Ребенок не разговаривает в 3 года родовая травма
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
Причина нарушения речи — родовая травма
Молчанова Виктория Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ №66 Кировского района
О травме, которую каждый из нас получает во время родов, мало пишут в доступной литературе. Ни двадцатилетние родители, ни сорокалетние бабушки и дедушки об этом почти ничего не знают. Когда у ребенка возникают серьезные проблемы, это застает их врасплох. Жизнь заставит разбираться в этом, но, когда они станут, чуть ли не квалифицированными специалистами в науке избавления ребенка от последствий родовой травмы, то упустят дорогое время.
Кто же занимается изучением родовой травмы, пытаясь предотвратить ее, свести к минимуму ее последствия, устранить ее проявления?
Акушеры. Неонатологи (специалисты по младенцам, раньше их называли микропедиатрами). Педиатры. Но, в первую очередь — неврологи (невропатологи). Потому что именно родовая травма в большинстве случаев предопределяет несостоятельность нервной системы, формирует ее слабые места.
Неврология касается всех и каждого, потому что изучает и лечит самое главное в организме — центральную нервную систему, многометровые трассы периферических нервов, головной и спинной мозг, то есть именно то, что определяет нас как уникальных и неповторимых личностей, осознающих свое «я» и богатых именно своей индивидуальностью.
Нервная система формируется еще у эмбриона, развивается, проходит становление на раннем этапе жизни человека. Практически невозможно избежать травмы при родах. Однако смягчить, а то и вообще устранить ее проявления, можно. Особенно, если заняться этим в раннем возрасте, лучше всего — с рождения малыша.
Необходимо помнить, что нет неврологически здоровых детей: электромиография обязательно выявляет поражение спинного мозга.. Примерно у 70-80 % детей страдает шейный отдел спинного мозга, примерно у 35-40 % — еще и грудной и пояснично-крестцовый.
Что это означает на практике? У детей первой категории имеются (или обязательно возникнут в ближайшем будущем) головные боли, нарушения в мелкой моторике (четкость работы пальцев), проблемы с усвоением уроков, нарушения внимания, дисграфия (трудности и ошибки при письме), неадекватное поведение. У детей второй категории к этому прибавляются проблемы желудочно-кишечного тракта, энурез, энкопрез (недержание мочи и кала), ортопедическая патология — плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов, несимметричное развитие мышц нижних конечностей. Вся эта патология имеет неврологические корни. Ее причина — ишемическое поражение спинного мозга во время родов.
Самый большой стресс в жизни любого человека — рождение.
Помимо эмоциональных и духовных переживаний, рождение — и самое травматичное событие, в прямом смысле. Ребенок получает травмы, которые не всегда просто выявить.
Традиционно считалось, что от родов страдает в первую очередь голова. И именно ее надо лечить. Лечение сводилось к физиотерапевтическим процедурам и лекарственной терапии — сосудорасширяющим препаратам, так называемым витаминам мозга, и т. д. Зачастую симптомы родовой травмы проходили — не столько вследствие лечения, сколько в силу огромных компенсаторных резервов детского организма.
Следует знать, что во время родов страдают позвоночник и спинной мозг, и в первую очередь его шейный отдел. Травмируется система позвоночных артерий, по которой получают кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания, вызванного недостаточным мозговым кровообращением)расстраиваются функции головного мозга.
Нормально развивающийся ребенок к 2 месяцам должен держать головку, к 6 месяцам самостоятельно садиться, к 1 году ходить.
Ребенок, с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцевпроизносит отдельные слоги, к 1 году произносит 8- 10 слов или словозаменителей (мама, папа, баба, ав-ав, кис-кис и т.д.).
Если идет запаздывание, даже незначительное — надо бить тревогу.
В школьном возрасте следует консультировать детей при любых нарушениях осанки, поведения, головных болях, трудностях усвоения учебной программы и даже просто при нежелании учиться.
Во всем мире в детской неврологии не говорят о родовых травмах. Понятно – если ребенку будет поставлен диагноз «родовая травма», то его родители подадут в суд и будут безбедно существовать, получая деньги от роддома и акушера.
Но на Западе новорожденный, если его родители благополучны и платят за страховку, получает в течение первых дней своей жизни такую мощную медицинскую реабилитационную поддержку (включающую различные виды массажа, бассейн, гимнастику и многое другое), что зачастую снимаются последствия даже значительной родовой травмы.
В России такого нет. Однако сами родители могут проявить инициативу, подумать о здоровье своих детей – обратиться к неврологу, обеспечить ребенку максимальную реабилитацию. И именно такую, какую надо.
У абсолютного большинства детей из-за патологии беременности или в процессе родов в той или иной степени нарушается кровоток в артериальной и венозной системах (в основном, вертебробазилярного бассейна). Кровоснабжение меняется даже в течение одного дня. Таким образом, ребенок с первых дней жизни находится в условиях различных динамических нарушений кровоснабжения головного мозга. От этого зависит моторное, психическое, эмоциональное и речевое развитие ребенка.
