Ребенок изменился в 2 года
Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?
Содержание:
- Освоение речи
- Нормальные истерики: как с ними справляться?
- Рано- и поздноговорящие дети
- Любовь к традициям и важность режима
- Возбудимость — общая особенность возраста
- Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
- Негативизм и упрямство — признаки взросления
- Контакты со сверстниками
Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?
Освоение речи
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.
И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»
Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.
Нормальные истерики: как с ними справляться?
В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.
Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.
Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?
Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?
Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.
Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.
Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.
Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.
Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».
Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.
Рано- и поздноговорящие дети
Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.
И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Возбудимость — общая особенность возраста
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.
Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
Негативизм и упрямство — признаки взросления
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
Контакты со сверстниками
Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.
Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.
Источник
Ребенок растет, а вместе с ним приходят все новые и новые волнения и тревоги
Только научились понимать своего младенца, угадывать его желания, потом осилили с ребенком его первые шаги, навыки самостоятельно кушать.
Кажется, малыш повзрослел, многое понимает, стало легче. Но не тут-то было, он становится непослушным, неуправляемым, порой агрессивным.
Да, вот он кризис 2 лет у ребенка, меняющий его до неузнаваемости.
Сегодня о нем и поговорим. Разберемся, сколько длится кризис 2 лет у ребенка и как его распознать и правильно пережить.
Что такое кризис 2 лет?
Дети растут не только внешне, но и внутренне. Происходит развитие личности и становление психики. Они начинают чувствовать свою индивидуальность и проявлять самостоятельность.
Поведение малыша находится в полной зависимости от его эмоционального и психологического состояния.
На определенном этапе развития наступает кризис двух лет у ребенка. Не нужно воспринимать его, как что-то ужасное. Это – один из этапов взросления маленького человечка, а их в жизни будет еще очень много.
Поверьте, все это «цветочки» по сравнению с переходным возрастом.
Помните! Ваша задача: помочь ребенку гармонично развиваться, не подавляя его личность, а развивая необходимые качества и навыки.
Немаловажным остается вопрос: Когда заканчивается кризис 2 лет у ребенка?
При правильно выстроенной линии поведения родителей, кризис не затянется и успешно преодолеется в течение 2-4 недель.
Как проявляется кризис 2 лет?
Вот самые частые признаки наступающего переворотного момента:
- Проявление непослушания и своеволие – основные методы показать свою самостоятельность;
- Слова «нет», «не хочу» – способ показать родителям, что у крохи есть свое мнение;
- Главный способ манипуляции родителями – истерика, сопровождаемая криком;
- Негативизм проявляется в разбрасывании вещей и игрушек, замахивании на «обидчика», укусах, плевании.
Как пережить родителям
Кризис 2 лет у детей и как пережить его родителям?
Ничего страшного не происходит и в этой ситуации стоит четко придерживаться выработанных ранее правил и границ.
Если с границами трудно, то начинайте их выстраивать. Как правильно это сделать, смотрите в семинаре Мама-главная!>>>
Ребенок должен чувствовать поддержку, важно не подавлять в нем желание самостоятельности, при этом строго следить за тем, чтобы не потерять родительский авторитет.
Малыш должен усвоить границы: где он может принимать самостоятельные решения, а где обязан слушать родителей.
Некоторые советы, как поступать и что делать при кризисе 2 лет у ребенка:
- В любой ситуации кроха должен быть уверен в вашей любви – это залог здоровых отношений;
Это правило относится к любому этапу взросления и развития ребенка. Больше объятий, ласки, поцелуев. Он должен понять, что вам не нравится не он сам, а его поступок.
Нельзя обзывать малыша, говорить, что он плохой и т.д. Акцентировать внимание необходимо только на его плохих действиях (читайте также полезную статью Как не кричать на ребенка?>>>).
- Мудрые родители должны чувствовать ситуацию и, если это приемлемо, показать малышу, что с его мнением считаются;
Это не значит, во всем ему потакать, тогда он начнет полностью манипулировать родителями.
Такой подход заключается в предоставлении права выбора: предложить несколько приемлемых вариантов решения ситуации, пусть малыш решает сам.
Например: какую игрушку взять на прогулку, на какой площадке играть (читайте статью по теме: Как правильно гулять с ребенком?>>>), что он хочет есть, из какой посуды и так далее.
Это важно для становления личности. Постоянно подавляя малыша, вы растите неуверенного в себе человека.
- Правильная реакция на истерику;
Если ребенок поймет, что это работает, родители «попались», он начнет ими манипулировать.
Как часто вы видели ситуацию: малыш берет запрещенный предмет, родители пытаются забрать, поднимается жуткий крик и предмет возвращается к нему в руку. Он одержал победу!
Правильнее, объясняя крохе, отвлечь его внимание, заменить чем-то другим и убрать ненужный предмет. Но поддаваться на крик нельзя ни в коем случае.
Пусть лучше кричит, чем вы проиграете. Теряется родительский авторитет, вы сдаете свою территорию (читайте важную статью по теме: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>).
Важно! Научиться пресекать истерики в домашних условиях, чтобы кроха не ставил родителей в неловкое положение в обществе.
