Ребенок не откликается на свое имя в 4 года
Здравствуйте! К сожалению, уже примерно как полгода я столкнулась с тем, что ребенок не отзывается на имя и с другими проблемами в его развитии.
В этой статье я хочу рассказать о том, что делать, если вы заметили, что ваш ребенок не отзывается на имя. Почему он не отзывается на имя и как это исправить. Я хочу поделиться с вами своим опытом и знаниями.
Когда ребенок должен начать реагировать на имя?
Все начинают в разное время откликаться на свое имя. Кто-то в 4 месяца, кто-то в 6 или 8-10 месяцев. Уже к году точно должен ребенок начать реагировать на свое имя. Невролог мне говорила, что к полутора годам ребенок должен понимать длинные инструкции. Например: «иди в комнату и принеси со стола книжку». Если этого нет, то нужно обязательно его обследовать.
Фото: https://pxhere.com/ru/photo/849116
Почему ребенок не отзывается на свое имя?
Если этот вопрос начать задавать на различных форумах для мам, то высока вероятность, что вас будут пугать аутизмом. С этим сталкивалась и я. Но на самом деле, если ребенок не отзывается на имя, то это не обязательно аутизм.
Причин может быть несколько.
Одной из причин на форумах, да от других людей можно услышать, что ребенок вас игнорирует. Это может быть и так. Если ребенок иногда не отзывается, и нет каких-то других дополнительных отличий от других детей.
Если вы заметили, что ваш ребенок не смотрит на вас, когда вы ему что-то говорите. Иногда причиной, может быть плохой слух.
Ребенок может не реагировать на обращенную речь, в случае задержки речевого или психоречевого развития.
Задержка речевого развития может включать в себя сенсорную, моторную и сенсо-моторную алалию и другие речевые нарушения.
Сенсорная алалия — это сложности в распознавании речи. Для детей, у которых диагностирована сенсорная алалия, речь воспринимается как иностранный язык. Поэтому ребенок может не воспринимать свое имя, не реагировать на то, что ему говорят, не выполнять просьбы. Также такой ребенок может не смотреть в глаза, не обращать внимания на говорящего человека. Очень схожие получаются признаки с аутизмом.
Вообще, если углубляться в терминологию, то правильнее это называть слуховая агнозия. Но вероятнее всего, в интернете, вы найдете информацию про сенсорную алалию. В интернете и почти все специалисты будут это называть сенсорной алалией.
Еще бывает смешанный вариант сенсо-моторная алалия. Моторная алалия — это проблема экспрессивной речи (говорения). Ребенок не знает как сказать тот или иной звук. Не знает куда нужно язык повернуть и т. п. А смешанный тип, как вы уже поняли это, когда есть и то и другое.
Ребенок с сенсорной алалией может плохо понимать речь в определенных тональностях, скорости речи.
Также ребенок может не отзываться по имени потому, что у него расстройство аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом может не отзываться на имя и по выше перечисленным причинам. При аутизме иногда бывает задержка речевого или психоречевого развития, или умственная отсталость. Также причиной не понимания речи при аутизме может быть сенсорная перегрузка.
Люди, не имеющие диагноза аутизм, умеют фильтровать вокруг информацию. К примеру, вы разговариваете с кем-то в кафе и параллельно играет музыка, за другими столиками разговаривают другие люди. Многие люди в этой ситуации смогут сконцентрировать свое внимание на разговоре со своим собеседником и они не будут обращать внимания на другие звуки. Другие звуки для них будут всего лишь фоном. А люди с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС) не могут фильтровать информацию. На них наваливается все происходящее вокруг разом. Они слышат (чувствуют) все сразу. Из-за этого происходит сенсорная перегрузка.
Куда обращаться, если ребенок не откликается на свое имя?
Конечно, любые свои переживания по поводу здоровья ребенка всегда стоит первым делом обсуждать со своим педиатром.
Также стоит ребенка показать ЛОРу. Он может назначить исследования проверки слуха.
Невролог может определить есть ли у ребенка задержка развития. И если, окажется, что есть, то вероятнее всего невролог назначит ноотропы и коррекционные занятия.
Перед тем, как начать курс ноотропов нужно обязательно сделать ЭЭГ.
ЭЭГ нужно сделать, чтобы исключить Эпи-активность (эпилепсию, судороги). Если у ребёнка это есть, то с ноотропами нужно быть осторожными т. к. они могут спровоцировать приступ.
