Ребенок кусается 4 года консультация для родителей
Эльвира Морозова
Консультация для родителей «Если ребенок кусается…»
Консультация для родителей
Если ребенок кусается….
Причины
Это происходит, когда ребенок:
Находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости и дискомфорта (ему жарко или он голоден);
Защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;
Хочет что-то получить, но не знает как это сделать по-другому;
Еще не умеет сочувствовать другим людям;
Пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;
Слишком строго (физически наказывается родителями);
Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте 3-4 лет, когда улучшается их речь, и они могут нормально общаться с окружающими с помощью речи.
Как отучить кусаться
Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен;
Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими;
Учите ребенка другими способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами;
Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делится с кем-то;
Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.
Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котёнка. Хвалите его, если ребенок играет мирно.
Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, без устали объясняйте, что игрушке больно.
Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребенок начинает кусаться, и, по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
Если вы видите, что малыш приближается к другому ребенку с ясной видимой причиной целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преградив, предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что кусаться нельзя!
Если укус произошел
Посмотрите кусакев глаза и скажите строгим голосом: «Не смей кусаться, это больно». Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями — ребенок может не понять их.
Проявите повышенное внимание к укушенному ребенку. Успокойте его. Дайте попить. Внимательно исследуйте место укуса. Если не обходимо продезинфицируйте место укуса антисептиком. Можно наложить холодный компресс или повязку.
Затем снова вернитесь к кусаке. Строго скажите, приложив ладонь ко рту, что нельзя кусать людей. Добавьте, если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку. Дать этот предмет ему в руку. Скажите этой игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.
Не следует наказывать ребенка физически. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете отрицательные образцы поведения.
Но можно на короткое время изолировать кусаку от детей. Например,сказать: «Кусаться больно; это очень плохо, когда ты делаешь кому-нибудь больно. Вот теперь мы должны посидеть на стуле и подумать, почему же нельзя кусаться.
ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПРЕКРАЩЕНИЮ КУСАНИЯ
Вам потребуется четыре «шага, чтобы прекратить кусание, или другие агрессивные действия.
Шаг 1. Немедленно встаньте в оппозицию к агрессору и примените к нему штрафные санкции
Отреагируйте в тот самый момент, когда ребенок укусил вас. Если он еще не умеет говорить, озвучьте это поведение,чтобы он запомнил название: «Ты кусаешься!»Затем строго скажите: «Нельзя кусать людей!» Твердо выразите свое неодобрение и быстро переключитесь на другую тему. Что бы вам ни советовали другие родители, не кусайте своего ребенка в ответ. Это не поможет, и, кстати, таким образом вы дадите ему понять, что детям кусаться нельзя, а взрослым можно.
Если ваш ребенок часто кусает вас и остальных, срочно начинайте действовать. Устройте встречу с другими людьми, принимающими участие в воспитании вашего ребенка (например, с учителем, тренером, воспитательницей в садике, няней). Установите для ребенка те или иные штрафные санкции,которые все поддержат: это может быть ограничение в чем-то, временная изоляция или возвращение домой (см. также часть IV).
Шаг 2. Утешьте жертву и выразите ей свое сочувствие
Дети должны знать, что когда они кусаются, то причиняют другим людям боль. В присутствии ребенканаправьте все внимание на жертву: «Я очень сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?» Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может промыть укушенному ребенку место укуса, предложить повязку или пластырь, нарисовать картинку в знак примирения, извиниться, предложить игрушку. Обязательно попросите прощения у родителей ребенка прямо на месте или позвоните им позже.
Шаг 3. Научите ребенка новому поведению вместо кусания
Дети часто кусаются потому, что им не хватает слов, чтобы выразить свои потребности или состояние фрустрации. Определите, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить. Потренируйте вместе новые навыки до тех пор, пока он не сможет использовать их самостоятельно. Один мальчик кусался, потому что хотел тоже поучаствовать в игре, но не мог это выразить. Как только отец понял, в чем дело, он научил ребенка говорить: «Сейчас твоя очередь, потом моя». Вскоре ребенок перестал кусаться. Если у вашего ребенка возникают проблемы при выражении чувств или желаний,научите его говорить: «Я зол» или «Я хочу играть». Не забудьте сообщить ему, что вам нравится, когда он ведет себя сдержанно.
Шаг 4. Лучшая мера — предугадать намерение укусить
Если у вашего ребенка появилась привычка кусаться, внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Аккуратно,но плотно прикройте ему рот и скажите: «Нельзя кусаться. Ты должен выразить словами, что ты хочешь». Потом покажите ему, как это делать,например: «А теперь моя очередь играть». Ребенка, который еще не разговаривает,отвлеките от ситуации или предложите альтернативу: «Ты хочешь поиграть с глиной или кубиками?» Таким образом можно вмешиваться несколько раз, пока это поведение не прекратится. Итак, сначала наблюдайте, а затем немедленно действуйте.
Источник
Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни, первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом. Одним из самых странных и обидных проявлений этого некомфортного поведения является привычка кусаться. Кусачесть нередко начинает проявляться еще дома, а в условиях детского садика достигает своего «апогея». Так почему же ребенок проявляет столь «животный» тип агрессии? Что движет им? Может он таким образом пытается завоевать свое «место под солнцем» или же такая реакция может иметь скрытый подтекст. Попробуем разобраться вместе.
Причины детской «кусачести»
Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.
Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.
И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.
Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).
Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.
Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.
Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:
- Тяжелая атмосфера в семье
- Реакция на боль или аллергические проявления
- Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
- Много запретов
- Неумение выражать свои чувства другим способом
- Дурной пример сверстников
- Излишняя активность, гиперактивность детей.
Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.
Почему ребенок кусается в детском саду
Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.
В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.
Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.
Когда привычка перерастает в болезнь
Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.
С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.
В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.
Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.
Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.
Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.
Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.
Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».
Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.
Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.
Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.
Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.
В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.
Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.
Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.
Вместо заключения
Родителям нужно присмотреться и к самим себе. Все ли они делают правильно, не испытывает ли малыш какого-либо дискомфорта.
Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.
Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.
Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.
Источник
РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ?
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.
Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.
Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.
В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.
Причины поведения
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая — желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.
Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.
Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты — достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.
Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.
Что делать?
- Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
- Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», «Кусать можно только яблоки». Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
- Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
- Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
- Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
- Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
- Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
- Если вас укусил ребенок — не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
- Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
- Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.
- Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться — в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно — нельзя, хорошо — плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
- При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
- На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
- Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка
Педагог-психолог
Источник