Ребенок не гулит в 1 год
После первой улыбки ничто другое не воспринимается взрослыми с таким восторгом, как гуление малыша. Это — его первый язык, он уникален по-своему и необходим для становления речи. О сроках и особенностях гуления мы расскажем в этом материале.
Что это такое?
Традиционные медицинские источники трактуют гуление как стадию доречевого развития. То есть пока это не речь, но уже и не крик, которым новорожденный общался с мамой и другими родственниками по любому поводу, будь то желание общаться или мокрая пеленка. В 2–3 месяца в среднем дети начинают гулить, и это означает, что их потребность в крике уже не так велика. Кричать чадо теперь будет по вполне конкретным поводам, когда присутствие и участие взрослого — острая жизненная необходимость (голод, холод, боль). В остальных случаях малыш гулит, и это не может не вызывать умиления.
Гуление продолжается примерно до полугода. Потом ребенок плавно переходит к стадии лепета и становится еще на ступень ближе к человеческой речи.
Ребенок начинает агукать не потому, что он этого хочет. Просто так устроено природой, а сам навык считается спонтанным. Обычно малыш «гукает» в состоянии покоя, когда ему хорошо, комфортно, когда он сыт, часто — исключительно в присутствии взрослых, но порой детки делают это и сами с собой.
В самом начале гуления ребенок произносит короткие звуки, обычно начиная с гласных («у», «а», «ы») и постепенно переходя к их объединению с некоторыми согласными («гу», «га», «ма»). В 4 месяца малыши достигают такого вокального мастерства, что начинают произносить не только отдельные звуки и слоги, но и целые каскады звуков. Стадия доречевого развития, следующая за гулением, называется лепетом.
Примечательно, что гулят разные дети почти одинаково. В этом прекрасном нежном возрасте не существует национальностей, языковых барьеров. Но уже к полугоду крохи начинают произносить звуки, которые все больше напоминают звуки их родного языка, каким они его слышат и воспринимают от родителей и других взрослых. Эксперименты показали, что взрослый француз, японец или американец вполне в состоянии опознать ребенка одной с ним национальности, просто прослушав аудиозапись такого гуления малыша в 6–7 месяцев.
Если даже ребенок лишен способности слышать, он все равно гулит. Некоторые карапузы с нарушениями слуха даже проходят начальные стадии лепета. Но потом им требуется медицинская помощь и вспомогательные средства в распознавании речи, иначе говорить они так и не научатся.
Возможные проблемы
При достижении определенного возраста родители начинают ждать от крохи ответных звуков, но их может не быть. Есть дети, которые ограничиваются лишь коротким периодом тренировки будущей речи. Они как бы пробуют звуки «на вкус», произносят гласные и сами их пугаются. Такие малыши могут молчать, как партизаны, и в 5, и 6 месяцев.
С испугом или негативным опытом, а также с внезапным заболеванием могут быть связаны и внезапно утраченные способности к произношению звуков. Ребенок гулил, например, с 2 месяцев, а в 4 месяца перестал и замолчал. Под действием страха, стресса или даже самой обычной простуды, которую малыш перенес, он мог временно забыть новый навык.
Причиной задержки развития гуления или его исчезновения может стать слабое эмоциональное развитие малыша: с ним мало общаются, почти не разговаривают, уделяют ему недостаточно внимания. Наладить речевой контакт с грудничком — непросто, но ничего невозможного в этом нет. На задержку психического и эмоционального развития указывает не только отсутствие гуления в принципе, но и монотонное «пение», мычание в возрасте от 4–5 месяцев и старше. В норме в этом возрасте гуление становится эмоционально окрашенным: ребенок может произнести свое «агу» как с удовольствием, так и с досадой, как требовательно, так и ласково, нежно. У малышей с задержкой развития психики и становления эмоций эмоциональный окрас звуков практически отсутствует.
Гуление может отсутствовать или быть очень скудным, почти неразвивающимся у детей с аутизмом. Аналогично ведут себя малыши с синдромом Дауна, с врожденным слабоумием, дети, перенесшие тяжелые травмы головы, кровоизлияния в головной мозг при рождении. При поражении центра речи ни гуления, ни лепета может не быть вообще, как и последующих речевых навыков.
Позднее начинают гулить недоношенные дети, а также малыши, часто болеющие и в связи с этим ослабленные. Ленивые в силу характера детки также могут начать гулить несколько позднее своих активных и любознательных ровесников. Достаточно редко причиной отсутствия гуления, агуканья и лепета являются аномалии строения голосовых связок и речевого аппарата, поскольку сами эти аномалии относительно редки.
Заподозрить у малыша проблемы со слухом можно только на стадии лепета. Дети, которые не могут себя слушать и слышать, не переходят к конкретному лепетанию определенных слогов, останавливаясь на стадии вокального (распевного гласного) гуления.
Как научить?
Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.
Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.
Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.
Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.
Старайтесь выбирать для общения минуты, когда в доме тихо. Это трудно сделать в шумной обстановке: малыш будет отвлекаться на работающий телевизор, громкую музыку или гомон голосов и просто замолчит. Именно поэтому часто задержкой речевого развития страдают самые младшие детки в многодетных семьях.
В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный логопедический массаж для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.
Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.
К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.
Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.
Очень эффективным для детей, которые гулили, но потом внезапно замолчали под действием неких факторов извне, может быть методика «подражания себе»: ребенку включают аудиозапись собственного гуления, сделанную ранее. Прослушивание побуждает малыша вспомнить навык и продолжить его развитие.
Мнение доктора Комаровского
Евгений Комаровский, педиатр и телеведущий, мнение которого очень важно для миллионов мам по всему миру, утверждает, что отсутствие гуления в 3,4, 5 и даже 6 месяцев — еще не повод для паники и всеобъемлющего медицинского освидетельствования ребенка. Если все остальные навыки малыша соответствуют возрасту, если у него отменный аппетит, здоровый сон, он улыбается и явно узнает родственников, то думать о плохом не стоит. Ребенку просто требуется время.
Комаровский настоятельно предупреждает об опасности сюсюканья с ребенком. Подражать его лепету или гулению мама может только до полугода. Потом нужно начинать общаться с ребенком как со взрослым, иначе кроха может надолго «застрять» в лепете, и тогда у родителей возникнет новая проблема — как научить его говорить по-человечески в его 1,5-2 года.
Главными «учителями» в вопросах освоения речи, по мнению Комаровского, являются любовь и доброжелательность взрослых, а также постоянное повторение, которое будет способствовать заучиванию первых слогов и слов.
В следующем видео доктор Комаровский рассмотрит два основных вопроса, которые волнуют большинство родителей: стоит ли бить тревогу, если ребенок в своем развитии немного не укладывается в принятые нормы, и чем может быть опасно значительное отклонение от этих норм.
Источник
Дочке 1 год 3 мес.
Успехи. Начали шагать самостоятельно. Научились высасывать пюре из пакета. Умеем выпускать бульки ртом в ванной и тут же дудим в дудочку водяную. Жест дай дай ручкой у нас теперь всегда когда просит дать.
По-прежнему возглас А на все предметы, события в разной интонации. Новых звуков не появилось. Не подражает.
Стала больше звучать когда ползет, т.е. аааа говорит во время ползанья. Иногда пружиня на мячике звучит ааа в такт.
Куклу качает прижимает к себе, но ааа за мной не повторяет.
В разных ситуациях пытаюсь добиться повторения звука а , не повторяет.
Язык не высовывает повторяя.
За месяц были два эпизода произнесения слогов. Один в машине после жевания железяки. 15 минут говорила цепочки амамамававабама. Это три недели назад.
Второй эпизод, две недели назад. Приходили гости,сидели за столом, ползала вокруг и говорила амама около часа. Все внимание было на нее, все хором поддерживали амама.
После пробовала давать разные предметы в рот, железяки,деревяки и т.д. не повторилась история. Выдувает пузыри иногда с игрушкой во рту. Звали тех же гостей, не повторилась история.
Были у большого количества специалистов. У Аверной И. в Игре, у Одиноковой Г.Ю., у Масленниковой в НЦЗД, у логопеда в Невромеде, у неврологов: Некрасовой в Рдкб, Щур в Университетской больнице, Шулежко в больнице Башляевой, у Зайцева в Невромеде. Были на комиссии в коррекц.садике 1708 и стали трижды в неделю ходить туда к логопеду по методу Новиковой- Иванцовой. Походили на электрофорез с эуфилином.
