Ребенок не может сидеть на месте 5 лет

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенокнаверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок:

Большую часть дня не «сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок:

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Рекомендации родителям:

Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Читайте также:  Лекарство от зубной боли для ребенка 5 лет

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» — неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям,необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель: развитие мышечного контроля.

Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно,чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Читайте также:  Какое лекарство от кашля ребенку 5 лет

Источник

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность,
достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно
ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений.
Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства
и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная
двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который
нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома
гиперактивности с дефицитом внимания,
нередко его называют также гипердинамическим
или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко
считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным
требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может
вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений
функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями
головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических
заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной
активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект
внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может
сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно
повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
Как правило, им свойственна импульсивность поступков: «сначала сделает, а потом
подумает». Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные
для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается
опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивностиможет возникнуть в процессе развития очень рано.
Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям
(свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить.
В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо
заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры,
требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический
характер.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет. Его главными характеристиками являются:
чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия,
тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них,
ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность
становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте,
поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя
при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить
к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие
проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все
    трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного
    действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях,
    требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и
    т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши,
    книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум
6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза
«синдром дефицита внимания» является прерогативой врача, и в преодолении синдрома
важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться
в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого
лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного
отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций
на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но
не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка,
отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение
и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов
и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг
с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения
могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Читайте также:  Цефекон ребенку 5 лет дозировка

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной
жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, — предъявления повышенных
требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения
поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших
усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное
поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие
формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки
не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться
с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать
игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить
играть детей в народные игры, а также в игры, типа: «Да и нет не говорите»,
«Тише едешь…», «Съедобное — несъедобное», «Холодно — горячо», различные лото,
настольные игры и др. Старайтесь придерживаться «позитивной модели» воспитания,
т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте
    успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения
    домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки,
    бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках,
    в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте
    его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений
    слов «нет» и «нельзя». Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы
    он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
    (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия
учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей
и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так,
чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель — достигнутой.
Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются
в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную,
сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают
его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими
учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс,
другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка
проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя»,
не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить
доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может
    способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного
    ребенка — в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю
    в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем,
    в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии
    (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически
    контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной «разрядки»:
    занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому
возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может
сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному
личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться
в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения
с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей
и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям
поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных)
нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому
наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно
включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие
его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его
поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет
ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

К
началу страницы

Источник