Ребенок не реагирует на обращение к нему 4 года
На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”
После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).
Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).
И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:
“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”
Добрый день, Юлиана!
Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!
Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.
В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»
Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.
Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.
Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.
Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.
И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.
Очень хорошо помогает в этом плане:
- владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
- преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
- стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
- разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).
По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????
На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.
Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).
Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).
Ребенок может:
- или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
- или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
- или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).
Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:
- зрительное восприятие
- слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
- тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
- эмоционально-волевая сфера
- мелкая, крупная моторика
- речевое развитие
- уровень мышления
- характер игровой деятельности
Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).
Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.
Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.
Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.
После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.
Источник
Вопрос
Здравствуйте. Сыну 4 года 4 месяца. Что-то я упустила в его воспитании. Совершенно не реагирует на мои просьбы. С уборкой игрушек постоянная проблема. Если ему говоришь НЕЛЬЗЯ,делает все наоборт. Может твердить свою просьбу целый час. Кота замучил. Объясняю ему,что с котом нельзя так поступать (бьет,таскает за хвост,закрывает в шкафу)-бесполезно. Постоянные истерики. Если пытаюсь наказать-не получается. Например: отвожу его в комнату,говорю ему:,. Посиди,подумай над своим поведением!,,тут же выходит и продолжает по-своему. Пыталась поставить его в угол-та же история. Не силой же его там держать… Говорю:,,Не трогай меня,пожалуйста. ,,-специально хватает за руку,за подол и не отпускает. Как только младшая дочь(8 месяцев) что-то возьмет,ему тут же это надо,подбегает и вырывает у нее прямо из рук. Незнаю что делать,у меня уже паника. Понимаю,что сама виновата в этом,но незнаю как решить эту проблему. Он у меня отстает в речи-очень плохо говорит. Скоро идем в психоневрологический санаторий,может после него наступит улучшение… Но сейчас я в расстеренности-у меня ничего не получается…
Спрашивает: Кораблина Вера Юрьевна
Ответ
Здравствуйте, Вера Юрьевна!
Если говорить о проблеме с уборкой игрушек, то стоит сказать, что у детей в таком возрасте нет никакой мотивации, чтобы наводить порядок самим, играть им интересно, убирать — определенно нет, так что требуется или особенная сознательность со стороны ребенка, или разносторонняя помощь со стороны взрослого. В первую очередь, понаблюдайте за тем, как ваш сын играет, и какими игрушками он реально пользуется, после чего уберите лишние, меньшее количество игрушек будет оказываться на местах быстрее. Постарайтесь придумать систему хранения, которая облегчит процесс уборки. Некоторым детям удобнее иметь одну большую коробку, куда они просто скидывают все игрушки, кто-то предпочитает разбирать в разные ящики по сортам, тогда ребенок получает задание сначала собрать все мячики например, а потом все кубики, и т. п. , постарайтесь придумать то, что подходит и будет интересно вашему ребенку. Обязательно участвуйте в уборке, особенно на первых порах, помогайте сыну, придумывайте задания, что собрать, куда отнести и убрать, успеет ли он, пока вы считаете до пятнадцати и т. п. Приглашайте сына участвовать в уборке: «Сейчас мы будем убирать игрушки», «Пришло время навести порядок в комнате», а не указывайте «Иди убирай игрушки!».
