Ребенок не держит равновесие в 4 года
Вестибулярный аппарат ребенка до года еще не развит, а потому в этом возрасте малыши не умеют держать равновесие, даже если начали самостоятельно ходить. Первые шаги даются с трудом, устойчивое движение в вертикальном положении сохраняется на очень короткий промежуток времени. Чтобы малыш скорее начал уверенно ходить, ему нужна помощь родителей, именно им нужно научить ребенка держать равновесие.
Когда можно начинать учить ребенка держать равновесие?
После года вестибулярный аппарат малыша постепенно укрепляется, и ребенок самостоятельно приобретает необходимый навык устойчивого вертикального положения.
Вестибулярный аппарат формируется у ребенка с самого рождения, во время того, когда мама качает его на руках, когда перевозит в коляске. Но это естественные навыки, которые развиваются без особых усилий и тренировок. А вот научить ребенка держать равновесие можно уже с того момента, когда малыш пытается самостоятельно ходить.
Некоторые дети, столкнувшись с падениями при попытке сделать первые шаги, начинают испытывать страх. Из-за такой боязни ходить, ребенок будет чаще ползать, чем снова предпринимать попытки сделать несколько самостоятельных шагов. В дальнейшем будут присутствовать страхи катания на роликах, велосипеде и т.д. В такой ситуации родителям необходимо стимулировать малыша, а лучше всего это делается с помощью яркой игрушки, которую родитель протягивает малышу на небольшом расстоянии.
Чтобы устойчиво идти вперед и держаться на ногах, ребенок должен контролировать свое тело в вертикальном положении, а это требует усилий. Если ребенок отстает от своих сверстников в плане ходьбы и родители видят, что первые шаги даются с большим трудом, малышу нужен особый контроль и эффективные занятия на развитие равновесия.
Упражнения, которые помогут ребенку держать равновесие
Самыми важными упражнениями, которые помогут научить ребенка держать равновесие, станут физические занятия. Во время любых манипуляций, родитель должен находиться всегда рядом, поддерживать малыша, внушать ему чувство полной безопасности и быть своего рода подстраховкой для малыша.
Эффективные упражнения на развитие равновесия у детей:
- Ходьба по неустойчивой поверхности. Например, подушки, они способствуют концентрации внимания на положении тела, тем самым координируя движения. Таким образом, ребенок научиться держать равновесие, и при этом падение на такую поверхность будет мягким и абсолютно безболезненным.
- Качели. Казалось бы, такой простой процесс – просто покачать ребенка на качели, на деле же такой способ тренирует вестибулярный аппарат самым лучшим образом. Кататься на качелях – очень полезно не только для ребенка, но и для взрослого человека, а потому можно кататься вместе с малышом.
- Покачивания ребенка. Для лучшего эффекта возьмите малыша подмышки и раскачивайте вперед и назад, вправо и влево. Процесс можно превратить в игровую форму, чтобы малышу нравилось это занятие. В таком же положении можно крутить ребенка вокруг себя, при этом крепко держа. Уже через месяц занятий будут заметны результаты.
- Еще одно очень полезное упражнение для равновесия – «самолетик». Ребенка кладут животиком на руки (они служат опорой), и носят по комнате, при этом можно издавать звуки, имитирующие летящий самолет. Такое упражнение развеселит малыша и принесет пользу.
- Самыми эффективными считаются упражнения на большом мяче, они наилучшим образом развивают вестибулярный аппарат и в целом положительно влияют на физическое развитие ребенка. Для занятия нужно положить малыша на спинку или на животик и при этом покачивать мяч, главное – в это время надежно удерживать маленького человечка. Баланс в таком положении удерживается без особых усилий. Один месяц таких занятий даст видимый результат, ребенок быстро научится держать равновесие.
- Велосипед. Усаживайте малыша на маленький трехколесный велосипед и просто катайте. Такие веселые занятия способствую удержанию равновесия. Малыш будет сидеть, и при этом держать баланс.
Правила, которые нужно соблюдать
Родителям нужно понимать, что их ребенок делает свои первые шаги, и они даются ему с трудом, а потому попыток будет много, прежде чем малыш твердо и уверенно станет на ноги. В этой ситуации главное соблюдать эмоциональное равновесие, поддерживать малыша, поощрять, он должен чувствовать доброжелательный настрой родителей.
