Ребенок игнорирует просьбы 3 года
Здравствуйте, уважаемые читатели. Давайте выясним, что нужно делать, если ребенок игнорирует просьбы родителей. В этой статье вы узнаете, по каким причинам малыш так себя ведет, особенности возраста, а также получите полезные советы решения ситуации.
Возможные причины
- Желание обрести личное пространство. Такая ситуация наблюдается в семьях, где ребенка держат в строгом контроле. Рано или поздно наступает момент, когда малыш начинает упорно сопротивляться всем просьбам, поступающим от мамы или папы.
- Попытка быть самостоятельным. Особенно остро возникает в возрасте трех лет и с наступлением подросткового периода. Ребенок не хочет кому-то подчиняться, он уверен, что знает, как будет лучше.
Моему сыну почти 12 лет. На сегодняшний день он все больше пытается идти мне наперекор. Все чаще слышны фразы по типу «не хочу», «не буду» или «я уже взрослый», «сам знаю, как себя вести и что мне нужно».
- Ребенок игнорирует просьбы, когда на него взвешивают сразу много поручений. Он не способен одновременно все выполнять, а выбирать что-то одно — еще не научен. Вот и получается, что он не слушает родителей.
- У малыша повышенное любопытство. Возможно, ваш карапуз так сильно увлечен тем, что происходит вокруг него, что просто не слышит ваши просьбы.
- Увлеченность игрой. Часто дети, заигравшись не слышат, что мамы к ним обращаются. И причина не в плохом поведении, а в том, что малыш действительно не слышит ваших просьб.
Я лично знакома с подобной ситуацией. Мне сложно привлечь внимание сына, когда он смотрит телевизор или играет в компьютерные игры.
- У малыша не хватает сил противостоять искушению. Ребенок находится в таком возрасте, когда ему сложно себе отказать в лишней шоколадной конфетке или печенье перед обедом.
- Непонимание необходимости выполнять мамину просьбу. Особенно часто так происходит, если малышу поручают выполнить то, что ему не нравится.
- Ребенок плохо слышит или вовсе отсутствует восприятие звуков. Как правило, родители о такой проблеме узнают с раннего возраста малыша.
Возрастные особенности
Родители должны понимать, что поведение ребенка, в частности игнорирование родителей, может обуславливаться разными причинами и требует различных подходов в решении образовавшихся проблем. Давайте, более детально рассмотрим эти особенности.
Малыш до двухлетнего возраста
- Если ваш карапуз не обращает внимания на погремушки, не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы к нему обращаетесь, никак не реагирует на доносящиеся шумы или хлопки — пришло время обратиться к врачу и сделать аудиограмму.
- Если доктор не выявит отклонений, то, скорее всего, всему виной несформировавшееся внимание. В таком случае карапуз отреагирует на ваш голос, если в конкретный момент времени не будет заниматься другими делами.
- Если ваш малыш обычно слышит вашу речь, но делает вид, что не слышит просьбы, например о том, что нужно возвращаться домой, попробуйте изменить интонацию и обратиться к ребенку веселым или смешным голосом.
- Будьте готовы к тому, что возникнет необходимость тактильного контакта. Очень часто малыш может действительно не слышать вас из-за увлеченности игрой. Поэтому появится надобность потрогать его по спинке или погладить по голове, и при этом произносить свою просьбу.
От трех до шести лет
В такой возрастной период дети часто осознают, что, не слыша просьбы мамы или папы, бабушки бывает очень полезным и значительно облегчает жизнь. Так малыш может уже осознанно пользоваться хитрыми приемами, например, делать вид, что не слышит, как его зовут и при этом продолжать смотреть любимый мультик.
- Однако, зная об этом, родителям под силу перехитрить своего карапуза. После того, как малыш сделал вид, что не слышит вашу просьбу, предложите ему какое-то излюбленное лакомство. Поверьте, он сразу вас услышит. Вот только после того, как он обратит внимание, произнесите свою первичную просьбу.
