Ребенок не слушается дерется ребенку 3 года

Ребенок не слушается в 3-5 лет — 18 практических советов психолога
Читайте также: Ребенок не хочет учиться. Легкий способ, как все исправить (советы психолога)
2) Будьте в меру требовательны.
Если чересчур баловать своего малыша, он непременно вырастет эгоистом, полностью неприспособленным к жизни. Следите также за тем, чтобы бабушки и дедушки тоже соблюдали это правило.
3) Беседа вместо наказания
Это очень действенный метод. Попробуйте вместо того чтобы наказать за проступок малютку, поговорите с ней. Пусть малыш объяснит свое поведение. Выяснив все непонятые моменты, Вы проясните ситуацию и укажите крохе на ее ошибки. А не прибегая к наказанию Вы улучшите взаимопонимание и получите больше доверия.
4) Учитывайте, что детей до трех лет наказывать вообще не стоит.
5) Всегда обращайте внимание на плохое поведение.
Если решили наказать, делайте это без лишних раздумываний. Но это не значит бить или использовать другое физическое наказание. Можно не давать сладкого или запретить мультики.
6) Используйте собственный пример.
Это очень действенный способ для того чтобы улучшить поведение. Например, малыш не хочет есть кашу. Приведите в пример папу. И скажите, что он стал таким большим и сильным только потому что всегда ел кашу, когда был маленьким.
7) Не нужно использовать нецензурную речь в присутствии крохи.
Также, если кроха повторила за кем-то другим плохое слово, не пропускайте это мимо ушей. Объясните ему, что это слово неприлично говорить. Это необходимо для того чтобы ребенок понимал разницу между “хорошо” и “плохо”. Этот навык поможет ему в будущем при выборе окружающих людей и друзей.
8) Требования родителей к ребенку должны быть твердыми и последовательными.
Если вчера Вы не разрешали что-то делать, то сегодня это тоже нельзя разрешать. Малейшее уклонение в сторону и крошка обязательно это запомнит и в будущем использует в своих интересах. Требования отца и матери не должны различаться. В противном случае у малыша будет шанс выбирать чьи требования выполнять на этот раз. В итоге наступит время, когда его непослушное поведение выйдет за границы нормы и сделать с ним что-то будет нелегко.
9) Родителям очень полезно будет использовать принцип, который обосновал Фриц Перлз, немецкий ученый в области психотерапии.
Называется он “собака сверху” и “собака снизу”. Первая из собак основывается на жестком прессинге: угрозах, приказах, властном давлении и авторитарном поведении. Вторая – полная ее противоположность. Она действует в обход, основываясь на лжи, лести, саботаже, слезах, шантаже и других манипуляциях. При условии что обе они находятся в противоречии, то выигрывает более гибкий и хитрый – “собака снизу”. Поэтому вместо категоричных приказов ищите более мягкий и мудрый подход к своим детям.
10) Если Вы считаете своего малыша 3-5- лет совсем глупым и несмышленым, Вы ошибаетесь.
В этом возрасте кроха начинает наблюдать и запоминать поступки взрослых. Заплакал и дали конфетку, чтобы успокоить? В следующий раз кроха будет плакать еще громче.
11) Список правил и ограничений должен быть конкретным и четким.
Постарайтесь рассказать крохе об этих запретах таким образом, чтобы не вызвать у него чувства обиды и разочарования. Слишком много жестких правил отрицательно повлияет на психику ребенка. Диктатура не способствует теплым отношениям. Но и слишком мягкое воспитание к хорошему не приведет.
12) Например, основные запреты могут быть такими: нельзя драться, мучить котенка, вылезать в окно.
Этим требованиям должны следовать все неукоснительно. Также нужно объяснять почему существует тот или иной запрет. Потому что я так сказала – это не подходит. Причины должны быть понятными, например, нельзя вылезать в окно, потому что это опасно.
13) Давать пояснения, что так поступать нельзя нужно с дружеским интонациями, а не с требовательным.
Вы бы сами отнеслись негативно к собеседнику с приказным тоном.
14) Некоторые из правил должны иметь гибкость.
Если малыш хочет стрелять из рогатки,пусть делает это там, где нет людей. Если появилось желание залезть в лужу, пусть наденет резиновые сапоги.
15) Важно понимать, что непослушное поведение не выходит за границы адекватного развития.
Просто сейчас такой период. Пройдет 1-3 года и он сменится другим. Наоборот если Ваша кроха всегда молча повинуется, не проявляет эмоций, то стоит над этим задуматься. Это может быть психологическое расстройство.
