Ребенок как субъект развития и формирования личности
Личность– человек как общественное конкретное проявление общественной сущности чел-ка, его индивид-х, псих-х свойств (темперамент, хар-р, способности, интересы) и соц-ые функции (отношение к людям, труду, поведение и т.д.).Процесс формирования личности– становление чел-ка как социального существа, совершенствование его в процессе жизни, кот. происходит в руз-те и развития и воспитания.Развитие– качественное и количественное изменение, кот. проявляется в анатомо-физиологич. созревании организма, в усвоении знаний в деятельности и поведении. Развитие личности чел-ка происходит под влиянием сложных в/д природы, обстоятельств жизни и самого чел-ка, кот. своей деятельностью активно преобразует жизнь и тем самым преобразуя себя. Факторы развития личности Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания – развитие личности.
Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.
Традиционная субъект- объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.
Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.
Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.
Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязано и весьма противоречиво.
Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:
— открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;
— принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;
— проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;
— открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.
Общие основы педагогики:
4. Современная система образования в России.
Образование— это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.
Сегодняшняя система образования в России — федеральная, централизованная.Современное российское образование — это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.
Образование— одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.
Система образования включает: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение); негосударственные образовательные учреждения;
дополнительное образование.
Педагогическая психология:
5. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.
Профессиональнаяподготовка.совокупность специальных знаний, умений и навыков,позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В зависимости от квалификации различают 4 основных уровня П.п., требующих соответствующего профессионального.образования: высшего, среднего специального, профессионально технического и элементарного. П.п. совершенствуется в процессе трудовой деятельности, в системе повышения.квалификации, путём самообразования. понятие «профессиональная подготовка» можно определить как профессиональное образование, основной путь получения которого — самообразование или Главная цель: профессиональное самоопределение, теснейшим образом связанное со смысложизненным самоопределением. Для профессионального занятия психологией важны личностные качества, так как инструментом р-ты для психолога яв-ся его личность
Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.
Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.
Демократический стиль общения Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Авторитарный стиль общения Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Либеральный стиль общения Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через
определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям.
Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.
На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.
Педагогический такт — это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение.
Основными элементамипедагогического такта являются: Требовательность и уважительность к ребенку.Умение видеть и слышать его. Сопереживать ребенку. У мение самообладание. Деловой тон в общении. Внимательность и чуткость без подчеркивания этого. Простота и дружелюбность без панибратства. Юмор без злой насмешки.
Эмпатия — умение педагога точно чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакций на внешнюю среду, понимать душевно-эмоциональное состояние ближнего и обладать способностью к сопереживанию.
Педагогическая психология:
Источник
татьяна щурова
«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования»
Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию.Какие все они разные: активные, энергичные, весёлые, капризные, любознательные. Одновременно удивляешься качествам индивида —этого маленького человечка: уму, произношению, доброму отношению к людям, к живой природе.
Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и обучения. В процессе воспитания, центральной фигурой является тот, кого воспитывают – воспитанник. Результатом воспитания – развитие личности. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.
Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.
Но ребёнок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.
Итак, я нашла более или менее приемлемую, по моему мнению, тактику воздействия на ребёнка, как субъекта и объекта воспитания. Это словесный метод «пропаганды» добра, гуманности, сочувствия ближнему. В нашем МАДОУ №8 «Планета детства» большое внимание отводится духовно-нравственному воспитанию детей. Дети стали внимательны после бесед и прочтения сказок о культурном и вежливом отношении к своим родителям, друзьям и сверстникам.
Развитие личности – это процесс изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений, активно участвующий в сознательной деятельности.
Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, то есть параметров актуальных отношений между людьми.
Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры,ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям.
Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Не может быть единых рецептов воспитания.
Становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Подтверждают это примеры воспитания слепых,глухих, немых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, — зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации такие дети как существа социальные фактически не развиваются.
Вывод: суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот путь морально-нравственного и социального развития.
1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, с. 229.
2. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 305
Источник
Педагогическая концепция
Ребёнок – субъект своего развития.
Развивающее обучение только то,
которое идёт впереди развития.
Л.С. Выготский
В начале 30-х годов XX в. Л.С. Выгодский выдвинул и экспериментально подтвердил культурно-историческую концепцию развития личности, согласно которой все высшие психические функции возникают и развиваются в процессе обучения и не могут возникнуть иначе: они не даны человеку от природы. Природа психических функций социальна.
