Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ГРАЖДАНАМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ |
«РЕБЕНОК – дар любви. | «В В конвенции каждый найдет на важный вопрос ответ: |
Статья 1. Право на жизнь. Право на отдых и досуг Право на защиту |
Право на имя Право на сохранение своей индивидуальности | Право на здравоохранение и медицинское обслуживание. Право на бесплатное образование Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за |
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
получать и передавать любую информацию.
20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Конвенции Дорогой друг! Ты думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! 170 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется «Конвенция о правах ребёнка». Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав и прав других детей. Специальная международная организация ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединённых наций, помогает детям во всём мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 20 ноября теперь ежегодно празднуется как «Всемирный день ребёнка».
«Детство под защитой. Мои права.» читаем книгу |
С момента рождения ребенок взят под охрану -Право на имя, отчество и фамилию Данные права установлены и гарантированы: Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года |
Права детей в мультиках…
Через игру к знаниям!
Хотите больше узнать о правах ребёнка? Тогда поиграйте в игры
Нарушители прав и свобод Чиполлино и его друзей
Кроссворд по сказке Джанни Родари
Сказочные детки
Кроссворд
(составитель Н.Галушко)
Скачать буклет
Скачать буклет
Наталья Майданик Много праздников на свете, Но сегодня День ребенка Поздравляем! Любим! Верим! | Наталья Майданик Милые дети, Вас мы лелеем, Вы — наша радость Гордость вы наша | Наталья Майданик День осенний в ноябре — Протяни с улыбкой руку Чтобы мирно жить смогли |
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей:
ВНИМАНИЕ!
САЙТ НАХОДИТСЯ В СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
ТЕСТИРОВАНИЯ И ОТЛАДКИ
…но это значит лишь только то, что он ещё совсем юный, и поэтому информация, которую Вы ищете, пока может здесь отсутствовать. Но задавать вопросы, оставлять свои пожелания, советы и комментарии Вы можете уже сейчас, это только приветствуется!
Источник
Ñòàòüÿ 6
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà èìÿ è íà ïðèîáðåòåíèå ãðàæäàíñòâà.
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî çíàòü ñâîèõ ðîäèòåëåé è ïðàâî íà èõ çàáîòó.
Ñòàòüÿ 7
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà ñîõðàíåíèå ñâîåé èíäèâèäóàëüíîñòè, âêëþ÷àÿ ãðàæäàíñòâî, èìÿ è ñåìåéíûå ñâÿçè.
Ñòàòüÿ 8
Ðåáåíîê, êîòîðûé ðàçëó÷àåòñÿ ñ îäíèì èëè îáîèìè ðîäèòåëÿìè, èìååò ïðàâî ïîääåðæèâàòü íà ðåãóëÿðíîé îñíîâå ëè÷íûå îòíîøåíèÿ è ïðÿìûå êîíòàêòû ñ îáîèìè ðîäèòåëÿìè.
Ñòàòüÿ 9
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî ñâîáîäíî âûðàæàòü ñâîè âçãëÿäû ïî âñåì âîïðîñàì, çàòðàãèâàþùèì ðåáåíêà, ïðè÷åì âçãëÿäàì ðåáåíêà óäåëÿåòñÿ äîëæíîå âíèìàíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì è çðåëîñòüþ ðåáåíêà.
Ñ ýòîé öåëüþ ðåáåíêó, â ÷àñòíîñòè, ïðåäîñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü áûòü çàñëóøàííûì â õîäå ëþáîãî ñóäåáíîãî èëè àäìèíèñòðàòèâíîãî ðàçáèðàòåëüñòâà, çàòðàãèâàþùåãî ðåáåíêà, ëèáî íåïîñðåäñòâåííî, ëèáî ÷åðåç ïðåäñòàâèòåëÿ.
Ñòàòüÿ 12
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî ñâîáîäíî âûðàæàòü ñâîå ìíåíèå; ýòî ïðàâî âêëþ÷àåò ñâîáîäó èñêàòü, ïîëó÷àòü è ïåðåäàâàòü èíôîðìàöèþ è èäåè ëþáîãî ðîäà, íåçàâèñèìî îò ãðàíèö, â óñòíîé, ïèñüìåííîé èëè ïå÷àòíîé ôîðìå, â ôîðìå ïðîèçâåäåíèé èñêóññòâà èëè ñ ïîìîùüþ äðóãèõ ñðåäñòâ ïî âûáîðó ðåáåíêà.
Ñòàòüÿ 13
Íè îäèí ðåáåíîê íå ìîæåò áûòü îáúåêòîì ïðîèçâîëüíîãî èëè íåçàêîííîãî âìåøàòåëüñòâà â îñóùåñòâëåíèå åãî ïðàâà íà ëè÷íóþ æèçíü, ñåìåéíóþ æèçíü, íåïðèêîñíîâåííîñòü æèëèùà èëè òàéíó êîððåñïîíäåíöèè, èëè íåçàêîííîãî ïîñÿãàòåëüñòâà íà åãî ÷åñòü è ðåïóòàöèþ.
Ñòàòüÿ 16
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà çàùèòó îò âñåõ ôîðì ôèçè÷åñêîãî èëè ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàñèëèÿ, îñêîðáëåíèÿ èëè çëîóïîòðåáëåíèÿ, îòñóòñòâèÿ çàáîòû èëè íåáðåæíîãî îáðàùåíèÿ, ãðóáîãî îáðàùåíèÿ èëè ýêñïëóàòàöèè, âêëþ÷àÿ ñåêñóàëüíîå çëîóïîòðåáëåíèå, ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé, çàêîííûõ îïåêóíîâ èëè ëþáîãî äðóãîãî ëèöà, çàáîòÿùåãîñÿ î ðåáåíêå.