- Покажите ребенку, что вам известно, что он все услышал. А теперь скажите, что просьба больше повторяться не будет, а за невыполнение в короткий срок, малыш будет лишен, например, просмотр мультфильма.
- Хорошо работает прием, когда родители поставить ребенка на свое место. Для этого достаточно, когда малыш придет к вам с какой-либо просьбой, сделать вид, что вы его тоже не слышите. Он несколько раз повторит то, что хочет и начнет нервничать. Тогда самое время объяснить, что он также само себя ведет, когда вы к нему обращаетесь.
- Также стоит не забывать о возможной недоразвитости фонематического слуха у ребенка. В таком случае малыш не может разобрать, что вы ему говорите. У него складывается впечатление, что вы изъясняетесь на непонятном языке. Также у таких малышей может наблюдаться спутанность слов, схожих по звучанию.
Детски от семи до двенадцатилетнего возраста
Причиной, по которой ребенок игнорирует родителей, может быть проявление обиды или способ привлечения внимания.
- В первую очередь, задумайтесь, возможно, ваш малыш копирует кого-то из родственников. Если в вашей семье в ответ на обиду кто-то молчит, делает вид, что не слышит — малыш повторяет его модель поведения.
- Иногда деткам сложно описать свои претензии, произнести их вслух, покажите, что понимаете сына или дочку.
- В напряженной ситуации, развеселите ребенка, проявите ласку, покажите, как сильно его любите. И только потом озвучивайте свою просьбу.
- Если дочь или сын вас отталкивают, не получается их вывести из обиженного состояния, оставьте ребенка одного в комнате. Скажите, пусть подумает и успокоиться, тогда и поговорите.
Ребята старше двенадцати лет
В таком возрасте никого не удивить непослушным, игнорирующим всех ребенком. Вы должны понимать, что наступил переходной возраст, и дети в данный период стараются быть независимыми и самостоятельными, умышленно пропускают ваши слова.
Как же можно достучаться?
- Это уже не возраст для сюсюканий и уговоров. Так вы только сильнее разозлите своего отпрыска. Очень важно разговаривать на равных и прислушиваться к мнению ребенка. Но не забывайте, что ваши доводы должны быть аргументированы и понятны.
- Нужно обращаться к взрослеющей девочке или мальчику с уважением. Никогда не указывайте им на малый возраст, недостаточность опыта.
- Идите на компромиссы, делайте уступки, но небольшие.
- Если ваш ребенок уже такой взрослый, то предложите ему самостоятельно выполнять ежедневные заботы, готовить себе есть, убирать в своей комнате, ходить за покупками.
Рекомендации
У родителей часто возникает вопрос, что делать, если ребенок игнорирует? Тут важно действовать правильно, с учетом детской психологии, чтоб не навредить, и доступно донести до него свою позицию.
- Всегда внимательно слушайте то, что вам говорит малыш. Очень важно прислушиваться к мнению ребенка и также выполнять его просьбы. Вы своим примером должны показывать модель правильного поведения.
- Не стоит применять повышенные тона, а лучше обратиться к ребенку вежливо и с уважением.
- Не начинайте произносить свою просьбу, если внимание малыша сконцентрировано на каком-то процессе или объекте. Сначала убедитесь в том, что он смотрит вам в глаза и готов слушать.
- Вы можете заранее предупредить о каком-то деле, например, сказать, что в магазин нужно будет пойти через пять минут.
- Иногда чтоб ребенок обратил на вас внимание необходимо снизить тон голоса. Помните, что кричать недопустимо.
- Ваши высказывания должны быть краткими и доступными для понимания малыша.
- Предъявляйте только те требования, которые ребенку действительно под силу.
- Если малыш делает вид, что не слышит вас, а в этот момент смотрит телевизор, способ обратить на себя внимание — уменьшить звук и озвучить просьбу.
- Если ребенку непонятно, почему он должен выполнить данное поручение, разъясните ему это в доступной форме.
