Ребенок не говорит звук р в 5 лет

В этой статье вы узнаете, как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву «р».
По мнению логопедов произношение буквы «р» является самым сложным в русском языке. Действительно, выговаривать эту букву дети начинают к 4-5 годам, а то и вовсе к 6.
До этого времени вместо «рыба» дети говорят «лыба», вместо «корова» — «койова» и т.д. Если к 5 годам ваш ребенок не смог справиться с произношением буквы «р», не стоит паниковать. Но пора начать заниматься с ребенком самостоятельно или с помощью специалиста.
Почему ребенок не говорит букву «р»?
Важно: Для четкого произношения буквы «р» речевой аппарат должен быть хорошо отточен, амплитуда и вибрация языка достаточно развиты.
Ребенок только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него — целый труд.
Причины, по которым ребенок не может правильно выговаривать букву «р», заключаются в следующем:
- Физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым. Существует практика подрезания уздечки, однако в последнее время логопеды чаще практикуют исправление уздечки специальной гимнастикой для растяжения
- Малоподвижность артикуляционного аппарата (другими словами, малоподвижный язык). Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация. Чтобы это исправить, нужно в игровой форме «заставлять язык работать». Пусть ребенок пробует достать язычком до носа, скручивает его трубочкой, вертит им влево-вправо. Такие упражнения пойдут на пользу
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»
- Физиологические особенности дыхания. Некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание. Исправить это возможно. Но не самостоятельными усилиями, а с помощью логопеда. Логопед назначает специальную гимнастику для развития нормального произношения
Выговаривать букву Р дети начинают к 5-6 годам
Важно: Даже если вы решили заниматься с ребенком самостоятельно, показать специалисту его все же необходимо.
Возможно, у вашего ребенка случай с особым строением уздечки, этот вариант нужно исключить. Если специалист установил, что физиологических проблем нет, можно попросить у него рекомендации для упражнений.
Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда
Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:
- Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
- Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
- Еще один принцип — регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно
Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:
- Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
- Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
- После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках
Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».
Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.
Постановка буквы Р должна проходить в игровой форме
Упражнения, чтобы научить ребенка говорить букву «р»
Важно: Упражнения по постановке буквы «р» разработаны с учетом нагрузки на мышцы языка. Они помогут ребенку почувствовать и усвоить вибрацию языка, которая нужна для произношения.
Уделяйте по 20-25 минут для упражнений каждый день. Сначала нужно провести разминку для языка и губ.
Разминка для губ:
- Попросите ребенка широко улыбнуться. Пусть продержит широкую улыбку около 10 секунд
- Попросите сложить губы трубочкой и задержать их в таком положении 10 секунд
Разминка для языка:
- «Лошадка». Ребенок цокает языком, как лошадка. Это позволит ему почувствовать вибрацию языка
- «Иголочка». Ребенок высовывает язычок, делая его тонким. Язык нужно задерживать на 10 секунд, потом опять повторить упражнение
- «Чистим зубки». Язычком ребенок проводит по зубкам, будто их чистит
- «Малярная кисть». Ребенок языком проводит от передних зубов к горлу по небу
- «Хулиган». Попросите ребенка высунуть язык и поболтать им влево-вправо
Разминка для языка
Упражнения для произношения буквы «р»:
- Ребенок ставит язык рядом с верхними зубами, затем произносит букву «д». Не один раз, а несколько «д-д-д». Потом попросите выговорить «д» с сильным выдохом
- Попросите ребенка произнести долгое «р-р-р» (порычать). Покажите ему сами, как это делается
- Для этого упражнения нужен логопедический шпатель. Также можно хорошо вымыть руки ребенка и попросить подложить пальчик под язычок. Пусть произносит «ж-ж-ж» и водит пальчиком влево-вправо
- Ребенок широко открывает рот, произносит звук «з-з-а-а». Вы тем временем кладете шпатель под язык и аккуратно водите в стороны
Как научить ребенка говорить мягкую «р»?
Мягкая буква «р» встречается в словах: словарь, рис, ряба. Постановка мягкой «р» происходит аналогично твердой. Однако вместо звука «з-з-а-а» нужно говорить звук «з-з-и-и».
Если ребенок освоил твердую «р», то он обязательно освоит мягкую.
Важно: Ребенку необходимо усвоить постановку буквы и автоматизацию произношения. Если на постановку может уйти одно занятие, то автоматизация может растянуться на полгода.
Произношение буквы Р может долго не даваться ребенку
Помощь логопеда
Если вы занимаетесь с ребенком, но не видите хорошего результата, стоит обратиться к профессионалу. Сразу стоит сказать, что найти хорошего специалиста непросто.