К коррекционным занятиям можно отнести занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом (сенсо-моторная коррекция), ABA-терапия, сенсорная интеграция. ABA-терапию часто рекомендуют детям с РАС.
Расстройства аутистического спектра в России диагностирует психиатр (он же психоневролог).
Как научить ребенка отзываться на имя?
Конечно, обязательно нужно разобраться в причине. Для этого вам надо будет обратиться к врачам. Вероятно, начать лечение медикаментами и водить ребёнка на коррекционные занятия.
Параллельно с выполнением рекомендаций врачей, вы можете сами учить ребенка отзывается на свое имя:
1. Для начала ребёнка нужно научить отзываться на свое имя, когда ничего его не может отвлечь. Вы должны оказаться рядом с ребёнком в тихой комнате, где нет игрушек, где его ничто не может отвлечь.
Подготовьте для ребёнка награду. Это может быть игрушка, лакомство, объятия, щекотка, что-то, что может порадовать ребёнка.
Когда ребёнок отвернётся от вас, вы можете его позвать. Если он повернулся, посмотрел на вас, то похвалите его, наградите чем-то. Если же он не поворачивается к вам, когда вы его зовёте, то попробуйте чем-нибудь пошуметь (пошуршать бумагой, дотронуться до ребёнка и т. д.). Как только он повернется, то не забудьте его похвалить и наградить.
Продолжайте это делать до тех пор, пока ребёнок не будет смотреть на вас в 80% случаев. Затем переходите к следующему этапу.
Эти занятия должны быть частыми, но короткими. Ребёнку может надоесть постоянно к вам поворачиваться. Тут главное не переусердствовать.
2. Далее, к этим занятиям нужно постепенно прибавлять отвлекающие факторы и наблюдать сохранится ли у него этот навык.
Сядьте рядом с ребёнком в той комнате, где его будет что-то отвлекать. Например, где есть игрушки или работает телевизор. Повторите то же задание, что вы делали на предыдущем этапе. Если он в ответ на свое имя не будет на вас смотреть, то позовите погромче, попробуйте, как и в предыдущем шаге чем-то привлечь его внимание. Если он выполнит, не забудьте его похвалить, наградить его.
Когда вокруг больше отвлекающих факторов, ему сложнее это выполнить.
Между двумя попытка и давайте ему поиграть немного. Когда он сосредоточится на игре, попробуйте его ещё раз позвать. Ему нужно будет научиться переключать свое внимание с игры на вас.
Продолжайте это делать, пока он не начнёт о кликать я на свое имя в 80% случаев без дополнительных способов привлечь его внимание. Он должен научиться реагировать только на свое имя.
3. После того, как ребёнок научился реагировать на свое имя рядом с вами, ему нужно будет научиться реагировать на имя в любой ситуации.
Когда ребёнок сосредоточится на чем-то (игрушка, книжка), встаньте относительно близко от него и позовите его. Немного подождите, пока он не посмотрит на вас. Если он это выполнит, то похвалите, наградите его. Если он не отзывается, то попробуйте изменить громкость в голосе, как-то привлечь его внимание. Нам нужно, чтобы он научился отзываться без дополнительного привлечения внимания.
Помните, что дети без задержки речи не всегда откликается на свое имя, когда их зовут. Не нужно стремиться к совершенству.
По мере прогресса ребёнка, старайтесь его звать все с большего и большего расстояния. В итоге, он должен откликнуться на имя даже из другой комнаты.
Правда, тут есть один момент, про прибежал из другой комнаты. Тут главное, разобраться ребёнок бежит, потому что вы его позвали или потому что он услышал ваш голос.
У меня сын почти всегда прибегает на мой голос из другой комнаты, но в других ситуациях не отзывается. Был период, когда он научился отзываться, но потом опять перестал. Ему понятнее пока что просьба: «подойти ко мне», чем если я его позову.
Нужно продолжать развивать этот навык и в дальнейшем с разного расстояния и с разными людьми.
Всём кто столкнулся с этой проблемой, желаю удачи в освоении этого навыка и всем деткам здоровья!
Если есть какие-то вопросы пишите, отвечу. В дальнейшем планирую продолжать статьи о задержке речевого развития, об аутизме и других темах.
Источник
Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс знакомства с собственным именем может происходить совершенно по-разному. Несмотря на общепринятые нормы, большинство родителей очень беспокоятся за полноценное развитие своих детей. Считается, что отсутствие реакции на собственное имя является одним из первых симптомов аутизма.