Это касается и всех остальных просьб, так же старайтесь переформулировать их в повествовательные предложения из побудительных «пора почистить зубы» вместо «иди чисти зубы», «будем говорить тихо» вместо «перестань кричать!» и т. д. Кстати и про нельзя, запреты чаще всего тоже можно сформулировать так, что они станут разрешениями, например, если сын хватает конфету, можно сказать не «нельзя есть конфету перед обедом!», а, забрав конфету, сообщить «ее можно будет съесть сразу после супа». Подобный прием, правда, не касается тех «нельзя», которые «недопустимо», например, как в вашей ситуации с котом, его никогда нельзя будет бить мучить, так что тут придется проявить твердость и уделить проблеме пристальное внимание. Старайтесь ловить сына до того, как он схватит кота или сразу с поличным, строго сообщите «Так с ним обращаться нельзя, его можно только гладить» и покажите как. Если вы какое-то время будете начеку, то сын увидит, что так с котом обращаться действительно недопустимо, потому что мама этого в прямом смысле не допускает (не наказывает после, не рассказывает, как это плохо, а ловит и старается предотвратить). Увидев, что вы действительно защищаете кота, сын со временем перестанет мучить его. То же самое можно реализовать и с младшей сестрой, перехватите руку сына, строго скажите: «Нельзя вырывать из рук вещи, попроси ее, и она тебе отдаст», и помогите малышке вернуть брату нужную ему вещь.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог
Источник
IKseniya 5 лет назад Когда ребенок не реагирует на обращение к нему, когда не играет в совместные игры с другими детьми, с игрушками играет только в виде кручения, общается повторением отдельных чужих фраз, слов или частей слов (эхолалия). Такой диагноз ставят, вроде, только в возрасте 3-х лет. Как-то я проходила практику в реабилитационном центре, насмотрелась на аутистов и даунов, жаль родителей, но ведь это дети! автор вопроса выбрал этот ответ лучшим virrit 5 лет назад Ребенок, у которого нет подобных проблем, всегда любит телесный контакт. Объятия, поглаживания по головке, поцелуи — обязательная часть общения с малышом. Насторожиться нужно,если не чувствуете,что ребенок испытывает удовольствия от этого. Не смотрит в глаза — это совсем не обязательный признак, но вот отсутствие реакции на свое имя тоже может быть поводом проконсультироваться у врача. 88SkyWalker88 11 месяцев назад Такой диагноз трудно поставить в раннем возрасте. Отклонения начинают проявляться с лет трех. При этом признаки похожи с таким диагнозом как задержка психического или физического развития. К сожалению, у многих моих знакомых дети болеют именно этим недугом. На ранних этапах, судя по их рассказам, аутизм проявлялся в виде того, что не удавалось привит навыки обслуживания. Например, ложку держать или на горшок ходить. Дети -аутисты не начинают говорить, когда это нужно. Хотя это не главный признак. Многие дети сейчас поздно начинают говорить. Один из самых главных признаков аутизма — это то, что дети не идут на контакт с другими людьми, не смотрят им в глаза. У них может начаться истерика, если вы, например, пошли с ними в магазин или на прием к врачу. Andert 11 месяцев назад Самые первые признаки аутизма, которые можно наблюдать у ребенка — это, конечно, когда он смотрит в одну точку не переставая. Он так же будет избегать всяческого зрительного контакта, будет занят одним неинтересным делом долгое время (раскладывать книги по полкам несколько раз подряд, убирать игрушки в определенной последовательности и т.п) Аутизм нужно лечить на ранней стадии У моей подружке у ребенка аутизм, долго не могли поставить. Ребенок не выходил на контакт, жил где-то внутри себя, на замечания не реагировал, хотя слушал, долго не разговаривал, да и сейчас толком не говорит, кроме «надо», очень физически сильные дети ( по стенке по антрисолям на одних руках до верха забирался в 4 года. владсандрович 3 месяца назад При аутизме дети не идут на эмоциональный контакт с людьми и даже с матерью и главным признаком такого поведения является эмоциональная холодность ребенка и крайняя степень его молчаливости. Причем если он что-то и говорит, то это как правило не ответы на вопрос матери, а высказывание его отдельных внутренних мыслей, которые не имеют отношения к тому контакту, который пытается с ним установить мать. Miss Alex 5 лет назад Самый первый признак аутизма у ребенка — отсутствие контакта с матерью. Ребенок не смотрит в глаза, избегает зрительного и телесного контакта, не любит когда его гладят по головке, берут на ручки, обнимают. Впоследствии можно также наблюдать задержку развития речи, проблемы в общении со сверстниками. Красное облако 10 месяцев назад Вообще самостоятельно поставить такой диагноз и тем более выявить первые признаки крайне не просто. Нужно быть специалистом с медицинским образованием. Первый признак, ребёнок не идёт на контакт и даже со своей мамой. Не смотрит в глаза при разговоре. Постоянно находится «на своей волне» и так далее. Знаете ответ? |
Источник
Основы произношения звуков, формирование словарного запаса, знакомство с грамматикой происходит через процесс подражания разговора окружающих людей. Если ребенок не обращает внимания на обращенную к нему речь, это говорит о нарушении фонематического слуха.