Случай из практики:
На консультацию обратилась Татьяна с 4-х-летней дочкой Катюшей.
Психолог: расскажите подробнее, в чем Ваш вопрос?
Татьяна: Какая-то слишком послушная у меня дочь…Никогда не могу понять ее желания и мысли. Если будет к ней какая-то просьба, делает молча. Никогда ни одного слова против. Последний раз слышала, как она громко смеялась наверное года в 1,5…Я удивляюсь, что даже при явно несправедливой ситуации, дочь не проявляет сопротивления, как другие дети. Соседка с завистью утверждает: “Чудо, а не кроха!” А я чувствую, что что-то не так. Как будто со всем уже смирилась Катя, растет с детства несчастной.
Психолог: Да, Вы не зря беспокоитесь. Но ситуация вполне решаема. У Кати подавлены эмоции. Ей необходимо вспомнить, как они переживаются. Удивление, радость, злость – все это эмоции, которые мы проживаем каждый день. Для этого нужно выполнить 3 шага.
1) Близкие родственники, проживающие в доме с Катей не должны ходить напряженные и сердитые. Как будто скоро конец света настанет. Ребенок всегда копирует поведение взрослых. Как может кроха научиться смеяться, если никогда не видит этого в окружении?
2) Когда Катя шумно играет, к этому должны относиться с пониманием. Малыши никогда не шумят специально. Если взрослые все время ограничивают ребенка в проявлении чувств, со временем ребенок перестает сопротивляться.
3) Нельзя запрещать девочке выражать негативные эмоций, такие как плач, крик, злость, негодование. Если есть обстоятельства для этого, то это абсолютно нормально.
Есть 2 детские игры для развития отрицательных чувств:
– Малыша одевают отрицательным героем. И в костюме этого персонажа кроха может вести себя как ей хочется плохо. Если Вы поддержите ребенка и присоединитесь к игре, малыш окончательно потеряет страх быть наказанным и раскрепостится.
– Участники встают в круг и бросают по очереди мяч. Тот кто бросает придумывает прозвище тому, кто ловит. Ты – сельдерей. Ты – камень. Ты – метла. Эта игра сближает людей. Если мы умеем проявлять в присутствии другого человека сильный негатив, значит он не безразличен.
Важно: Дети не хотят подчиняться не самим правилам, а тому, как это преподносится. Если Вы хотите, чтобы малыш уважал Вас и окружающих людей, сами относитесь к нему с уважением, а не как к марионетке в полной Вашей власти.
16) Лучшей моделью поведения с ребенком будет доверительные отношения.
Учитесь с самого раннего возраста своей крохи быть ей лучшим другом. Тогда Вы всегда будете в курсе проблем малыша и всего, что происходит в его внутреннем мире. В отличие от авторитарного поведения в таком стиле общения кроха всегда может задать вопросы. Не опасаясь при этом навлечь гнев строгого родителя. Если нужно, чтобы ребенок что-то выполнил, задавайте вопросы, типа: Ты можешь мне в этом помочь? Могу я попросить тебя собрать игрушки?
17) Когда ребенок занят другими делами, то нужно сначала привлечь его внимание.
А потом уже просить его что-либо сделать. Маленькие дети играют очень увлеченно и не слышат происходящего вокруг. Тем более не нужно кричать крохе из другой комнаты. Даже взрослые иногда не могут разобрать, что от них требуется в такой ситуации.
Чего же вы хотите от своего малыша? Естественно приходится повторять по 10 раз. А на десятый раз вы уже теряете терпение. Поэтому если малыш занят и его внимание увлечено не вами, то помогите ему закончить с этим. И только после этого обращайтесь к нему.
18) Интонация не должна быть не только чересчур требовательной и строгой, но и извиняющейся. Если вы просите ребенка что то сделать и заранее боясь его недовольной реакции как будто упрашиваете его и уговариваете, он с легкостью может проигнорировать ваши слова. Посчитав их неважными.
Какое наказание выбрать?
1) Физическое наказание
Если родители прибегают к такому наказанию, то высока вероятность рано или поздно перейти границу и начать жестоко обращаться со своим ребенком. Поэтому если у вас возникает желание дать шлепка малышу, то остановитесь, осмыслите происходящее и придумайте более адекватный вид наказания.
2) Лишение приятной вещи, которая была обещана.