- Забудьте о методе приказов или физическом наказании для выполнения ваших просьб. Нужно просить, но не приказывать.
- Не забывайте, как можно чаще общаться с ребенком на разные темы, а не только в те минуты, когда появляется необходимость что-то ему поручить.
- Хвалите карапуза за послушание.
- Вы можете предложить малышу какую-то награду за выполненное поручение, например, мороженое или просмотр мультфильма. Только не злоупотребляйте такими методами. Иначе ребенок будет всегда требовать какое-то поощрение, а просто так действовать не будет.
- Очень важно показывать детям, особенно в подростковом периоде, что они самостоятельны и являются таким же равноправными членами общества, как и вы. Не забывайте прислушиваться к их мнению, позволяйте самостоятельно принимать решения. Но также нужно высказывать и свои доводы и аргументы.
Не думайте, что ваш малыш один такой непослушный, игнорирует все ваши слова. Такое наблюдается у каждого ребенка, просто проявляется в разной степени и в различных ситуациях. Будьте чуткими, всегда учитывайте мнение малыша, несмотря на его возраст. Никогда не кричите, не обзывайте, не бейте своих детей — эти способы не только не станут решением проблемы, но и ухудшат сложившуюся ситуацию, негативно повлияют на психику.
Источник
Некоторым родителям повезло: их ребенок демонстрирует послушание и в два, и в три года, и в десять лет. Но таких единицы. Подавляющая масса малышей «сворачивает на кривую дорожку» как раз после третьего дня рождения - и начинаются проблемы. В числе таких проблем - игнорирование собственных родителей. В чем причина подобного поведения, и как с этим бороться?
Почему ребенок игнорирует родителей
Когда малышу исполняется три-четыре года, у него начинается кризис взросления. Он стремится к независимости, самостоятельности и отстаивает собственные права. С этим и связано невнимание к родительским словам и «пофигистическая» реакция на каждую просьбу. Кроме того, трех-четырехлетний малыш не слышит (делает вид) то, что слышать ему не хочется. Если он играет в кубики, а вы зовете обедать, не удивляйтесь молчанию в ответ. Крохе не хочется из-за еды расставаться с игрушками, и протест он выражает с помощью игнорирования.
Не забывайте и тот факт, что вербальные навыки у ребенка таких лет еще не слишком развиты. Пяти- или шестилетний малыш выразил бы эмоции словами, трехлетки этого сделать еще не в состоянии. Единственный доступный им способ - игнорирование. Родительская задача на данном этапе - найти ключик к малышу, заставить его сотрудничать и, в конечном итоге, выполнять просьбы и распоряжения мамы и папы. И вот какими методами можно этого добиться…
Давайте четкие инструкции
Иногда мы даем ребенку невыполнимые задания, а потом злимся, что он не выполняет требуемого. Помните: трехлетка воспринимает сказанное буквально. Вас раздражают ботинки, которые малыш принес из коридора и бросил посреди детской, и вы требуйте «убраться в комнате». Такая расплывчатая просьба поставит ребенка в тупик - да и окажется непосильной для него (даже если бы в комнате «прошел Мамай» и требовалась бы уборка, трехлетка не сумел бы в одиночку справиться с этой задачей). А потому кроха найдет верный выход: игнорировать просьбу. Дайте задание четко: «Унеси ботинки на место» - и результат окажется кардинально иным.
Аналогичное поведение малыш продемонстрирует при призыве «готовиться к обеду». Что это означает? Вот «вымыть руки», «сесть за стол», «надеть фартучек» звучит куда яснее.
Учите новому
Малыши любят получать новые навыки. Поэтому, если вы хотите в действительности приобрести деятельного помощника по дому, не поленитесь научить его некоторым вещам. Как мыть посуду губкой, как ставить тарелки в шкафчик, как отжимать швабру - и просите ребенка об этом. Доступные пониманию просьбы игнорировать малыш не станет. Конкретная просьба составить тарелочки вызовет у ребенка рвение, размытая «прибери со стола» окончится игнорированием.
