Ребенок истерит 3 года возраст
Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?
0
1571
18 Октября 2019 в 06:16
Автор публикации:
Евгения Астреинова
Когда возникают истерики у ребенка 3 лет, советы психолога ищут многие заботливые и чуткие родители. В этой статье разберем самые острые вопросы, которые тревожат мам и пап при обращении к специалистам:
Почему у ребенка возникают истерики, ведь не все дети ведут себя так, если им что-то не по душе?
Как реагировать, как вести себя с ребенком в момент истерики?
Перерастет ли ребенок сам истерики трехлетнего возраста или надо что-то предпринять?
Что делать, чтобы истерики не закрепились и не стали привычным способом реагирования?
Истерики у ребенка 3-4 лет: возрастные особенности
Три года — особый возрастной рубеж. Это важнейшая веха в формировании психики любого малыша. Именно в этот период ребенок окончательно отделяет себя от других людей. Начинает ярко чувствовать и постепенно осознавать собственное «Я».
У него возникают естественные противоречия с внешним миром: я хочу чего-то, а мама, например, не дает. Или предлагает взамен что-то другое, а может, заставляет делать то, чего не хочется.
Не все ребята реагируют одинаково в этой ситуации. Кто-то упрямится или даже проявляет агрессию. Другой хитрит: делает вид что согласился, но может при этом тайком взять или сделать то, что нельзя. А есть дети, которые в трехлетнем возрасте реагируют бурной истерикой на возникающие противоречия с другими людьми.
В этот непростой период важно заложить ребенку способность договариваться с другими — это фундамент всей будущей социальной реализации. Иначе истерики и эмоциональный шантаж в будущем серьезно испортят жизнь уже взрослому человеку.
Первый и самый главный шаг здесь — разобраться, что стоит за истерикой ребенка. Почему он пытается добиться желаемого именно таким способом?
Почему ребенок реагирует истерикой
Малыши рождаются неодинаковыми психически — каждому задан свой набор определенных качеств, талантов и свойств. Около 5 % детей природа одарила особой широтой эмоционального диапазона. Такие дети сызмальства реагируют на разные события более бурно и ярко, чем их ровесники.
У них бывает переменчивое настроение: в одну минуту восторг сменяется надрывным плачем. А бывает, что ребенок надолго застревает в плаксивом настроении, и тогда его непросто отвлечь. Такие особенности не являются сами по себе негативными признаками — они естественны и природны для детей со зрительным вектором психики.
При правильном развитии особая эмоциональность не только ничем не угрожает ребенку, но и становится залогом его счастливой судьбы и полноценной реализации в жизни. Ведь именно люди со зрительным вектором могут вырасти самыми душевно чуткими, отзывчивыми. И даже выбрать для себя гуманистическую профессию, которая позволяет быть опорой больным и страдающим людям (например, специальность врача или социального работника).
Но особый эмоциональный диапазон требует правильного развития и грамотного воспитательного подхода. Раскроем глубже устройство психики такого малыша и разберемся, что ему нужно, чтобы развиваться благополучно.
Что стоит за истериками ребенка в 3 года: глубинная потребность психики
Природное желание в зрительном векторе — испытывать сильные эмоциональные переживания, чувственно проживать эту жизнь по максимуму. Когда вы наблюдаете истерику ребенка, за ней всегда кроется бессознательная потребность эмоционировать, сильно и глубоко чувствовать. Но истерика — это также и сигнал о том, что ребенок не находит конструктивного способа, как реализовать это желание. Поэтому он невольно пытается «раскачать» вас на эмоциональный всплеск любым доступным образом. А повод может даже не иметь особого значения.
Одна из возможных причин истерики — подавление эмоций ребенка в других жизненных ситуациях. Зрительникам нельзя запрещать плакать, стыдить за слезы или за другое яркое проявление чувств. Когда ребенок получает запрет на проявление эмоций, само желание к сильным переживаниям никуда не уходит, природу не переделаешь. В итоге ребенок может просто фонтаном взорваться в ситуации, где есть малейший конфликт интересов между ним и другими людьми.
Еще одна возможная причина проблемы — ребенок не может наполнить свою потребность в глубокой эмоциональной связи с мамой. Чувственная связь мамы с ребенком возникает, когда мать эмоционально разделяет его жизнь: восхищается его достижениями, сопереживает таким маленьким (но серьезным для него) горестям. Особенно сильная связь формируется при совместном чтении с ребенком литературы на сопереживание главным героям.
