Ребенок не реагирует в 3 года
Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения
Как развивается речь
Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.
В становлении речи можно выделить три периода:
Первоначальный этап
Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.
Формирование активной речи
В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.
Монологическая речь
От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.
Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппарата
Задержка в развитии речи
Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.
Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения
Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.
Причины отставания в развитии речи
Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние причины
Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.
Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.
Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.
Внешние причины
Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.
Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?
Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.
Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.
Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.
Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.
Что предпринимать, если ребенок не говорит
Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.
Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.
Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.
Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.
1) Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
2) Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».
Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.
Методики по развитию речи у детей
Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.
Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.
В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.
Источник
Анонимный вопрос · 19 декабря 2017
27,1 K
у меня опыт ужасный….мои попытки разговаривать и объяснять,ребёнком сознательно…СОЗНАТЕЛЬНО!…СВОДЯТСЯ НА НЕТ!…это вызывает естественный гнев….маленькие дети-психопады…поколение маленьких монстров.Им уже скучно осваивать письмо в 6 лет,им не хочется играть на улице…дитё позавтракав с утра,ложится на диван и рассуждает как Обломов…Все умные доводы погулять игнорируются…пока не гавкнешь-результат нулевой…у меня опыт ужасный…как бабушке мне стыдно,я не справляюсь
пример берется с родителей
27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок
Рассказывает Монтессори-педагог.
Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.
Конечно, ребенок вырастет, так что… Читать далее
В этом возрасте у детей формируется воля и целеустремленность.Он начинает себя вести просто ужасно: не слушается, упрямится или вообще игнорирует родителей. Вот в такой форме они утверждают себя. Поэтому постарайтесь не перебрать с вседозволенностью, но и не подавите психологически ребенка. Поэтому старайтесь только при совершенной невозможности… Читать далее
Долгое время работала воспитателем детского сада, многое знаю о работе с детьми…
В 3 года ребенок переживате так называетмый «кризист трех лет». Он характеризуется тем, что ребенок начинает осознавать себя как отдельную от матери личность. И кредо этого кризиса — «Я сам!» Часто негативное поведение (непослушание, агрессивность, капризность) связана с недостаточным предоставлением самостоятельности, или переживаниями ребенка, что… Читать далее
Да кризис 2-4 лет по нашему-«Я САМА»
Спасение мы находим превращая все в игру,тогда у деток глазки горят,они сразу… Читать дальше
Почему нельзя шлёпать детей?
Редактор «Нет, это нормально» и CHIPS journal
Для начала давайте перестанем разделять акты насилия на «педагогически оправданные» и «жестокие». Такой классификации нет — любое насилие в адрес ребенка является насилием, неважно о чем идет речь — о порке ремнем, или о «легком» подзатыльнике. Не существует способов ударить ребенка так, чтобы это превратилось в чистую пользу.
Физическое насилие нарушает границы ребенка и лишает его чувства безопасности в собственном доме. А безопасность — это одна из важнейших потребностей человека после сна, еды, воды и воздуха. Уже после нее идут другие, более сложные ценности вроде дружбы, знаний и самореализации. Но если ребенок постоянно чувствует себя небезопасно, ожидая, что ему в любой момент может «прилететь», он не способен полноценно развиваться, выстраивать гармоничные отношения с окружающими, ставить себе цели и достигать их.
Уже не одно исследование российских и зарубежных ученых доказало, что дети, которых били, вырастают в неуверенных в себе взрослых, которые склонны к проявлению агрессии и жестокости, суицидальному поведению, депрессиям, неврозам, ожирению, а также обладают более низким интеллектом и познавательными способностями. К этому приводит постоянный стресс, который связан со страхом получить затрещину за любую ошибку или мелкую провинность. Грустная ирония — физически наказывая ребенка за двойку, вы своими же руками снижаете его шансы на пятерку.
Впрочем, применять физическое насилие только в случае серьезных проступков тоже бессмысленно. Если вы решили взбучкой доказать ребенку, что врать/красть/бить других (вот это вообще абсурд)/пить/курить плохо, то, может быть, вы и добьетесь желаемого результата — ребенок перестанет делать что-то плохое. Однако его мотивацией будет страх, простое желание больше не испытывать унижение и боль. Это не значит, что ребенок осознал свой проступок, раскаялся и исправился — нет, он просто боится расправы. И как только он перестанет бояться (а этот момент наступит) или найдет способ скрыть свои действия от вас, он сделает это снова. Насилие не учит детей вести себя «правильно», оно учит их врать и прятаться.