Резюме.
Неврологи не отвечают о причинах задержки речи и о дальнейшем развитии событий молчат. Может темповая задержка, может и не темповая. Предлагают ждать до 1,5. Заниматься, как можем. Всем нравится, что ребенок все понимает, все показывает, выполняет поручения, повторяет за взрослым действия.
Аверина И. обратила наше внимание, что реб медленно реагирует иногда. Велела дольше давать паузу, чтоб реб успевал сообразить что мы хотим в своем темпе. Это действительно так, Изабелла бывает долго ищет нужный обьект или думает над просьбой сосредоточенно. Так же указала нам на то,что снижена чувствительность у реб. Например, при ней, Иза засунула далеко в рот игрушку и только спустя несколтко секунд у нее рвотный рефлекс был. Реб правда не замечает царапину, пощипывания, что неудобно одета, что шапка сползла, что мокрые трусики, что вокруг рта испачкано. Щекотки боится, смеется.
С Г.Ю. занятие нам понравилось. Реб даже кормя куклу из ложки причмокивал сам губами. Это я использую дома, но она редко повторяет причмокивания. Но мы с папой произвели на Одинокову впечатление неэмоциональных,крайне спокойных и приторможенных. Она давала рекомендации быть эмоциональнее. И что успех прийдет когда мы будем вызывать у реб эмоции а вместе с тем новые звуки и т.д. Папа у нас действительно молчун и с одинаковым лицом все время. Но я очен задорно умею играть и реб постоянно выкрикивает свое аа в игре, смеется. Эмоциональные бесилки у нас происходят очень часто, я использую кучу звуков при этом. Баба тоже актер приличный и завести ребенка нам нетрудно. Может в следующий раз удастся нам себя игривее проявить на занятии, тогда мы получим рекомендации в другом ключе.
Логопед Масленникова сказала, что куда больше чем отсутствие слогов ей не нравится, что мы не умеем сосать пюре, дуть, пить из трубочки ,язык не высовываем и т.д. И велела бросить все силы на артикуляцию. И приучать реб к чистке зубов и лазанью рот, чтоб позже приходить на логоп.массаж и не плакать. Сосания пюре и выдувания в водяную дудку добились. Трубочка никак, язык никак .
Зайцев и Некрасова велели ждать и бдить. Щур уколы. Шулежко нам не понравилась, рекомендации и комментарии ее странные и логикой не отличаются на нашему с папой мнению. Но она уверена что мы вот вот залепечем.
По поводу жкт ходили к гастроэнтерологу. Категорически неприятно было столкнуться с госпожой Карповой в Рдкб. Агрессивная и хамит. Первый раз такое хамское отношение. Рекомендовала пересдать кровь, потому что считать количественные показатели из процентных не ее работа. И отменить гв, если что-то с жкт не устраивает. А если проблемы давно, то надо было давно сдать калл на углеводы и лечить лактазную недостаточность….бррр… хотя реб прибавлял больше 1 кг в первые месяцы… До сих пор мы к другому врачу не успели сходить.
Про месяц занятий у логопеда. Выглядит так. Логопед поет МаМа и манипулирует со ртом реб, смыкает губы мама, папа смыкает и закрывает нос и т.д. реб 2 мин позволяет это делать,остальное время выкручивается и я отвлекаю Изабелю игрушками и т.д. то есть в итоге ребенок не смотрит на губы взрослого по задумке методики, не повторяет, редко получается ма ва ба, если уловить ее крик а и сжать губы. Дома старались смыкать губки когда аа, но ей не нравится это конечно,хоть и настроение поймано хороше, и она видя что руки тянутся ко рту, закрывает его и замолкает. Меня смущает насилие. Страшно, что навредим. За месяц хождения ничего особо не менялось в речевом поведении ребенка.
Как Вы думаете стоит продолжать ходить к этому логопеду? Или смыкать губки самой дома, проявляя настойчивость?
Вопрос такой. Можем ли мы сейчас сделать вывод, что у реб не темповая задержка речи?