Ни при каких обстоятельствах не нужно проявлять злобу, нетерпимость и раздражение, в случае, если у ребенка что-то получается не так, как хотелось бы. Помните, что Вы постепенно приучаете ребенка к самостоятельности.
Следующее важное правило – это безопасность. Проводя какие-либо занятия, всегда оставайтесь рядом с ребенком. Неустойчивое положение тела, неуверенные шаги могут стать причиной падения, а чтобы этого не произошло, важно в нужный момент подстраховать малыша, стать ему опорой. Научиться равновесию малыш должен не испытывая страха.
Еще один важный аспект – это игровая форма занятий. Только с помощью игры можно вызвать у ребенка интерес к тому или иному занятию и научить чему-либо. Вовлекайте в упражнения игрушки, они могут служить хорошими мотиваторами и помогут научить ребенка равновесию.
Упражнения на развитие равновесия минимизируют риск получения травм при падении, улучшают координацию движений и стимулируют процесс полноценного развития всего организма. Занимаясь с ребенком с раннего детства, можно добиться хороших результатов в будущем, малыш сможет освоить самостоятельно велосипед, коньки или ролики раньше своих сверстников, тем самым даст родителям повод для гордости.
Источник
Когда вы думаете о равновесии то скорее всего не задумываетесь какую роль могут играть в этом уши. Но на самом деле уши критически важны в деле поддержания равновесия ведь в них находится вестибулярный нерв(Преддверно-улитковый нерв).
Данный нерв отвечает передачу сигнала до мозга от слуха и помогает держать равновесия.
Но конечно равновесия это комплексная система которая включает в себя: глаза, уши, мышцы, связки. Все они должны работать совместно для сохранения баланса.
Если хотя бы одна из этих систем дает сбой, то ходить и держать равновесие ребенку становиться очень непросто. Даже самые простые вещи – хождение, бег, — становятся трудными и раздражают ребенка.
Нарушение равновесия у ребенка относительно редкий случай, но нельзя недооценивать его опасность. Так как это сильно нарушает качество жизни ребенка.
Как работает равновесие.
Чтобы понять проблему надо сначала разобраться, как работает система удержания равновесия в организме. Обычно тело полагает на три независимых компонента:
· В шее, туловище, суставах ног и ступнях есть точки, которые чувствуют давление. Они посылаю эту информацию в мозг. Мозг обрабатывает эту информацию и ему становится понятно положения тела в пространстве (проприоцепция). Данные сообщения отсылаются, когда мы поворачиваем голову, ходим и двигаемся.
· В передней части внутреннего уха располагаются улитки, которые участвуют в работе слуха. В задней части внутреннего уха находятся полукружные каналы, которые отвечают за равновесие. Когда мы быстро поворачиваем голову, жидкость в этих каналах движется, и задевает маленькие волоски внутри улитки. Эти волоски и передают мозгу информацию о движении.
· Глаза, так как каждый глаз отображает немного разную картинку, то по их разности мозг может определять дальность объекта и поддерживать равновесие.
Если какая-либо из этих систем работает неправильно это может влиять на равновесие.
Симптомы нарушения чувства равновесия у ребенка
В зависимости от причины нарушения симптомы могут очень сильно различаться от ребенка к ребенку. Симптомы могут варьироваться от незначительных до очень серьезных.
Основном симптом нарушения чувства равновесия это несбалансированность, чувство неустойчивости.
Дополнительно: ноги могут быть расставлены слишком широко, трудно ходить не шатаясь. Тяжело ходить в темноте или по неровным поверхностям. Кажется что ребенок очень неловкий.
Так же очень частый симптом это вертиго. Кружащаяся перед глазами комната, например. Ребенок может описать это как «трясет», «плавает». Почувствовать головокружение или дезориентация.
Проблемы чувством равновесия также могут вызвать проблемы со зрением. Зрение ребенка может затуманиваться или скакать когда он двигает головой. Это состояние называется осциллопсия, при нем ребенку очень трудно читать и писать.
Также могут иметься следующие симптомы:
· Непреднамеренное движение глаз.
· Неприятно смотреть на блики от солнца или источники света (особенно на флуоресцентные, мигающие или движущиеся).
· Неприятно когда слишком много объектов перед глазами ( рисунки с узором, толпы людей, множество машин и так далее).
· Проблемы с координацией движений рука-глаз, нога-глаз. Тяжело взять или ударить предмет.
Проблемы чувством равновесия также могут вызвать проблемы со слухом. Звук может быть приглушен особенно фоновый. Боль в ушах, давление в ушах.
При этом могут быть следующие симптомы:
· Боли в голове и мигрени.
· Тошнота, рвота и диарея.
· Укачивает в машине.
· «Скачет» давление и скорость сердцебиения
· Потеря сознания.
· Приступы.
· Страх, нервозность или паника.
· Депрессия.
Типы нарушения чувства равновесия у детей.
Самые часто диагностируемые типы нарушения чувства равновесия у детей это:
· Доброкачественная пароксизмальная кривошея, обычно проявляется в течении первых 6 месяцев. Ребенок поворачивает голову в одну сторону.
· Доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, возникает в случае если небольшое количество жидкости застаивается во внутреннем ухе. Может вызвать легкое головокружение максимум на несколько минут.
· Вестибулярный нейронит, инфекция которая вызывает воспаление вестибулярного нерва. Может вызвать вертиго, тошноту, головокружение и непроизвольное движение глаз.
· Воспаление внутреннего уха, обычно инфекционное воспаление, может вызвать виртиго, звон в ушах, среднюю потерю слуха.
Есть и другие более редкие причины.
Причины нарушения чувства равновесия у детей.
Не всегда возможно точно выявить причины нарушения равновесия. Обычно они сводятся к следующим вещам.
1. Уши, голова, травмы шеи.
2. Ортотоксичность — Ототоксичный эффект лекарственных средств заключается в разрушительном действии препаратов на чувствительные клетки (нейроны) внутреннего уха и слуховой нерв
3. Мигрени
4. Потеря слуха.
5. Отит.
6. Инфекции: простуда, грипп, менингит, корь, свинка, краснуха.
7. Депрессии
8. Алкоголь
9. Морская болезнь.
10. Припадки.
Диагностика нарушения чувства равновесия у детей.
Диагностика такого типа нарушений у ребенка может быть затруднена. Если ребенок маленький он даже не может описать того что с ним происходит.
Если вам кажется что у ребенка есть нарушения чувства равновесия, то вам необходимо обратиться к врачу. Обычно такие нарушения диагностирует отоларинголог или невролог.
Лечение нарушения чувства равновесия у детей.
Большая часть нарушений обычно перерастается сама собой или исчезает с исчезновением причин нарушений. Проходят обычно сами такие вещи как Доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение и кривошея к 5 годам. И это относится к остальным.
Но по усмотрению может быть назначено симптоматическое лечение.
Источник
Как работает равновесие
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:
- В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
- В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
- В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на равновесие.
Симптомы
В зависимости от типа расстройства и от того, чем оно вызвано, симптомы могут варьироваться от ребенка к ребенку. Некоторые дети могут столкнуться с настолько серьезными симптомами, что это затрудняет их жизнь. Другие могут иметь только легкие симптомы, которые протекают почти незаметно.
В целом, однако, дети с нарушением равновесия испытывают симптомы неустойчивости – чувство «опьянения», которое затрудняет ходьбу, вызывает сложности с поворачиванием за углы, падения. Ребенок может натыкаться на вещи, спотыкаться.
Кроме того, дети могут ходить, широко расставив ноги, или не в состоянии ходить без пошатывания. Прогулки в темноте или по неровной поверхности могут стать очень затруднительными. Все это вызывает ощущение, что ребенок неуклюжий и нескоординированный.
Другой распространенный симптом нарушения равновесия – головокружение. Большинство людей ощущают это как завихрение пространства, вращение комнаты или движение в положении сидя или стоя на месте. Но дети могут описать это чувство, как будто они плавают, качаются или катаются на карусели. Дети также могут чувствовать головокружение или испытывать чувство дезориентации.
Нарушения равновесия могут также вызвать проблемы со зрением. Дети могут видеть изображения скачущими или размытыми, когда они двигают головой. Такое явление называется осциллопсией и может очень затруднить письмо и чтение.
Симптомы также могут включать:
- Непроизвольные движения глаз (нистагм).
- Чувство дискомфорта при взгляде на блики солнца, на лампочки (особенно флуоресцентные, мигающие или движущиеся).
- Дискомфорт в таких ситуациях, которые несут визуальную нагрузку – очереди, толпы, интенсивное уличное движение.
- Нарушение восприятия глубины, которые могут повлиять на взаимосвязь глаз-рука или глаз-нога (затрудняет такие движение, как поймать мяч или ударить по нему).