Или, например, не вещи а прогулки в зоопарке. Этот способ наказания гораздо лучше предыдущего. Так как он позволяет без применения насилия указать на плохой поступок.
3) Словесное наказание.
По-началу этот способ кажется довольно мягким. Но на самом деле угрозы и унижения в ответ дают злость, подавленность, обиду. Разве вы хотите, чтобы Ваша кроха чувствовала это по отношению к Вам? Тем более в результате такого воспитания вырастает человек с низкой самооценкой. Что влечет за собой множество проблем в его жизни. Лучше наоборот хвалить малютку даже за самую мелочь, и указывать на его положительные качества.
4) Изолирование
Многие родители ставят свое чадо в угол или запирают в комнате. Этот способ достаточно хорош, но перед тем как наказать малыша таким образом стоит объяснить ему за что он это заслужил.
5) Физическая работа
Насильное принуждение крохи к уборке в комнате или для более старших детей к труду в огороде не очень хорошо влияет на ребенка. Работа из-под палки приводит к неправильному формированию оценки восприятия жизни. Если Вы применяете такое наказание из малыша вырастет человек, не имеющий особого желания достигать успеха в учебе или карьере.
Ошибки родителей
1) Непонимание психологии маленьких детей
У малышей очень слабая сила воли. Ее усиление наблюдается лишь при наступлении подросткового возраста. А это значит, что крохам сложно не замечать своих желаний и потребностей, фокусироваться на заданной цели. Еще сложнее преодолеть себя и вести себя хорошо, когда навалилась усталость или плохое самочувствие. Ведь именно уставшие дети больше всего капризничают и не слушаются.
Часто возникают такие ситуации, когда родителю нужна самостоятельность и помощь малыша, а он совсем не хочет выполнять просьбу. Например, мама после прогулки попросила раздеться, пока она занята младшим братом. В обычных условиях малыш легко это выполнял. Но вот когда он устал, он только капризничает и отказывается.
Как исправить ситуацию?
Только хитрости детской психологии помогут в этом случае. А именно различные соревнования, игры, сказки и другая мотивация, которая поможет малышу преодолеть трудности, набраться сил и выполнить то, что его попросили.
Что думают родители о таком поведении?
На самом деле большинство родителей вместо того чтобы мотивировать малыша и помочь ему, начинают упрекать, критиковать, проявлять недовольство. Ведь родитель думает, что ребенок поступает так назло.
2) Неумение контролировать
Так же у крох 3-5 лет недостаточно развит самоконтроль. Подумайте как следует, ведь и Вам взрослому человеку иногда бывает достаточно трудно переключиться с чего-то приятного на нужное. Например, от просмотра сериала к пробежке в парке. Именно поэтому и малыш не бежит со всех ног выполнять вашу просьбу.
Недостаточно для того чтобы вас услышали сказать 1 раз и удалиться, занявшись своими делам. Ребенка нужно проконтролировать и помочь ему переключиться от игры к Вашей просьбе. А если вдобавок мать или отец после раз сказанного и не увидев результата начинает кричать и ругаться, у малыша появляется негативное отношение к Вашим словам. И он начинает не слушаться еще больше.
Выход:
После того, как Вы дали малышу инструкции, не бросайте его один на один с ними. Просто помогите ему закончить то занятие, чем он занимался до просьбы и начать делать, то что Вам нужно. Но и это еще не все. В процессе выполнения, скорее всего чадо будет снова терять внимание и отвлекаться.
Для этого вы и должны следить и контролировать. А когда происходит переключение внимания, снова подталкивать его к незаконченному делу. Таким образом можно научить малыша последовательности – главному секрету достижения успеха. А раз испытав успех, кроха будет уверена в своих силах и к следующим вашим просьбам относиться более радостно и с энтузиазмом.
3) Неумение поощрять
Часто бывают такие случаи, когда чадо плохо себя ведет, мать или отец пытаются его образумить различными способами. И наконец малыш меняет поведение. Родитель же никак на это не реагирует, считая хорошее поведение само собой разумеющимся. Или даже произносит что-то с упреком: “Неужели ты успокоился!”
Игнорировать хорошее поведение ни в коем случае нельзя. Из-за этого кроха не получает знания о том, что правильно и хорошо, а что нет. То есть получается, когда он ведет себя приемлемо, Вы никак не реагируете на это. Поэтому ребенок и не в курсе, как нужно вести себя хорошо, так как он не получает должного внимания в этом случае.