Ñòàòüÿ 19
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà îñîáóþ çàùèòó è ïîìîùü, ïðåäîñòàâëÿåìûå ãîñóäàðñòâîì â ñëó÷àå, åñëè ðåáåíîê âðåìåííî èëè ïîñòîÿííî ëèøåí ñâîåãî ñåìåéíîãî îêðóæåíèÿ èëè êîòîðûé â åãî ñîáñòâåííûõ íàèëó÷øèõ èíòåðåñàõ íå ìîæåò îñòàâàòüñÿ â òàêîì îêðóæåíèè.
Ñòàòüÿ 20
Íåïîëíîöåííûé â óìñòâåííîì èëè ôèçè÷åñêîì îòíîøåíèè ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà ïîëíîöåííóþ è äîñòîéíóþ æèçíü â óñëîâèÿõ, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò åãî äîñòîèíñòâî, ñïîñîáñòâóþò åãî óâåðåííîñòè â ñåáå è îáëåã÷àþò åãî àêòèâíîå ó÷àñòèå â æèçíè îáùåñòâà.
Ñòàòüÿ 23
Îáðàçîâàíèå ðåáåíêà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà:
a) ðàçâèòèå ëè÷íîñòè, òàëàíòîâ è óìñòâåííûõ è ôèçè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà â èõ ñàìîì ïîëíîì îáúåìå;
b) âîñïèòàíèå óâàæåíèÿ ê ïðàâàì ÷åëîâåêà è îñíîâíûì ñâîáîäàì, à òàêæå ïðèíöèïàì, ïðîâîçãëàøåííûì â Óñòàâå Îðãàíèçàöèè Îáúåäèíåííûõ Íàöèé;
c) âîñïèòàíèå óâàæåíèÿ ê ðîäèòåëÿì ðåáåíêà, åãî êóëüòóðíîé ñàìîáûòíîñòè, ÿçûêó è öåííîñòÿì, ê íàöèîíàëüíûì öåííîñòÿì ñòðàíû, â êîòîðîé ðåáåíîê ïðîæèâàåò, ñòðàíû åãî ïðîèñõîæäåíèÿ è ê öèâèëèçàöèÿì, îòëè÷íûì îò åãî ñîáñòâåííîé;
d) ïîäãîòîâêó ðåáåíêà ê ñîçíàòåëüíîé æèçíè â ñâîáîäíîì îáùåñòâå â äóõå ïîíèìàíèÿ, ìèðà, òåðïèìîñòè, ðàâíîïðàâèÿ ìóæ÷èí è æåíùèí è äðóæáû ìåæäó âñåìè íàðîäàìè, ýòíè÷åñêèìè, íàöèîíàëüíûìè è ðåëèãèîçíûìè ãðóïïàìè, à òàêæå ëèöàìè èç ÷èñëà êîðåííîãî íàñåëåíèÿ;
e) âîñïèòàíèå óâàæåíèÿ ê îêðóæàþùåé ïðèðîäå.
Ñòàòüÿ 29
 òåõ ãîñóäàðñòâàõ, ãäå ñóùåñòâóþò ýòíè÷åñêèå, ðåëèãèîçíûå èëè ÿçûêîâûå ìåíüøèíñòâà èëè ëèöà èç ÷èñëà êîðåííîãî íàñåëåíèÿ, ðåáåíêó, ïðèíàäëåæàùåìó ê òàêèì ìåíüøèíñòâàì èëè êîðåííîìó íàñåëåíèþ, íå ìîæåò áûòü îòêàçàíî â ïðàâå ñîâìåñòíî ñ äðóãèìè ÷ëåíàìè ñâîåé ãðóïïû ïîëüçîâàòüñÿ ñâîåé êóëüòóðîé, èñïîâåäîâàòü ñâîþ ðåëèãèþ è èñïîëíÿòü åå îáðÿäû, à òàêæå ïîëüçîâàòüñÿ ðîäíûì ÿçûêîì.
Ñòàòüÿ 30
Ðåáåíîê èìååò ïðàâî íà çàùèòó îò ýêîíîìè÷åñêîé ýêñïëóàòàöèè è îò âûïîëíåíèÿ ëþáîé ðàáîòû, êîòîðàÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü îïàñíîñòü äëÿ åãî çäîðîâüÿ èëè ñëóæèòü ïðåïÿòñòâèåì â ïîëó÷åíèè èì îáðàçîâàíèÿ, ëèáî íàíîñèòü óùåðá åãî çäîðîâüþ è ôèçè÷åñêîìó, óìñòâåííîìó, äóõîâíîìó, ìîðàëüíîìó è ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ.
Ñòàòüÿ 32
Источник
В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации.
В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
- Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
- Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
- Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
- Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.
Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:
- Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
- Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Основные права детей
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:
1.
Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
2.
Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
3.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
4.
Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
5.
Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
6.
Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
7.
Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.
А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).
20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:
право на жизнь и здоровое развитие;
право на имя;
право на гражданство;
право знать своих родителей;
право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
права и обязанности родителей по отношению к детям.
Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции).
На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.
Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).
Ребенок имеет право на здравоохранение (ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 26 Конвенции).
Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции).
Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:
ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;
каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.
Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).
Использованные материалы:
1)
«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012);
2)
Статья Михаила Красильникова с сайта https://www.ya-roditel.ru;
3)
«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.
4)
Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)
Источник