Ребенок не развивается по возрасту 5 лет
В четыре-пять лет ребенок становится дошкольником и начинает готовиться к поступлению в первый класс. В этот период обычно выявляются отставания в психическом и психоречевом развитии. Проблемы нужно решать очень быстро, поскольку если к шести года не удастся достичь положительных результатов, например, запустить речь, то в дальнейшем сделать это. практически невозможно.
Причины задержки в развитии
Пятилетний ребенок может быть хорошо развит физически, но по ряду причин его речь и психика находятся на уровне младенца. Специалисты выделяют несколько причин отставания в развитии.
- Гиперопека, постоянный родительский контроль. Из-за того, что ребенок не может проявить себя как личность, у него наступает соматический инфантилизм. Он не приучен к самостоятельности, не может себя обслужить, не владеет элементарными бытовыми навыками.
- Неблагополучная обстановка в семье – если ребенок из года в год является свидетелем родительских ссор, панически боится одного или обоих родителей, он замыкается в себе, стараясь избегать любых контактов с внешним миром. Другая крайность – постоянные истерики, вспышки агрессии, капризы. Без своевременной психологической помощи такое состояние быстро становится патологией развития.
Читайте также: Коррекция дислексии по методу Дейвиса
- Поражения ЦНС вследствие тяжелых инфекций, приема некоторых лекарств не по возрасту, травм головного мозга. В этом случае требуется тщательное обследование и лечение у детского невролога.
- Ранняя потеря слуха в виду разных причин (травма, болезнь) – речь может пропасть даже у тех детей, у которых она успела сформироваться, а это влечет отставание в психическом развитии.
- Сильный стресс, эмоциональное потрясение – смерть любимого родственника, развод родителей, пережитая чрезвычайная ситуация (автокатастрофа, стихийное бедствие, военные действия).
Одна из распространенных причин – педагогическая запущенность. Иными словами, до какого-то момента ребенок развивался нормально, но из-за отсутствия правильного воспитания, достаточного внимания со стороны родителей, развивающих занятий по возрасту или из-за неверно составленного распорядка дня малыша. процессы становления речи и психики тормозятся. Если ребенок получает скудную информацию об окружающем мире, никто не показывает ему, как играть, узнавать новое, не поощряет к какой-либо умственной деятельности, то его способности к усвоению знаний, конечно, снижаются.
Когда нужно беспокоиться?
В отличие от педиатра, который видит малыша 10 -15 минут во время осмотра, родители наблюдают ребенка ежедневно, поэтому важно пристально следить за его поведением и настроением. Если ребенок посещает детский садик, обязательно прислушайтесь к замечаниям воспитателей: они могут оказаться очень ценными для своевременного выявления задержки в развитии.
Читайте также: Упражнения для развития межполушарных связей
Вас должны насторожить следующие сигналы:
- малыш очень пуглив, замкнут в себе, постоянно тревожится, или, наоборот, проявляет агрессию, впадает в истерики, капризничает без видимой причины;
- с трудом переживает разлуку с родителями, особенно матерью, даже если они находятся недалеко, но не рядом;
- избегает игр и занятий, где требуется применить воображение;
- не стремится к общению со сверстниками, не выстраивает зрительного контакта с другими людьми;
- не может выполнять команды, которые состоят из двух действий (например, «возьми игрушку и убери ее на место»);
- не может подолгу концентрироваться на каком-либо занятии (более 5-7 минут);
- скупо выражает свои эмоции, чаще всего ребенок выглядит грустным и подавленным;
- плохо говорит, использует примитивные фразы, не употребляет множественное число, речь может быть представлена лишь отдельными словами;
- не в состоянии построить домик или башню более чем из восьми кубиков;
- у него никак не получается правильно держать карандаш, по сравнению со сверстниками, он плохо рисует;
- не владеет базовыми бытовыми навыками – не может сам раздеться или одеться, помыть руки, умыться, не пользуется столовыми приборами.
Если вы заметили хотя бы три признака из приведенного списка, это уже серьезный повод для беспокойства. Необходимо как можно быстрее показать малыша неврологу, детскому психиатру, психологу, дефектологу. Если кто-то пытается вас переубедить, что все в порядке, мол, перерастет, не слушайте, а ищите хорошего специалиста. Иначе будете сожалеть об упущенном времени.
Стоит ли идти в коррекционную школу или пытаться готовиться к обычной?
Этот вопрос волнует многих родителей детей, у которых выявлено отставание в развитии. В настоящее время в нашей стране активно реализуются программы инклюзивного образования. Но на деле все далеко не так радужно, как показывают нам социальные видеоролики. Из-за высокой наполненности классов, даже очень опытный учитель просто не имеет возможности уделить достаточно внимания детям с ОВЗ. Неизбежно посыплются двойки и тройки, ребенок будет чувствовать себя некомфортно, это приведет к конфликтам с одноклассниками и взрослыми.
Положительный результат дает посещение коррекционного или дефектологического детского сада. Группы там очень маленькие, с детьми постоянно занимаются дефектологи и логопеды. Если такой возможности нет, обязательно ходите на занятия к проверенному специалисту, создайте обучающую среду дома. Используйте каждую минуту с пользой.
Если в вашем городе есть коррекционная школа или коррекционный класс, то стоит подать документы именно туда. Там, под руководством педагогов-дефектологов, логопедов и психологов, ребенок научится правильно учиться, освоит необходимые навыки, получит знания о мире. Вы вскоре увидите заметные сдвиги в его развитии. В случае успешного прохождения программы, он может пойти в обычную школу.
Поэтому бояться коррекционных школ совершенно не стоит: ребенку и вам так будет намного комфортнее, ведь процесс обучения будет проходить в подходящем для малыша темпе, и он обязательно достигнет положительных результатов.
Источник
Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.
Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.
Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
- Знать цифры от 1 до 10;
- Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
- Знать и различать основные цвета;
- Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
- Знать своё имя, фамилию и адрес;
- Знать дни недели;
- Находить различия в предметах;
- Пересказывать сюжеты картинок;
- Знать названия овощей и фруктов, различать их;
- Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Бытовые навыки и умения детей в 5 лет
В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.
Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.
Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.
Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.
Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.
Различия полов в 5 лет
Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник
Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет
В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.
Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов
К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:
- он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
- начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
- интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
- малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
- большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.
Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.
В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.
Признаки кризиса
Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.
Чаще всего наблюдаются следующие признаки:
- у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
- дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
- начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
- остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
- возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.
В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.
В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.
Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.
Почему меняется поведение
Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.
Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство
Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.
На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:
- наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
- появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
- ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.
5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.
Как вести себя родителям
Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.
Для этого стоит придерживаться следующих правил:
- чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
- незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
- делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.
При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.
Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.
Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.
Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.
Советы психолога о том, чего делать не стоит
Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.
Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.
При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.
Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.
Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.
Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.
Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры
Источник