Отсюда возникла идея обучения, опережающего развитие и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. При этом знания – это не конечная цель обучения, а всего лишь средство развития.
Развитие – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
В результате новых представлений о развитии и его соотношении с обучением А.Н. Леонтьев выделил основное: становление ребёнка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. По Леонтьеву: «…формирование и развитие отдельных психических процессов происходит не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности в связи с развитием её психологического строения, её направленности и побуждающих её мотивов».
Таким образом, основанием разработки систем развивающего обучения выступило решение проблемы природы и развития психики в школе Выготского – Леонтьева. В дальнейшем попытки реализовать эти идеи были предприняты Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и многими их последователями.
На современном этапе под развивающим обучением (образованием) понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида. Данный способ отличается от традиционного тем, что в нём
— обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка;
— ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия педагогических средств;
— целью обучения становится не только усвоение и накопление информации, сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её.
Первыми экспериментальными площадками, внедряющими развивающее обучение, были школы (начальное звено). Сегодня всё чаще обращаются к современным образовательным технологиям и педагоги, работающие с дошкольниками.
Возможно ли использовать активно-деятельностный способ обучения в дошкольном образовании? Применимы ли в работе с дошкольниками основные принципы развивающего обучения:
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- восхождение от абстрактного к конкретному, ориентация на основные отношения изучаемого предмета;
- сознание ребёнком процесса учения;
- проблематизация содержания как условие мотивации?
Опираясь на личный опыт педагога-практика, могу с уверенностью сказать: сотрудничество педагога с ребёнком в процессе познания возможно и необходимо в дошкольном образовании.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нём занимают отношения «учитель-ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.
Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Такой подход ориентирует меня, как педагога, обратиться к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё не развитые способности и возможности. Цель педагога – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Считаю, что гуманно-личностный подход к ребёнку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- каждый ребёнок обладает способностями, многие дети талантливы.
Гуманизация и демократизация
педагогических отношений:
|
|
Учение без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлечённость, рождённая интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое порождает успех;
- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Личностно-ориентированное взаимодействие предъявляет определенные требования к разработке дидактического обеспечения образовательного процесса.
Учебный материал и характер его предъявления должны обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка. Изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ребенка с научным содержанием задаваемых знаний. Активное стимулирование ребенка к собственной образовательной деятельности должно обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Учебный материал организуется таким образом, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий. Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и главным образом самого процесса учения, тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
Организуя работу на занятиях, я систематически наблюдаю за самореализацией каждого ребенка и постепенно создаю его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операционной стороны учебной деятельности.
Каждому ребёнку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:
— организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
— предоставление детям свободы выбора способа выполнения учебного задания;
— использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных заданий в целях активизации творчества детей;
— создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
— постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуального способа учебной работы, побуждение ребенка к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
— особую подготовку воспитателя к систематическому осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия на занятиях, при организации индивидуальной работы;
— разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление.
Занятие является основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Одной из функций личностно-ориентированного занятия является выявление субъективного опыта ребенка по отношению к излагаемому педагогом содержанию, а также согласование восприятия одного и того же содержания педагогом и детьми. Целью таких занятий является создание условий для проявления познавательной активности детей.
Основные требования к личностно-ориентированному занятию:
— использование разнообразных форм и методов учебой деятельности, позволяющей раскрыть субъективный опыт ребенка;
— создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе всего детского коллектива;
— стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
— оценка деятельности ребенка не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;
— поощрение стремления ребенка находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других детей в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
— создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому дошкольнику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ребенка.
Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного занятия являются: использование проблемных творческих заданий; применение знаний, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех детей в ходе занятия; обсуждение с детьми в ходе занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (что не понравилось) и почему, что бы хотелось сделать еще раз, сделать по-другому.
Личностно-ориентированное обучение направленно на воспитание в человеке чувства собственного достоинства. Необходимо понимание того, что все люди разные. Существует естественное ограничение и индивидуальная специфика человеческих интересов, способностей, которое определяет реальные возможности по организации своей деятельности в окружающем мире, в обществе. Эмоциональная включенность в педагогический процесс является непременным условием развития творческих возможностей личности.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые для этого условия.
Источник