Ребенок инвалид двигательное развитие

Говоря о двигательной активности, специалисты используют термины «крупная моторика» и «мелкая моторика».

Когда мы учим перемещаться ребенка в пространстве, подниматься с кровати или ложиться, садиться или вставать, когда мы побуждаем его куда-то пойти, дотянуться до какой-нибудь высокой полки или, скажем, прокатиться на велосипеде — мы занимаемся развитием крупной моторики.

Но ведь шевельнув пальцами рук, мы тоже изменяем свое положение в пространстве! Раз положение тела хоть сколько-нибудь изменилось, значит, мозг, нервная система, суставы, сухожилия и мышцы сделали свое дело, и в результате такой моторной деятельности мы, например, взяли в руку карандаш, вдели нитку в иголку, перевернули страницу книги. При этом, кроме крупных мышц, позволяющих нам удерживать вертикальную позу, мы использовали мелкие мышцы рук. Двигательная активность рук, лица, органов речи называется мелкой моторикой.

Разделение на крупную и мелкую моторику весьма условно, так как мелкие движения развиваются на базе крупных.

Основные принципы моторного развития:

  1. Моторное развитие начинается с головы и продолжается сверху вниз, т. е. ребенок учится контролировать  движения головы раньше, чем движения туловища, дающие возможность сидеть, стоять или ходить.

  2. Моторное развитие идет от средней линии тела к периферии, т. е. начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра) затем переходит на более мелкие группы (кисти, запястия, пальцы).

  3. Каждый приобретенный навык является основой для развития следующих.

Компоненты развития крупной моторики

Равновесие: способность сохранять различные положения тела, несмотря на силу земного притяжения.

Сила: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении.

Координация: способность контролировать движение.

Проприоцепция: ощущение и осознание своего тела в пространстве.

   Совершая любое движение, любой человек неизменно вынужден иметь дело с земным притяжением или гравитацией.

   Первая попытка приспособиться к гравитации — стремление ребенка лежа на животе поднять голову. Дальше он учится приподнимать плечи, выгибать спину, удерживаясь на локтях, позже овладевает способностью удерживать себя в вертикальном сидячем положении, а затем стоять. И, наконец, малыш учится передвигаться в пространстве, т. е. ходить, бегать, прыгать и т. д. Физическое развитие малыша проходит определенные этапы, он постепенно овладевает своим телом, учится, находясь в вертикальном положении, удерживать равновесие и справляться с гравитацией. Чем слабее мышечный аппарат, тем труднее нашему телу противиться земному притяжению. Многие дети, особенно дети с ограниченными возможностями, часто «складываются пополам», сидя за столом или на полу, норовят при первой возможности привалиться к какой-нибудь опоре. Это происходит потому, что их мышцы еще не могут обеспечить достаточно надежного «корсета», они способны удерживать малыша в вертикальном положении лишь непродолжительное время, а затем ему требуется дополнительная опора, иначе он вынужден склониться к «матушке Земле», притяжение которой ему приходиться преодолевать. Эта способность ребятишек связана с понижением мышечного тонуса (гипотонус). В связи с этой особенностью детям необходимо постоянно тренировать силу мышц с помощью активных движений.

   Чтобы адекватно двигаться, необходимо непрерывно перерабатывать не только внешнюю информацию об окружающем пространстве, но и внутреннюю, содержание которой позволяет нам правильным образом напрячь или расслабить мышцы. Информация, передаваемая нам органами чувств, называется проприоцептивной. Кроме пяти чувств — зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния — мы обладаем мускульно-суставным, кинестетическим и вестибулярным чувством. Благодаря этому человек получает информацию о мышечном напряжении и расслаблении, весе, силе о положении тела в пространстве, о напряжении и скорости наших движений. Вестибулярный аппарат, который называется еще чувством равновесия, находится в  среднем ухе, где расположены особые нервные центры, включающиеся при изменении положения головы относительно земной поверхности. Когда мы идем, стоим или, скажем, едем в машине по гладкому шоссе, положение головы особо не меняется, а следовательно, особой вестибулярной стимуляции не происходит. А вот если кружиться , качаться, нырять, карабкаться, и т. д. вестибулярная стимуляция усиливается.

