша задержка речевого развития.
Вот и вся причина, почему ребенок не задает
вопросов.
расширяйте словарь малыша. Задавайте ему
вопросы сами и скороя, я уверена, услышите
его первое ПОЧЕМУ?…
Педагог-логопед.

 

скажите, а как можно раньше,
это когда? 🙂 нам сейчас 7,5 мес., читаем
пока только стишки, и сказки рассказываем
сами (когда читаешь, не интересно)

  

Вы делаете все правильно.
Читайте, рассказывайте, просите показать
пальчиком на картинке.

 

Сообщение 28295035.   Ответ на сообщение
28281369 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 12:36   Дата: 20 апр 2007

хммм. я не педагог, но ещё раз
убеждаюсь что непрофессионалам проще
взглянуть на ребенка. У нас например нет
вопроса почему и нет задержки речевого
развития, говорит с 1,5 лет очень хорошо,
читает — дай Бог пятилетке столько читать.
Более того когда ему постоянно задешь
вопрос почему он чаще верно на него
отвечает, просто сам не любит задавать —
ЗНАЕТ ВСЕ САМ (как ему видимо кажется).
характер такой и как мне правильно девушки
написали есть масса детей, которые вообще
этот вопрос не задают (ни в 5, ни в 7, ни в
10, ни в 12 лет, сначала думают что все
знают, потом умеют и хотят этот вопрос
задать именно самим себе и найти ответ
самостоятельно) — это лучше, чем почему
каждую минуту, причем по одним и тем же
поводам.

  

Да ладно вам. Вашему ребенку
же только 3? Еще будет спрашивать)

   

Сообщение 28306378.   Ответ на сообщение
28300317 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 18:22   Дата: 20 апр 2007

разве к этому написала? Я не
расстроюсь, если вопроса почему не будет
🙂 Просто помимо проблем есть и
индивидуальные особенности у людей, и
вопрос почему я бы скорее к этому отнесла.
для меня важнее не вопрос, а чтобы он
действительно интересовался — почему, а уж
каким путем и кому он этот вопрос задаст —
вслух или про себя это уже не особенно
важно.

    

А, извините. Хотя все равно
мне кажется. Вы рановато делаете выводы,
что он не почемучка. На каком-то этапе
детей вдруг перестают устраивать
придуманные ими ответы, и они хотят знать,
как на самом деле. А об этом от себя узнать
нельзя, можно только от взрослых, или из
книги, или из диска, или из компа.

  

Возрас ПОЧЕМУЧЕК примерно 4-5
лет. Ваш малыш вырос из этого возраста, тем
более, что он сам прочитав что-либо может
ответить на свои вопросы.
Ребенок растет не по дням, а по часам.
Вернее минутам и секундам. И это не
фигуральное выражение и относиться оно не
только к физическому росту. Каждую секунду
наши дети ловят, впитывают и усваивают
новую информацию. Причем создается такое
впечатление, что ловят они ее буквально из
воздуха (если не предоставить другой
возможности!). На родителях лежит огромная
ответственность, прежде всего за качество
этой информации и пути ее получения.

Читайте также:  Атаракс для ребенка 4 года

Согласитесь, что сегодня нет недостатка в
информации. Скорее наоборот, наблюдается
переизбыток в данной сфере, что особенно
тяжело это сказывается на детях. Телевизор,
компьютер, радио, афиши, окружающие люди… В
этом «море» новых знаний нужно успеть
разобраться, отсеять то, что не нужно,
необходимое отложить про запас, все
расставить по своим местам. И еще – не
захлебнуться.
Но! Дорогие товарищи взрослые! Все развитие
ребенка обусловлено общением с близкими
взрослыми. Так сказано в одной умной книжке
по детской психологии. Сфера общения
ребенка формируется в основном до 4-5 лет и
если все это время ребенок «общался» в
основном с телевизором или подобной
техникой, то и не ждите в более старшем
возрасте от своего чада теплого душевного
общения. Родители – основной, а иногда и
единственный источник знаний для своих
детей именно в дошкольном возрасте.
Наверное, сегодня быть родителем стало
намного тяжелее: приходиться думать,
предвидеть, успевать и все в рамках
«золотой середины»! Вся мудрость, все
терпение, все силы не жалко положить на
этот алтарь. Ведь наши собственные дети –
они самые-самые! Нашим Почемучкам нужны
любовь ласка, забота. Можно быть родителями
и без всяких ученых степеней, с «тремя
классами церковно-приходской школы», но
мудрыми и чуткими, готовыми ответить на
любой вопрос своего чада, пусть по-своему.
Ребенок будет знать, что его интерес и
потребность во внимании не останутся
безответными.
Педагог-логопед.