Нормы
Когда ребенок начинает откликаться на свое имя, интересует всех родителей без исключения. Обращение по имени к малышу является частью речи, поэтому кроха должен реагировать на свое имя задолго до появления речевого навыка. Обычно это происходит в период, когда закладывается первичное понимание окружающих предметов: приблизительно в 7-10 месяцев жизни.
Большинство мамочек уверяют, что их детки начали реагировать на собственное имя не позднее полугода. Но, возможно, это просто реакция на мамин голос. Не стоит бить тревогу, если малыш не проявляет реакцию в сроки, установленные нормами. Каждый малыш индивидуален и развивается в соответствии с этим правилом. Конечно, отклонения от усредненных показателей должны быть небольшими, об этом следует помнить.
Реакция
Когда ребенок начинает откликаться на свое имя, довольно актуальный вопрос для всех людей, которые стали родителями относительно недавно. Молодые мамочки должны понимать: чем раньше они начнут называть кроху по имени, тем скорее малыш начнет его проговаривать, а затем и реагировать на него.
Многие родители замечают, что изначально малыш пытается улавливать интонацию, а потом уже понимает смысл произнесенного слова. Звать кроху по имени необходимо как можно чаще. Старайтесь это делать четко, громко, тихо, ласково и шепотом. Более того, ваша мимика не должна быть одинаковой.
Некоторые специалисты советуют произносить имя малыша с использованием шуршащей бумаги. Продолжать такие занятия рекомендуется до тех пор, пока малыш не научится практически постоянно откликаться на свое имя. В особенности такие занятия полезны, когда кроха играет с детками. Таким образом, он учится переключаться с игры на слова.
Возможные причины отсутствия реакции
Если ребенок в год не откликается на имя, то, возможно, у него:
- Проблемы со слухом.
- Недостаток общения.
- Существуют отклонения в психологическом развитии.
- Проблемы в воспитании: кроха просто балуется или игнорирует родителей.
Как научить ребенка откликаться на свое имя?
Начиная с 3–4 месяцев кроху необходимо знакомить с его именем. Постарайтесь ему дать понять, что оно обозначает его самого. Сделать это можно следующим образом:
- Показывая ребенку различные предметы, всегда произносите их название, а потом укажите пальчиком на малыша и назовите его имя.
- При обращении к грудничку используйте одну или две производные от его имени. Избегайте такого обращения, как «зайчик», «котик», «солнышко» и прочее — это только введет малыша в замешательство.
- Собираясь подойти к ребенку и взять его на руки, первоначально окликните его по имени, дождитесь реакции.
- Старайтесь как можно чаще обращаться по имени к крохе.
Так когда ребенок начинает откликаться на свое имя? Иногда происходит так, что малыш игнорирует, когда его зовут. Обычно такое явление появляется после года. В данной ситуации родителям следует обратить внимание на свое поведение: возможно, кроха настолько избалован вниманием со стороны взрослых, что ему просто не обязательно реагировать на свое имя. Можно обратиться к детскому психологу, он поможет грамотно выстроить поведение в семье по отношению к малышу.
Знакомство с другими детками
Иногда случается так, что ребенок не всегда откликается на имя. Для развития деток очень полезно знакомить между собой. Чтобы запоминание имен других малышей происходило лучше, можно использовать игру в мяч.
Деткам необходимо встать в круг, затем ведущий подкидывает мяч и называет имя игрока. Владелец названного имени должен постараться поймать мяч. Более того, во время такой игры активизируется слуховой аппарат, а также развиваются моторика рук, мышление и координация.
Деткам дошкольного возраста можно передавать мяч по кругу и называть имена сверстников. Деткам младшего возраста отлично подойдет такая игра: посадить малышей в круг, а затем попросить каждого из них назвать свое имя.
Что делать?
Вы ознакомились с информацией о том, когда ребенок должен откликаться на свое имя, и поняли, что ваш кроха не соответствует нормам развития? Если малышу уже год, то вам следует обратиться к следующим специалистам:
- Отоларингологу — он проверит слух малыша. Даже если в роддоме кроху проверяли и сказали, что со слухом все отлично, повторная проверка не помешает. Дело в том, что заболевания органов дыхания, горла или воспаление ушей могут приводить к возникновению проблем со стороны слухового аппарата. Перед посещением врача нелишним будет провести проверку слуха в домашних условиях, чтобы подробнее рассказать о возникшей проблеме. После проведенного обследования отоларинголог даст необходимые рекомендации, возможно, назначит лечение, и вскоре кроха начнет полноценно реагировать на свое имя.