Диагностировать речевые нарушения, лечить и корректировать их должны, в первую очередь, детские неврологи.
Что делать, если ребенок плохо говорит?
Большинство родителей обращаются к логопеду. А логопед, увы, не всегда может помочь… Педагог один — часто бессилен что-либо сделать. И это даже в том случае, если заниматься с глазу на глаз.Дети с логопедическими проблемами, как правило, неусидчивы, невнимательны, им трудно сидеть, стоять, даже лежать — они то под столом, то на столе, то у учителя на коленях!
С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, отклонения в поведении, что может свидетельствовать о неврологическом диагнозе.
Если ребенок нездоров, у него обязательно будут проблемы с русским языком. Хорошо ребенок себя чувствует – он нормально напишет, плохо — получит «двойку». Если неврологическое заболевание есть и в раннем возрасте его не лечили, проблема будет пожизненной.
Чтобы работать с речевыми проблемами, нужны не просто детские неврологи, а врачи, прошедшие специальную подготовку и понимающие всю серьезность логопедических проблем. Потому что если в первом классе ребенок плохо читает, то к девятому классу он может вообще разучиться читать! От обычного же невропатолога из поликлиники дети приходят с заключением: «здоров». И все родительские претензии адресованы логопеду, который, дескать, не хочет нормально работать.
Родители не всегда готовы прислушиваться к советам логопеда. А если идут к врачу, то нередко отказываются давать ребенку назначенные препараты, несерьезно относятся к лечению. Им кажется, что лекарства чересчур сильные, а речевые проблемы слишком незначительны…
Всякое лечение начинается с диагностики. Существует много методов, один из которых — ультразвуковая допплерография.
Этот метод позволяет исследовать кровоснабжение мозга, артериальное и венозное. Можно проверить все главные артериальные и венозные сосуды мозга и шеи, причем в любом возрасте, как у новорожденных, так и у взрослых. С нарушениями в этой области бывает связано много поведенческих и речевых патологий. У малышей задержка развития речи, дефекты артикуляции почти всегда связаны с нарушением кровотока в вертебробазилярном бассейне (бассейне основных и позвоночных сосудов). Расторможенное поведение, гиперактивность детей 2-5 лет, повышенная капризность, утомляемость чаще всего связаны с венозным застоем в этом бассейне.
У дошкольников очень часты заикание, проявления астенических состояний с повышенной утомляемостью, снижением памяти и внимания. У школьников с дислексией и дисграфией всегда выявляются нарушения кровотока, при этом нарушения могут быть негрубыми, слабо выраженными. Однако именно эти нарушения и приводят к проблемам, которые не разрешить ни родителям, ни учителям, ни психологам.
Диагностика помогает определить источник речевых проблем. Рассмотрим такое явление, как дизартрия. Дизартрия считается грубым речевым нарушением. Что происходит с точки зрения неврологии? Не поднимается небная занавеска, это ведет к грубым нарушениям моторики. Язык не может работать как надо, артикуляция нарушается. Дефект грубый, он на лицо. Но у логопедов еще есть понятие «стертая дизартрия». Ребенок вначале плохо сосал, теперь неважно говорит, хотя грубых нарушений нет. Можно говорить не о грубом нарушении, а о слабости функции. Ребенку просто не хватает сил, чтобы быстро произносить звуки.
Другая распространенная проблема – задержка речи (алалия). Считается, что ребенок к году должен говорить 10-12 слов, к двум годам – строить фразы из трех слов. Если этого нет, уже стоит забеспокоиться: налицо задержка речи. Алалию разделяют на сенсорную и моторную. При сенсорной алалии сильнее нарушено восприятие речи на фоне нормального слуха (ребенок не понимает речь), при моторной – ребенок речь понимает, но не говорит. На практике чаще встречается некая смешанная форма.
Что происходит, если ребенка не лечить в раннем возрасте? Он растет, у него развивается мускулатура и еще больше нарушается кровоток. Позвоночник становится нестабильным в «дырочках» шейных позвонков, где проходят сосуды, — это ведет к нарушению кровоснабжения головного мозга, ствола, шейного отдела.
Мозг ребенка очень пластичен, поэтому, чем раньше начато лечение, тем гарантированнее успех. Чем старше ребенок, тем сложнее добиваться положительных сдвигов. Считается, что логопед должен начинать работать с ребенком с пяти лет. Но если в основе речевых нарушений лежат неврологические проблемы, это уже поздно. Речевые проблемы могут возникать из-за плохого слуха, дефектов в строении нёба, языка, зубов, хотя чаще всего наблюдается сочетание с неврологическими проблемами. Каждый ребенок хотя бы раз в жизни, желательно в раннем детстве, должен быть хорошо обследован неврологом.
Материал из книги И. О. Ефимова «proРечь: Новые пути и методы коррекции. Современная нейрофизиология речи и слуха».
Источник