Если же в добавок к отсутствию похвалы Вы критикуете за плохое, то все что слышит от вас ребенок – это критика. В результате у крохи формируется негативное отношение к Вашим словам, и он совсем теряет стимул вести себя хорошо.
Поэтому всегда поощряйте, хвалите за хорошее поведение. Делать это можно словом, взглядом, улыбкой. Но так, чтобы у ребенка выработалось понятие, что именно вы поощряете.
Итак, в этой статье Вы получили подробные советы, как действовать, когда Ваша кроха 3-5 лет проявляет непослушание. Обязательно применяйте их на практике, и Ваш малыш станет вести себя все лучше и лучше. Если же Вы сомневаетесь, что подходит именно Вашей крохе, мы всегда можем помочь Вам в этом.
Наши опыт и многолетняя практика в консультировании детей и их родителей помогут решить Ваши проблемы. Именно индивидуальная консультация психолога онлайн способна решить вопрос в максимально короткие сроки, что будет только на пользу Вашему чаду.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Навигация по записям
Источник
Практически каждая мама сталкивалась с агрессией у 3-летнего ребёнка. Неважно, где он дерётся: на площадке, дома, в магазине или в гостях. Многие отмечали, что временами их малыша «как будто подменили». Причин такого поведения множество, рассмотрим подробнее, чем обусловлено такое поведение в 3 года, и как правильно вести себя родителям.
Причины
Агрессивность у трёхлетки может возникать по следующим причинам:
- Возрастной кризис.
В три года дети переходят на новую ступень психофизического развития. В этот период происходят следующие изменения:
- выделение себя из окружающей среды (самосознание, Я – есть);
- формирование воли и характера, как черт личности (появляется: «я могу», «я хочу»);
- проявление самостоятельности в действиях;
- развитие активного словаря, словотворчества;
- усовершенствование двигательных навыков (мелкой моторики);
- попытки формировать социальные контакты.
В этом периоде физический рост замедляется, но происходят существенные изменения в нервной системе. Все эти изменения отражаются на эмоциональной сфере малыша, что может сопровождаться вспышками агрессии.
- Окружение.
Если вспышки злобы возникают постоянно, возможно это «отрепетированная» модель воздействия, которую трёхлетка у кого-то позаимствовал. То же самое касается и словесных нападок, дети легко запоминают нехорошие слова, особенно нецензурные. Как это ни странно, но подобные «сюрпризы» часто приносятся из детского сада.
Пример: Дедушка, с которым живёт мальчик, постоянно кричит на кота: «ах ты, подлюга!». Мальчик стал так же кричать на девочку, которую видел каждый день во дворе.
Сюда же можно отнести авторитарное воспитание или отчуждённое отношение матери к ребёнку. Если мать мало уделяет внимания малютке, критикует его, или он чувствует, что мама его не любит, то негативные выпады – результат детских переживаний.
- Ситуация.
Часто у детей раннего детства вспышка гнева – это реакция на значимую ситуацию. Так малыш выражает свое недовольство или неприязнь.
Пример: у ребёнка отобрали игрушку или ему не купили то, что он так долго просил. Протест выражается в замахивании руками, сопровождается словесными выкриками.
- Стремление быть лидером.
Детки в этом возрасте любят быть во всём первыми. Это можно наблюдать на любой детской площадке: самый активный карапуз несётся, сшибая и отталкивая других на своём пути к заветной цели – свободным качелям.
Другой пример: активный ребёнок на горке толкает других детей, чтобы самому быстрее пробраться к спуску.
- Психоневрологические проблемы.
У детей с органической или функциональной патологией ЦНС вспышки ярости – сопутствующие симптомы заболевания. В данном случае ребёнок должен наблюдаться у психиатра. Здесь злоба может быть направлена на других детей или неживые предметы, а также на себя – аутоагрессия (царапанье себя, выдирание волос).
Пример: малыш спокойно строил в песочнице замок, внезапно он вскочил и стал рушить его, при этом рыча, словно маленький зверёк.
- Коммуникация.
Ещё одной причиной агрессивных действий является интерес к сверстнику. Детки в 3 года ещё не всегда могут правильно передавать свои чувства, и действуют, руководствуясь сиюминутным порывом. Так, трёхлетка может подойти и ударить другого «ни за что», просто так. Это вариант коммуникации, но поддерживать такое общения не следует.
Важно! Любое проявление агрессии у деток и взрослых – естественная реакция, заложенная природой. Но в отличие от взрослых дети ещё не могут себя контролировать в полной мере и управлять своим негативом. Поэтому главная задача родителей – помочь малышу справиться с отрицательными эмоциями.