Упростите инструкции
Ребенок не выполняет просьбы, если они сложны для понимания. Не давайте трехлетнему малышу сложные многоступенчатые задания. В таком возрасте он способен понимать два, от силы три шага. Поэтому «сходи на кухню, выброси в ведро» кроха поймет и сделает, а «достань елочные игрушки, вытащи оттуда шарики и звезды, шарики отдай мне, звезды унеси в другую комнату» - сто процентов нет.
Выполняйте требуемое
Пора уходить со двора обедать? Предупредите малыша об этом минут за пять-десять, а затем осторожно направьте к выходу. Он залез на стол? Сначала попросите спуститься. Если ребенок не выполняет просьбу, снимите его оттуда самостоятельно.
Мотивируйте ребенка
Речь не о материальных вознаграждениях - ими не стоит злоупотреблять, иначе малыш привыкнет к этому и не пошевелится без поощрения. Речь о вербальной мотивации. Хвалите ребенка, делайте комплименты, говорите, как вы довольны поступком крохи. Малыши любят доставлять удовольствие, поэтому слова: «Как здорово ты вымыл тарелочку! Я восхищен!» дадут ему стимул к дальнейшим победам на этом фронте.
Кроме того, ребенок не станет игнорировать просьбу, если посулить ему то, что он хочет. «Когда положишь игрушки в ящик, пойдем за мороженым». Важно: не «если положишь», а «когда»: в противном случае велик шанс не дождаться выполнения ребенком требуемого.
Используйте альтернативные варианты
Ребенок игнорирует родителей, когда они запрещают что-то или ругают за неприемлемое поведение? Постарайтесь таким образом сформулировать запрет, чтобы обойти частичку «не». Вместо «Не пинай мяч дома!» скажите: «Давай поиграем в мячик на улице?»
При каждом допустимом случае говорите ребенку «да». Если он грезит роликовыми коньками и хочет на них кататься, не запрещайте этого - даже если ребенок еще мал для подобного спорта. Вместо запрета скажите, что вы с удовольствием поможете ему научиться. Помните: иногда стоит капитулировать в крошечной битве, чтобы выиграть в серьезном сражении.
Предупреждайте
Поставьте себя на место трехлетки - вы беспечно болтаете с другом, и вдруг вас хватают, сообщают, что пора идти, и уводят. Вряд ли вам это понравится - как не нравится и малышу. Чтобы уменьшить игнорирование родителей и их просьб, научитесь заранее предупреждать малыша. «Через пять минут пойдем домой», «дорисуешь птичку - поедем в магазин» и так далее. Благодаря предупреждению малыш не начнет резко соглашаться с родительскими действиями, но во всяком случае, останется осведомленным о том, что вскоре произойдет.
Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ребенок
Если вы игнорируете ребенка, не слушаете, что он рассказывает, не выполняете его просьб и собственных обещаний - нет ничего удивительного, что он поступает так же. Для ребенка главный пример - родители. Он равняется на вас, подражает вам, копирует действия. Не нравится, что ребенок игнорирует родителей? Перестаньте игнорировать его.
Если вам кажется: ребенок в корне не слышит вас, он неразговорчив и замкнут, обратитесь за консультацией к детскому доктору.
Источник: https://mdi-toys.ru/razvitie-vospitanie/all/pochemu-deti-ignoriruyut-roditelej-i-chto-s-etim-delat/
Источник
На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”
После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).
Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).
И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:
“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”
Добрый день, Юлиана!
Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!
Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.
В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»
Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.
Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.
Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.
Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.
И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.
Очень хорошо помогает в этом плане:
- владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
- преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
- стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
- разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).
По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????
На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.
Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).
Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).
Ребенок может:
- или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
- или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
- или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).
Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:
- зрительное восприятие
- слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
- тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
- эмоционально-волевая сфера
- мелкая, крупная моторика
- речевое развитие
- уровень мышления
- характер игровой деятельности
Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).
Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.
Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.
Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.
После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.
Источник