   Что же такое «чувство равновесия»? Почему оно так важно? Казалось бы, ребенок стоит, ходит и не падает, ну и хорошо, значит, чувство равновесия у него есть. Действительно, есть, но давайте не забывать еще и о том, что с помощью вестибулярного аппарата воспринимает и обрабатывает впечатления извне. Если вестибулярный аппарат работает недостаточно хорошо, внешняя информация искажается. Это мешает ребенку планировать свои движения, координировать и контролировать напряжение мускулатуры, он может испытывать затруднения в  трактовке зрительной и слуховой информации, а следовательно, и речи.

   И, наконец, еще один важный компонент двигательного развития — координация движений. Способность координировано двигаться означает способность контролировать положение тела в  каждый момент движения.  К примеру, чтобы поймать руками брошенный мяч, нам необходимо мгновенно переработать внешнюю информацию о траектории его полета, предполагаемом весе и фактуре мяча, а также внутреннюю информацию о том, каким образом должны сработать нужные суставы и мышцы, чтобы мяч оказался в руках, и игрок смог принять то положение тела, которое предполагает игра, скажем, устоял бы на месте.  По мере того, как совершенствуется способность контролировать тело в движении, ребенок обретает способность совершать всё более точные и тонкие движения.

Читайте также:  Нутриенты и развитие ребенка

   Владение моторными навыками позволяет ребенку самостоятельно и без риска для себя исследовать окружающий мир. Кроме того, успешное освоение новых двигательных навыков повышает уверенность ребенка в себе и побуждает его к дальнейшему продвижению в других областях развития.

Игры для развития костно-мышечной чувствительности у детей с ограниченными возможностям

   Для развития костно-мышечной (глубинной) чувствительности, или ощущения собственного тела в пространстве, полезно много двигаться, перемещаться в кроватке, в квартире, на улице. Полезно брать ребенка на руки, носить его, качать, слегка подбрасывать. Можно носить его в рюкзачке «кенгуру» или привязывать к себе большим платком, как это делают женщины восточных стран.

   Когда малыш подрастет, можно предложить ему залезать на стулья, скамейки, лесенки, спрыгивать с дивана, табуретки, залезать в коробку, чтобы он чувствовал своим телом ее стенки. Хорошо играть с тяжелым одеялом, укрывать ребенка с головой, чтобы он сам мог из-под него выбраться.

   На прогулке полезно бегать, ходить по наклонным поверхностям, забираться и съезжать с горки, кататься на качелях, играть в подвижные игры.При этом обязательно называйте месторасположение: «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «далеко», «близко», «рядом», «низко», «высоко» и т.п.

    Используйте в речи предлоги, в виде игры просите ребенка залезть «на» лавочку, «под» лавочку. Летом можно играть в воде, брызгаться в жаркую погоду, бегать босиком по ровному асфальту, камушкам и травке, зимой обращать внимание на пушистый или хрустящий снег.

   Называйте определения «тяжелый» и «легкий», давайте ребенку играть с пустой и полной воды бутылкой, каучуковым и теннисным шариками, пластмассовыми и деревянными кубиками. Можно утяжелить пластмассовый шарик или кеглю, засыпав внутрь соль через маленькую дырочку.

   Очень полезно выполнять упражнения ползания. Они способствуют улучшению взаимодействия между полушариями, необходимого для развития логического мышления, речи, планирования действий, регуляции поведения и т. д.

Источник

Наталья Мамонтова
Организация двигательной активности для детей с ОВЗ

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержку в психическом развитии — это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание;проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально — волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.

Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего,проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания

Главное направление работы нашего структурного подразделения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.

Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической подготовленности каждого ребенка. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является диагностика состояния здоровья и уровня развития физических качеств детей.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Читайте также:  Фазы развития ребенка по штайнеру

Задачи:

— развитие речи посредством движения;

— формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

-развитие способностей к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

-формирование компенсаторных навыков, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

— развитие способностей к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

— формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

— формирование осознания необходимости личного вклада в жизнь общества;

— формирование желания улучшать свои личностные качества.

Принципы,лежащие в основе нашей работе:

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками соответствующими современным требованиям ФГТ и СанПиН.

Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей:

Для успешной реализации поставленных задач администрацией центра было приобретено игровое оборудование, мягкие модули, ортопедические дорожки, мячи, детские тренажёры.

-Педагогом-психологом – подобран материал, для релаксации.

-Учителем-логопедом – подобрана дыхательная звуковая, логоритмическая гимнастика.

-Музыкальным руководителем — подобран музыкальный материал для насыщенной совместной деятельности.