- Нарушение равновесия может также повлиять на слух. Звук может казаться приглушенным, особенно в условиях фонового шума. Дети также могут иметь такие беспокоящие симптомы, как боль в ухе, давление или чувство «наполненности» в ушах, звон или другие фантомные звуки (жужжание, гудение, свист и т.д.)
Такого рода симптомы нарушения равновесия могут принести реальный ущерб ребенку – физический и эмоциональный – и вызвать другие симптомы, такие как:
- Частые головные боли или мигрень.
- Тошнота, рвота, диарея.
- Укачивание (например, в автомобиле)
- Изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления.
- Утомляемость.
- Приступы.
- Страх, тревога или паника.
- Депрессия.
Конечно, указанные симптомы, которые включают в себя затруднения в движениях, слабое зрение и слух – это то, с чем ребенок живет изо дня в день. И они могут повлиять на его успеваемость в школе или детском саду. Нарушения равновесия могут привести к проблемам с памятью, концентрацией внимания и со следованием указаниям учителя. Детям может быть тяжело услышать учителя или сосредоточиться на учебнике или доске. И, возможно, занятия в гимнастическом зале или на стадионе принесут им разочарование.
Иногда может показаться, что дети с расстройством равновесия ленятся или не обращают внимания на указания, или не стараются в школе. Вероятно, самое тяжелое для таких детей – чувствовать, что они пытаются сделать как можно лучше вещи, которые они хотят сделать, но у них не получается. И они сами не понимают, почему.
Виды нарушения равновесия
Несмотря на то, что расстройства равновесия не являются распространенными среди детей (возможно потому, что их симптомы тяжело заметить), чаще всего диагностируются вестибулярные состояния, такие как:
- Доброкачественная пароксизмальная кривошея младенчества, которая обычно начинается в первые 6 месяцев жизни ребенка. Кривошея означает буквально «кривая шея» и дети с этим заболеванием, как правило, держат голову с наклоном из-за чувства головокружения. У них также может быть головная боль, рвота. Такие дети выглядят бледными, кажутся излишне суетливыми и имеют ковыляющую походку. У некоторых также может быть ДПГ (доброкачественное пароксизмальное головокружение).
- Доброкачественное пароксизмальное головокружение детства — нарушение, при котором жидкость или микроскопические частицы отделяются и создают давление в ухе. Это вызывает головокружение, которое возникает внезапно (чаще всего при быстрых движениях головы) и исчезает в течение нескольких минут. Дети могут пугаться этого состояния, также может начаться тошнота, рвота, непроизвольные движения глаз или головная боль. ДПГ, которое обычно поражает детей в возрасте от 2 до 12 лет, может пройти самостоятельно по мере роста ребенка, но может и продолжаться в виде мигреней, связанных с головокружением.
- Вестибулярный неврит – инфекция, которая вызывает воспаление вестибулярного нерва, – может привести к внезапным головокружениям, тошноте, рвоте, непроизвольным движениям глаз.
- Внутренний отит может быть вызван вирусной (реже бактериальной) инфекцией и стать причиной внезапных головокружений, шума в ушах и временной потери слуха у некоторых детей.
Другие заболевания становятся причиной нарушения равновесия гораздо реже. Например, свищ перилимфа является аномалией (часто разрыв или дефект) связи между внутренним и средним ухом, что может вызвать головокружение, неустойчивость, потерю слуха и давление в ухе. Расстройства во внутреннем ухе называются болезнью Меньера, которая может вызывать шум в ушах, потерю слуха, чувство наполненности в ушах и длительные приступы головокружения, которые могут продолжаться от 30 минут до часа и больше.
Причины
Врачи не всегда могут точно определить причину нарушения равновесия. Но вызвать эти нарушения может большое количество причин. Это:
- Травмы уха, шеи или головы;
- Ототоксичность (при применении некоторых лекарственных препаратов, в том числе антибиотиков и химиотерапевтических препаратов, может возникнуть повреждение внутреннего уха);
- Мигрени;
- Потеря слуха;
- Хронические инфекции среднего уха (средний отит);
- Другие инфекции (например, простуда, грипп, менингит, корь, свинка, краснуха);
- Депрессия;
- Злоупотребление алкоголем;
- Укачивание в движении или чувствительность к движению;
- Эпилепсия.
Дети, в семьях которых были случаи потери слуха или вестибулярные проблемы, более склонны к нарушению равновесия.