- Мудрые родители должны уметь предотвращать истерику;
Но, если она произошла, важно оставаться спокойным.
Кричать бесполезно, этим еще больше проявляется ваше бессилие. Малыш должен видеть твердых в своем решении и спокойных родителей.
Помните! Вы для него – пример. Если кричите вы, когда вырастет, он тоже будет кричать.
Если вам трудно справиться со своими эмоциями, тренируйтесь это делать. Начните с методов, предложенных в семинаре Мама, не кричи!>>>
- Можно во время истерики дать малышу побыть в одиночестве, большинство детей таким образом быстрее успокаиваются$
- Если истерику побороть не удается, не нужно угрожать малышу невыполнимыми угрозами, он быстро поймет, что вы блефуете, что не выполните того, что говорите;
Если вы ставите условия, они должны быть вполне реальными и обязательно выполняться.
Принцип «ощутимых последствий». Например: ты не съел суп, печенье не получишь. Выполните свое обещание, иначе он поймет, что ваши слова «пустые».
- Не нужно пугать малыша бабой Ягой или еще кем-нибудь. Это может развить в ребенке необоснованный страх;
- Малыша нужно чувствовать, возможно, плохое поведение – это признак усталости, недомогания, желания спать или кушать;
В таких ситуациях воспитывать ребенка не правильно, сначала нужно удовлетворить его естественные физиологические потребности.
- У ребенка уже в таком возрасте должны быть определенные границы поведения;
Он должен знать, что можно делать, а что нельзя. Не думайте, что он маленький и ничего не понимает.
Важно, чтобы установленные границы и запреты соблюдали все члены семьи, с которыми контактирует кроха. Несогласованность действий малыш сразу же подмечает.
Вполне распространенная ситуация: папа не разрешил, а мама разрешает, или родители запрещают, а бабушка разрешает.
Если у вас с супругом нет единых взглядов на воспитание, смотрите семинар Мама и папа: воспитываем вместе!>>>
- Меньше употреблять частицу «не»;
У малышей на нее особенная реакция. Фразу «не делай» можно заменить «а давай сделаем так, смотри что получается»; «не кричи» на фразу « давай попробуем послушать тишину, ты ее слышишь?».
Одним словом, придется проявить сообразительность.
Больше хитростей и приемов по предотвращению капризов и истерик, вы найдете в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>
- В разговоре важен не только смысл сказанного, но и интонация. Малыш должен чувствовать твердость родительского слова;
- Если кроха отказывается что-то делать, придумать, как его заинтересовать, делая это вдвоем;
Например, если он не хочет собирать игрушки, превратите это в совместную игру (много полезных советов вы найдете в статье Как научить ребенка убирать за собой игрушки>>>).
Не хочет одеваться, превратите это в игру, разговаривайте с ним, рассказывайте интересные истории, придумывайте сказки про одежду «на ходу» и предоставляйте право выбора.
Может кроха просто хочет одеть любимую футболку или девочка платье (также в помощь вам будет статья: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>).
- Во время проявления агрессии в общении с другими детьми, нужно перевести внимание, увести в сторону, но не ругать малыша при посторонних и не сравнивать его с другими детками;
«Смотри какой Миша хороший, а ты – плохой» – это в корне не правильная фраза. Вы теряете доверие своего малыша, самый дорогой человек на свете обидел его и оценил другого ребенка. Придумывайте, как решить конфликт и отвлечь кроху.
Как ни крути, но в любом кризисе, придется проявлять сообразительность, обходить «острые камни», договариваться и давать право выбора. Ваш малыш растет, а вы набираетесь опыта.
Читайте также:
- Как заставить ребенка слушаться?
- Как вести себя с ребенком?
- Если ребенок в 2 года не слушается
Источник
Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет».
Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают
больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения
в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше
уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической
розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством
ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло
— рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте,
когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет
ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и
физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает
удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше
не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность.
С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее
чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей
ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому
контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он
может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно
поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху
в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти
через кризис, не препятствуя развитию личности.
Обойти препятствие
Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство
вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом
деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если
вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из берегов», превратившись
в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю
и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить
границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности.
Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас
завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих
маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру
в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел?
Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции:
«Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?»
Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание
вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию,
если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до
угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то
более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться,
похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.
Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться
ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит
не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте.
Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу
просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной
сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор
с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же.
Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение
с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления,
если он знает об этом заранее. «Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать
минут мы будем обедать». Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу
и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень
хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите
ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько
он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит,
что уже полностью одет и готов к выходу.
Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться
непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые
нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть
предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник
или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите
малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит
«нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть
никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком
и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить
и еще раз объяснить, с чем связан запрет.
Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю
и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет
или не хочет, и, принимая его «нет» Вы проявите уважение к его
потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там,
где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться
некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.
За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный
или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»
Читайте другие статьи из раздела «Советы психолога»:
Детская агрессия
Почему малыши жадничают
Если ребенок лжет
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Источник