-Инструктором по физической культуре- подобраны комплексы упражнений для совместной деятельности

В начале учебного года проводится диагностика ОВД с целью определения направления работы и основных потребностей занимающихся. Для детей с диагнозом РДА, составляются индивидуальные программы и разрабатываются оздоровительные маршруты из ОВД.

Учитывая результаты начальной диагностики, формулируются задачи по выполнению программных требований, развитию физических качеств и улучшению координации движений воспитанников. В работе с детьми с диагнозом РДА используются оздоровительные дорожки, с чередованием ОВД. Разнообразие спортивного оборудования (мягкие модули, дорожки для равновесия, ортопедические дорожки, малый спортивный комплекс) позволили обогатить содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес. Дети, требующие сопровождения на начальных этапах обучения, успешно осваивают ОВД и постепенно переходят на самостоятельное уверенное передвижение. Работа проводится совместно с воспитателями, рекомендациификсируются в тетради взаимодействия со специалистами и используются на занятиях, прогулке, закаливающих мероприятиях и свободной деятельности детей.

Разработаны рекомендации для родителей: консультации по использованию совместных подвижных игр с ребёнком в домашних условиях и на прогулке, а также возможности оздоровительных процедур в домашних условиях и рекомендации на летний оздоровительный период по использованию естественных сил природы для закаливания детей.

Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

Средства реализации:

1.Проведение утренней стимулирующей гимнастики: в комплекс общеразвивающих упражнений включаются,традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направленные на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация, утренняя стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Инструктором по физической культуре разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции.

2. Организация коррекционных физкультурных занятий.

Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Основные виды упражнений направлены на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепления мышечного тонуса, коррекции осанки, формирования нормального свода стопы, улучшения легочной вентиляции и укрепления основных дыхательных мышц, расслабления и снятия мышечного психоэмоционального напряжения. Разучивая с детьми какое-либо действие, мы соблюдаем определенную последовательность. Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с задержкой психического развития с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции. Мы используем упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели, ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребенок касается ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком (стоять так необходимо в те­чение нескольких секунд, а затем походить, удерживая принятую позу). Наличие детских тренажёров позволяет разнообразить деятельность детей и увеличивать нагрузку на отдельные группы мышц, а также позволяет делить детей на подгруппы и уделять больше внимания тем,кто требует сопровождения взрослого. Работа с детьми на ортопедических мячах позволяет развивать гибкость, чувство равновесия, силу, умение фиксировать положение тела.

Для укрепления сводов стопы,мышц нижних конечностей используем движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки и др. ,широко используются комплексы ритмической гимнастики. Включение в комплексы ритмической гимнастики специальных упражнений для плечевого пояса и систематическое их выполнение помогают развивать подвижность плечевых суставов, а свободные движения под музыку позволяют детям преодолевать барьер неуверенности и чувство скованности. Кроме того, использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физическому воспитанию позволяет повысить плотность занятий, т. к. следующие друг за другом упражнения значительно сокращают простои. Ритмичная музыка создает положительный эмоциональный фон, улучшает настроение, повышает работоспособность, доставляя детям радость движения.

Читайте также:  Отставание в умственном развитии ребенка 2 лет

Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения предлагаем ему попробовать сделать разученное упражнение самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса к физической культуре обучение объединяем одним сюжетом (например, «Школа космонавтов», «В поисках клада», «Подводное царство» и т. д.). Азарт игры помогает детям преодолеть страх перед новым действием, лучше усвоить отрабатываемый навык. Занятия планируются так, чтобы детям предлагался самый минимум нового материала и большей частью закреплялись ранее усвоенные действия.

При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.

Кроме того, на занятиях и в режим двигательной активности детей включает подвижные игры. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах. Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим, способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма.

Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.

Режим двигательной активности детей включает:

— гимнастику для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом; основу их со­ставляют элементы логоритмики — движения, сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;

— динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики.

— динамический час — проводится во время прогулки или (при плохих погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия детей на тренажерах, подвижные игры с разной интенсивностью, игры-эстафеты и аттракционы, сюжетные двигательные задания и т. д. важнейшими условиями эффективности физкультурного часа являются отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий и игр;

— гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами — сюда входят корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики и зрительно-пространственной координации.

Наряду с перечисленными видами двигательной деятельности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых могут принимать участие родители.К таким занятиям относятся: дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурный праздник, походы. Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в центре.

Источник