Диагностика отклонения затруднена, потому что на раннем этапе развития дети еще говорят непонятно или преимущественно молчат. Само понимание речи означает, что человек улавливает связь между названием предмета и его функцией или действием. В раннем возрасте малыш не осознает этого. Его общение с окружающими людьми построено на основании подражания, примера взрослых, анализа интонации. И это является нормой. Так происходит пассивное накопление словаря, как бы про запас. В период с 1,5-2 лет малыш уже может называть предметы и в нескольких словах описывать их назначение. С 2-3 лет приходит понимание речи за счет создаваемых ситуаций, хорошо работает воображение.
Признаки отклонения
По каким критериям оценивают, что ребенок не воспринимает обращенную речь? Возраст 3 года считается пограничным, малыш уже должен разговаривать. Перед походом к логопеду и дефектологу нужно понаблюдать за ним дома. Начать можно с обследования импрессивной речи, то есть создания спонтанных ситуаций для оценки того, насколько он ее понимает. При этом используют значимый дорогой ему предмет. Необходимо произнести фразу с его названием и посмотреть на реакцию малыша. Например, спросить: «Где твоя машинка?» Реакция на фразу может выражаться в повороте головы или совершении какого-либо действия. В таком случае можно предположить, что он вас понимает. Для подтверждения этого необходимо несколько раз повторить этот вопрос в течение дня и посмотреть, что он будет делать. Таким способом можно проверить, знает ли малыш названия других вещей, имена людей и т. д.
Далее моделируют ситуацию с определенными условиями. Например, во время подвижных игр с мячом можно попросить подать вам его или принести. Соответственно, он выполнит задание, если может понять действие. Это упражнение в контексте происходящего события. Если при таких же условиях сказать, что ему нужно найти кубики или спросить, где мишка, это оценка понимания речи вне контекста. При этом нужно обращаться к ребенку с помощью фраз, нельзя использовать невербальные методы (кивать головой, показывать руками, где искать игрушку).
Первое, на что стоит обратить внимание, это неадекватная реакция на адресованную ему речь. Может создаваться впечатление, что он глухой; он слышит шепот, но не реагирует на громкие звуки; не отзывается на имя; ребенок не может дать адекватный ответ на простой вопрос.
Обратите внимание, он часто отвечает на все вопросы «да», повторяет их несколько раз и активно жестикулирует. Общение ему проще дается в знакомой обстановке, он теряется при новых обстоятельствах.
У ребенка с подобным расстройством речь состоит из отдельных элементов: это могут быть обрывки фраз, услышанных от взрослых или цитаты из мультфильмов. Он частично разбавляет ими собственные обращения. Чем тяжелее степень отклонения, тем сложнее понять ребенка. Если отсутствуют сложные нарушения артикуляционного аппарата, малыш высказывается с помощью простых предложений.
Как следствие неспособности полноценно вести диалог и общаться, он начинает избегать окружающих. Особенно это выражено при переживании негативного опыта (если поругали родители за непослушание). В благоприятной обстановке малыш присоединяется к наименее коммуникативному собеседнику, так ему комфортнее.
Подача материала в наглядной форме способствует лучшему усвоению детьми.
Выполнение бытовых просьб дается таким детям легко, так как они применяют накопленный опыт. Еще один симптом рецептивного расстройства заключается в стремлении к постоянной обстановке. Негативная реакция со стороны родителей при этом усугубляет дезадаптацию.
Уровень тревожности повышен и полностью отражает эмоциональное состояние семьи. Навязчивые повторяющиеся действия говорят о глубоком речевом расстройстве, значит ему по какой-то причине плохо. К таким относят облизывание губ, потряхивание рук, через которые больной сбрасывает лишнее напряжение. Характер детей импульсивный, они гиперактивны. Это происходит, потому что они не понимают взрослых.
Норма и патология развития
В два года отставание в развитии речи не считается критическим. Оно может быть компенсировано в будущем. К признакам патологического расстройства относятся: нежелание разговаривать, невыполнение просьб взрослых повторить слово. В то же время если он говорит, но недостаточно четко, это не считается отклонением от нормы. Помочь ему можно в игровой форме, активируя у него интерес к развитию речи. К причинам отклонений относят патологии нервной системы, нарушение функций головного мозга, сниженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии органов артикуляционного аппарата. Кроме того, это могут быть соматические заболевания (ДЦП и умственная отсталость, аутизм или дефекты слуха).
