Ребенок не верит в себя в 5 лет
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- дети в семье
- семейные отношения
Вера в себя — это внутреннее чувство уверенности в достаточности сил, навыков или знаний, чтобы сделать какое-то дело.
Вопреки популярному представлению, её нельзя сформировать родительской похвалой. Устойчивая вера в себя вырастает только из положительного опыта: ребенок пробует что-то сделать, и ему это удается. Если не удается с первого раза — он получает достаточно поддержки от родителя, чтобы попробовать еще и получить-таки нужный результат.
Как ведет себя уверенный ребенок? Он бойкий и активный, не тушуется, быстро соображает, смело пробует новое, легко идет на контакт.
Положительный опыт складывается из четырех компонентов: способность адекватно оценить задачу; смелость, чтобы за нее взяться; навыки, чтобы получить положительный результат; уверенность, что в случае неудачи он сможет исправить последствия.
Задача родителя — с самого раннего детства организовывать условия для получения этого опыта, поощрять инициативу ребенка и давать качественную обратную связь.
Условия роста
Что значит «организовать условия»? Мы ставим перед ребёнком задачи, которые адекватны его возрасту и уровню развития. Для начала те, в которых у него высок шанс на успех (то, что у Выготского называется «зона ближайшего развития»).
Если задача будет слишком сложной — ребенок потерпит неудачу и расстроится, а может и вовсе откажется пробовать дальше. Есть мнение, что первый опыт, первые шаги в любой новой деятельности должны быть приятными и результативными, пусть самыми маленькими, но с положительным итогом — это залог интереса к освоению новой сферы.
Но если задачи всегда слишком легкие, «заниженные», не адекватные возрасту — их успешное выполнение, конечно, будет доставлять радость ребенку, но приведет к замедлению развития.
Сложность задач должна нарастать постепенно, когда предыдущий положительный опыт уже закреплен, чтобы ребенку всегда было на что опереться. Он получает всё больше опыта, удовлетворение от самостоятельного решения разных типов задач, порой, достаточно сложных. Это и есть не иллюзорная, а твердая устойчивая основа веры в свои силы.
У тебя есть три попытки
Хотите, чтобы у ребенка не было страха перед новой деятельностью — поощряйте его инициативу и давайте качественную обратную связь.
Здесь рекомендации такие: мы разрешаем ребенку пробовать делать то, что он просит: залезть на горку, подмести пол, погладить футболку, но следим за тремя вещами: обеспечиваем безопасность, проговариваем правила поведения в подобной ситуации, и, если задача оказалась слишком сложной, — поясняем, каким навыкам ребенку предстоит научиться, чтобы её выполнять.
Здесь же даем качественную обратную связь. Что это такое? Это когда мы отмечаем, что именно при выполнении действия у ребенка получилось хорошо и комментируем, что можно добавить.
Как это выглядит на практике.
Дочь пяти лет захотела сама погладить себе кофту. Обеспечиваем условия: мама для первого раза выбирает кофту, которая легко гладится (гарантия положительного результата) и которую не жалко выкинуть в случае неудачи (чтобы неудачный опыт не стал травмой). Объясняет, какие температурные режимы есть у утюга, вместе выбирает соответствующий. Показывает, насколько горяча поверхность, и как нужно его держать, чтобы не обжечься. Рассказывает, что изделие нужно гладить с внутренней стороны. Отдает ребенку утюг, находится рядом, поддерживает, отмечает положительные моменты по результату, даже если кофта оказывается не идеально выглаженной, комментирует, что нужно добавить в следующий раз, чтобы получилось лучше.
Проживаем неудачи
Еще одна основа веры в себя — это понимание, что ошибки не фатальны и случаются со всеми, нужно просто знать, как их исправить. Проговаривайте для ребенка, в чем причина его неудачи в конкретной ситуации. Ругать ребенка — никогда не конструктивно. Это привьет ему чувство вины, но не научит вести себя по-другому. Необходимо проговаривать, что именно помешало выполнить задачу и как сейчас устранить последствия («Ты ошибся в примере, потому что отвлекся на уведомления на планшете. В следующий раз отключай планшет, когда садишься за уроки. Реши ещё один подобный пример в тишине»).
Покажите, каким образом ребенок сам может исправить ситуацию и дайте ему возможность сделать это. Сломал чужую игрушку — объясните, почему другой ребенок плачет и посоветуйте извиниться и предложить взамен какую-то из своих.
Если ваш ребенок будет видеть, что он смог исправить ситуацию — это будет давать ему то самое чувство уверенности, что он всегда сможет справиться с последствиями. В конечном счете опыт успешного выхода из конфликтов и исправления своих ошибок — основа того, что ребенок не будет бояться пробовать что-то новое.
Что не помогает сформировать веру в себя
Избыточная похвала без повода или за несоразмерные «достижения» — имеет обратный эффект. Когда родители захваливают ребенка за любые проявления, не обучая алгоритмам действия — они формируют неадекватную завышенную самооценку, что никогда не равно уверенности в себе. Интуитивно ребенок понимает, что оснований для такой самооценки нет, и когда встречается с необходимостью решать конкретные задачи, он либо вовсе избегает их (инфантилизм), либо попадает впросак, не соизмерив масштаб задачи с масштабом своих реальных навыков. Например, берется за амбициозные задачи и проваливает их, сталкиваясь с общественным осуждением и собственным стыдом. В первых раз соприкоснувшись с тем, что не всё, что он делает, замечательно только по одному своему факту, ребенок переживает сильный стресс.
Это может привести к тому, что он либо вовсе потеряет веру в себя, замкнется и потеряет интерес к достижениям, либо продолжит думать о себе в превосходной степени, но, чтобы не расставаться с иллюзиями, будет избегать приниматься за реальные дела. Обе позиции слабы, потому что не дают почувствовать уверенность в условиях реальной жизни, а также затрудняют выстраивание взрослых взаимоотношений.
В обществе существует конкуренция: за «красивые глаза» не удержаться, не будут все относиться к человеку, как любящие родители, и детям надо объяснить это. Успешен будет тот, кто адекватно оценивает силы и задачи, берется за них и получает положительный результат.
Ирина Винник
В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка
Пройти тест
Источник
Автор: Яна Кшесинская
Неуверенность – откуда она появляется
Её признаки можно заметить в любом возрасте, у взрослых и детей. Это боязнь предпринимать какие-либо действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, знаниях, способностях.
Чаще всего это приобретенное качество, которое появляется вследствие неудачного опыта, запоминающегося поражения, боли. Так же это может быть следствием воспитания ребенка.
Когда и почему появляется неуверенность?
Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.
Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.
- Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.
- На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка. Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.
- Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»
- Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка. Об этом важно помнить.
Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.
Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость. Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.
Уверенный ребёнок – какой он?
Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.
Качества, характерные для уверенных в себе детей
Способность быть лидером.
Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки. Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку.
Умение нормально воспринимать критику.
Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.
Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.
Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.
Может защитить себя и других.
Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию.
Артистичность и непосредственность.
Он легко выражает себя, смеётся и плачет, проявляет эмоции и знает, что это нормально.
Признаки, того, что ребенок вырос неуверенным:
- Cкрытность и замкнутость в себе
Он редко рассказывает, что с ним происходи, не любит отвечать на вопросы о его настроении и чувствах. - Он мало общается
Конечно, необщительность может быть просто чертой характера, и далеко не все люди любят много общаться. Но обратить внимание на то, что ребенок больше любит быть один, чем в обществе – стоит. - Он робок
Что-то понадобилось, а он боится сказать о своей потребности, терпит неудобства и ждёт, пока все решится, само собой. - Подражает уверенному в себе другу
Для детей подражание характерно, однако, если вы заметили в ребенке что он делает это слепо и с без критики. Просто он видит уверенного в себе ребенка и хочет быть «как он». - Ему сложно установить контакт с незнакомыми
Спросить дорогу, да и просто заговорить с новыми людьми – проблема для неуверенных детей. - Самооценка занижена
Ему всегда кажется, что у него не получится, а если ему улыбнулась удача, то он не радуется победе в полной степени, а думает, что это ему просто повезло. - Упрямство и заторможенность
Эти качества в ребенке связаны с боязнью нового. Ему сложно адаптироваться в новых ситуациях, такие дети стремятся оставаться в знакомой и привычной обстановке.
5 советов родителям от подростков – как воспитать в ребенке уверенность
Замечали ли вы, что после ссоры с вами ребенок убегает в свою комнату в слезах? Пользуйтесь ли вы методом: разозлить, указывая на его недостатки, думая, что после этого он будет стремиться стать лучше? Если да, то вы должны понимать, что таким способом вы ничего не воспитывайте в ребенке, а просто травмируете психику и сами формируете у него комплексы!
- Любите его таким, какой он есть, и помогайте стать лучше. Замечать в ребенке все его недостатки и указывать на них, называть его толстым, глупым, некрасивым. Замечаете проблемы с кожей – сходите вместе с ним к косметологу и получите рецепт, как избавиться от прыщей. Посетите стоматолога и решите вопрос с зубами. Пусть стилист поможет выбрать правильную стрижку. Поверьте, ребенок будет вам очень благодарен за то, что вы помогаете ему стать лучше, а не указывайте на недостатки.
- Будете справедливы и правдивы. Не говорите говорить ребёнку, что он самый красивый или самый умный. Такой способ приводит к высокомерию, что не очень любят в компаниях, а когда такой подросток встречает конкурента – тоже красивого и умного – он не знает, как с этим справиться. И может пойти на все, чтобы доказать своё превосходство. А если не получится – то он ощутит себя самым «плохим» и несчастным.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими! Во-первых, возникает неприязнь к тому человеку, с которым тебя постоянно сравнивают. Во-вторых, совершенно нет никакого желания походить на него или стать лучше. Хочется сделать всё наоборот.
- Делитесь своими проблемами. Так он поймёт, что жизнь – не вечный праздник. Он научится адекватно воспринимать удачи и поражения, опираясь на ваш опыт.
- Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать.
Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога
Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.
- В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
- У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
- Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
- Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
- Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
- Я не знаю, когда… Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
- Что тебя успокаивает, помогает?
- Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
- Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
- Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
- Страдаешь ли ты от депрессии?
- Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
- Спасибо за интервью!
Комментарий психолога:
Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.
10 способов – как развить в ребенке уверенность
- Найти увлечение, в котором ребенок будет успешен. Ведь хобби делает нас уникальными! Он отлично поет, быстро бегает, хорошо танцует или рисует – подберите дело по душе! Или, например, кто-то может похвастать коллекцией из ста пятидесяти машинок, или коллекцией, в которой двести помад красного оттенка? А может быть
- Помогите ему любить себя, увидеть достоинства. Говорите о том, что у него подучается, хвалите за дело. Делайте акцент на сильных сторонах.
- Обсуждайте промахи и не придавайте им фатального значения. Даже 2-ка на экзамене, или контрольной – не конец света! Поверьте, оценку исправить гораздо прозе, чем вернуть ребенку веру в собственные силы.
- Поощряйте эксперименты — если есть что-то ребенок хочет изменить, даже в своей внешности, можно в этом помочь. Почему бы не сделать новую стрижку, не подобрать новый стиль в одежде? Помощь родителей в этом буде оценена! И отношения с ребенком станут лучше, и уверенность в себе вырастет. Кстати, существуют специалисты, которые помогут подростку подобрать новый стиль. Можно предложить девочке посетить курсы по созданию имиджа.
- Напишите ребенку письмо, в котором друзья и родственники перечислит в все, что им в нём нравится и подарите этот конверт.
- Заведите для школьника дневник успеха, в котором ребенок может отмечать свои удачи, и вместе заполняйте его. Научите его ставить цели, и достигать их.
- Курсы по развитию уверенности – отличный вариант. Во-первых, здесь можно найти друзей, у которых такие же проблемы. Во-вторых, хороший психолог и работа в группе на тренинге помогают увидеть сильные стороны и стать увереннее.
Мини – тест: на сколько мой ребёнок уверен в себе?
Мы подготовили для вас простые вопросы, ответив на которые вы узнаете, на сколько ваш ребёнок верит в собственные силы.
Так же, по итогам теста вы получите рекомендации психологов нашего центра.
Пройти тест
Развитие уверенности в себе в ребенке — помощь в центре К.О.Т.
В центре К.О.Т. работают профессиональные детские и подростковые психологи, которые успешно решают вопросы по развитию уверенности у детей и подростков. Работа может проводится как в форме индивидуальных консультаций, так и на тренинге, в группе. Для этого разработаны специальные программы для детей разного возраста, с учётом особенностей и основных задач развития ребёнка.
Курс «Я уверен KIDS» для детей 6-8 лет
Курс «Я уверен» для школьников 9-11, 12-14,15-17 лет. Занятия поводятся в мини группах по возрастам.
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Источник