Ребенок начал заикаться в 5 лет в начале предложения
анонимно, Женщина, 27 лет
Например:-яяяяя хочу сок…..,либо ааааа когда мы пойдем гулять…..Заметила,что когда волнуется больше тянет эти буквы.Так уже второй месяц((Девочка очень развитая,ходит на английский язык,ей очень нравится.Обстановка там не по нужденная,игравая.Еще она у меня,не со всеми взрослыми идет на контакт в разговоре,наш логопед не может ее разговорить.Она общается выборочно со взрослыми.Подскажите пожалуйста что нам делать,голова кругом.
Здравствуйте. Вряд ли я могу что-то конкретное сказать, потому что в Вашем письме нет никакой информации. Это раз. Второе, то, что у ребенка есть проблемы (о которых Вы не пишете). Ребенок занимается с логопедом. Что именно привело к нему? Нарушение речи, понятно, но какое? Ребенок неконтактен. Это характер или что-то в развитии сместилось? Что значит, не может разговорить? На всех занятиях у логопеда ребенок молчит? Наблюдались у невролога? Может, были какие-то стрессовые ситуации? Попробуйте поговорить со своим логопедом, который видит ребенка, знает все проблемы. Обратитесь к неврологу. Я, извините, в этой ситуации ничего подсказать не могу.
анонимно
С логопедом мы не занимаемся,один раз она попробовала с ней поговорить,но на контакт она не идет.У нас такой характер с детства.невролог сказал идите к логопеду,с ее стороны патологий у ребёнка нет.Стрессовых ситуаций в семье нет,все только для нее.
Заикание — одно из самых сложных речевых расстройств, возникающих в следствие испуга или нервного перенапряжения.Как правило, заикание появляется в период становления речи (с 2х до 5ти лет), когда активно формируется координированная речь и речевое мышление. Но здесь важно помнить, что заикание — это не просто дефект речи, а сбой в работе организма в целом. Одновременно с заиканием могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, самоконтроля (от скованности, до излишней подвижности). Заикание может возникнуть резко, например от испуга или сильного стресса. А может развиваться медленно (на протяжении нескольких месяцев). Как только стали замечать, что у вашего ребенка появляются признаки заикания (повторы слов в начале предложения, напряжение в мышцах лица и челюсти, неконтролируемые движения языка и периодические вытягивания его изо рта во время речи, трудности дыхания во время речи, кивательные движения, тики), сразу обратитесь за помощью.
Лечение необходимо начинать как можно скорее, при этом помнить, что подход к преодолению данной проблемы должен быть комплексный. В первую очередь необходимо обратиться за консультацией к врачу-неврологу. Напомню, что заикание связано с нарушением в деятельности головного мозга, поэтому без консультации врача справиться с проблемой не получится.
Вторым шагом будет обращение к психологу или психотерапевту. В данном случае специалист поможет обратить внимание на те или иные ситуации в семье, которые влияют на ребенка. Также при психотравме специалист поможет отыграть ребенку его страхи, злость и другие эмоции, которые по какой-то причине он не может отреагировать самостоятельно. Данная работа должна проводиться со всей семьей: как с самим ребенком, так и с родителями или хотя бы с одним из них.
Третий шаг – работа с логопедом. При неожиданно начавшемся заикании первое время логопедические занятие не рекомендуются. Напротив, рекомендуется охранительный режим речи. Под охранительным режимом речи понимается такое взаимодействие с ребенком, которое по возможности будет требовать от него минимального включения речи. Т.е., постарайтесь не провоцировать ребенка на разговоры. Это не значит, что вы будете вынуждены запрещать ребенку разговаривать, в тот момент, когда у него в этом будет необходимость, но ограничить эту функцию придется.
Подбор специалистов, которые будут работать с ребенком, за вами. Найти такого, с которым будет контакт у вам и у ребенка можно!
Консультация врача логопеда на тему «Дочка 4 5 года начала внезапно зайкатся но только в начале предложения» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Источник
В воспитании ребёнка нет мелочей. Все знают, что нельзя очень баловать малыша, но в то же время нельзя держать его в слишком строгих рамках. Но как же часто мы не уступаем, когда ребёнок требует чего-то своего, не задумываясь, что проявленная нами твёрдость может в следующий раз стать для него психической травмой. А на ночь мы можем рассказать ребёнку про бабу Ягу, которая прилетает за непослушными детьми, забывая, что эта самая героиня сказок может всю ночь сниться нашему малышу, пугая и травмируя его детскую психику. Не говоря уже об устраиваемых нами о скандалах при детях и слишком строгих наказаний. «Да многие так делают, и ничего не случается» — говорят родители, не понимая, насколько серьёзными могут быть последствия. А одно из последствий — это заикание.
Что такое заикание?
Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.
Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.
Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.
Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.
Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.
Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.
Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.
Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.
Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.
Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.
У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.
Причины возникновения заикания
Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.
Внутренние причины:
- Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
- Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
- Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
- Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).
Внешние причины:
- Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
- Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
- Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
- Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.
Помощь заикающемуся ребёнку
1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;
Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.
Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.
Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.
Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.
2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.
Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство. Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.
3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.
4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».
5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.
6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.
7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.
Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:
- «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
- «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
- Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
- а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
- «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.
Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;
- «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.
8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.
9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.
10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.
Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.
На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.
Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.
Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.
Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.
Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.
11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.
12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.
13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.
14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.
15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.
16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).
Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.
Профилактика заикания
- Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
- Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
- Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.
Заключение
Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.
Источник