В последнем случае ребенок погружен в свой собственный мир, поэтому часто не реагирует на речь. Он не воспринимает слова и выражения, не умеет использовать их для обмена полученной информацией, может игнорировать просьбы. Такой малыш изучает окружающие предметы визуально или тактильно. В связи с этим детям-аутистам ставят диагноз сенсорно-моторной алалии. Также аутистическое расстройство устанавливают и здоровым детям, если они не способны ответить на простые вопросы, не откликаются при звуке своего имени. У них, напротив, развита сообразительность: по выражению лица и интонации они понимают ситуацию. В отличие от аутистов они социально адаптированы, могут предугадывать намерения окружающих людей.
Симптомы отклонения:
- если ребенок начал говорить после трех лет;
- неправильное построение предложения из-за неумения склонять слова по падежам и менять их форму;
- маленький словарный запас;
- гиперактивность или малоподвижность;
- агрессивность при попытках общения.
Рецептивное расстройство речи включает в себя полностью весь процесс восприятия и понимания. Дифференциация с аутизмом необходима для составления плана реабилитации ребенка. Правильно и своевременно установленный диагноз является залогом успешного лечения.
Логопед не обладает знаниями в области психиатрии, поэтому может не сопоставить нарушения рецептивной речи с особенностями поведения ребенка. Коррекция речевых отклонений не облегчит его адаптацию в социуме.
И напротив, не стоит зацикливаться на диагнозе аутизм, если ребенок в 3 года не понимает обращенную речь. Для правильной диагностики необходимо знать признаки рецептивного расстройства.
Как помочь ребенку
Прежде всего, необходимо понимать, что рецептивное расстройство не означает, что ребенок отстает в умственном развитии. Оно имеет схожие симптомы с аутизмом и не изучено до конца. Кроме традиционного медицинского лечения, ему необходима помощь близких. От них зависит динамика терапии, родители должны подстраиваться под малыша.
Сложность диагностики состоит в том, что он может давать краткие ответы на вопросы, но при этом не понимать до конца, о чем речь. В возрасте до трех лет он больше ориентируется в общении с окружающими на изменение выражения лица, мимику, интонационный окрас предложения. Такие просьбы, как «дай», «сядь», «иди ко мне» повторяются каждый день, поэтому он их будет делать не задумываясь. Лучше ему дается общение с мамой, так как они вместе большую часть времени, ее проще узнавать. Несмотря на патологическое отклонение, он может повторять речь окружающих людей, рассказывать стихотворения. Это иллюзия отсутствия расстройства.
Необходимо наблюдать за изменениями в поведении: при появлении пугливости, капризности или молчаливости нужно проанализировать, что было накануне. Часто ребенок замыкается и молчит в новой, непривычной обстановке. Как найти подход и взаимодействовать с малышом:
- при обращении смотреть ему в лицо;
- не произносить много информации за раз, необходима конкретика;
- обсуждать с ним недавно прошедшие события;
- фразы должны быть не длинными и содержать при одинаковых обстоятельствах одинаковые формулировки;
- ваша речь должна быть четкой и сопровождаться демонстрацией предмета или действия;
- расширение словарного запаса должно происходить постепенно, никакой второстепенной информации;
- используйте картинки и рисунки для наглядности;
- не обсуждайте с ребенком абстрактные тексты, они сложны для понимания.
Ограничьте просмотр телевизора, чтобы его речь не строилась на основании полученной оттуда информации. Помните, что адаптация к новым условиям займет продолжительное время, но помогать ребенку нужно ежедневно. Еще одним важным моментом является режим дня, он тоже должен быть постоянным и правильным.
Хвалите малыша, будьте терпеливыми, нельзя его ругать, если он не понимает ваших просьб. Совместными со специалистами усилиями вы достигнете положительных результатов. Профилактикой этого состояния будет полноценное и здоровое общение с малышом на всех этапах его развития. Даже когда он еще совсем мал, вам кажется, что он ничего не понимает, проводите с ним максимум времени. Ищите индивидуальный подход к нему, увлекайте в процессе игры. Прогноз при раннем обращении в большинстве случаев хороший, до полного выздоровления. В дальнейшем ребенок ничем не отличается от своих сверстников.
Источник