Можно найти множество предлогов ударить ребенка. Возможно, вы просто устали и сорвались — такое бывает, когда наши силы на пределе. Разовый акт насилия — неприятная, но поправимая вещь, тогда как систематические побои под соусом «я работаю и устаю, а тут еще ты» не могут считаться оправданными. И да, «он сам меня довел» — тоже не причина. Не существует ни одного ребенка, который хотел бы, чтобы близкий и родной человек делал ему больно вместо того, чтобы разобраться, поговорить и объяснить. Не перекладывайте ответственность за свое поведение на ребенка.
Многие взрослые, столкнувшиеся с насилием в детстве, склонны его оправдывать (классическое «меня в детстве били и ничего, человеком вырос»). Они выросли и, возможно, даже стали относительно успешными людьми, но вряд ли это заслуга шлепков и подзатыльников. Пережитое насилие оставляет глубокие психологические травмы, которые проще оправдать, чем признать и начать над ними работать.
Первый шаг к здоровым отношениям с ребенком — признать, что насилие недопустимо. Объяснить это себе и ребенку — не только словами, но и действиями. Если вы не можете контролировать себя в гневе — обратитесь к психологу или психотерапевту, пообщайтесь с родителями, которые придерживаются методов ненасильственного воспитания, хотя бы почитайте вот эту статью. Найдите соразмерные способы реакции на нежелательное поведение ребенка. Практикуйте их до тех пор, пока ненасилие не станет автоматическим. Говорите, объясняйте, сдерживайтесь. Это огромный труд, требующий сил и терпения, но в награду вы получите искренние и доверительные отношения со своим ребенком.
Прочитать ещё 4 ответа
Как бороться с истериками ребенка от 2 лет и старше?
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
2 года — возраст близкий к кризису 3-х лет, ребенок начинает осознавать, что он не центр вселенной, что все его желания не могу всегда выполнятся, что есть другие люди со своими притязаниями и целями, даже в детском саду. Этот период всегда тяжелый и для детей и для родителей, ребенку важно дать самостоятельность, покажите, что верите в него и расширьте круг его обязанностей, пусть он активно помогает вам одевать его и убирает за собой посуду, показывайте, что одобряйте его поведение. Ребенку важна ваша оценка
Прочитать ещё 8 ответов
Здравствуйте.мальчику 3 года поставили диагноз замедление развития речи.мальчик слышит,но разговаривать не хочет.что вы нам посоветуете?
Учитель-логопед, учитель начальных классов.
Магистр специального (дефектологиче…
Добрый день. Скорее всего не замедление, а ЗРР — задержка развития речи. Это не аутизм, который предлагают в другом ответе. Просто по определенным причинам идет небольшое запаздывание созревания функции.
Кто Вам поставил диагноз? Если не невролог, то идите к нему, опишите ситуацию и попросите прописать нейростимуляторы. Они дадут толчок для развития структур мозга.
Идите к логопеду! Выберите специалиста, который работает с неговорящими детьми. Здесь лучше не тянуть, потому что в 3 года еще можно нагнать.
Смените тактику общения с ребенком. Не просите его отвечать вам предложениями. Вводите звукоподражания животным, простые слоги типа «ма,па, на, ня» и т.д. Создавайте благоприятную ситуацию для речи, используйте игрушки.
А насчет «не парьтесь, у моей троюродной тёти её 4 дочь заговорила в 10» можете слушать. А потом слушать о неуспеваемости в школе и рекомендации выбрать образовательный маршрут для обучающихся с ЗПР или УО (аббревиатуры можно погуглить :). Выбирайте.
Если остались вопросы, можете написать в комментариях или вк.
Прочитать ещё 4 ответа
Как не кричать на ребенка?
Делаю веб-сервисы в Яндексе, мечтаю стать дворником
Дети, особенно маленькие, не умеют и не станут делать что-то назло. Взрослые, и тем более родители, для них авторитет и защита. При этом многие вещи, которые для взрослого тривиальны (завязывание шнурков, например), для них очень сложны. Вы тоже это когда-то проходили.
Когда ребёнок чем-то вас бесит и вы хотите на него накричать, вспомните:
- он делает это не из вредности, а потому что не может сделать лучше,
- от вашего крика он не начнёт действовать «взрослее» – наоборот, запаникует, расплачется и совсем утратит способность что-то делать (это называется «регрессия» – под воздействием стресса ребёнок как бы отступает в прошлое, «становится младше» в развитии).
Криком делу не поможешь. Хотите от ребёнка толковых действий – утешьте его и подбодрите.
Прочитать ещё 17 ответов
Что делать, если ребёнок дерётся?
Люблю психологию, вкусную еду, компьютерные игры, хорошую литературу и…
Часто причиной такого поведения является раздражительность родителей. Если вы иногда шлепаете ребенка за проступки, то ему сложно поверить в то, что бить никого нельзя — ведь вы же это делаете. Поэтому для начала нужно научиться управлять своим гневом, а потом уже требовать этого от малыша.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник