Ребенок не слушается 5 лет что делать воспитателям

Ребенок не слушается 5 лет что делать воспитателям thumbnail

На чтение 8 мин.

Кадр из фильма “Усатый нянь” ?1977г. режиссера В.Грамматикова.

Наверное, многим знаком фильм «Усатый нянь» 1977г. режиссера В.Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас. Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела являются 3–4 ребенка, с ними еще хоть как-то можно справиться, но подчас в группе 20–25 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.

Давайте постараемся разобраться в причинах непослушания малышей в дошкольных учреждениях и найти пути их решения.

После трудового дня родители, соскучившись по своему любимому чаду, спешат в детский сад за своим ребенком. Еще не успели пройти эмоции от долгожданной встречи, как воспитатель начинает сетовать на непослушание и плохое поведение. Не следует сразу огорчаться и набрасываться на ребенка с обвинениями, следует разобраться в мотивации такого поведения, а их может быть множество не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка.

Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:

Недостаток опыта работы у молодого специалиста

Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми своими «щупальцами» стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога. Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее. Так как детей большинство, а молодой воспитатель в единственном лице, да еще и без опыта работы то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.

Недостаток внимания со стороны воспитателя

Бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться.

Фотография с сайта orelsreda.ru

Неумение организовать досуг

В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников. Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к разнообразным занятиям и играм. Если ребенку предлагается досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.

Неправильное распределение эмоциональной нагрузки

Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над торможением. Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключить их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого.

Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония

Каковы пути решения этой проблемы:
Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета.

Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.

Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых. Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в их детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!

Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения

Непослушание детей не всегда может быть вызвано низким уровнем профессиональной подготовки воспитателя, чтобы в этом убедиться рассмотрим другие факторы, влияющие на негативное поведение.

Возрастные кризисы:

Фотография с сайта epsychology.ru

Дети так устроены, что за период дошкольного детства происходит не только их взросление, но и становление личности и характеризуется он кризисом 3 и 7 лет. Воспитателям этот факт известен, но для многих родителей поведение их чада приводит в недоумение. Послушный и покладистый ребенок вдруг превращается в протестующее и капризное дитя. Родители держатся за голову и не знают что делать! Если эта ситуация знакома, то знайте, у ребенка настал кризисный период.

В 3 года малыш осознает себя как личность, и чтобы самоутвердиться и доказать это окружающим, начинает всем своим поведением выражать всевозможные протесты. «Я сам» и «Сделай с точностью да, наоборот» – вот лозунги, которыми дети руководствуются в этот период. Родители поступят мудро, если научатся договариваться и считаться с мнением ребенка. Можно поставить его перед выбором, например: «Ты сейчас поешь и продолжишь смотреть мультфильмы либо я выключу телевизор», после такого предложения ребенку ничего не остается делать, как пойти на кухню и принять пищу, потому что это решение будет принято им лично!

Читайте также:  Как правильно наказать ребенка 5 лет

В 7 лет у ребенка меняется мировосприятие, поэтому кризис проявляется в манерности поведения, дети начинают огрызаться, кривляться. Ребенок испытывает много эмоций, которые ранее были ему неведомы, он начинает под их влиянием изучать себя и сопоставлять с поведением взрослого человека. Педагогам и родителям придется набраться терпения и вместо агрессии и упреков в адрес ребенка постараться окружить его любовью и лаской. В период кризиса 7 лет ребенок, к сожалению, теряет свою детскую непосредственность, вскоре на ее место придет скрытая грусть, или наигранная радость, повзрослев, ребенок научится управлять и играть своими эмоциями.

Любой кризис у детей дошкольников является нормальным явлением, взрослым необходимо помочь ребенку пройти его, а главное, оказать эмоциональную поддержку не в виде нареканий, а путем поднятия самооценки.

Недомогание организма, дискомфорт:

Бывает так, что у спокойных и уравновешенных детей, изредка наблюдаются негативные проявления в поведении, чтобы выяснить причину, необходимо проанализировать предшествующие события. Возможно, произошел сбой в режиме дня: ребенок рано лег спать и соответственно проснулся ни свет, ни заря или нарушился режим приема пищи – все эти обстоятельства приводят к истощению нервной системы и негативным образом сказываются на поведении детей.

Дискомфорт может быть вызван у ребенка его физическим недомоганием, например, вздутием живота из-за скопившихся газов или крапивницей, спровоцированной аллергической реакцией.

Немаловажным фактором является и одежда, в которой ребенок находится, она должна соответствовать размеру, а материалы и ткани быть приятными на ощупь.

Фазы луны:

Дети очень чувствительны на циклы луны. Практика показывает, что накануне полнолуния или какого-либо затмения и 1–2 дня после него, эмоциональное состояние у ребят дестабилизируется, и они становятся раздражительными.

Стрессовые ситуации:

Детям свойственна ранимость. Все происходящее вокруг они принимают близко к сердцу. К сожалению, невозможно жизнь прожить без стрессов. Если взрослые умеют их воспринимать правильно, то детская психика еще чрезмерно к ним чувствительна. К стрессовым ситуациям можно отнести развод родителей, отъезд одного из членов семьи в командировку, потеря домашнего животного. Появление братика или сестрички в семье тоже может стать причиной стресса у ребенка, ведь раньше весь мир крутился вокруг него, а сейчас появилась конкуренция.

С целью привлечения внимания:

Непослушание может быть вызвано возможностью самоутвердиться, это происходит в том случае, когда над ребенком со стороны родителей наблюдается чрезмерная опека. Если взрослые предоставят ребенку свободу, а за его безопасностью будут наблюдать, как бы невзначай, то со временем поведение нормализуется.

Бывают дети, которые начинает проявлять непослушание для того, чтобы, наоборот, привлечь внимание взрослого. Такое поведение характерно в том случае, когда ребенку требуется больше заботы и ласки. Исправить такую ситуацию можно совместными играми, прогулками. Как только малыш компенсирует недостаток внимания, его поведение стабилизируется.

В статье мы рассмотрели причины непослушания у детей и методы их устранения. От того, как быстро и правильно взрослый выяснит мотивацию негативного поведения у ребенка, тем быстрее он приложит все усилия для ее искоренения.

Возможно, имея такой жизненный опыт, как у нас, взрослых, дети, не были бы детьми. Задача воспитателя и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно справляться с капризами и привить ему нормы правильного поведения.

Источник

Валерия Коваленко
Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?»

Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается. Мы понимаем, что это ребенок, что все мы были такими же.

Что делать? Конечно, хочется отреагировать так, чтобы ребенок перестал капризничать и сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны – как он сам, так и воспитатель. В детском саду ведущая роль сохраняется за воспитателем, однако, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса.

Хорошим результатом будет сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным, потому что для него мы желаем лучшего, пытаемся его развивать. И конечно обязательно должны сохранятся позитивные отношения между вами!

Первый способ:

«ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ»

Основное и первое, что нужно, – назвать чувства ребенка. Дети помогают себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им. Назовите то чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит. Признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.

Второй способ: «ОТВЛЕЧЕНИЕ»

Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего до 3 лет. Его можно применять, но он уже не будет основным. Суть его заключается в том чтобы попробовать переключить его внимание на что-то другое.

Способ третий: «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ»

Этот способ хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно одеваться на прогулку и спать ложиться. Таким ребенок образом с удовольствием сделает то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника.

Читайте также:  Нужно ли ставить прививку от гриппа ребенку 5 лет

Четвертый способ: «РЕБЁНКУ НУЖЕН ВЫБОР»

Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности и в взрослой жизни. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование, предоставьте ребенку выбор.

Пятый способ «ХОРОШО, СДЕЛАЕМ ПОЗЖЕ»

Этот способ заключается в том, что взрослый откладывает ситуацию немного позднее время. Но этот способ не подходит, если требуется быстрое реагирование.

Шестой способ «УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ»

Бывают ситуации когда важно чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Обычно они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Как принято такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка. Убеждение – это еще не требование, а это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе.

Седьмой способ «ТРЕБОВАНИЕ»

Есть ситуации, когда применимо только строгое и бескомпромиссное требование. Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Но требованиями, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они, чем младше ребенок, тем чаще. После того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.

Восьмой способ «НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ»

Бывают моменты, когда ребенок выражает открытый протест. Ребенок использует это как средство, чтобы ему все же разрешили то, что хочется ему, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким образом, ребенок прибегает к манипуляции взрослых. Если с детьми взрослых работает давно, то вполне можно различать искренний обиженный плач и манипуляторный плач «посмотрите-как-я-несчастен». Попробовав несколько раз манипулировать вами, ребенок откажется от этого способа и ваше мнение остается по данной ситуации останется неизменным. И главное,быть последовательными: не разрешили так не разрешили; настаиваете на своем, так уж до конца, а не так сейчас можно, через 5 минут нельзя. Иначе вы рискуете стать жертвами детских манипуляций и тогда возникнет такая ситуация он — «ведущий», а вы – «ведомый».

Источник

Вопрос

Доброго времени суток. Моему сыну 5 лет, нас перевели в другую группу, в связи с нехваткой воспитателей в детском саду. Песле чего начались проблемы. Сын не стал слушать воспитателей, причем двух, также не реагирует н нянечку. Как это проявляется со слов воспитателей: на занятии может отвернуться и что-то болтать, не обращая внимания на замечания и уговоры, при этом мешая остальным детям, может развалиться на стуле и ковыряться в носу, очень медленно одевается, за обедами наводит свинство за столо, раскрошит весь хлеб и т. д. Такое впечатление что все это делается намеренно, напоказ. Как причина такого поведения с ним не хотят играть дети, покрайней мере так объясняют воспитатели.

Причем для меня такое поведение полный шок. Дома ребенок в принципе слушается, приходя с улицы убирает всю одежду, за столом вообще никогда таких проблем не возникало. Конечно некоторые вещи приходиться повторять несколько раз. На улице быстро находит контакт с др. детьми. Хотя недавно отдали ребенка на секцию каратэ, так тренер после 3х занятий сказал что он тяжелый.

Я вдова, воспитываю ребенка одна, помогают родители мужа. В связи с этим дома конечно ему уделяется много внимания. Но я бы не сказала что ребенок гиперактивный и сильно избалованный. Он может часами играть в конструктор или собирать пазл, затем сам все приберет. Но бывают такие моменты когда и меня не слушает. Но в таких ситуациях пытаюсь как-то воздействовать на него.

Подскажите, пожалуйста, в чем причина такого непослушания и игнорирования воспитателей и как с этим справится.

Заранее спасибо!

Спрашивает: Евгения Игоревна

Ответ

Здравствуйте, Евгения Игоревна!

Возможно, причина всех этих выпадов вашего сына в адрес воспитателей (а скорее всего ваше предположение о демонстративности его поступков верно) в том, что таким образом он выражает свой протест против смены привычных для него условий на новые — воспитатели сменились, и новые или уже ему не понравились, или просто мальчик не принимает сам факт смены. Видимо, первое время он будет пытаться проверить границы дозволенного поведения, потому что эти люди новые для него (собственно можно считать, что он заново пришел в детский сад, потому что новыми вдруг стали все окружающие его в группе взрослые).

Так что сейчас ваш сын как бы заново ориентируется в новой для себя обстановке, он смотрит, что будет, если раскрошить по столу хлеб, что сделают, если одеваться и есть медленно, как будут реагировать на непослушание и т. п. Так что сейчас только от самих воспитателей и их реакций зависит, каким будет дальнейшее поведение вашего сына в этой группе. Если они смогут утвердить свой авторитет, покажут, что можно, а что недопустимо, то ребенок быстро примет новые правила игры, его поведение нормализуется. Но пока, судя по всему, воспитатели не справляются и ждут активной помощи от вас.

Вы можете попробовать ещё раз поговорить с сыном, объяснить, какого поведения вы от него ждете, договориться о каких-то временных поощрениях за «хорошее» поведение, но если воспитатели так и не начнут всерьез заниматься налаживанием отношений с вашим мальчиком, они так и не смогут на него влиять, а вы одними своими усилиями вряд ли сможете постоянно регулировать поведение сына в детском саду. Попробуйте поговорить и с воспитателями тоже, может быть, обратиться к штатному психологу, объяснив ситуацию, а он сможет поработать и с воспитателями, и с вашим мальчиком.

Читайте также:  Красные яички у ребенка 5 лет

Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог

Источник

Многие родители часто раздражаются на своего пятилетнего ребенка, который не всегда воспринимает их слова и не спешит беспрекословно подчиняться маме или папе. Он не собирает игрушки по их первому требованию, плохо ест, не хочет чистить зубы и т.д. Вместо того, чтобы понять ребенка и не забывать об его возрастных особенностях, родители начинают злиться, кричать и зачастую именно с этого возраста навсегда теряют нормальные взаимоотношения с собственным отпрыском. Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет: советы психолога, как общаться с ребенком, о чем нужно помнить, имея дело с пятилетним.

Первое, что нужно помнить про пятилетних детей — в этом возрасте они начинают чувствовать себя самостоятельными и пытаются влиять на решения родителей, диктуя тем свою волю. Вы можете сколько угодно угрожать пятилетнему ребенку карами за его непослушание, это все довольно бессмысленно — ребенок уже довольно точно осознает, какие угрозы вы способны исполнить, а какие — нет.

Помнить следует также о том, что ребенок очень во многом копирует вас. Перемены в поведении ребенка нужно начинать с изменения собственного поведения. Помните также, что вы — человек взрослый, а значит, с вас спрос гораздо выше. Измените себя, скорректируйте собственное поведение — изменятся и ваши взаимоотношения с ребенком.

Также не забывайте о том, что в пятилетнем возрасте игра для ребенка — это не развлечение, а способ осмысления окружающего мира. В игре ребенок обыгрывает те ситуации, которые наблюдает каждый день. Ограничивать ребенка в играх поэтому стоит только в совсем крайних и исключительных случаях.

Отвечая на вопрос, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются также способа общения с вашим чадом. Пятилетний ребенок не так прост, и в общении с ним нужен правильный подход. Он должен заключаться в том, что вы, с одной стороны, даете ребенку какое-то указание или просьбу, но при этом, с другой стороны, ребенок ощущает уважение к своей личности с вашей стороны и некую свободу в своих действиях. Также ребенок должен четко понимать, что вы от него ожидаете.

Как нужно правильно общаться с пятилетним ребенком:

  • Если ребенок ноет, не следует уподобляться ему, начинать нервничать и закатывать скандал. Спокойно скажите ему, что вы не можете понять, что он хочет сказать из-за того, что он плачет. У ребенка будет ощущение, что вам интересно, что он пытается сообщить, но им самим выбран неверный способ донесения своих мыслей, потому он и не может до вас достучаться.
  • Если ребенок в силу возраста очень активно ведет себя в супермаркете, балуется и мешает другим покупателям, не следует шипеть на него и ругаться. Правильнее будет отвлечь малыша. Например, просьбой найти его любимый сок. Тем самым он не только отвлечется, но еще и получит позитивную альтернативу своим действиям.
  • Если ребенок разбросал игрушки и нужно заставить его убраться, не стоит припирать его к стене фразами вроде “Ты не получишь ужин, пока не наведешь порядок”. Дайте ему определенную альтернативу и свободу, поставив при этом в положение, когда убраться все равно придется. Для этого спросите, когда он будет убираться — до ужина или после.
  • Если ребенок плохо ест, не нужно заставлять его и не выпускать из-за стола, пока он не доест предложенное. Просто твердо скажите, что после обеда до самого ужина он не получит никаких перекусов. Выбор остается за самим ребенком. Даже если он решит пару раз проверить вас и останется голодным до вечера, страшного ничего не случится, а урок будет усвоен, и проблема пропадет сама собой.
  • Приучая ребенка к ответственности за домашних животных, всегда делайте упор на то, как чувствуют себя ваши питомцы. Рыбок нужно кормить не потому, что вы приказываете а потому, что они тоже проголодались, следует дать им корм.
  • Предлагая ребенку почистить зубы перед сном, мягко подведите его к тому, чтобы он отправился делать это сам. Если вы будете ставить ему ультиматум, что он не получит сказку на ночь, если не почистит зубы, ребенок будет сопротивляться и правильно сделает. А вот если вы спросите его, что нужно сделать, прежде чем лечь в кроватку, он сам вспомнит про чистку зубов и отправится в ванную комнату.

Наконец, еще одна важная вещь, о которой нужно помнить, задумываясь, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются вашего отношения к ребенку в целом. Малыш должен слышать больше добрых слов в свой адрес, чем злых. Если его есть за что похвалить — всегда хвалите. У вашего ребенка уже закладывается самооценка, и постоянная брань в его адрес вырастит из него неуверенного в себе неудачника.

Оригинал статьи размещен здесь: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chto-delat-esli-rebenok-ne-slushaetsya-v-5-let-sovety-psixologa/

???? Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком ???? (ПАЛЕЦ ВВЕРХ). Это поможет другим людям узнать о ней

Будем признательны, если вы поделитесь статьей в соцсетях со своими друзьями!

Подпишитесь на нас, чтобы получать новые статьи наших авторов первыми!

Источник