Но в современном мире часто бывает, что мама устала и измотана: после тяжелого трудового дня у нее просто нет сил на эмоции. Посреди чтения сказки она попросту засыпает. Иногда выстроить эмоциональную связь с ребенком мешают собственные тяжелые состояния, вынырнуть из которых не получается. Например, женщина тоскует и горюет после развода, испытывает хроническую депрессию и т. д.
В результате между мамой и ребенком невольно складывается эмоциональная дистанция, и малыш не получает достаточно совместных переживаний с ней. Возникает нехватка, само природное желание малыша никуда не уходит. И он «добирает» совместные переживания с мамой через истерику или скандал.
Еще одна, глобальная причина детских истерик — это утрата зрительным ребенком чувства защищенности и безопасности от матери. В максимальной мере это, конечно, происходит, если на малыша кричат или его физически наказывают. Существенно влияют и мамины негативные состояния: зрительные дети самые эмоционально восприимчивые, от них не скроешь своего настроения.
Сказывается и банальная нехватка сил и энергии у мамы, а также неверная (неподходящая для зрительных детей) модель воспитания. На том, как воспитывать зрительного ребенка, остановимся подробнее.
Как воспитывать малыша, склонного к истерикам
- Зрительного ребенка нельзя пугать, даже в шутку. Иначе огромный чувственный диапазон остается фиксирован в страхе за свою жизнь. А это, естественно, сопровождается всевозможными фобиями, страхами, паникой, а также истериками.
- Зрительному малышу не стоит заводить домашних питомцев. Иначе желание строить эмоциональные связи будет направлено не туда, куда нужно — на зверушку, а не на людей.
Правда, большинство маленьких зрительников очень умиляются при виде милых питомцев и просят их завести для себя. Но родителям важно знать, что, направляя свои эмоции на животное, ребенок идет путем «наименьшего сопротивления», ведь строить связи с людьми намного сложнее. При этом душевная связь со зверушкой всегда будет за счет связей человеческих. То есть в компании ровесников малыш будет социализироваться хуже — будет бояться, что его обидят или ударят, болезненно переживать, когда его дразнят, будет отстраняться от компании других ребят.
Есть и еще один риск: срок жизни питомцев, увы, недолог. Если милый зверек погиб или потерялся — зрительный малыш испытывает резкий обрыв эмоциональной связи и реагирует психологически — нешуточно горюет. Есть и физические последствия: у ребенка может существенно снижаться зрение. Так реагирует на сверхстресс самая чувствительная зона маленьких зрительников — глаза.
- Зрительных малышей нельзя брать на похороны. Даже если около подъезда вы столкнулись с обрядом прощания — лучше поскорее увести ребенка. Тяжелые эмоциональные состояния людей на похоронах и особый зрительный ряд (венки, гроб) надолго отпечатываются потом в психике ребенка и могут фиксировать его в страхе смерти.
- Нельзя читать сказки, в которых кто-то кого-то съедает. Эволюционно первый страх в зрительном векторе возникает в древние времена именно в связи с опасностью быть съеденным (хищником или каннибалом). Любые сюжеты подобного рода в сказках попадают прямиком в бессознательный страх ребенка и значительно травмируют его.
Если у ребенка 3 лет истерика: что делать в критической ситуации
Сам не осознавая, что им управляет, ребенок в момент истерики жаждет вызвать у вас эмоциональный отклик. Если этот опыт удался (вы возмутились, занервничали, расстроились) — малыш будет повторять это снова и снова. Даже если сознательно он не хочет ссориться с мамой, его бессознательное желание проживать сильные эмоции намного сильнее соображений ума.
Правильная реакция — в момент истерики не давать ребенку эмоциональной «подпитки». Но нельзя и перестараться: полное игнорирование тоже вредит малышу и никуда не годится. Лучше всего спокойно и кратко объяснить, почему его требование невыполнимо. При этом сохранять доброжелательный и теплый контакт с малышом.
Главное — ваше собственное отношение к происходящему. Ведь истерика не признак того, что ребенок плох или дурно воспитан. Он пока еще слишком мал, его психика только формируется. Истерика всего лишь промежуточная веха в развитии маленького зрительника. Его потребность в чувственных переживаниях выросла, а наполнить ее в достаточной мере он пока не способен.
На длинной дистанции нужно помочь малышу научиться наполнять свое желание к сильным переживаниям иначе. Так, чтобы это способствовало его гармоничному развитию и помогло в будущем строить счастливые отношения с людьми. Что для этого нужно?
Что делать, чтобы истерики у ребенка в 3 года и позже никогда не повторялись
- Вовлекайте ребенка в чтение классической литературы. Выбирайте такие произведения, которые побуждают ребенка сопереживать герою. И не пугайтесь, если ребенок после такой сказки уснул в слезах, — это не слезы истерики о себе самом, а слезы сопереживания. Это развивает чувственную сферу малыша.
- По мере взросления учите его переносить навык сопереживания в реальную жизнь. Покажите, что его поддержка, сочувствие и помощь могут потребоваться слабому, пожилому или больному человеку.
- Важно обеспечить те условия развития, которые соответствуют полному набору врожденных качеств и свойств ребенка. Зрительный вектор не бывает единственным в структуре психики человека.
Например, подвижного и юркого малыша с кожно-зрительным сочетанием векторов полезно отдать в танцевальный или театральный кружок. Усидчивого и обстоятельного малыша с анально-зрительным сочетанием лучше отвести в художественную школу или на кружок декоративно-прикладного творчества. Музыкальная школа также необходима для чувственного развития ребенка.
Современные городские дети наделены в среднем свойствами 3-4 векторов одновременно, поэтому родителям важно иметь собственную психологическую компетенцию. Понимать, о чем говорит то или иное поведение ребенка.
- Позаботьтесь о том, чтобы семья (особенно мама) стала надежным гарантом чувства защищенности и безопасности малыша. Когда у ребенка 3 лет истерики — советов психолога по воспитанию недостаточно. Секрет благополучного и счастливого развития наших детей — это хорошие отношения и психологические состояния родителей, крепкая эмоциональная связь с малышом и неугасающий интерес к нему.
Если вы чувствуете, что вам трудно обеспечить своему ребенку надлежащие условия (не хватает психологических знаний или мешают плохие состояния), то получить помощь можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Он позволяет родителям избавиться от любых психологических проблем, наладить парные отношения и выстроить оптимальную модель воспитания и обучения ребенка. И тогда любое проблемное поведение малышей уходит навсегда.
«Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку…»
Айнура М., бухгалтер, Алматы, Казахстан
«Моя дочь периодами стала превращаться в капризного, упрямого, способного на демонстративные истерики ребенка. «Крокодиловые слезы» по нескольку раз в день. Что делать? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы и освещает результаты привычного подхода к воспитанию. С демонстративными капризами и истериками, случающимися, как правило, в присутствии бабушек-дедушек, продавщиц, медсестер, дворников или просто прохожих, мы тоже научились справляться…»
Альфия С., врач-психиатр, Уфа
«У нас со старшим сыном разный векторальный набор, поэтому, естественно, я его не понимала. Уже дошло до состояния неприятия. Я начала его «ломать», чтобы «построить» себя. Он — чувственный, слабый, плаксивый, но в то же время добрый, ласковый и сострадательный мальчик. Мне всегда казалось, что он психует и плачет по мелочам.
Я ему ставила себя как пример девочки, которая никогда не плакала. Уже после первых вводных лекций я осознала эту ошибку. Но если мой сын не такой, как я, значит, надо разобраться, какой он и как мне с ним себя вести, и вообще, чего ожидать от ребенка. Так я стала разбираться, почему он эмоционирует, как на него влияли мои крики, насильственное кормление и ремень, к которому иногда прибегали. И как надо себя с сыном вести, чтобы он полноценно развивался…»
Елена П., внутренний аудитор, Москва
Автор публикации:
Евгения Астреинова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник
По достижении ребенком возраста 3 лет, многие родители сталкиваются с проблемой, о которой не знали раньше – частые детские истерики. Незнание и непонимание причин истерического поведения детей, а также тупик, как вести себя в такие моменты и прекратить пугающее поведение малыша – становится причиной паники многих мам и пап. Советы психолога помогут разобраться, в чем причина такого поведения у детей 3 лет, как бороться с истериками и предотвратить их в дальнейшем.
Что такое истерическое поведение
Во время истерического припадка ребенок не может контролировать себя и свои эмоции. Он судорожно падает на пол, кричит, рыдает, бьется головой о стены и пол, совершает махающие движения ногами и руками. Состояние его можно назвать крайней степенью нервного возбуждения, и в момент припадка малыш не реагирует на уговоры взрослых, не воспринимает привычные убеждения и слова родителей.
Проявление истерического поведения можно объяснить фактом, что ребенок не получает в полной мере того, что ему необходимо, либо не может чего-то сделать самостоятельно. В 3-х летнем возрасте многие дети еще не обладают развитыми речевыми навыками, поэтому не могут адекватно выразить свое желание. А также, трех летние дети еще не умеют сдерживать свою чрезмерную эмоциональность.
Согласно данным врачебной практики, частые истерики у ребенка 3 лет – проблема 90% семей. Предвестники такого поведения могут появиться в возрасте 1-1,5 лет и длиться до 3,5-4 лет. Истерическое поведение рассматривается как результат неустойчивой психики ребенка, как черта характера, либо как способ манипуляции родителями, с целью добиться желаемого.
Таким образом, постоянные истерики у ребенка в 3 года – это эмоциональный отклик, возникающий в ответ на запреты, непонимание со стороны родителей, либо способ получить что-то очень желаемое малышом. Чаще всего истерика сопровождается раздражением, возбуждением, гневом и агрессией, все эти чувства могут быть направлены как на себя, так и на окружающих.
Демонстративная истерика отличается усилением эмоций и агрессии при появлении внимания со стороны.
Склонность к истерии в зависимости от типа нервной системы
Особенности устройства нервной системы ребенка являются качеством, данным при рождении. Обязанностью каждого родителя является изучение особенностей своих детей, с целью выбора правильной стратегии воспитания и наилучшей тактики поведения. Правильное воспитание ребенка поможет ему в будущем стать уверенным в себе, выбрать правильный путь и быть стрессоустойчивым, сильным человеком.
Выделяют несколько типов нервной системы у детей:
Слабый
Такой тип нервной системы отличается замедленными процессами возбуждения и торможения в мозге. Такие дети зачастую обидчивы, эмоциональны, ранимы. Они с трудом идут на контакт со сверстниками, стеснительны и не общительны. Самооценка таких детей занижена, они остро реагируют на стрессовые ситуации и на конфликты в семье.
Ребенка со слабым типом нервной системы легко вывести из себя, но он до последнего не будет проявлять бурных эмоциональных реакций. Зато в состоянии истерического припадка такие дети полностью теряют контроль над собой, становятся неуправляемыми и неадекватными. Они не отличаются хорошим аппетитом, имеют проблемы со сном, многие из них спят с родителями, поскольку для них характерны ночные истерики.
В воспитании такого ребенка родителям нужно запастись терпением, постоянно хвалить его, обнимать и ласкать, общаться на равных, выслушивать и привлекать к выполнению домашних обязанностей.
Сильный
Процессы возбуждения и торможения в мозге у таких детей уравновешены. Ребенок с сильным типом нервной системы практически всегда бодр и весел, легко общается с окружающими, а для появления истерического поведения ему нужен весомый повод.
Конфликтные ситуации с родителями и сверстниками у таких деток возникают крайне редко, они хорошо спят и кушают, охотно занимаются в различных кружках, но часто меняют увлечения, поскольку разобравшись в чем-то, они тут же теряют интерес к старому хобби. Отрицательные моменты в характере таких детей – это непостоянство, частое нарушений своих обещаний, трудности в соблюдении распорядка дня.
Неуравновешенный
Процессы возбуждения нервной системы такого ребенка в мозге преобладают над процессами торможения, поэтому он вспыльчивый, легковозбудимый и эмоционально неустойчивый. Ребенка могут ввести в состояние возбуждения новая игрушка или яркое событие. Поэтому такие детки плохо и некрепко спят, часто просыпаются и плачут по ночам.
В кругу сверстников неуравновешенный ребенок пытается захватить лидерство, быть в центре внимания и событий. Такие малыши не умеют доводить начатое до конца. Занимаясь каким-либо делом, они не выносят даже малейшей критики, могут вспылить, бросить все и уйти, при этом разозлившись и проявляя агрессию. Родителям таких детей можно посоветовать быть более гибкими и терпеливыми, учить малыша доводить все дела до конца, быть сдержанным и обязательным.
Медлительный
Такой тип нервной системы характеризуется замедленным возбуждением и преобладанием процесса торможения. Дети с медлительным типом нервной системы с рождения хорошо кушают и спят, они спокойны, могут долгое время находиться в одиночестве и не страдать от этого, самостоятельно находя себе развлечения.
Родители таких детей часто удивляются их сдержанности, рассудительности и предсказуемости. Ребенок медлителен, доводит любое начатое дело до завершения и не любит резкой смены обстановки. Он сдержан в эмоциях, поэтому родителям часто тяжело понять его настроение. Совет – побуждать чадо к активным действиям, развивающим двигательную и речевую активность.
Дети со слабым и неуравновешенным типами нервной системы наиболее склонны к истерикам в возрасте 3 лет. Чтобы исключить патологии и врожденные заболевания нервной системы, родителям рекомендуется показать малыша детскому неврологу.
Причины
Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется потребностей и желаний, которые не всегда поддерживают родители. Именно в 3-летнем возрасте ребенок начинает бурно проявлять эмоции и отвечать на запреты истериками.
Нужно знать об основных факторах, вызывающих бурный, истерический протест у детей:
- попытка привлечь к себе внимание родителей и окружающих;
- манипуляция с целью получить желаемое (новую игрушку, подольше посмотреть мультфильм или не ложиться спать);
- чрезмерное возбуждение нервной системы вследствие недосыпа или усталости, голода;
- период болезни;
- непомерная строгость родителей, чрезмерные контроль и опека;
- отсутствие реакции на поступки ребенка со стороны родителей – похвалы за хороший поступок или порицания за плохой;
- попытка быть похожим на кого-то из сверстников или родных;
- ребенок не может по-другому выразить свое недовольство или желание;
- неправильное воспитание;
- родители не дают ребенку возможности доиграть перед сном или закончить начатое дело;
- недостаток ласки и внимания;
- рождение второго ребенка в семье.
Даже если родители установят истинную причину частых истерик у своего ребенка в возрасте 3 лет, они должны понимать, что эмоциональная сфера малыша недостаточно развита для того, чтобы вовремя остановиться и подавить бурю волнений. Ребенок не может контролировать свои эмоции, он не капризничает нарочно, но любое недопонимание или провоцирующий фактор способен вызвать капризы, перерастающие в истерические припадки.
Основное отличие истерики от капризов у ребенка в том, что капризничать малыш начинает осознанно. С помощью капризов маленький манипулятор пытается добиться своего, он может топать ногами, кричать и бросаться предметами, но контролирует себя, продолжая манипуляции до того момента, как получит желаемое или его накажут.
Истерика происходит у ребенка непроизвольно, эмоции вызывают целую бурю негодования, в состоянии припадка ребенок бьется головой о стены и пол, кричит, рыдает, многие дети склонны к появлению судорожного синдрома во время истерики. Свое название «истерический мост» такие судороги приобрели из-за позы ребенка – во время истерики он выгибается дугой.
Стадии истерик
Детские истерические припадки характеризуются следующей стадийностью:
- Крики. Это начальная стадия истерики, ребенок перестает слышать кого-либо, он громко кричит, пугая родителей, при этом никаких требований не выдвигает.
- Двигательное возбуждение. Проявляется паданием на пол, битьем головой о предметы, вырыванием волос и т.д. Малыш не чувствует болезненных ощущений в момент этой стадии истерики.
- Рыдания – ребенок плачет громко, навзрыд и без остановки долгое время. Весь его вид выражает обиду и недовольство. Поскольку ребенку тяжело справиться с эмоциями, после стадии рыданий, он будет долго всхлипывать, а эмоциональное состояние можно охарактеризовать как опустошенность. После истерики малыш может уснуть в дневное время, ночной сон будет неглубоким и прерывистым.
Бороться с истерикой можно на начальной стадии – стадии криков. Если же ребенок перешагнул 2 или 3 стадию – разговоры и попытки успокоить обычно не приносят результатов.
Как прекратить приступ
Многих неопытных родителей, впервые столкнувшихся с подобной ситуацией, интересует, как быстрее прекратить истерику у ребенка в возрасте 3 лет. Знаменитый педиатр Комаровский утверждает, что тактика поведения в период припадка должна быть следующей:
- Нельзя впадать в панику и демонстрировать, что истерическое поведение ребенка очень обеспокоило родителя. Нужно стараться сохранять хладнокровие и продолжать заниматься домашними делами, не обращая внимания на кричащее чадо. Можно уйти в соседнюю комнату, при этом имея возможность скрыто наблюдать за малышом, но оставлять его надолго не желательно, поскольку он может испугаться, что его бросили. Вразумления и наставления во время истерики бесполезны, ребенок ничего не поймет, это только усугубит ситуацию. Видя, что старания ребенка криком получить желаемое не приносят результатов, он успокоится самостоятельно.
- Не рекомендуется сдаваться на половине пути, эту ошибку совершают многие мамы, жалея дитя и давая ему то, что он просил. Такая тактика не только является ошибочной, но и порождает новые, регулярные рецидивы истерик у ребенка. Дети – довольно хитрые и проницательные создания, они легко чувствуют слабинку родителей, и умело манипулируют ею.
- На начальной стадии, когда ребенок начинает кричать, можно попробовать спокойно выяснить причину его недовольства, отвлечь его игрой, новым предметом или неожиданным действием. На других стадиях эти действия, как правило, безрезультатны.
- Можно попробовать обнять ребенка, приласкать, сказать о своей любви. Если ребенок выгибается дугой и не дается себя обнимать – не нужно настаивать, рекомендуется его отпустить, при этом следить, чтобы малыш не нанес себе увечий.
Не стоит шлепать по попе, кричать на ребенка и отчитывать его за плохое поведение во время истерики. Он все равно ничего не поймет, это только усилит взрыв эмоций. Тактика разговоров сработает только после окончания припадка. Если ребенок истерит в период поступления в детский сад, и никак не желает расставаться с матерью – не нужно долго держать его на руках и прощаться, рекомендуется оставить ребенка с воспитателем и быстрее уйти. Так время детской истерики сократится.
Истерики по ночам
Многие родители замечают, что кроха стал устраивать ночные истерики в возрасте з лет, которых не наблюдалось раньше. Малыш просыпается ночью, кричит, отказывается пить или идти на горшок, а зачастую мать даже не может понять, спит ребенок во время крика или находится в сознании.
Причин может быть несколько:
- чрезмерное возбуждение – частые походы по гостям, недостаток дневного сна, масса эмоций, пережитых днем;
- первые недели посещения детского сада – психика ребенка перестраивается, он испытывает стресс, что приводит к возникновению ночных истерик;
- появление второго ребенка в семье – днем 3-летний малыш пытается сдержать свои эмоции, а в ночное время просыпается от плача.
Чтобы наладить ночной сон и предотвратить истерики, нужно разобраться с причинами, провоцирующими их. Не лишним будет показать малыша детскому психологу.
Профилактика
Теперь осталось разобраться, как бороться с истериками у ребенка 3 лет, чтобы снизить их частоту и уровень эмоций во время приступов. Рекомендуется принять следующие меры:
- Правильно дозировать эмоциональные нагрузки в течение дня – ограничить просмотр телевизора, в особенности ярких мультиков с мельканием кадров.
- Соблюдать режим дня, не игнорировать важность дневного сна, укладывать спать малыша нужно в одно и то же время.
- Обсудить правила «поведения» по отношению к ребенку всех членов семьи, включая бабушек и дедушек (многие из них балуют детей, потакая всем их желаниям, а родители потом страдают от истерик ребенка, получившего малейшее замечание или запрет).
- Приучать малыша выражать свои эмоции словами. Он должен применять слова «обидно», «неприятно», и знать значение этих слов, чтобы полноценно высказывать свои чувства.
- Отслеживать признаки надвигающегося приступа – например, многие дети начинают надувать губы, сжимать кулаки перед истерикой. Вовремя замеченные звоночки помогут отвлечь малыша на ранней стадии приступа и предотвратить истерику.
- Демонстрировать желаемое поведение ребенку во время проигрывания сцен с участием мягких игрушек.
- Стараться понять порывы к самостоятельности у ребенка и отличать их от капризов.
- Не подавлять желание малыша быть самостоятельным – не торопить его, пока он долго завязывает шнурки и не ругать, если он разбил тарелку, когда пытался вымыть ее. Ребенок в такой ситуации, почувствовав поддержку, станет более самостоятельным и уверенным в себе.
Непосредственно после окончания истерического приступа нужно обнимать ребенка и стараться объяснять ему, что мама огорчена таким поведением (но не самим ребенком!). Малыш должен понимать, что родители хотят гордиться своим чадом, а таким некрасивым поведением гордиться невозможно. Немаловажно, чтобы ребенок понимал, что мама все равно его любит, несмотря на его плохое поведение и стремился свести капризы к минимуму.
Полностью предотвратить развитие истерик у малыша в возрасте 3 лет невозможно, этот этап эмоционального созревания должен пережить каждый ребенок. Но снизить частоту приступов можно, уделяя ему должное внимание, считаясь с его мнением и обучая его терпению и самоконтролю.
Многое зависит от поведения родителей – они должны быть внимательным к ребенку, и при малейших отклонениях от нормы (тяжелых приступах, прекращении дыхания во время истерики, судорожном синдроме), обратиться к детскому неврологу и психологу.
Читайте также об истериках у ребенка в возрасте 2 лет.
Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии
Источник