   

Сообщение 28310918.   Ответ на сообщение
28310534 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 21:04   Дата: 20 апр 2007

не поняла почему это для меня
написано — моему то ещё 3,3 🙂 А по поводу
телевизора вообще не поняла лекцию 🙂 У
нас вообще телевизор ребенок не смотрит,
даже мультики не любит 🙂 Написано все
правильно и книга наверное правда умная но
не поняла почему это для меня процитировано
🙂

    

Вы написали «дай Бог пятилетке
столько читать», я подумала малышу пять. А
написала это не только для Вас, а вообще
для родителей.

     

Сообщение 28311396.   Ответ на сообщение
28311293 
Автор: Полька    
Статус: CELEBRITY BRONZE
 

Время: 21:18   Дата: 20 апр 2007

у меня просто ниже дата
рождения ребенка стоит 🙂

3,4 тоже не спрашивает
«почему». Любимые вопросы «Кто это?», «Я
кто?», «Ты кто?» и «Мама, я где?» 🙂

Сообщение 28293142.   Ответ на сообщение
28220247 
Автор: pepsi    
Статус: Пользователь  

Время: 11:42
  Дата: 20 апр
2007

А я б радовалась, потому как
эти 2почему2 они же просто
бесконечные!:)

Не переживайте, начнет еще спрашивать, у
некоторых деток «почемучный» период
начинается ближе к 4 годам.

Подождите, скоро начнет!!!
Будете вспоминать эти спокойные времена! К
вечеру язык на плече будет! Ни какая работа
менеджера не сравнится с ответами на
вопросы вашего почемучки!

Сообщение 28224035.  
Автор: июльская    
Статус: Корифей  

Время: 21:24
  Дата: 17 апр
2007

в 4 еще наплчитесь от этого
отзвечного почему

Сообщение 28291043.  
Автор: Карма Н    
Статус: Пользователь  

Время: 10:48
  Дата: 20 апр
2007

Рано еще. Вот если в 5 лет не
спрашивает «почему?», это повод спросить
«почему?»)

Сообщение 28300699.  
Автор: Оля-ля-ля    
Статус: Пользователь  

Время: 15:14
  Дата: 20 апр
2007

Мой тоже не спрашивает, ему
три и один. ждемс. а пока устраивает
альтернативная форма выяснения устройства
мира: если кран включить, то.. и ждет. а
потом сам добавляет, а если не включить, то
руки не помыть. в общем, не в форме
вопроса, а суть одна. но ПОЧЕМУ тоже
ждем:)

Сообщение 28332913.  
Автор: Smilla.fi    
Статус: Пользователь  

Время: 22:02
  Дата: 21 апр
2007

А другие вопросы задает? Наша
дочь, кстати, так и задавалась вопросом
«почему». Просто попозже появилось много
других вопросов. Я думаю, во многом оттого,
что мы очень этих вопросов ждали и спешили
объяснять многое, так и не дождавшись. т.е.
не давали как следует интересу
проснуться.

Сообщение 28333157.  
Автор: Перечница    
Статус: Корифей  

Время: 22:13
  Дата: 21 апр
2007

ну, у меня ребенок не так
давно начал. не могу припомнить, когда
точно началось, но как-то вроде после 3-х,
ближе к 3.5. зато сейчас от вопросов спасу
нет…

Сообщение 28341108.  
Автор: КЫСА    
Статус: Пользователь  

Время: 12:15
  Дата: 22 апр
2007

Я не спрашивала почему, хотя и
говорила прекрасно с раннего возраста. Ну
просто было не интересно, интересовало кто,
что, где и т.п. А вот сыну интересна
причина всего, он почемучка конкретный,
спрашивает где-то с 2.5. правда сначала это
звучало «А потому что чё?» и потом уже стал
говорить «почему». Но правда у него речь
очень развита

Источник