Преимущества занятий с логопедом:
- Во-первых, логопед сможет определить, нет ли у вашего ребенка физиологических особенностей строения языка
- Во-вторых, специалист сразу поймет, какой комплекс упражнений необходим в данном случае
- В-третьих, логопед может за пять минут поставить букву, с которой вы не могли справиться несколько месяцев
Занятие с логопедом
Занятия с логопедом обойдутся вам в «кругленькую сумму», но это того стоит.
Если вы регулярно занимаетесь с ребенком, нацелены на результат, проводите занятия в интересной игровой форме, то вероятность успеха велика. Надеемся, что наши советы помогут вам.
Видео: Постановка звука «р»
Источник
Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».
Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.
Почему рычать трудно
Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:
- приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
- на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.
Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.
1. Короткая подъязычная связка
Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.
2. Нарушение фонематического слуха
Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.
Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.
3. Неправильное речевое дыхание
Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.
4. Глубокий прикус
При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.
Как коверкают букву «р»
На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:
- Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
- Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
- Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
- Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
- Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
- Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
- Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».
Какие упражнения можно делать дома
Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.
- Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
- Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
- Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.
А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.
Артикуляционная гимнастика
Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.
1. Качели
Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.
2. Кукушка
Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.
3. Маляр
Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.
4. Лошадка
Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.
4. Угощение
Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.
5. Котёнок
Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.
6. Гармошка
Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.
7. Молоточек
Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.
Упражнения на постановку звука «р»
Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.
1. Барабан
Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.
2. Жужжалка
Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».
3. Змейка
Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.
4. Индюк
Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».
5. Комарик
Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.
6. Моторчик
Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».
Закрепление результата
Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.
- Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
- Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
- Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
- Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
- Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
- Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».
Когда отвести ребёнка к логопеду
Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.
Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.
Источник
16 июля 2018
Аверьянова Света
Произношение твердого и мягкого звука «р» редко дается детям легко. В логопедии для «л» и «р» существует даже особая «поблажка»: если для основного алфавита норма становления находится в пределах 4 лет, то для «л» и «р» специалисты отводят еще два дошкольных года — до 6 лет.
При подготовке к школе педагоги особенно акцентируют внимание родителей на том, как научить ребенка говорить букву «Р». В школьном обучении некорректное произношение может стать для малыша проблемой, в первую очередь психологической, а затем и коммуникативной. Исправить ситуацию может внимательное отношение к детской речи в 2-4 года.
Отклонения в звуке «р»
Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.
Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.
При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:
- Подмена р=л: [р]ыба=[л]ыба, вы[р]ос=вы[л]ос, саха[р]=саха[л].
- Подмена р=в: [р]ыба=[в]ыба, вы[р]ос=вы[в]ос, саха[р]=саха[в].
- Подмена р=г: [р]ыба=[г]ыба, вы[р]ос=вы[г]ос.
- Подмена р=й: [р]ыба=[й]иба, вы[р]ос=вы[й]ос, саха[р]=саха[й].
- Подмена р=[__] [р]ыба=[__]ыба, вы[р]ос=вы[__]ос, ко[р]ова=ко[__]ова.
- Горловой или гортанный [р], свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
- Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
- Редкие случаи: когда вместо [р] малыш произносит [н] или глубокое [ы], использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой [р].
Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.
Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.
Почему дети плохо рычат
Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.
Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.
Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.
Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.
1. Анатомические признаки
- снижение подвижности языка;
- слабое развитие мышц губ и щек;
- неправильный прикус;
- особенное строение уздечки (подъязычной связки).
Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.
Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.
2. Особенности восприятия звуков
Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.
Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью.
Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.
3. Лор-заболевания
Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.
4. Дизартрия
Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.
Постановка твердого звука
Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.
Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.
Упражнения для дыхания
Упражнения для губ
Упражнения для языка
Упражнения для растяжки уздечки язычка
Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.
- «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
- Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.
Игры-занятия
Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.
Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.
Сценарий 1
- «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
- «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
- Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря.
Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].
Сценарий 2
Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.
- «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.
- «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.
- Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.
Сценарий 3
Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.
- Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].
Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку.
Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.
Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]
Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного. Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе.
При произнесении мягкого [р’] немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение [рь] лучше с буквосочетаний и слогов.
- Начните со слогов в порядке усложнения: [ри], [ре], [ря], [ре], [рю]. Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
- Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
- Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
- С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.
Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».
Упражнения для закрепления навыка
Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.
Разминка
Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!
Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.
Применяй рычащие слова
Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:
- Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
- Где тонко, там и [рвё]тся.
- [Ре]ка с [ру]чейка начинается.
Скороговорки
Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?
Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе».
Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:
- Пе[ре]пелка пе[ре]пелят п[ря]тала от [ре]бят.
- Т[ри] со[ро]ки-та[ра]т[ор]ки та[ра]т[ор]или на г[ор]ке.
- Хит[ру]ю с[оро]ку поймать — м[оро]ка, а с[оро]к с[оро]к — с[оро]к м[оро]к.
Чистоговорки
В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:
- Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
- Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»