Как правильно себя вести родителям?
В первую очередь родителям не нужно подавлять агрессивные выпады у своего сына или дочки – это только усугубит ситуацию. Маленький агрессор может начать проявлять её тайком от родителей, возможно в отношении младшего брата или сестры, домашних животных. В лучшем случае направит её на неживые предметы, например: изрисует обои в своей комнате, сломает игрушку. Но и игнорировать такое поведение не следует, в дальнейшем оно может закрепиться как основной метод взаимоотношений.
Родителям не следует проявлять отрицательные эмоции на виду у своего ребёнка, чтобы он не скопировал у них такое поведение!
Приведём в пример алгоритм действий матери или отца в момент гневного выпада у их крохи. Например: во время игры чужой мальчик забрал у вашего малыша машинку, в ответ тот начал драться. Что нужно сделать маме или папе:
- Увести своего ребёнка от объекта, вызвавшего гнев (партнёра по игре).
- Проговорить вместе с малышом, что случилось. Например: «Ты сердишься? Кто тебя разозлил?». После этого объяснить маленькому, что чужих деток бить нельзя, потому что им больно. Скажите, что просто нужно попросить вернуть игрушку. Затем можно подойти и вместе пожалеть сверстника, особенно если тот плачет. Так трёхлетка уже будет понимать чувства других людей. После можно попросить прощения у мальчика, а заодно и попросить вернуть игрушку (это важно!).
- Поощряется вмешательство мамы пострадавшего, если она несильно отругает вашего ребёнка за его поступок. Так дитя поймёт, что его действия неприемлемы, и они никому не нравятся. Если такие методы не помогают – просто уведите малыша с места игры. Эта воспитательная мера также даст понять, что агрессия – неприемлемый метод взаимодействия.
Конечно, каждая ситуация индивидуальна, и алгоритм действий может меняться. Если ребёнок в 3 года пытается бить кого-то из родных (чаще всего достаётся маме), то сделать нужно следующее:
- Отойти от крохи и сказать: «мне очень больно!».
- Если есть возможность – уйти от юного агрессора в другую комнату, дать ему «остыть».
- Когда ребёнок успокоился, подойти к нему (возможно, он сам подойдёт) обнять и спокойным тоном объяснить, почему вы так поступили.
Со временем выпады прекратятся, потому что маленькому деспоту станет скучно наблюдать вашу молчаливую реакцию.
Общие правила взаимодействия с детьми в 3 года, склонными к насилию:
- Маме и папе необходимо сохранять спокойствие, даже когда очень хочется накричать или отшлёпать. Это важно, потому что главный образец для подражания у крохи – родители. Если родитель сам ведёт себя неподобающе – такой образец закрепится в детском разуме на всю жизнь.
- Стараться направлять физическую агрессию в адекватную словесную форму. Научить малютку вместо драки выражать свои эмоции словесно: «верни!», «это моё!», «отойди!».
- Чаще вести с крохой диалог, обговаривать всё то, что происходит, и то, что он чувствует. Объясняя ребёнку его чувства и эмоции, вы научите контролировать их и правильно выражать.
- С ранних лет научить маленького человечка эмпатии – сопереживанию. Это можно делать на примере книжек, где описываются конфликты, которые мирно разрешаются. Родителям можно самим устроить небольшой кукольный театр, где главные герои – это игрушки, которые будут проигрывать различные конфликтные сцены. Малютка и развлечётся, и усвоит полезные социальные навыки.
Помимо перечисленного важно с детства приучать кроху выражать злость в другой деятельности, связанной с физической нагрузкой. Как вариант – спортивные игры. Другой способ выпустить пар – в манипуляциях с различными предметами. Если это бумага – порвать в клочья, игрушка – бросить, швырнуть и т.д. Хорошо помогает во время приступов злобы переключение внимания на другой объект или вид деятельности.
Когда ваш ребёнок в 3 года дерётся с близкими людьми или другими детьми – не торопитесь его отчитывать за плохие поступки. Важно узнать у самого малыша, что спровоцировало такое поведение, и объяснить ему, как поступать правильно. Именно от реакции близких, а особенно мамы, зависит дальнейшее поведение трёхлетки в ближайшем будущем.
Стоит набраться терпения, ведь ваша крошка только познаёт мир и учится правильно с ним взаимодействовать.
Источник