Учитывая комметраиии про плохую чувствительность, стараемся устраивать сенсорную гимнастику. И начинаем кцрс массажа и лфк.
Источник
Добрый день всем форумчанам!
Решила вновь создать тему , чтобы услышать ваши мнения . Ранее я писала о своих проблемах,но меня все уверяли ,что я паранойичка и докапываюсь до маленького ребёнка.
Сегодня моей малышке почти 5 месяцев и чем старше она становится,тем больше мы приближаемся к возрасту ,когда ребенок должен многое уметь и понимать , а у нас пока не сильно что-то меняется.
Перечислю что меня беспокоит:
-дочка просыпаясь рядом со мной словно не замечает меня. Лежит рядом и мусолит одеяло.
-если обращусь к ней,она может мельком глянуть ,а может и нет(чаще нет)
-когда начинаю привлекать внимание ,она может повернуться и посмотреть на меня,при этом очень скудно улыбнется. Ни каких комплексов оживления нет при этом. Наоборот может перестать двигать ручками и ножками.
-когда переворачивается на животик , смотрит прямо , либо в стороны ,но на меня не смотрит,даже если зову ее. Иногда ,чтобы привлечь ее внимание издаю всякие звуки ,тогда может мельком глянуть и вскольз улыбнуться.
— в вертикальном положении,когда ее кто-то держит лицом к миру, она словно завороженная. Может смотреть по сторонам(без особого интереса) или в пол и обсасывать при этом пальцы.
Если в этой позиции я пытаюсь с ней говорить,она либо отворачивается,либо мельком взглянет улыбнется и опускает глаза. Чтобы зафиксировать зрительный контакт хоть какой-то,надо привлекать псыканьем,трыканьем, цоканьем или шевелить пальцами у лица.
— на улице и в магазинах словно завороженная. Не шевелится ,лишь смотрит везде, с серьезным выражением лица. И здесь уже невозможно привлечь ее внимание.
-С игрушками однообразно играет-просто тянет в рот. Не стучит ими,не трясет,не разглядывает.
— сестрам улыбается через раз ,иногда смотрит на них буд-то первый раз видит, с опаской,иногда и на папу так реагирует.
-гуления не было .я имею ввиду ау,агу,ну,аги и т.д. до двух месяцев пару раз сказала апху с полузакрытым ртом и очень тихо,а потом и этот не было.
Потом только аканья с игрушкой или руками во рту,глядя вникуда. Нам не гулила в ответ и тем более не повторяла за нами . А теперь вообще молчит.
-смех только на щекотку,но иногда может и заплакать.
-когда плачет не смотрит на меня, смотрит вникуда.
-вообще взгляд,особенно лёжа на животе и в вертикальном положении очень напрягает. Он какой-то неясный что-ли , словно она ничего не понимает. Это так страшно. Вроде в этом возрасте детки должны становиться более смышленными что ли. А у нас будто пустой взгляд.
-еще и запоры по 7-10 дней(здесь говорят ,что отсутствие кала до 2недель норма, но я вот выдержала 10 дней и поставила свечку)
Из положительного :
-Иногда улыбается нам в ответ на нашу улыбку
-переворачивается со спины на живот ,разворачивается по кругу
-переползает усилиями по пластунски
-улыбается мне в зеркале
-если кто-то чужой берет на руки ,смотрит на меня выпячивает губу и может начать плакать.
-на чужих смотрит лучше. Но тоже не долго. Поэтому и семейная врач и невролог при пятиминутное осмотре крутят у виска и говорят ,что я придумываю. Но они не видят ребенка целый день и ее поведение.
Из всего вышеперечисленного подозреваю ,что у нас совсем все плохо. Из статей и форумов в интернете вывод,что это РАС либо УО.
Переживаю очень, плачу, от бессилия. Не знаю чем помочь ребенку,как вытаскивать.
Песенки пою,стишки читаю, зарядку делаю, массажик ручек ножек.
Целый день стараюсь привлечь ее внимание и развивать зрительный контакт,не оставляю одну,чтобы она не погружалась в себя . Не могу расслабится.От чего к вечеру как выжатый лимон.
Источник