- Невропатологу и психологу. Часто отсутствие реакции на свое имя носит психологический характер. Для некоторых деток это является стилем поведения. Но если это продолжается после года, то малышам нередко ставят диагноз «задержка развития», аутизм или нарушение коммуникативных функций.
Вот мы и разобрались в вопросе, когда ребенок начинает откликаться на свое имя. Особое внимание обращайте на поведение своего малыша. Если он отлично понимает просьбы, команды, интересуется звуками и происходящим, то с развитием у него, вероятнее всего, все нормально. А отсутствие реакции на собственное имя носит временный характер и, скорее всего, связано с непониманием того, что это его имя. А если он знает об этом, то не хочет откликаться по причине своего темперамента или характера, заложенного природой.
Источник
Ребенку 1 год. недавно заметила, что не откликается на свое имя, совсем никак.
Просьбы не выполняет (типа «дай» «отнеси-принеси»…).
Умеет ладушки стряпать, малые формы в большие складывать, машинки катать и вот в принципе и всё.
Махал ручкой раньше «пока», сейчас не машет.
Стало настараживать данный факт. С ребенком занимаемся и играем каждый день.
Никогда не сравнивала своего ребенка с другими, но не удержалась, соседский ребенок почти такого же возраста, ему 1,1 показывает где тётя, ляля, по просьбе отдает предмет, мычит как коровка, понимает что нельзя и самое главное откликается на свое имя и много другое.
Мне пора бить тревогу? Очень волнует, что откликается по имени.
Слух проверяли, слышит хорошо.Сообщение было изменено пользователем 15-11-2011 в 15:45
а на что он откликается? как вы привлекаете его внимание?
Простите, у него со слухом всё в порядке, на звуки реагирует? ТТТ, извините конечно за вопрос, обидеть не хотела
А сколько сантиметров ваш IQ?
вы недавно не болели? после болезней такие откаты бывают
или активно ходить начали, речевое развитие тоже может затормозиться пока
Если хочешь быть счастливым — будь им!
у моих знакомых до трех лет не говорил, на просьбы плохо реагировал, оказалось, что проблема с ушками
а на что откликается? как вы привлекаете его внимание? может вы увлекаетесь «зайка», «киса», «малаыш» или другими уменьшительными прозвищами?
А вы у врачей были,они ничего не заметили подозрительного?у всех конечно по разному,но я бы насторожилась,сходите к врачу
она была настолько зла,что дозвонилась на отключенный телефон…
бить ли мне тревогу?[/cit]
Бить, знакомые к психотерапевту обращались, им какой-то диагноз поставили, что на имя не откликается. Сказали, что вовремя еще обратились, нельзя затягивать.
Женщина — слабое и беззащитное создание, от которого нет спасения.
Яблочко_от_Яблок
а на что он откликается?
зовем его только по имени. Иногда посмотрит на меня когда я его зову раза так с пятого и то мне кажется, что это уже совпадение какое то.
~¤~ГризабеллА~¤~
Простите, у него со слухом всё в порядке, на звуки реагирует? ТТТ, извините конечно за вопрос, обидеть не хотела
со слухом всё хорошо, на звуки реагирует. Сегодня звала его по имени и говорю посмотри у меня какая машинка, ребенок ноль внимания. Включила на телефоне музыку, тут же поднял голову и стал искать глазами где играет.
patry
вы недавно не болели? после болезней такие откаты бывают
Болели две недели назад, ОРВИ, была температура 38,5, насморк и кашель. Сейчас выздоровил
хася
может вы увлекаетесь «зайка», «киса», «малаыш» или другими уменьшительными прозвищами?
нет, уменьшительными прозвищами редко называем, но и на них он не откликается.
tanisi27
А вы у врачей были,они ничего не заметили подозрительного?у всех конечно по разному,но я бы насторожилась,сходите к врачу
да, я уже записалась к неврологу, на этой неделе пойдем.
остальные врачи ничего не замечают.
так то ребенок общительный.
попросите к сурдологу направление. Педиатр дает их — в городской суродологический центр. Вы сама не сможетн определить небольшое снижение слуха.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
моя из вредности не откликается когда зову, потом бегает, прячется и меня передразнивает «Аня, Аня, Аня»
Знакомый малыш в полтора года не на имя вообще не реагировал, позже все наладилось. Но на всякий случай, лучше конечно к врачу.