Диагностика
Обнаружение и диагностика расстройств равновесия у детей может быть осложнена. К сожалению, многие дети с проблемами равновесия настолько маленькие, что они не могут описать, что они чувствуют во время определенных обследований. И родителям часто кажется, что ребенок просто неуклюжий и суетливый.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с равновесием, обратитесь к врачу, который проведет обследование и проведет анализ симптомов, исходя из истории болезни. Если врач считает, что равновесие у ребенка нарушено, он может направить вас к отоларингологу.
Обследование может включать:
- Получение изображений, таких как МРТ или КТ.
- Тесты моторных функций, чтобы оценить крупную и мелкую моторику.
- Поведенческие тесты слуха. Они включают в себя тщательное наблюдение за реакцией ребенка на звуки чистых тонов.
- Тест на отоаккустическую эмиссию. Крошечный датчик помещается в слуховой канал, затем генерируются акустические импульсные сигналы, и фиксируется «эхо», которым отвечают клетки внутреннего уха. Данный тест, как правило, используется для младенцев и маленьких детей.
- Электронистагмография. Для оценки равновесия вокруг глаз располагают электроды и ребенка просят сфокусировать взгляд на каком-либо объекте, либо в наружный слуховой проход подается холодная или горячая вода, и компьютер регистрирует непроизвольные движения глаз. Также врач может манипулировать движениями головы ребенка, чтобы наблюдать непроизвольное движение глаз.
- Видеонистагмография. Этот тест похож на предыдущий, но ребенок должен сфокусироваться на объекте, надев при этом специальные очки, записывающие видеосигнал. В этом случае непроизвольные движения глаз регистрируются при переменной подаче теплого и холодного воздуха в слуховой канал.
- Тест на акустические вызванные потенциалы мозга. Миниатюрные наушники помещаются в ушной канал. Щелчкообразные звуки проходят через наушники и специальные электроды измеряют реакцию нервов на эти звуки.
- Тест на вестибулярный вызванный миогенный потенциал. Этот довольно новый тест оценивает те части внутреннего уха, которые не могут быть оценены с помощью описанных выше тестов. Наушники помещают в слуховой проход и в каждый из них подаются громкие щелчки. Электроды, установленные на голове и шее ребенка, регистрируют реакцию на щелчки – рефлекторные сжимания мышц шеи.
- Постурография. Этот тест оценивает способность ребенка балансировать, стоя на стабильной или подвижной платформе.
- Опрос по проблемам с равновесием. Детям, которые уже достаточно взрослые, чтобы описать свое состояние, задаются вопросы о степени головокружения, которое он пережил в течение дня, при выполнении различных видов деятельности.
Лечение
Дети часто могут просто перерасти некоторые расстройства равновесия. Например, ДПГ детства и кривошея младенчества обычно проходят без лечения к достижению ребенком возраста пяти лет. Лабиринтит и вестибулярный неврит также часто исчезают сами по себе.
Тем не менее, врачи могут облегчить проявления нарушений и сделать жизнь ребенка намного легче посредством реабилитации, а иногда терапии или хирургии.
Детям со значительной потерей слуха, которая влияет на их равновесие, возможно, потребуется одно или несколько вмешательств:
- Слуховой аппарат (который носится в ухе или за ухом и усиливает звуки).
- Фономоделирующие системы (специальные устройства, которые блокируют фоновый шум).
- Кохлеарный имплантат (имплантируется устройство, которое помогает преодолеть проблемы во внутреннем ухе или улитке).
- Слуховая терапия с отоларингологом (которая использует музыку и звуки, чтобы помочь детям адаптироваться к их слуху и равновесию).
Когда обращаться к врачу
Важно помнить, что хотя такие симптомы, как головокружение и неуклюжесть являются общими признаками расстройства равновесия, они не обязательно сигнализируют о нарушении баланса или любого другого хронического состояния. Например, для детей является совершенно нормальным испытывать чувство неустойчивости при обезвоживании или если они слишком резко принимают вертикальное положение. И многие дети иногда спотыкаются и падают, особенно в младшем возрасте, когда учатся ходить, или дошкольники, которые только привыкают к движениям своего тела.
Однако если вы замечаете регулярно один или несколько симптомов, которые могут быть симптомами нарушения равновесия, будет хорошей идеей посетить врача, чтобы узнать, что происходит. Своевременная диагностика и лечение может помочь детям правильно развиваться, становиться более устойчивыми и скоординированными и просто полноценно жить и хорошо чувствовать себя физически и эмоционально.
Источник