Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года thumbnail

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме

Не жует

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.

Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.

Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

Читайте также:  Ребенок 2 года начал кусаться

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Советы

  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Ребенок не может есть твердую пищу 2 года

Источник

Нам 2 года. До сих пор ест только перемолотую на блендере пищу, если попадается комок рвет, весь завтрак/обед выходит без остатка. КАК перевести ребенка на нормальный стол и твердую пищу… Расскажите как было у вас. В каком возрасте это было?? Врачи говорят «переводите постепенно» а КАК это постепенно? если её рвет сразу от малюсенького кусочка.. Поделитесь опытом плиииз.

Verok

Нам 2 года. До сих пор ест только перемолотую на блендере пищу

а зачем вы до 2 лет ему перемалывали и только щас решили переводить? %)
можно было от этого отказаться когда пошли зубы, а это в 1 год максимум

и серым карандашом я все равно нарисую радугу))

а сушки и сыр как ест, тоже рвет? Я сыну начинала сначала яблоки, сушки давать. Потом каши обычные, потом супы вилкой перемолотые и т.д. Правда с 9 мес так делала уже.

Anastassija

Правда с 9 мес так делала уже.

аналогично!
и в год уже нормально ребенок пережевывал твердую пищу

и серым карандашом я все равно нарисую радугу))

Да обычно так и есть. И я так пыталась делать. НО мы стали есть не баночные пюре, а обычные тока после года. А до этого не воспринимала она ничего сделанного самостоятельного. Она кусать то кусает и сыр и сушки и т.п. но в рот набьет пережует и выплевывает.. Глотать не хочет..

У меня наверное у одной такой ребенок.. у всех дети как дети.. у меня все как-то 🙁 кудряво..

Да просто протянули долго с переводом на нормальный стол. Либо, как вариант, с ЖКТ проблемы

Я точно знаю, что такое счастье ©

Думаете прийдет время? Я честно говоря то же так думаю, но посмотрела у всех уже вовсю точат с мамами и папами. Я когда маленькая было то же не могла и не могу пищу с комочками есть.. и тоже меня саму в детстве тошнило часто..

Читайте также:  Одно яичко больше другого ребенку 2 года

Врачи что говорят?
Это, конечно, редкость, но бывают проблемы с горлом, когда ребенок не может глотать твердую пищу, паралич какой-то. Видела такую девочку, в 3 года ела только пюре и каши.

Бывают такие люди наоборотные: чем меньше они думают, тем больше пользы. (с)

Indigо

Не пугай… никакого паралича нет у них..

Да я не пугаю, говорю же — очень редко бывает. Но лучше уж проверить все как следует, для собственного успокоения.
Если врачи говорят, что все в порядке, значит потихоньку приучать. Мы вот с печенек начинали, которые во рту очень быстро превращаются в кашку, потом перешли уже на кусочки. Сначала совсем мелкие, потом все крупнее.

Бывают такие люди наоборотные: чем меньше они думают, тем больше пользы. (с)

Нет!!! Не у вас одной .У нас такая же проблема. Только что ел-ел (пюре картофельное жидкое) один комочек попал — весь ужин в ладошке у мамы. Я так устала! Проверьте ЖКТ, но нас это не спасло. Мы делали даже ФГС в 1,3 в Питерской клинике(потом два дня с рук не слезал), анализа на паразитов ничего не дали(говорили, что паразиты могут вызывать инфекции пищеварит.тракта) и т.д. В результате сказали — терпеть и молоть пищу. Как долго? Вопрос открытый! И вам терпения!

моему тоже 2, твердую пищу сам по себе ест-грызет и яблоки, и сушки, и все остальное. проблема в том, что он ест может -как бы это сказать-однородное. То есть, если яблоко даешь-он видит, что это яблоко и его надо кусать и жевать, что он и делает, а даешь блин суп-все, воспринимает его как водичку типа-не дай Бог, попасться картошке несчастной-все вываливается изо рта разом или давится. поэтому остается только 2 выхода-или блендерить суп. или сначала весь бульон скормить, а потом отдельно твердую пищу- овощи. С мясом у нас тоже проблемы=или даю в виде фарша, или опять блендерить, мне кажется, у него только от вида волокон мяса давка уже начинается %)

Нам 2.7 и до сих пор вся основная еда только в виде пюре, замечательно можем есть яблоки, сосиски, печенье, конфеты (сегодня, например, жевал сухую лапшу). Я тоже раньше переживала сильно, а сейчас вижу, что чем дальше тем лучше становится. Раньше мы даже из блендера есть не могли, т.к. там хоть и малюсенькие но кусочки тоже есть, так до 2,6 лет ели только пюре из баночек, супы и каши из пакета. Только недавно стали есть измельченное блендером и каши обычные, например, рисовую и гречневую. А раньше сколько я ни пробовала, сразу все обратно выходило. Думаю, это такая особенность у ребенка, рано или поздно всему он научится. Конечно, это неудобно очень, но переживать из-за этого не стоит.

Если твои противники перешли на личные оскорбления, будь уверен — ты победил.

Violence

о есть, если яблоко даешь-он видит, что это яблоко и его надо кусать и жевать, что он и делает, а даешь блин суп-все, воспринимает его как водичку типа-не дай Бог, попасться картошке несчастной-все вываливается изо рта разом или давится.

+1.

Если твои противники перешли на личные оскорбления, будь уверен — ты победил.

Мне кажется что, у неё страх перед пищей еще, тк её сильно рвало, если ей не дать водички 99% что подавится и все вернет обратно. Мы обследовали ЖКТ, делали узи, Но врачи говорят нет патологии. видимо психологически что-то. Мы и ходить стали в 1,2 т.к. она очень боялась упасть (падала очень много и ударялась головой постоянно). Я может и не переживала особенно, главное, что ест не из банки, но и говорит она мало для своего возраста видимо по причине не глотания и неразвитости рта. У моей подруги мальчик в 2,2 стал есть твердую пищу,а до этого тоже все из блендера.

Источник

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

  В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

Читайте также:  Что поможет от стоматита ребенку в 2 года

  В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

  Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

  1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

  2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

  3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

  4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

  Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

  Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Источник