у нас в поликлинике висит плакат. что нужно обратиться к врачу по поводу слуха, если… и там список… не откликается на имя в вашем возрасте — тоже есть пункт. так что вам к врачу, думаю.
Олег настолько сексуален что неприлично посмотреть развратно колосятся брови порочно вздут пивной живот
Горянка
моя из вредности не откликается когда зову
у нас похоже.. вообще если занят — не откликается, как будто не слышит.. но если нашкодит — сразу все слышит.. и умеем мы чуть больше вашего, игрушки какие то может принести, какие то нет, «пока пока» тоже перестал показывать, играет пирамидками, складывает мелкое в коробку, выкидывает, машинки… не хочет показывать глазки, ручки и т.д., хотя понимает что я прошу, в комнате показывает только шарики — взмахом руки на потолок.. ну не хочет, глазами иногда смотрит на то что прошу показать, но рукой не показывает никак. я думаю это характер. нам год и 2 недели
Спасибо всем за ответы, сейчас начинаю включать разум, а то на эмоциях трезво не могу думать. Дак вот раньше он показывал ладушки, сороку белобоку,щелкал язычком как лошадка скачет, на мне по просьбе показывал глаза, нос и рот, пока-пока махал ручкой, а сейчас ничего этого не делает, только ладушки по просьбе делает и всё.
автор
Дак вот раньше он показывал ладушки, сороку белобоку,щелкал язычком как лошадка скачет, на мне по просьбе показывал глаза, нос и рот, пока-пока махал ручкой, а сейчас ничего этого не делает, только ладушки по просьбе делает и всё.
ну.. этой ерундой каждому ребенку надоедает заниматься. а вот слух проверить надо.
Вспоминаю своего в 1 год. На имя не откликался вообще, до тех пор пока называть себя стал самостоятельно, я и не догадывалась, что он имя свое знает… :gy: Но он просьбы все выполнял, даже сложные: «Сходи в большую комнату, принеси мячик», или «Сходи на кухню, принеси мамину кружку»… Мог и не выполнить конечно, из вредности, но я знала что он может. Ручкой махать и ладушки только с полутора лет стал, показывать зверей, части тела тоже где-то с 1,5-1,8 (я уже начинала напрягаться), но я знала, что он знает, просто не показывает. С 1 года до 1,8 был такой период, когда на просьбы не реагировал, не хотел как-бы «услужить». Но и в этот период в игре видно было, что он знает, но «экзамен» сдавать не будет. Неврологи как-то видели это и говорили,: «Все нормально, он знает!» :gy:
В принципе, женщина может и промолчать, но дело в том, что у женщины нет такого принципа.
автор
. Дак вот раньше он показывал ладушки, сороку белобоку,щелкал язычком как лошадка скачет, на мне по просьбе показывал глаза, нос и рот, пока-пока махал ручкой, а сейчас ничего этого не делает,
Точно так же все было 🙂
Попробуйте сзади ребенка хлопнуть в ладоши резко и громко (не нежничать, т.к. он может услышать, но не повернуться, если звк будет спокойным и обычным в квартирной суматохе). Не бойтесь напугать. Если тут же обернется, то слух нормальный. А на сколько хороший — специалист скажет и то не в этом возрасте.
Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!
Мы тоже не откликались, тоже переживала и собиралась вести к сурдологу в Бонум. Но как-то поход затянулся и ребенок сам стал реагировать и на имя и на просьбы. А с другими детьми не сравнивайте. Каждый ребенок развивается в своем темпе, а потом ваш все наверстает, может будет даже лучше соседских!!!
Думаю это последствия болезни. Возможно диагноз орви был поставлен ошибочно. Здесь думаю проблема не столько с ушками и слухом сколько с мозгом, торможением его функций. Откликается не на то что слышит а что особо интересно. Возможно высокая температура так сказалась. Но вообще такод ощущение что ваш малыш по прежнему находится в болезненном состоянии.Сообщение было изменено пользователем 16-11-2011 в 10:57
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и останется пылью.
Бить тревогу и записываться к специалистом по слуху, например, в Бонум
Бить тревогу обязательно. А в имени много шипящих и свистящих? Если да- то может слух оказаться сниженным только на определенную группу звуков. На шепотную речь, например. И он свое имя будет недослышивать:(.
Мамин ,
Извините , как сейчас ваш ребёнок ? Все в порядке ?
Забила бы тревогу еще раньше. Даже не помню с какого возраста стала понимать свое имя. Но это было далеко до года. Ближе к году уже показывала на себя при вопросе: где Даша?
Источник